Классный час «Честь и достоинство», 10 класс

Разработка классного часа для старших классов

Тема: Честь и достоинство

Задачи: раскрыть моральную сущность чести и достоинства человека; воспитывать чувство ответственности за свои поступки; подвести ребят к мысли о необходимости жить, следуя нравственным правилам жизни, сохраняя свою честь и достоинство; развивать творческие способности и умение вести дискуссию; пропагандировать литературу по теме.

Подготовительная работа: подбор литературы и задания по самообразованию; творческие задания; консультации по выступлениям; оформление тематической выставки художественной и популярной литературы по теме; выставка репродукций, рисунков, иллюстраций к произведениям по теме «Защита чести и достоинства».

Участники: классный руководитель; учащиеся; учитель ИЗО; библиотекарь.

Ход мероприятия

Честь — это бриллиант на руке у добродетели.

А. Вольтер

Честь и достоинство сильнее всего.

Ф. Достоевский

Классный руководитель. Наше время наполнено ритмом и плотным графиком. Переполнено большим количеством контактов и забот. Создается впечатление, что все «бегут, бегут, бегут» по жизни смело, напористо и уж очень быстро. В такой суматохе некогда думать о ближних, чувствах и настроениях других людей. Тут самому бы не споткнуться на жизненной дистанции, выдержать ритм современной гонки. И вот мы уже в плену своих забот, эгоизма и себялюбия. Значит, многие нормы морали уже не усматриваются. Но ведь человек призван прожить на земле, соблюдая все нравственные нормы и принципы, честно и достойно. Иначе можно ли рассчитывать на нормальное существование человека и человечества вообще?

Честь и личное достоинство — основополагающие нравственные качества, которые определяют нормальную жизнь человека в обществе других людей. В этих качествах отражается очень важный вид отношений человека — его отношение к самому себе как к существу социально значимому.

Давайте послушаем, что говорят философы и психологи о чести и достоинстве.

Учащиеся:

- «Честь — понятие морального сознания и категория этики, включающее в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. По своему содержанию и природе отражаемого в ней морального отношения понятие чести аналогично понятию достоинства. Будучи формой проявления индивида к самому себе и общества к индивиду, честь, как и достоинство, соответствующим образом регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих».

- «Достоинство - понятие морального сознания, выражающее представление о ценности личности, категория этики, отражающая моральное отношение человека к самому себе и общества к индивиду».

Классный руководитель. Ребята, а какой смысл вы вкладываете в понятия «честь» и «достоинство» личности?

Учащиеся зачитывают выдержки из домашних сочинений по теме «Как я понимаю честь и достоинство»:

- ... это достойное поведение даже в сложных ситуациях. Выйти с честью и достоинством из любой ситуации — таков мой жизненный девиз.

- Честь — это не только то, что должно властвовать в нашем уме, но в душе и сердце тоже. Благородство мыслей, сердца и поступков обеспечивает человеку чистую совесть. А она дает нам не только нравственное, но и физическое здоровье.

- Добросовестный труд для своего блага и общественного считаю делом чести. Моя бабушка всегда говорит: «Живи своим умом, а честь расти трудом».

- Для меня честь - это мое доброе имя, хорошая, незапятнанная репутация. Я очень серьезно отношусь к этому вопросу (по отношению к себе и другим людям). Мой жизненный девиз: «Береги честь смолоду».

- Не лгать, не обманывать, быть ответственным, держать данное слово, не проявлять малодушие в трудные минуты - вот что означает для меня быть человеком чести.

- Быть человеком чести - значит быть уважаемым. Каждого из нас ценят не за то, что он умеет красиво говорить или много обещать. Наши благородные поступки (оказать помощь словом и делом, не подвести в трудной ситуации, оказать финансовую помощь и совсем не для того, чтобы о тебе написали или рассказали, не для повышения рейтинга), наша порядочность в поведении и действиях, в отношениях с другими людьми — вот что обеспечивает человеку доброе имя, а значит — и честь. Вот когда можно смело идти по жизни и чувствовать, что ты ее достоин. Вот что должно сопровождать нас по жизни.

— Слово дал — сдержи его,

Обязался — выполняй.

И запомни, каков есть,

Такова тебе и честь.

 

— Живи красиво и достойно,

И в мыслях, и в делах - пристойно,

Тогда пойдет по свету весть:

«Он сохраняет ум и честь!»

— Чувство чести — это глубокое моральное переживание. Это и огромная нравственная сила. Она помогает мне преодолеть жизненные трудности и себя, укрепляя мое личное достоинство как человека.

Классный руководитель. Очень важно для человека осознавать свое собственное достоинство. Это одна из форм самоконтроля личности. Человек предъявляет к себе определенные требования. Например, поступать так (исходя из норм морали), а не иначе, не унижая своего достоинства. Это возвышает человека, раскрывая его истинно благородный характер.

Тот, кто дошел до должного уровня понимания своего человеческого достоинства, уже не сможет вести себя безнравственно. Соблюдение норм морали становится его внутренней потребностью.

Честь и достоинство имеют большое значение как базисные качества личности, так как их составными элементами являются честность и скромность, выполнение своего долга и ответственность, самоуважение, гордость и т.д.

Учащиеся. Мы знаем, что гордость - это очень высокая степень сознания собственного достоинства. Но одно дело, если о человеке говорят, что он гордый, и совсем другое, когда кто-то слишком завышает свою оценку, преувеличивает мнение о себе и своих достоинствах. Это уже называется высокомерием, которое никак нельзя назвать благородным качеством. «Гордец», «гордячка» - эти слова люди обычно произносят с осуждением. А народная мудрость гласит: «Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть».

Классный руководитель. Бесчестных людей бывает много среди карьеристов. Притом таких, кто делает карьеру ради карьеры и своего тщеславия, сметая все и вся на своем пути, попирая все нравственные нормы и совершенно не задумываясь об этом.

Ребята, а какие прилагательные вы можете поставить рядом со словом бесчестный?

Учащиеся. Обманывающий, угодничающий, не держащий слово, льстивый, двуличный, недостойный, бессовестный, безответственный, малодушный, неблагородный, непорядочный, безнравственный, тщеславный, недостойный и т.д.

Классный руководитель. Чтобы жить честно и достойно, необходимо осознать моральную сущность чести и достоинства. И не только понять, но и стремиться всегда поступать в соответствии с нравственными нормами. Сознание собственного достоинства находится в теснейшей связи с нашей совестью. А это и является одним из способов осознания человеком своего долга и ответственности, а значит — и достойной жизни. Что для вас значит жить достойно?

Учащиеся:

- Это значит жить по совести. О совести говорят обычно как о чувстве нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом в целом.

Однажды я совершенно случайно прочитал рассказ «Паром на быстрой реке». Автор В. Короткевич описывает в нем события далекого восстания 1863—1864 гг. Велико было мое впечатление. Описание основывается на предании, которое передается в их Роду из поколения в поколение.

Трагические события развернулись в ненастную августовскую ночь. К переправе спешит жена одного из руководителей повстанческих отрядов. Ее муж арестован и ждет казни. Но она везет документ о помиловании и очень спешит, потому что время казни неумолимо приближается. Царские генералы, выдав документ о помиловании, отдали в то же время приказ своим подчиненным сделать так, чтобы она опоздала и приговор был бы приведен в исполнение. У переправы дежурит отряд солдат и два офицера.

Один из офицеров, Поро-Леонович, не разглашая приказа, старается любыми способами задержать женщину, не позволяя ей переправляться и объясняя все непогодой. Напрасно она взывает к его милости. Другой офицер, Горов, при помощи солдата тайно помогает женщине. Но все напрасно. Она опаздывает на 10 минут (А ведь могла бы успеть! Как ей теперь жить с этим!). Леоновичу в присутствии Горова передают благодарность за содеянное. Горов шокирован. Он называет Леоновича подлецом и негодяем и вызывает его на дуэль. Горов стреляет не целясь. Он удивлен, когда видит, что Леонович падает, отбрасывая свой пистолет в болото. Умирая, Леонович говорит: «Пистолет в болото... Спасибо вам... Спасибо». Он все решил заранее (обставить дуэль как несчастный случай) и сам решил свою участь, шагнув под пулю. Так человек решил избавиться от угрызений совести и бесчестья. Человек, который говорил: «Есть мой мозг и моя рука, которая каждого может взять за глотку. С людьми любые средства хороши... Предательство, отрава, донос, а потом нож, хлыст, тюрьма... И не надо стыдиться. Я не стыжусь».

Даже такого жестокого и бесчестного человека одолел его главный судья — совесть. (Здесь же можно посмотреть отрывок и кинофильма «Воробьиная ночь», заключительная сцена — разговор Горова с женой казненного.)

— Совесть — высшая форма нашего морального самоконтроля. Это регулятор нашей человеческой жизни, наших мыслей и поступков. И думаю, что многие из нас хоть иногда испытывали эмоциональные переживания под названием «угрызения совести». Не делай того, что осуждает твоя совесть. Совесть — тысяча свидетелей, — говорил Квинтилиан. Но это хорошо, когда такие совестливые свидетели у человека есть. Они замучат человека своим беспристрастным допросом, и в следующий раз он, возможно, уже не решится на дурной поступок. Хуже, когда совесть «непробиваема». А людей с таким видом совести становится, к сожалению, все больше.

— Совесть — взгляд твой на жизнь,

И оценка поступков,

Правда жизни и смысл, —

Говорил внуку дед.

Чистой совесть держи,

Береги сосуд хрупкий,

Уваженье людей

Ты заслужишь в ответ.

— Выполняя свой долг перед родными, близкими, обществом, перед собой, наконец, мы чувствуем, что живем достойно. Мы не просто делаем что-то, а осознаем необходимость и последствия совершаемых поступков для себя лично, других людей и общества (например, наши успехи в учебе, получение высшего образования и профессии, а затем достойный труд). Таким образом, мы сознательно служим не только своим, но и чужим интересам, способствуем осуществлению как личной, так и общей, значимой для всех цели.

- Жить достойно - значит быть человеком ответственным. Я понимаю ответственность как необходимость, обязанность отвечать за свои дела и поступки.

- Думаю, что ответственность — это выполнение своего морального долга, а также соблюдение правовых норм. Есть ответственность гражданская, административная и уголовная. Но самая важная — моральная. Это ответственность перед самим собой и своей совестью за содеянное.

— Я уверен, что человек должен учиться жить достойно уже с детства. Если мы с малых лет осознаем, насколько пороки уродливы, то мы будем избегать их не только в делах, но даже в мыслях и во взрослой жизни, в какую бы форму они ни были облачены. Ведь в жизни так много соблазнов. А мостик между отрицательным поступком и совестью часто бывает очень шатким. Да и кто-то неведомый нам иногда нашептывает: «Сделай, это не так уж и плохо, как ты думаешь. Другие же так поступают, и ничего». Для меня обучение чести и достоинству началось с детских игр. Предпочитаю не лгать и идти по жизни прямой дорогой, хоть это не всегда просто. Но зато мне не бывает стыдно ни перед людьми, ни перед самим собой. Я испытываю отвращение к обману любого рода (правда, есть еще такое понятие, как ложь во благо; но я считаю, что это вопрос спорный, и о нем, думаю, следует поговорить отдельно).

— Жить достойно, с чувством ответственности меня учили родители с самого детства. Им всегда было интересно, что я думаю и чувствую. Они сочувствовали моим неудачам, поддерживали меня, советовали. Я не слышал окриков, оскорблений, ругательств и угроз. Мою детскую гордость всегда щадили. С первого года обучения в школе я всегда знал, что ответственность за выполнение домашних заданий лежит исключительно на мне. Мне говорили: «У тебя школа, а у нас — работа. Важно и то, и другое. Каждый должен быть занят своим делом». Мне всегда давали возможность выразить себя как личность, никогда не давили с выбором какого-то занятия. Может, потому я и смог ясно и четко определиться со своей будущей профессией (чем я только ни увлекался в детстве, но родители относились к этому без раздражения и с пониманием). И сейчас я с полной ответственностью отношусь к своему выбору, поэтому стараюсь учиться как можно лучше, чтобы осуществить свою мечту. Я хочу быть прежде всего человеком, а это значит «чувствовать свою ответственность» (А. де Сент-Экзюпери).

— У человека может быть достаточно хороших качеств. Но достойный этот человек или нет, мы узнаем только тогда, когда увидим, как эти хорошие качества применяются им наделе (хорошие качества ум и профессионализм, но если ими пользуется «хакер»?). Всегда надо помнить, что «человек есть не что иное, как ряд его поступков» (Г. Гегель).

— Человек есть частица общества, и он имеет право уважать себя только в том случае, если он полезен этому обществу. В противном случае его можно назвать просто тщеславным.

Классный руководитель. Соблюдение нравственных правил жизни поможет нам, конечно, сохранить свою честь и достоинство. Учитесь повелевать своей совестью, и она будет отслеживать и судить ваши поступки в течение всей жизни. Будьте прежде всего строги и требовательны к себе, а потом уже к другим. «Человек подобен дроби, где числитель - это то, что он действительно собой представляет, а знаменатель - то, что о себе воображает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь; а если знаменатель - бесконечность, то дробь равна нулю» (Л.H. Толстой). А нуль - он и есть нуль, он не может иметь ни чести, ни достоинства. Никогда не забывайте о том, что мы — люди.

Итак, ребята, честь и достоинство — это...

Учащиеся:

- Хорошая общественная репутация.

- Доброе имя человека.

- Хорошая оценка и признание его достоинств другими людьми.

— Осознание человеком своего престижа в обществе и необходимости его поддержания.

Достоинство — это ...

- Нравственное качество, предполагающее осознание личностной самооценки и социальной значимости.

- Стремление к совершенствованию своих положительных сторон.

- Проявление себя в положительных поступках.

- Положительная репутация и чувство самоуважения.

- Привычка вести себя достойным образом, которая предполагает умение защитить себя и других от хулиганских действий, оскорблений; оказание помощи людям, попавшим в беду.

Классный руководитель. Отстоять свою честь и достоинство человек может только благодаря собственным усилиям, т. е. своим поступкам.

Библиотекарь знакомит ребят с литературой по теме.

Учитель изобразительного искусства вместе с учащимися осматривает выставку репродукций, иллюстрации и рисунки учащихся. Учитель отвечает на вопросы, все делятся впечатлениями.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час дискуссия для 9-11 класса

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни

Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время

Классный час «Земля без войны», 10-11 класс

Классный час «Административная и уголовная ответственность», 9-11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!