Сценарий классного часа для учащихся старших классов, студентов колледжа, техникума.
Цели
1. Рассказать о смысле праздника Пасха.
2. Познакомить учащихся с традициями празднования Пасхи на Руси, обрядами, песнями, играми, сопровождающими этот праздник.
3. Воспитывать уважение к русским православным традициям, приобщать к вечным христианским ценностям, формировать гуманистическое мировоззрение учащихся, интерес к изучению религии как источнику нравственности человека.
4. Совершенствовать творческие способности.
Предварительная подготовка
1. Учащиеся приносят куличи, крашеные яйца.
2. Репродукции икон «Снятие со Креста», «Положение во гроб», «Воскресение Господне», «Женымироносицы у Гроба Господня», картины Н. Ге « Голгофа ».
3. Учащиеся делятся на группы: архивариусы, потешники, лирики. Каждая группа разрабатывает свою эмблему согласно роду деятельности (архивариусы могут изобразить свитки, берестяные грамоты, потешники — шутовской колпак, лирики — перья для письма и пр.). Совместно с преподавателем каждая группа подбирает материал и готовит свое выступление.
На Воскресение Христа,
Душа моя, ликуй и пой,
Наследница небес:
Христос воскрес, Спаситель твой
Воистину воскрес!
Так! Ад пред Сильным изнемог:
Из гробовых вериг,
Из ночи смерти Сына Бог
И с Ним тебя воздвиг.
Из света вечного Господь
Сошел в жилище тьмы,
Облекся в персть, оделся в плоть —
Да не погибнем мы!
Неизреченная любовь,
Всех таинств высота!
За нас Свою святую Кровь
Он пролил со креста.
Чистейшей Кровию Своей
Нас, падших, искупил
От мук и гроба, из сетей
И власти темных сил.
Христос воскрес, Спаситель мой
Воистину воскрес.
Ликуй, душа; Он пред тобой
Раскрыл врата небес!
В.К. Кюхельбекер
Пасха — самый важный христианский праздник для каждого православного человека. Он знаменует победу жизни над смертью, причем не в переносном, а в буквальном смысле этого слова. В этот праздник православные отмечают Воскресение Иисуса Христа. Значение праздника состоит в том, что Сын Божий своей смертью искупил грехи всего человечества, иными словами — освободил его от рабства дьявола, после чего воскрес, таким образом победив смерть и даровав людям жизнь и вечное блаженство.
Конечно, можно по-разному относиться к Иисусу Христу. В теологии спорным является вопрос историчности этой личности. Кто он — реально существовавший человек или сформированный тысячелетиями образ Сына Божия? Так, например, в науке сложилось мнение, что Священное Писание не является достаточным доказательством существования Христа, поскольку создавали его христиане, дабы утвердить свое учение. Однако нам известно о памятниках, связанных с земной жизнью Христа, это святые места в Израиле и Палестине. Сохранилась плащаница — кусок ткани, в который было завернуто тело Иисуса после снятия с креста. Существует множество прочих святынь. Но сильнее всех материальных свидетельств — несокрушимая вера человечества во Христа. При этом каждый решает для себя, во что он верует, для чего молится: кто-то находит помощь, кто-то — поддержку, кто-то — успокоение. Даже люди неверующие, атеисты, поражаются торжественности и величию праздника Пасхи, преисполняются любви и теплоты.
Как сказал Ф.М. Достоевский, сам глубоко верующий человек: «Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ его по-своему, т. е. до страдания. Названием же православного, т. е. истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего». Его мысль продолжает А.И. Солженицын: «Наше национальное распыление, произошедшее в XX веке, как раз и истекает из утери нами православной веры, из самоутопления в новом свирепом язычестве. При отказе от православия и патриотизм наш приобретает черты языческие».
1. Итак, Пасха — светлый православный праздник. Отмечать его принято торжественно, весело, с многочисленными обрядами, песнями, стихами, поговорками, вкусным угощением.
Какова же история праздника? Что вы знаете о происхождении этого праздника? Какие народы отмечают Пасху?
Слово предоставляется архивариусам.
Архивариус 1. Традиция отмечать Пасху существовала еще у древних евреев. История относит нас к тому времени, когда еврейский народ жил в Египте и на протяжении многих веков был в рабстве. Добывать кусок хлеба приходилось тяжелым, мучительным трудом. Так, например, рабы должны были заниматься строительством пирамид: тесать огромные камни, тащить их на себе до места постройки, замешивать раствор и формировать кирпичи, заниматься орошением полей, ухаживать за скотиной и т. д. В Пятикнижии (Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие; другое название — Тора), т. е. пяти первых книгах Библии, говорится, что египтяне обращались с евреями очень жестоко, любое неповиновение каралось палочными ударами, а работать приходилось под присмотром надзирателей. Много раз обращались евреи к фараону с просьбой отпустить их, однако тот оставался равнодушным к их проблемам. Считается, что в таком тяжелом положении евреи жили на протяжении 210 лет. Предпринятых мер по уничтожению еврейского народа оказалось, по мнению фараона, недостаточно. Он боялся, что молодой народ будет преобладать по численности над египтянами и, возможно, пошатнется его авторитет и будет потеряна власть. Последней каплей в терпении угнетенного народа стало повеление фараона топить в реке всех новорожденных мальчиков-евреев.
Идейным вдохновителем в борьбе с поработителями стал Моисей, который считается освободителем еврейского народа. Будучи воспитан при дворце фараона, он все же не забыл, к какому народу он принадлежит. Изо дня в день наблюдал Моисей, каким пыткам подвергается его народ.
Архивариус 2. Священные книги свидетельствуют, что явился Моисею Бог и повелел ему освободить свой народ. Моисей с братом Аароном просили фараона отпустить еврейский народ, который обещал сделать это, но каждый раз менял свое решение. После каждого отказа на египтян обрушивались различные бедствия («Десять египетских казней»): то случалось нашествие мошек, кусавших людей, то «песьих мух», облепивших жилища, людей и скот и не дававших жить, то превращение воды в водоемах в кровь, то вдруг настигала скот моровая язва, то грянул гром и посыпался огненный град, а потом наступила такая плотная тьма, что египтяне не могли двигаться в ней. При этом кары эти распространялись только на египтян. И когда в последний раз не послушался фараон и не отпустил евреев, египтян постигло самое страшное наказание — казнь первенцев.
Накануне казни каждая еврейская семья должна была заколоть и запечь ягненка, испечь пресный хлеб и съесть все это с пряными травами — так повелел им сделать Господь. Кровью ягненка нужно было смазать косяки входной двери. Делалось это для того, чтобы ангел, умертвляющий египетских первенцев, обошел стороной еврейские дома. После такого испытания фараон был вынужден отпустить народ Моисея.
С тех пор Пасха отмечается у израильтян как праздник Исхода — Песах, что в переводе с иврита означает «проходить», «избавлять». Праздник отмечали семь дней. В первый день праздника в память об Исходе закалывали, запекали и ели ягнят и пресный хлеб (опресноки, маца). Горькие травы тоже должны были присутствовать на праздничном столе, они символизировали горечь лет, проведенных многострадальным народом в рабстве.
Прежде чем говорить о том, как Пасха, являвшаяся праздником евреев, стала главным праздником христиан, необходимо сказать несколько слов о том, кем был Иисус Христос.
Иудейские пророки предрекали, что настанет день, когда на землю придет Мессия и освободит народ Израилев (евреев). Предсказание исполнилось, и Мессия явился, но евреи не признали в нем своего царя, так как надеялись, что он избавит их от владычества Рима и даст господство над остальными народами. Поэтому они распяли Христа на кресте вместе с двумя разбойниками. Иисус умер на кресте. Но, согласно христианскому учению, Иисус был не человеком, а Сыном Божьим, не имел грехов и поэтому, опустившись после смерти в ад, он не остался там, как происходило со всеми остальными умершими людьми, а сразу же вознесся на небеса, к Богу.
О том, что произошло дальше, рассказывает третий архивариус.
Архивариус 3. Согласно Новому Завету, ночью, спустя три дня после мучительной смерти на кресте, Иисус Христос ожил — воскрес из мертвых. Это великое событие произошло в праздник Песах (Пасхи). Его тело исчезло из гробницы, в которой его похоронили.
На рассвете Мария Магдалина и другие женщины пришли к гробнице, чтобы помазать тело миррой, как это положено при погребении. (Этих женщин с тех пор называют женами-мироносицами.) Женщины знали, что у гроба стоит стража, а вход задвинут камнем, и гадали, кто поможет им отвалить его. Первой подошла к гробнице Мария Магдалина. Увидев отваленный камень, женщина испугалась, решив, что тело Христа похищено. Но тут женщины увидели Ангела, который успокоил их и поведал о случившемся чуде, напомнил им слова Иисуса о том, что будет он предан и распят, а на третий день воскреснет.
Поначалу женщинам никто не поверил, и только когда ученикам явился сам Иисус Христос во плоти, живой, с ранами от гвоздей на руках и ногах, они поверили и обрадовались. Христос стал первым, кто, умерев, воскрес из мертвых, тем самым искупив первородный грех и остальные грехи всех людей на Земле.
После воскрешения Иисуса Христа Пасха приобрела новый смысл. Для христианских народов — католиков, православных, протестантов — она стала днем воскресения Христа, символом искупления и наступления новой жизни. Поскольку иудеи не признают в Иисусе Христе Сына Божьего и их священной книгой является Тора («Ветхий Завет»), они отмечают Пасху (Песах) как праздник, знаменующий исход евреев из Египта.
Архивариус 4. Перед праздником Пасхи проходит долгий Великий пост, когда верующие должны очиститься от пагубных страстей, желаний и привычек. Для этого следует не употреблять мясную, молочную и рыбную пищу, отказаться от развлечений, не сквернословить, проявлять смирение и доброжелательность. Суббота накануне Пасхи называется Великой. Можно приносить в церковь куличи и крашеные яйца для освящения. Праздничное ночное богослужение проводится ночью — с субботы на воскресенье. Оно начинается в 11 ч вечера и длится 4-5 ч вплоть до утра. Это праздник, вызывающий в душах верующих радость и ликование, рождающий светлые чувства.
Преподобный Феодор Студит так писал об этом празднике, его назначении: «Вот и наступило Святое Воскресение. Будем внимательны, чтобы нам провести этот праздник светло и боголепно, потому что это Пасха — первый и величайший дар Божьего домостроительства. С помощью благоговения обуздаем свое тело так, чтобы, хотя и переменится пища, не изменилось наше духовное состояние. Душа радуется приходу Пасхи, потому что она несет ей покой и облегчение от множества трудов».
Таким образом, все те рекомендации относительно поведения, которые дает нам церковь в Пасху — быть осторожными в делах, страстях, поступках, — мы должны применять и в повседневной жизни.
Пасху весело отмечали в народе: поскольку праздник этот отмечается весной, к духовной радости присоединялось ликование по случаю наступления весны, пробуждения природы после зимы. Предоставляем слово нашим потешникам.
Потешник 1.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
Так люди звали весну, прося у нее милостей — хорошего урожая. Поскольку становилось тепло, в честь Пасхи выпускали на волю птиц. Это символизировало свободу, радость новой жизни. При этом произносились такие слова:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозябые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воришки-воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Потешник 2. В Великий пост, как мы уже говорили, нельзя было гулять и развлекаться. А вот Пасха становилась праздником, когда молодежи разрешалось петь, играть и вовсю веселиться. На свежем воздухе проводились игры и забавы, водились хороводы, пелись песни:
У Казани у реки озеро воды.
Молодец коня поил, коня вороного.
Коль водицу конь не пьет,
Молодца горе берет.
В карман ручки он сует,
С рублик денег достает.
С рублик денег достает,
Красным девкам подает.
Одна девушка смела
К молодчику подошла,
С парня рубличек взяла,
В караван гулять пошла.
В караване на лужке
Целоваться всем в кружке.
Одной из пасхальных традиций было катание на качелях. Традиция эта имела ритуальный характер. В народе считали, что качели, поднимаясь вверх, приближают человека к небу, к Богу, и у него можно попросить плодородия — хорошего урожая и приплода домашних животных. Были качели в каждом дворе, а на центральной площади или пустыре устраивались большие качели для всех желающих. Кататься не стеснялся никто, веселились все — и стар и млад. Постепенно качели становились центром общественной жизни села, города, вокруг них собирался народ: девушки и парни пели, плясали под гармонь, бабы хохотали, детишки резвились.
Катание сопровождалось веселым приговором, по смыслу и строю схожим с современными частушками:
На святой неделюшке
Повесили качелюшки.
Сначала покачаешься,
Потом и повенчаешься.
На горе стоят качели,
Пойду покачаюся.
Нынче лето погуляю
Зимой повенчаюся.
На качуле я качалась,
Веревочка порвалась.
Я насилу тебя, залеточка,
На качулю дождалась.
Потешник 3. Важным днем перед Пасхой считался Чистый четверг. В этот день нужно было убраться в доме, перестирать белье и вымыться самим в бане. Утром в субботу хозяйки ставили тесто и пекли пироги, куличи, готовили вкусные жирные блюда, красили яйца.
Традиция красить яйца древняя. У славян курица почиталась как птица — символ плодородия. Яйцо почиталось как основа новой жизни, носило таинственный, магический для человека характер. Наши предки- язычники раскрашивали яйца, чтобы преподнести их богам, желая угодить им. Перешла эта традиция и в христианство. Люди продолжали наделять крашеные яйца — писанки — чудодейственной силой: они и от болезней помогут, и урожай спасут, если это освященные яйца.
Еще одна пасхальная традиция — христосоваться, т. е. целоваться три раза и поздравлять такими словами: «Христос воскресе! — Воистину воскресе!» Далее следует обмен крашеными яйцами. Обряд этот тоже символичен: он означает всеобщее ликование и прощение всех и вся.
Потешник 4. Крашеными яйцами обменивались, разговлялись, а еще ими играли. Как? Сейчас узнаете! Игры простые, но веселые! Поиграем?
ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ
Игра «Раскрути!»
Играют 4 человека. По команде они начинают раскручивать яйца. Выигрывает тот, чье яйцо крутилось дольше всего. Проигравшие отдают победителю свои писанки.
Игра «Крепкий орешек»
Учащиеся класса группируются в две команды. Становятся парами, по команде стукают яйцо о писанку противника. Задача — разбить яйцо противника, не повредив своего. Победители забирают трофеи.
Игра «Боевой дух»
Формируются две команды по 5 человек. Проводится эстафета. Задача — донести яйцо в ложке, вытянув руку, и передать следующему игроку.
Потешник 1. Служба в церкви в пасхальную ночь длится долго. Девушки, отстаивая ее, загадывают себе хорошего жениха: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого в чулочках да в порчонках!», «Дай Бог жениха хорошего в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!» С праздником Пасхи девчата связывали мечты о большой любви и хорошем замужестве. На Пасху они гадали, пытаясь узнать свою судьбу. Например, они перепрыгивали через сани. Конечно, могли перепрыгнуть их самые крепкие девушки. Однако в то время считалось, что перепрыгнувшая девушка осенью выйдет замуж, а уж если не смогла — жди очередной Пасхи!
Несмотря на то что христианская религия осуждает суеверия и приметы, среди простого народа они все же были распространены. Так, например, после пасхального богослужения люди суеверные спешили домой. Существовала такая примета: тот, кто первым вернется со службы домой, соберет хороший урожай без всяких хлопот. Поэтому, когда возвращались в село, деревню, пытались опередить друг друга. Такое лидерство, кроме всего прочего, должно было показать, что этот человек в течение всего года будет первым во всех делах. Может быть, сейчас это выглядит несколько смешно, но в то время люди и в приметы верили, и знаки судьбы видели, и поверьям доверяли. Например, считалось, что, если по дороге из церкви со службы тебе сказали: «Христос воскрес!», а ты не ответил, но задумал желание, оно непременно сбудется.
По возвращении со службы, по православной традиции, семейство разговлялось. На стол выставлялись приготовленные накануне кушанья. Помолившись, поблагодарив Господа, приступали к трапезе. Начать ее нужно обязательно с освященного крашеного яйца. Продолжить — куличом или пирогом, а уж потом — чего душа пожелает! Остатки пасхальной трапезы не принято было выбрасывать, так как еда была освящена. Ее следовало сжечь или закопать.
Но и с праздничным столом были связаны некоторые суеверия. Так, верили, например, что, если то, что осталось от трапезы, закопать в поле, можно было
получить большой урожай и спасти его от воров, непогоды и пр.
Потешник 2. Как и в Рождество, в Пасху было принято обходить дворы и петь песни. Группы поющих назывались волочебниками, а песни соответственно — волочебными. Во главе группы стоял почивальник. Певцы пели песни, в которых хвалили хозяев за хороший дом, уют, заботу, порядок, доход и пр.:
По улице, по широкой,
Христос воскрес — Сыне Божий!
Там шли, прошли волочебнички,
Волочебнички — недокучнички,
Недокучнички — люди добрые,
Люди добрые — все почесливые
Шатаются, волочаются,
Христу — Богу поклоняются,
Поклоны бьют по-ученому,
Кресты кладут по-написанному,
Волочилися, промочилися
Ко двору ко тому приблуди лися.
Ко тому-то двору, ко богатыму,
Ко хозяину тароватому,
По улице, по широкой
По траве-мураве, по зеленой
Там шли, прошли волочебнички
Волочебнички — недокучнички
Грязи месить — собак дразнить,
Пиво варить — сынов женить,
Горилку гнать — дочек отдавать!
Христос Воскресе!
Хозяева должны были отблагодарить волочебников вкусными яствами — яйцами, пирогами, мясом и пр.
Если хозяева оказывались прижимисты, песни приобретали другой, ироничный характер:
Кто не даст нам яйца — околеет овца,
Не даст сала кусок — околеет телок,
Нам не дали сала — коровушка пала.
В праздник Пасхи каждый из нас ждет чуда. Мы подсознательно понимаем, что это время очищения, надежд и свершений, когда можно начать жить «с чистого листа». Об этом будут рассуждать наши лирики.
Лирик 1. Христианство наложило глубокий отпечаток на мировую литературу. Многие произведения русских и зарубежных авторов отразили основные положения Священного Писания, христианские праздники и обряды. И если в западной литературе самым главным считается праздник Рождества Христова, то для русских писателей важнее была Пасха — «торжество из торжеств».
Например, Н.В. Гоголь так писал о его значении для русского человека: «...Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе. Померкают временно, умирают в пустых и выветрившихся толпах, но воскресают с новой силой в избранных, затем, чтобы в сильнейшем свете от них разлиться по всему миру. Не умрет из нашей старины ни зерно того, что есть в ней истинно русского и что освящено Самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — праздник Светлого Воскресения воспразднуется, как следует, прежде у нас, чем у других народов!»
Лирик 2. Русские писатели и поэты рассуждали в своих произведениях о значении Христа в жизни человека, его искуплении, долге человечества, неусыпной памяти нашей о нем:
Пасхальные вести
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи...
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи...
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз...
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем...
Поднялись — морями стали реки,
И в горах поднялся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Автор: Я. Полонский
Лирик 3.
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Автор: С. Есенин
Лирик. 4.
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!
Автор: А. Майков
Лирик 1. Часто русские писатели передавали радостное ощущение праздника просто через какие-то внешние, обрядовые его проявления, описание быта, уклада жизни. Но от этого праздник не кажется нам менее значимым, напротив, он становится более понятным и родным. Таким, например, в романе «Лето Господне» его изображает И.С. Шмелев, замечательный русский прозаик: «...Смотрю на образ, и все во мне связывается с Христом: иллюминация, свечки, вертящиеся яички, молитвы, Ганька, старичок Горкин, который, пожалуй, умрет скоро... Но он воскреснет! И я когда-то умру, и все. И потом встретимся все... и Васька, который умер зимой от скарлатины, и сапожник Зола, певший с мальчишками про волхвов, — все мы встретимся там. И Горкин будет вырезывать винограды на пасочках, но какой-то другой, светлый, как беленькие души, которые я видел в поминаньи. Стоит Плащаница в Церкви, одна, горят лампады. Он теперь сошел в ад и всех выводит из огненной геенны. И это для Него Ганька полез на крест, и отец в Кремле лазит на колокольню, и Василь-Василич, и все наши ребята, — все для Него это!»
Лирик 2. Иван Алексеевич Бунин, русский прозаик и поэт, с благоговением относился к Воскресению Христа. Для него Пасха — не просто духовный праздник, это процесс национального возрождения, очищения от грехов и пороков.
Христос воскрес!
Христос воскрес! Опять с зарею
Редеет долгой ночи тень,
Опять зажегся над землею
Для новой жизни новый день.
Еще чернеют чащи бора;
Еще в тени его сырой,
Как зеркала, стоят озера
И дышат свежестью ночной;
Еще в синеющих долинах
Плывут туманы... Но смотри:
Уже горят на горных льдинах
Лучи огнистые зари!
Они в выси пока сияют.
Недостижимой, как мечта,
Где голоса земли смолкают
И непорочна красота.
Но, с каждым часом приближаясь
Из-за алеющих вершин,
Они заблещут, разгораясь,
И в тьму лесов, и в глубь долин;
Они взойдут в красе желанной
И возвестят с высот небес,
Что день настал обетованный,
Что Бог воистину воскрес!
Автор: И. А. Бунин
Замечателен светлый праздник Пасхи, делающий нас более добрыми, терпимыми друг к другу, поднимающий из глубин нашей души все самое прекрасное. Главный вывод, который мы делаем в этот день, — люби и уважай ближнего своего и такое же отношение получишь и к себе. Ибо наказывал нам это Сын Божий, пострадавший за нас и искупивший наши грехи. Не будем же и мы терять веру в человека, а начнем с себя, отказавшись от злобы, человеконенавистничества, сквернословия и прочих пороков.
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Здоровый образ жизни
Классный час 10, 11 класс, для студентов колледжа. Твоё свободное время
Арбузова Светлана # 17 января 2014 в 15:56 0 |