Составитель: С.И. Емельянова
Участники: учащиеся 9-го класса, их мамы, классный руководитель, социальный педагог.
Цели:
а) организовать встречу детей и их мам и вовлечь их в доверительный разговор;
б) помочь детям и их мамам услышать и понять друг друга;
в) развивать у родителей навыки взаимодействия с детьми в проблемной (конфликтной) ситуации.
Подготовительная работа
I. Дети и родители (по желанию) пишут дома небольшое сочинение «Моя мама» («Мой сын (моя дочь)») по плану:
1. Мои отношения с мамой (дочкой, сыном).
2. Рассказ о маме (дочери, сыне):
а) описание внешности;
б) рассказ о характере;
в) памятные эпизоды;
г) наши разногласия;
д) общность наших взглядов.
3. Что я могу сделать для улучшения наших отношений.
II. Дети и родители отвечают на три вопроса:
Что такое одиночество?
Пугает ли оно меня?
Что я могу сделать, чтобы не быть одиноким?
III. Классный руководитель и социальный педагог оформляют две стенгазеты с отрывками из сочинений.
Оформление, оборудование, инвентарь:
а) участники сидят за одним большим столом;
б) свечи на столе и тихая музыка подчеркивают камерность обстановки;
в) на доске размещены газеты «Моя мама», «Мой сын (моя дочь)», репродукция картины Ю. Ракши «Продолжение», цитаты из песни Б. Окуджавы: «Давайте говорить друг другу комплименты...», «Давайте понимать друг друга с полуслова...», «Давайте будем жить, друг другу потакая, тем более что жизнь короткая такая»;
г) запись песни Витаса «Мама»;
д) выставка книг по обсуждаемой проблеме: А. Дементьев «Сборник стихов»; Э. Фромм «Искусство любить»; В. Леви «Новый нестандартный ребенок или как воспитывать родителей»; Д. Темплтон «Всемирные законы жизни»; Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова;
е) листы бумаги с заданиями к анализу ситуаций и ролевой игре.
* * *
I. Откровенный разговор.
Классный руководитель. Дорогие дети и мамы, мы рады видеть вас сегодня рядом. Эту встречу мы организовали для вас, чтобы поговорить о самом главном: о взаимопонимании, развитии добрых отношений, о вечном поиске родственных душ.
Поговорим сегодня по-доброму об отношениях матерей и детей. Возможно, это станет напоминанием о том, что еще не поздно найти дорогу друг к другу, не поздно начать поиск родственности душ. Приглашаем к разговору и детей и родителей.
Ученица (читает стихотворение Д. Кедрина «Материнское сердце»)
Дивчину пытает казак у плетня:
«Оксана, когда ж ты полюбишь меня?»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет».
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в очах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Классный руководитель организует дискуссию среди участников гостиной с помощью вопросов.
Классный руководитель. Послушайте отрывок из рассказа К. Паустовского «Телеграмма». Кого из героев вам жалко больше?
Катерина Петровна осталась одна в старом, холодном деревенском доме.
Настя, ее дочь и единственный родной человек, жила далеко, в Ленинграде. И давно уже не приезжала. Писем от Насти тоже не было, но раз в месяц приносили ей денежный перевод.
Катерина Петровна сидела растерянная с деньгами в руках. Потом перечитывала слова на бланке перевода: «Столько дел, столько дел, что нет времени не то что приехать, а даже написать настоящее письмо».
Однажды ночью кто-то долго стучал в калитку. Катерина Петровна вышла — никого! Она побрела в дом и тут же написала письмо Насте:
«Ненаглядная моя! Зиму эту я не переживу. Приезжай хоть на день. Дай поглядеть на тебя. Стара я стала и слаба до того, что тяжело мне не то что ходить, а даже сидеть и лежать. Смерть забыла ко мне дорогу. Приезжай...».
Настя работала секретарем в Союзе художников. Ее уважали. Она всегда хлопотала о художниках, об устройстве их выставок. Настя получила письмо матери и прочитала его только поздно вечером.
— Столько дел, куда ж сейчас ехать?
Через две недели ее вызвали с совещания и вручили телеграмму: «Катя помирает. Тихон».
Вдруг что-то в ней дрогнуло. Она вышла на улицу. Валил водянистый снег. Настя села на холодную скамейку.
— Ненаглядная моя, ненаглядная, — вспомнила Настя последнее письмо. — Ненаглядная.
Она вскочила, быстро пошла против снега, хлеставшего в лицо.
«Что ж это, мама? Что? — думала она. — Мама! Как же это могло случиться? Ведь никого же у меня в жизни нет. Нет и не будет роднее. Лишь бы успеть, лишь бы она увидела меня, лишь бы простила».
Не успела! Она приехала на второй день после похорон. В комнате матери Настя проплакала всю ночь и рано утром уехала, чтобы никто ее не увидел.
Ей казалось, что никто, кроме матери, не мог снять с нее непоправимой вины, невыносимой тяжести.
II. Классный руководитель. Сейчас вы услышите песню «Мама». Подумайте над такими вопросами:
— За что сын просит прощения у матери?
— Какая строчка в песне тронула вас больше всего?
Посмотрите на картину Ю. Ракши «Продолжение» (на картине мать и дочь смотрят в глаза друг другу) и ответьте, пожалуйста, на вопросы.
— Почему автор так ее назвал?
— В чем счастье дочери? (Вопрос детям.)
— В чем счастье матери? (Вопрос мамам.)
Это стихотворение я разделила на две части. Первую прочитает Таня, вторую — ее мама. Подумайте, почему первую я дала Тане, а вторую маме?
Ученица
Мы в молодости все себе прощаем,
Судя других безжалостным судом,
Свои ошибки вспомнив, обещаем,
Что все исправим как-нибудь потом.
Мама
А жизнь идет. Пути ее суровы.
И старость взыщет весь наш долг судьбе.
Мы все другим простить будем готовы
И ничего уж не простим себе.
Классный руководитель. Мы с удовольствием читали и ваши сочинения. Отрывки из них мы записали. Ваши слова — это, по сути, признание в любви. Давайте их прочитаем.
Газету «Моя мама» читает ученица, а газету «Мой сын (моя дочь)» читает мама.
Психологический практикум (ведет социальный педагог).
Социальный педагог. Нас радует, что вы готовы улучшить свои отношения, готовы искать дорогу друг к другу. Хочется немного помочь вам. Давайте рассмотрим ситуации, которые часто вызывают разногласия у родителей и детей.
1 ситуация. Дочка пришла домой в два часа ночи. Мама в отчаянии.
Вопрос детям: что вам скажет мама? Что ответите вы?
Вопрос родителям: как поведете себя вы в этой ситуации?
Далее социальный педагог, выслушав стороны, объясняет, что такое неконструктивное и конструктивное общение.
После сообщения социального педагога предлагается проиграть по ролям эту ситуацию мамам в неконструктивном варианте, а детям — в конструктивном.
2 ситуация. Катя и Маша дружили, но только в школе. Мама запрещала Кате приводить Машу домой. Она считала, что Маша дружит с мальчиками и научит Катю плохому. А Кате было с Машей интересно, та о многом могла ей рассказать.
Родителям и детям предлагается оценить поведение девочек и мамы, найти конструктивный выход из ситуации.
III. Классный руководитель. Дорогие мамы! Я хочу посвятить нашим детям стихи.
Я к вам совсем неравнодушна.
Встречаться с вами мне зачем-то очень нужно!
Ищу тропинку к пониманию, диалогу,
Но не всегда к душе другой находим мы дорогу...
Смышленый парень с рыцарской душой,
Семен боится быть самим собой.
Татьяна много думает, мечтает,
Дай Бог ей стать такой, какой желает.
У Юры детские и милые порывы,
Хоть иногда — сомнения и срывы.
У Димы чистый и наивный взгляд,
Готов любить он всех подряд.
Улыбка Костина нас, безусловно, вдохновляет,
Девчонка не одна о Костике мечтает.
Вот Оле хочется характер показать,
Но ведь умеет и ошибки признавать.
А Маша, слушая, немного прослезилась,
Сердечко чуткое, желаю, чтобы счастья ты добилась!
У Насти есть и разум и лиричность,
Но не дремли! Ведь ты же личность!
Ну как такими мне не любоваться?
Не лучше ль радоваться нам и улыбаться?!
А мамам мы оставляем мудрую, на наш взгляд, памятку с мыслями Дороти Нолт. (Раздает каждой маме без зачитывания.)
Если ребенок чувствует поощрение, он учится быть уверенным в Себе.
Если ребенок чувствует одобрение, он учится любить Себя.
Если ребенок окружен дружелюбием, он узнает, что мир — прекрасное место для жизни.
Если вы живете в состоянии душевного равновесия, ваш ребенок будет жить с миром в душе.
А в какой атмосфере живет ваш ребенок?
Всем спасибо за встречу!
Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс
Классный час «Познай самого себя», 9 класс
Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!