Цели:
• помочь ребятам взглянуть на окружающий мир и на себя со стороны;
• научить осознавать и анализировать свои поступки в общении с окружающими;
• дать возможность составить свой личностный портрет, чтобы выявить свои определенные качественные характеристики.
Форма проведения:
Беседа с элементами тестирования и игровых тренингов.
Подготовка
1. Составить и размножить на каждого учащегося анкеты и тесты.
2. Подготовить докладчиков и ведущих.
3. Расставить в аудитории столы по периметру комнаты, а середину оставить пустой.
Примечание. Эта свободная часть аудитории необходима для проведения тренинговых упражнений, а расставленные таким образом столы помогут ребятам видеть друг друга, что будет способствовать более непринужденному и теплому общению.
Вводное слово учителя:
Ребята, тема нашего разговора «Познай себя». Эта тема стара как мир и неисчерпаема как вечность. Чего не знает человек?
Человек не знает разве только предела своей силы. Часто люди ищут себя везде, только не в себе самих. Известно много мудрых изречений, которые помогают нам справиться со своими мыслями, сомнениями, переживаниями в поисках собственного «Я».
Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную.
Хилон из Эфора (VI в. до н.э.)
Истинное величие состоит в том, чтобы владеть собой.
Ж. Лафонтен
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом.
Пифагор (576—496 гг. до н.э.)
Владей страстями, иначе страсти овладеют тобой.
Эпиктет
В центр аудитории выходят двое ведущих — юноша и девушка. У Обоих в руках по зеркалу.
Ведущий: Я смотрю в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. На меня смотрит хороший человек. Он умен, ироничен, мужественен...
Ведущая также смотрится в зеркало и повторяет:
Ведущая: О, и на меня смотрит прекрасное лицо. Она умна, изящна, привлекательна, загадочна...
Ведущая: Я смотрю опять в зеркало. Кто это? Что за лицо? Ни намека на обаяние, что за жалкая личность?
Ведущий (глядя в зеркало): Какой ужас! Какая тупая физиономия на меня смотрит. Он примитивен, туп и безволен!
Ведущая: Каждый день мы отражаемся во множестве зеркал.
Ведущий: На протяжении всей жизни мы отражаем и ловим несовершенные, сиюминутные, иногда мутные и расплывчатые свои отражения, блики, силуэты...
Ведущая: Каждый раз мы пытаемся представить светлый образ самого себя, созданный нами в самых сокровенных мечтах...
Ведущие: Какие же мы??? Как познать себя?
Ведущая: Китайский философ, житель царства Чу, Лао-Цзы (579—499 гг. до н.э.), говорил: «Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает... По себе можно познать других. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».
Ведущий: «Велика власть ваша, если вы собой владеете», — учил Сенека.
ТЕСТ «ЧТО ВЫ ЗА ПТИЦА?»
Учитель: Многие воспринимают тесты как развлечение, или при ответах на вопросы пытаются оценить не себя, а насколько точно угадал тест то, что человек уже о себе знал. Однако тесты нельзя воспринимать слишком прямолинейно, не преломляя через призму своих особенностей и личных ситуаций.
Ребята, предлагаем вашему вниманию тест, который называется «Что вы за птица?».
Итак, отвечая на вопросы, не думайте о том, что вы лучше или хуже, этот тест пытается показать — вы тот или иной...
Вопросы теста
Выберите из трех ответов один, наиболее подходящий.
1. Вы собрались погулять с друзьями, родители не позволяют, говоря, что уже поздно. Я:
а) очень попрошу, чтобы меня все-таки отпустили, но, если родители будут настаивать на своем, то останусь дома;
б) скажу себе: «А никуда я не хочу идти» и останусь дома;
в) скажу: «Ничего не поздно, я пойду», хотя меня потом будут ругать.
2. В случае разногласий я обычно:
а) внимательно прислушиваюсь к другому мнению и стараюсь найти возможность взаимного согласия;
б) избегаю бесполезных споров и пытаюсь добиться своего другими путями;
в) открыто выражаю свою позицию и стараюсь переубедить своего собеседника.
3. Я представляю себя человеком, который:
а) любит нравиться многим и быть как все;
б) всегда остается самим собой;
в) любит подчинять других своей воле.
4. Мое отношение к романтической любви:
а) быть рядом с любимым человеком — величайшее счастье в жизни;
б) это неплохо, но пока от тебя не требуют слишком много и не лезут в душу;
в) это прекрасно, особенно когда любимый даст мне все, что мне нужно.
5. Если я расстроен, то я:
а) постараюсь найти кого-то, кто бы меня утешил;
б) стараюсь не обращать на это внимание;
в) начинаю злиться и могу разрядиться на окружающих.
6. Если учитель не совсем справедливо раскритиковал мою работу, то:
а) меня это заденет, но я постараюсь этого не показывать;
б) меня это возмутит, я буду активно защищаться и могу высказать в ответ свои претензии;
в) я огорчусь, но приму то, в чем он прав, и постараюсь эти ошибки исправить.
7. Если кто-то уколет меня моим недостатком, то я:
а) раздражаюсь и молчу, пережевывая обиду внутри себя;
б) наверное, разозлюсь и отвечу тем же;
в) расстраиваюсь и начинаю оправдываться.
8. Я лучше всего действую, если я:
а) сам по себе;
б) лидер, руководитель;
в) часть команды.
9. Если я закончил какую-то сложную работу, я:
а) просто перехожу к другому делу;
б) показываю всем, что я уже все сделал;
в) хочу, чтобы меня похвалили.
10. На вечеринках я обычно:
а) тихонечко сижу в углу;
б) стремлюсь быть в центре всех событий; '
- в) провожу большую часть времени, помогая накрывать на стол и мыть посуду.
11. Если кассирша в магазине не додаст мне сдачу, то я:
а) естественно, ее потребую;
б) расстроюсь, но промолчу. Я не люблю препираться с кассирами;
в) не обращу внимания. Мелочь не стоит того, чтобы тратить на это нервы.
12. Если я чувствую, что злюсь, то я:
а) выражаю свои чувства и освобождаюсь от них;
б) чувствую себя неудобно;
в) пытаюсь себя утихомирить.
13. Когда заболеваю, то я:
а) делаюсь раздражительным и нетерпеливым;
б) ложусь в постель и очень жду, что за мной будут ухаживать;
в) стараюсь не обращать на это внимания и пытаюсь не обременять окружающих.
14. Если какой-то человек вызвал мое сильное возмущение, я предпочту:
а) выразить ему свои чувства открыто и в лицо;
б) разрядить свои эмоции в каком-нибудь постороннем деле или разговоре;
в) дать ему знать об этом косвенно, например, через других людей.
15. Мой девиз, очевидно, будет:
а) победитель всегда прав;
б) весь мир любит любящего;
в) тише едешь — дальше будешь.
Результаты тестирования:
Вопросы |
1-5 |
6-10 |
11-15 |
«Голубь» |
а |
в |
б |
«Страус» |
б |
а |
в |
«Ястреб» |
в |
б |
а |
Посчитайте свои ответы «а», «б» и «в» из трех групп вопросов и определите, чего в вас больше: «Голубя», «Страуса» или «Ястреба». Если всего поровну, то в вас всего понемногу и в разных ситуациях вы себя проявляете неодинаково.
Правда, стоит поразмышлять, что вы взяли
от «Голубя» — добрую мягкость или кислую нерешительность,
от «Страуса» — эмоциональную стабильность или замкнутость,
от «Ястреба» — решительность или агрессивность?
Интерпретация теста.
Примечание. Желательно отксерокопировать несколько характеристик тестов и раздать учащимся, им легче и приятнее будет воспринимать информацию на слух и самим более внимательно прочесть некоторые моменты характеристик.
Характеристика «Голубя»
Это мягкий, любящий и чувствительный человек. Голуби нуждаются в любви, от нее зависит их счастье и безопасность, и ради нее они готовы даже на самопожертвование. Голуби во многом — слабовольные. Они готовы сделать все для других — и чаще всего то, что втайне хотят, чтобы это сделали для них. Прямо попросить или потребовать то, что им нужно, они или боятся, или не умеют. Они слишком уступчивы, так как трусливы. Голуби живут мечтой найти человека, который угадывал бы их желания и понимал бы с полуслова. Не встречая такого, часто оказываются разочарованными. Они вообще слишком много времени уделяют переживаниям. Голубь чаще играет второстепенные роли, способствуя подъему наверх другим. Брать на себя инициативу побаиваются. Это потому, что они лучше себя чувствуют за троном, а не на нем. Голуби зависимы от мнения окружающих и преданы предмету обожания. Они страдают от мелочей, часто суеверны. Легкие, миролюбивые голуби оказывают усмиряющее действие на темпераментных и агрессивных людей. Свою собственную злость они направляют на себя, часто теряют здоровье, простуживаются, теряют кошельки и режут себе пальцы вместо колбасы.
Характеристика «Страуса»
Страус — человек холодный, расчетливый, осторожный и предпочитает держаться от всего на расстоянии. Ему нужно пространство вокруг себя, а не кто-то под боком. Если к нему подходят слишком близко, он отталкивает его, или чаще бежит от него сам. Страусу достаточно себя и он хочет только покоя. Чтобы избежать нежелательных контактов или разочарований, он старается спрятать в песок не только свою голову, но и сердце, и талант. Страус избегает связей и особенно вытекающих из них обязательств. Они предпочитают страдать в молчании и одиночестве. Но страдания их не слишком болезненны, поскольку они умеют защитить себя от них. Даже если Страуса отвергли, он перенесет это достаточно спокойно, так как не ждет от жизни и от людей слишком многого, поэтому и не слишком разочаровывается. Отчужденность Страуса придает ему целостность и самодостаточность, но другая сторона его личности — это замкнутость, которая отрезает Страуса от лучшего в других людях и в нем самом, от бурлящего потока жизни.
Характеристика «Ястреба»
Человеку честолюбивому, решительному и храброму, Ястребу нужна власть. Преследуя свои цели, Ястребы приобретают массу противников, но, с другой стороны, они многого и достигают, так как работают больше других. Враждебность, агрессивность и некоторая одержимость делает их очень сложными спутниками в жизни, но в то же время они заставляют людей выкладываться в деле. Мы чаще восхищаемся ими, чем любим. Ястребы требуют немедленного подчинения, беззаветной преданности и массы превосходных эпитетов. Ястребы стремятся к совершенству, идеалу. Бескомпромиссны, требуют «все» или «ничего». На критику со сторону реагируют плохо, она может вызвать ярость, но также ввергнуть и в состояние глубокой депрессии. Для Ястреба мир представляется полем битвы в окружении врагов. Но они вооружены умом и проницательностью, они прирожденные стратеги и заряжены массой энергии. Единственная битва, которую они проигрывают, — это битва с самим собой.
Ведущий: Итак, теперь понятно, какие мы с вами «птицы».
Ведущая: По-моему, не стоит слишком серьезно относиться к этим «птичьим» характеристикам, ведь все в жизни относительно...
Ведущий: Я согласен с тобой. Однако некоторые аспекты нашего характера тест раскрывает и дает возможность в некоторой степени оценить себя, не правда ли?
Ведущая: В дополнение к характеристикам Голубя, Страуса и Ястреба я считаю уместным ознакомить ребят с советами психолога Николая Козлова, которые он приводит в своей книге «Как относиться к себе и к людям, или Практическая психология на каждый день». Ты поможешь мне?
Ведущий: Конечно, я тоже считаю, что это необходимо сделать.
Ведущие по очереди зачитывают психологические советы и необходимые тренинги.
Советы «Голубю»
Голубю нужно:
• становиться более самостоятельным;
• начинать жить своей жизнью;
• учиться быть человеком для себя, а не человеком для других;
• разрешить себе быть самим собой.
Тренинг для «Голубя»
№1. Упражнение «Не-улыбка»
Вас постоянно «ловят» на улыбку — вы улыбнулись, значит, сказали «да».
Разрешите себе не улыбаться, когда не хотите попасть «на крючок» нежелательной ситуации.
№2. Упражнение «Нет»
Научитесь говорить «нет» твердо и решительно. Постарайтесь сами себе внушить, что:
а) вы на это имеете право,
б) такое «нет» воспринимается нормально.
№3. Упражнение «Захват инициативы»
Учитесь захватывать инициативу в разговорах и в делах.
№4. Упражнение «Нестандартные поступки»
Разрешите себе не обращать внимание на окружающих и не бояться, как на это они отреагируют, например,
• попрыгайте на остановке на одной ноге;
• наденьте носки разного цвета;
• резко измените свой привычный имидж.
№5. Упражнение «Губа»
Это упражнение укрепит вашу психическую устойчивость.
Приподнимите верхнюю губу, обнажая десны и зубы. Ваше лицо приобрело неприятное выражение. Вот здорово! Разрешите себе с таким лицом походить по улице, на перемене в школе!
№6. Упражнение «Свобода голоса и мнений»
• постарайтесь говорить громко, уверенно;
• высказывайтесь категорично;
• помните, для вас лучшая защита— это нападение. Не ждите упреков и обвинений, нападайте сами.
№7. Упражнение «Свобода отрицательных эмоций»
Вам нужно избавиться от боязни огорчить окружающих своими эмоциями. Чаще выражайте их, не держите их в себе, выливайте наружу!
Советы «Страусу»
Ваша холодность не природная, а следствие боязни связей и переживаний.
Жить бывает больно, но это еще не повод, чтобы не жить вообще. Ваша главная задача:
• развивать интерес и внимание к окружающим;
• научиться лучше понимать и чувствовать людей;
• откройте себя миру, и мир откроет себя вам.
Тренинг для «Страуса»
№1. Упражнение «Запоминание лиц»
Вам необходимо выработать привычку запоминать лица окружающих людей.
Выделите характерную деталь во внешности человека, закройте глаза, постарайтесь воспроизвести весь образ зримо, в деталях. Не получается, что-то «не видите» — смотрите снова, чтобы запоминание было полным.
№ 2. Упражнение «Я глазами других»
В различных ситуациях и с разными людьми постарайтесь посмотреть на себя глазами вашего собеседника. Какое впечатление вы производите? Что он думает о вас?
№ 3. Упражнение «Сопереживание»
В разговоре на личные, трогающие собеседника темы, постарайтесь искренне, заинтересованно (не внешне, а внутренне) слушать его.
№ 4. Упражнение «Перевоплощение»
Попробуйте почувствовать себя на месте другого человека. Представьте, что он — это вы. Влезьте в его внешность, воспроизведите посадку, походку, мимику, движения. Постарайтесь думать его мыслями, чувствовать его чувствами.
Советы «Ястребу»
Возможных единомышленников вы превращаете в конкурентов. Вы должны:
• научиться быть более терпимым;
• стать более доброжелательным;
• убедить себя, что вы сами невольно превращаете окружающих во врагов.
Тренинг для «Ястреба»
№ 1. Упражнение «Улыбка»
Приучите себя к тому, чтобы обычным выражением вашего лица стала теплая, доброжелательная улыбка. Если ее нет на лице, то должна быть всегда внутренняя готовность к ней.
№ 2. Упражнение «Мир тебе»
Сделайте для себя внутреннюю установку при встрече с любым человеком: «Мир тебе!» Подарите это ему всей душой, всем сердцем. Выходите с этим чувством на улицу, обратитесь с этим выражением к птицам, небу, деревьям. А какую-нибудь симпатичную рябинку или березку — можно и обнять, познав море энергии и восторга.
Пойте каждые пять минут: «Все будет хорошо!»
№ 3. Упражнение «Передача инициативы»
Чаще передавайте собеседнику инициативу в разговоре. Старайтесь затрагивать тему, которая интересна и приятна ему.
№ 4. Упражнение «Облако в штанах»
Учитесь говорить меньше, тише, мягче. Избегайте категоричных фраз и интонаций.
№ 5. Упражнение «Комплименты и благодарность»
Чаще используйте возможность сказать человеку что-то о нем или о его действиях хорошее. Выражайте эту благодарность не только словами, но и глазами, улыбкой. Разрешите себе восхищаться людьми, но только делайте это искренне.
№ 6. Упражнение «Гроза отменяется»
Вам тяжело сдерживать отрицательные эмоции, а окружающим еще труднее их переносить. Учитесь не ругаться. Постарайтесь целую неделю всем все прощать, никого не критиковать, не осуждать, и не делать язвительных замечаний. Слабо?
№ 7. Упражнение «Мудрец»
Учитесь созерцательному взгляду на жизнь, мудрости, умению проигрывать. Что бы ни произошло, чем негодовать или расстраиваться, почитайте афоризмы и мудрые высказывания философов.
Примечание. В конце занятия желающим также можно вручить памятки с заданиями: «Что нужно Голубю», «Что нужно Страусу», «Что нужно Ястребу». Памятки заранее необходимо размножить.
«ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ»
Учитель: Ребята, полученные советы от психолога, надеюсь, помогут многим из вас по-новому взглянуть на себя, оценить некоторые сильные и слабые черты характера, его особенности. Характер человека изменяется на протяжении всей жизни, если пытаться его совершенствовать и не идти на поводу своих эмоций, эгоистических амбиций.
А сейчас давайте поиграем. Наши игры помогут одним преодолеть скованность, другим проявить организаторские способности, а также в игре легче общаться и понимать друг друга.
Ведущая: Ребята, вы уже устали сидеть за столом, мы хотим предложить вам активно поиграть.
Ведущий: Во-первых, надо разделиться на две команды.
Ведущая раздает номера всем участника игры. Четные номера — это одна команда, а нечетные — вторая.
Игра №1. «Сортировка»
Условия игры:
• Участникам команды построиться по росту.
• Игрокам построиться по алфавиту фамилий.
Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее справится с заданиями.
Игра №2. «Изобразите картину»
Условия игры:
Капитанам команд вручается конверт, в котором написано название известной картины, которую надо изобразить так, чтобы соперники и жюри отгадали, например,
И.Е. Репин «Бурлаки на Волге»,
И.И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»,
В.А. Серов «На привале».
Побеждает та команда, которая лучше и интереснее изобразит картину.
Игра №3. «Что бы это значило?»
Условия игры:
• Игроки делятся на две команды.
• Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков.
• Вторая команда пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается.
• Затем команды меняются ролями.
Можно загадывать:
— отдельные слова,
— фразы из известных песен и стихов,
— пословицы и поговорки,
— крылатые выражения,
— сказки,
— известных (реальных или выдуманных) людей.
Показывать понятие может как один, так и несколько человек.
Побеждает та команда, которая отгадает больше понятий.
Игра №4, «Эмоциональный взрыв»
Условия игры:
• От каждой команды выделяется по три представителя.
• Ведущий говорит фразу, например, «Муха села на варенье». Эту фразу и начинают произносить по очереди представители команд с нарастающими эмоциями.
Побеждает та команда, чьи игроки с более сильным эмоциональным накалом произнесут фразу.
Игра № 5. «Несмеяны»
Условия игры:
• Игроки делятся на две команды.
• Участники первой команды — «Несмеяны» — садятся на стулья и принимают как можно более грустный и унылый вид.
• Задача игроков другой команды — по очереди или всем вместе рассмешить «Несмеян».
• Каждая улыбнувшаяся «Несмеяна» присоединяется к команде смешителей.
• Если за определенный промежуток времени удастся рассмешить всех «Несмеян», выигравшей объявляется команда смешителей, если нет — команда «Несмеян».
• После этого команды меняются ролями.
• Чтобы рассмешить «Несмеян», игроки могут показывать пантомиму, рассказывать анекдоты, строить рожи, однако прикасаться к «Несмеянам» не разрешается.
Заключение:
Учитель: Дорогие друзья, я хочу вас поблагодарить, что вы по-доброму, и в шутку и всерьез отнеслись к этой встрече. Многие из вас вдумчиво и осознанно отвечали на вопросы тестирования, пытались соотнести интерпретации «птичьих характеров» со своими эмоциональными особенностями и настроями. Во время игровых моментов можно отметить явные позитивные перемены в сторону взаимопонимания и дружеского доверия.
Я буду рада, если полученная информация поможет вам в устранении каких-то своих недостатков и направит в русло самосовершенствования личности.
Автор: Сгибнева Елена Петровна
Классный час «Право выбора», 9 класс
Классный час «Особенности личности», 9 класс
Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!