Цель: формирование социальных навыков.
Задачи: изучать уровень эмоционального состояния учащихся; развивать дискуссионные навыки; заострять внимание на правильном выборе жизненных целей и волевых качеств как условии уверенности в себе; рекомендовать учиться противостоянию давления на личность; тренировать умение уверенного отказа.
Подготовительная работа: составление плана; литература по теме; консультации психолога; консультирование учащихся; подготовка и распечатка анкет, тестов, тренингов; рекомендаций; подготовка заданий рефлексии.
Участники: классный руководитель; учащиеся; психолог.
Эпиграф: «Человек, переставший пить и курить, приобретает ту умственную ясность и спокойствие взгляда, которые с новой, верной стороны освещают для него все явления жизни». (Л.Н. Толстой)
Классный руководитель.
Хочу прожить подольше,
Увидеть все, узнать.
Хочу любить вас больше,
Хочу любимым стать.
Познать весь мир, изведать,
И переплыть моря,
И одержать победы,
Ведь я живу не зря!
Жизнь действительно захватывающе интересна во всех ее проявлениях. И стоит прожить как можно дольше, чтобы в этом убедиться. Жить до ста лет - это во власти человека. Только всегда ли мы правильно распоряжаемся этим отведенным для нас сроком?
Ученик 1. Думаю, такие слова о победах и т. д. может сказать большой энтузиаст и оптимист. В жизни нередко происходит обратное. Мы, конечно, получаем в свое распоряжение немалый отрезок времени, называемый жизнью. Но не каждый ее бережет. Многие пользуются им слишком расточительно.
Ученик 2. Есть люди, которые просто безобразно обращаются с собственным организмом. Их беспорядочность и невоздержанность сводят на нет все жизненные запасы и сокращают пребывание на Земле.
Ученик 3. Удовлетворяя слишком часто и обильно материальные запасы своего организма, они совершенно забывают пополнять духовные. Это и приводит к обнищанию духа, который разумно регулирует все наши потребности.
Ученик 4. Идя на поводу у своих вредных потребностей, пагубных пристрастий и аморальных желаний, многие из них уже не могут остановиться и сказать «нет».
Классный руководитель. Вовремя произнесенное «нет» - это надежда на спасение. И важно сказать его вовремя. А лучше всего оно прозвучит в молодом возрасте. И именно тогда, когда пагубные желания только начинают свое наступление. Мы уже знаем, что юные очень легко попадают в их ловушку. А выбираться из нее не просто. Любопытство и запретность, ложная взрослость подталкивают молодых людей сделать не тот выбор.
Ученик. Многие люди пробуют запретные плоды жизни именно в юном возрасте. Но ведь большинство из них умеет сказать «нет». Хотя уверен, что пора взросления - очень трудный период для нас. Мы сталкиваемся с многими новыми для нас явлениями как в физическом развитии, так и в моральном отношении. Жизнь раскрывает перед нами все больше своих тайн и секретов. Да и соблазнов тоже. Все это просто обрушивается на нас. И тот, кто не закален, легко раним и слишком чувствителен, тот и поддается, тот и не умеет сказать всем соблазнам «нет».
Психолог. Таких людей называют психологически уязвимыми. Предлагаю проверить свой уровень чувствительности и ранимости. Старайтесь искренне отвечать на вопросы. Это поможет вам определить, насколько вы чувствительны и подвержены переживаниям. А знания - это уже возможность коррекции своего поведения в жизни.
За ответ «почти никогда» - 1 балл; за «иногда» - 2 балла; «часто» - 3 балла; «почти всегда» - 4 балла.
1. Бывает ли у вас потеря аппетита?
2. Нервничаете ли вы, когда приходится чего-то ждать?
3. Реагируете ли вы на изменения погоды?
4. Бывает ли вам трудно заснуть?
5. Часто ли вы барабаните пальцами по столу, а сидя - покачиваете ногой?
6. Соблюдаете ли вы диету?
7. Раздражает ли вас шум?
8. Опаздываете ли вы на учебу, свидания?
9. Бывает ли у вас учащенное сердцебиение?
10. Снятся ли вам кошмары?
11. Смущает ли вас внимание окружающих?
12. Страдаете ли вы от перегрузок в школе, дома?
13. Бывают ли люди грубы с вами?
14. Завидуете ли вы кому-нибудь?
15. Доверяете ли вы своим друзьям?
Результаты
Менее 20 баллов. Вы исключительно уравновешенный человек. Спокойно воспринимаете жизнь и умеете ладить с другими. Впрочем, не обольщайтесь такой оценкой: нередко люди, набравшие столько баллов, склонны к иллюзиям, смотрят на мир сквозь розовые очки и имеют завышенную самооценку.
20-40 баллов. Вы достаточно спокойный человек. Серьезные неприятности порой выводят вас из равновесия, но вы умеете не расстраиваться по пустякам.
Свыше 40 баллов. Вас отличает обостренная чувствительность и ранимость. А это порождает много неприятных переживаний. Постарайтесь относиться к событиям вашей жизни спокойнее, а к окружающим людям - более терпимо.
Ученик 1. Люди, неуверенные в себе, часто имеют заниженную самооценку. Им постоянно кажется, что они никому не нужны, что их никто не любит, что они не такие, как все, и т. д. Потому и стараются приспособиться к более сильным и властным личностям. И уже ни в чем им не отказывают, не говорят «нет». Даже когда их толкают на противоправные действия. А тем более не смеют отказаться от протянутого стакана водки или пожалованной им за особые заслуги дозы наркотика.
Ученик 2. Но ведь среди таких людей действительно много нелюбимых и нежеланных, тех, кого обошла судьба. Неудивительно, что они тянутся хотя бы к видимости привязанности и дружбы.
Ученик 3. Судьба иногда всех обходит. Но это совсем не значит, что надо расписаться в своем бессилии, стать безвольным и идти у кого-то на поводу. Считаю, что именно на отражении ударов судьбы люди должны учиться говорить «нет». И тогда они в любой критической ситуации (беды, давление, принуждение) смогут устоять и сделать правильный выбор.
«Нет» - всем бурям, бедам, грозам.
«Нет» - давленью и угрозам.
«Нет» тогда, когда соблазны,
С алкоголем когда праздник.
«Да» - всему, что дарит счастье,
Что препятствует ненастьям,
Что дает здоровье, силу,
Помогает жить красиво.
Ученик 4. Выбор жизни - это прежде всего выбор здоровья, одной из важнейших ценностей. Ведь здоровый человек, «самое драгоценное произведение природы», как сказал Томас Карлейль (английский публицист, историк, философ), и сам является великой ценностью как для своих близких, так и для общества. В систему же его жизненных приоритетов должно входить чувство уверенности в себе, собственного достоинства, которое не позволит никому им манипулировать, принуждать к чему-то безнравственному, результатом чего могут стать беды и болезни.
Классный руководитель. Система ценностных ориентаций - это основа отношения личности к окружающему миру и людям и, конечно, к себе самому. Это своеобразная жизненная философия: как жить, для чего жить, чего добиваться, почему действовать так или иначе, совершать те или иные поступки. В жизни есть ценности-цели, которых мы добиваемся. Есть и ценности-средства, при помощи которых мы добиваемся этих целей. В зависимости от того, что личность выделяет для себя по значимости, мы приходим к выводу, что из себя представляет данная личность.
Психолог. В методике изучения ценностных ориентаций М. Рокича выделяются два класса ценностей: терминальные (цели, к осуществлению которых мы стремимся) и инструментальные (то, как мы поступаем, определенный образ действий).
Психолог знакомит с результатами изучения ценностных ориентаций коллектива класса.
Работа учащихся с анкетами проводится заранее (это может сделать классный руководитель на одном из классных часов или в любое дополнительное время). Каждый учащийся получает две карточки (список А - с терминальными ценностями, список Б - с инструментальными ценностями). Внимательно изучив список, ребята располагают ценности в порядке убывания для них их значимости. Последнее по значимости будет иметь номер 18.
Терминальные ценности - список А
Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) |
|
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) |
|
Здоровье (физическое и психическое) |
|
Интересная работа |
|
Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве) |
|
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) |
|
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) |
|
Наличие хороших и верных друзей |
|
Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе, учебе) |
|
Познание (возможность расширения своего кругозора, образования, общей культуры, интеллектуальное развитие) |
|
Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) |
|
Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) |
|
Развлечения (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) |
|
Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) |
|
Счастливая семейная жизнь |
|
Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) |
|
Творчество (возможность творческой деятельности) |
|
Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) |
|
Инструментальные ценности - список Б
Аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи |
|
Воспитанность (хорошие манеры) |
|
Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) |
|
Жизнерадостность (чувство юмора) |
|
Исполнительность (дисциплинированность) |
|
Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) |
|
Непримиримость к недостаткам в себе и других |
|
Образованность (широта знаний, высокая общая культура) |
|
Ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) |
|
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) |
|
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) |
|
Смелость в отстаивании своего мнения, взглядов |
|
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) |
|
Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) |
|
Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) |
|
Честность (правдивость, искренность) |
|
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) |
|
Чуткость (заботливость) |
|
Психолог, анализируя результаты, обращает внимание на то, что большинство ребят в списке А поставили здоровье, активную деятельную жизнь, расширение кругозора и образования, уверенность в себе, не забыв о наличии хороших и верных друзей и хорошем материальном положении, на первые места (что говорит об умении сделать достойный выбор жизненный целей и ценностей), некоторым из них стоило бы уделить большее внимание работе над собой и постоянному духовному и физическому совершенствованию.
Подводя итоги по списку Б, психолог с удовольствием отмечает что такие качества, как ответственность, воспитанность и независимость, твердая воля, смелость в отстаивании своего мнения и взглядов, тоже находятся на достойных местах. При условии, что ребята отвечали искренне, и условии обладания этими качествами они могут быть уверены в том, что смогут не отступить в жизни перед трудностями, сумеют сдержать данное себе слово (например, когда решат избавиться от вредных привычек и призовут на помощь для этого самодисциплину), отстоять свое мнение, взгляды на употребление алкоголя и наркотиков и твердо сказать «нет».
Далее психолог проводит тренинг социальных навыков. Она предлагает ребятам рассказать, какие из выделенных ими жизненных ценностей (более значимых) были уже реализованы в их жизни и при помощи каких инструментальных ценностей.
Ученик 1. Сказал «нет» курению своим волевым решением и самодисциплиной.
Ученик 2. Я сделал то же, но при помощи друга и спорта.
Ученик 3. Занимаю активную жизненную позицию, повышая уровень культуры, образованности, потому что имею высокие притязания и предъявляю к жизни и себе высокие требования.
Ученик 4. Все это хорошо и правильно. Можно не только правильно написать и красиво обо всем сказать, но и действительно стремиться ко всему этому. Но и достаточно сильные натуры, как говорят, срываются. Конфликты, одиночество, предательство друзей, крушение авторитетов - все это настолько выбивает из нормальной колеи, что иногда забываются все нормы и правила жизни. А тут еще «добренькие» сочувствующие. И кто с чем: со злорадством, с сигаретой, вином или «дозой». И все летит непонятно куда.
Классный руководитель. Ну, куда летит, допустим, ясно. А вот почему летит, давайте попробуем разобраться.
Ученик 1. Значит такой человек еще не умеет справляться с трудностями. И его самоконтроль не на должном уровне.
Ученик 2. Если происходит подобное, значит, человек не имеет навыков самоуправления, не умеет полагаться на себя и свои решения. Он просто зависим и от обстоятельств, и от людей, его окружающих.
Ученик 3. В том то все и дело, что мы в своей жизни очень часто зависим и от людей, и от обстоятельств. Так стоит ли конфликтовать с ними: и с людьми, и с обстоятельствами? Потому что
Ученик 4. Наверное, большинство из нас переживало моменты одиночества, когда кажется, что ты всеми брошен и никому не нужен. Важно, чтобы это состояние не затянулось. Позвоните друзьям. Разругались? Поговорите с родителями. В конфликте? Тогда идите просто к людям. Найдите повод поговорить, пообщаться. Можно обратиться и к психологам. Многим это помогает.
В мире большом, среди людей Найдется тот, кто б вас послушал. Волненья, страхи, даже сны - Откройте все и даже душу.
И обсудите не таясь Все беды и пророчества. Так будет легче избежать Тоски и одиночества.
Психолог предлагает карточки с текстом опросника.
Утверждения |
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
||
1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку |
|
|
|
|
||
2. Мне не с кем поговорить |
|
|
|
|
||
3. Для меня невыносимо быть таким одиноким |
|
|
|
|
||
4. Мне не хватает общения |
|
|
|
|
||
5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает меня |
|
|
|
|
||
6. Я жду, что люди позвонят или напишут мне |
|
|
|
|
||
7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться |
|
|
|
|
||
8. Я сейчас больше ни с кем не близок |
|
|
|
|
||
9. Те кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи |
|
|
|
|
||
10. Я чувствую себя покинутым |
|
|
|
|
||
11. Я не способен раскрепощаться и общаться с теми, кто меня окружает |
|
|
|
|
||
12. Я чувствую себя совершенно одиноким |
|
|
|
|
||
13. Мои социальные отношения и связи поверхностны |
|
|
|
|
||
14. Я умираю от тоски по компании |
|
|
|
|
||
15. В действительности никто как следует не знает меня |
|
|
|
|
||
16. Я чувствую себя изолированным от других |
|
|
|
|
||
17. Я несчастен, будучи таким отверженным |
|
|
|
|
||
18. Мне трудно заводить друзей |
|
|
|
|
||
19. Я чувствую себя исключенным другими |
|
|
|
|
||
20. Люди вокруг меня, но не со мной |
|
|
|
|
||
Инструкция. Прочитайте утверждения. Оцените их с точки зрения частоты проявления в вашей жизни. Рядом с каждым утверждением поставьте знак «+» в соответствующей графе.
Обработка данных. Сумма ответов «часто» умножается на три, «иногда» - на два, «редко» - на один, «никогда» - на нуль. 60 баллов - это максимально возможный показатель.
Интерпретация результатов.
От 40 до 60 баллов - высокая степень одиночества.
От 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества.
От 0 до 20 баллов - низкий уровень одиночества.
Психолог. Если вы получили неутешительные результаты, если чувствуете, что ощущение одиночества в нашем большом мире все еще не может покинуть вас, значит, вам стоит поискать его причины не столько в людях и той действительности, которая вас не устраивает, а в самом себе. Не надо доводить себя до самокопания, но хороший самоанализ вам не повредит. Помощь в этом может оказать и психолог. (Назначает время для консультаций.)
Надо всегда верить в себя и свои силы. Ведь в жизни все поправимо, кроме смерти. А уход в одиночество, тоску, алкоголь и прочие «успокоительные средства» как раз и ведет к тому, что уже непоправимо, - к смерти.
Вера в себя может творить чудеса. Именно она дает нам силы понять, что мы все сможем преодолеть без ухода в мир алкогольных или наркотических грез. И этот процесс называется самовнушением. Природа этого процесса довольно сложная, но действенная. При одинаковом диагнозе, например, одни болеют дольше, другие - меньше. И врачи, и психологи утверждают, что оптимисты переносят болезни легче, быстрее идут на выздоровление. С пессимистами, потерявшими веру в свои силы, дела обстоят хуже. У оптимистов идет процесс самовнушения: «Все будет хорошо, или ничего страшного, скоро все пройдет». Человек верит в силу своего организма. И организм находит эти силы.
Ученица 1. Знакомая моей мамы говорит, что для нее своеобразным видом такого самовнушения стали строчки из песни, которые она повторяет, чтобы не падать духом и не наделать, как она выражается, глупостей: «...неприятность эту мы переживем». Я, например, всегда говорю, обращаясь к самой себе: «Я знаю, ты - умница, ты сможешь», или «Ты - сильная, ты справишься». Или повторяю:
Сделай жизнь свою прекрасной —
Это все тебе подвластно.
Ученик 2. Кто бы и что бы себе ни говорил, все действия самовнушения, считаю, возможны при наличии у человека, наряду с умом сильной воли. Только тогда он сможет мобилизовать все свои силы на преодоление трудностей. Одно дело понять вред пагубных пристрастий, сказать себе не курить или не употреблять алкоголь и совсем другое - воплотить это в действие, вернее противодействие.
Ученик 3. Очень важно пережить свое решение еще и эмоционально, подключить ко всему процессу воображение, представить, насколько положительно скажется твой выбор на дальнейшей жизни. Все это поможет активизировать усилия и возможности и не потянуться в очередной раз за сигаретой или рюмкой.
Ученик 4. Да, мотивы поступка помогают очень многим. Поэтому, принимая решение, следует подкрепить ими свою волю. Если ты обладаешь волевой устойчивостью, то не будешь растерянным и неуверенным, не станешь метаться между «да» и «нет» в ситуации выбора.
Ученик 5. Научившись управлять собой, ты почувствуешь гордость от того, что ты такой сильный и волевой. Появится чувство самоуважения. А, научившись уважать себя, ты будешь уважать и других. Именно уважать чьи-то решения, мысли, если они, конечно не идут вразрез с твоим пониманием мира и жизни. Уважать, но не идти на поводу у других.
Ученик 6. Если более отдаленная цель человека - покончить с какой-то вредной привычкой, то ему приходится мобилизовать всю свою выдержку и самообладание, всю власть над собой, чтобы, идя постепенно к осуществлению данной цели, решить ближайшую задачу: отказаться от предложенной сигареты, рюмки, наркотика и т. д., т. е. сказать твердое «нет» прежде всего себе. Потому что перед давлением друзей, знакомых, а тем более, целой группы или компании бывает трудно устоять.
Классный руководитель. Мы услышали много рекомендаций, как справляться с нелегкими жизненными ситуациями. Думаю, что вы поняли, как настроиться на то, чтобы найти силы и сказать себе «нет». И я знаю, что многие из вас настолько люди здравомыслящие и волевые, что умеют это сделать. Но, справляясь со своим «нет», мы не всегда можем произнести это слово к кругу своих сверстников, друзей, компании и т. д. Почему, что с вами происходит?
Ученик 1. В компании трудно оставаться «белой вороной». Другое дело, что стоит задуматься нужно ли вообще быть членом такой компании.
Ученик 2. Это магическое «за компанию» погубило, уверен, многих. Но, думаю, в основном тех, кто был все еще не тверд в своих взглядах и не до конца определился в своих жизненных целях и идеалах.
Ученик 3. Мы взрослеем, круг наших знакомых и людей, с которыми нам приходится общаться, все больше расширяется. И если мы не очень разборчивы в знакомствах или вынуждены общаться не с теми, с кем бы предпочитали это делать, то, естественно, не всякое влияние окружающих нас людей будет положительным. Вот так и попадаем в различные затруднительные ситуации: заходим в квартиру к малознакомым людям, где могут предложить алкоголь, наркотики и не только это. А давления и сомнительных предложений, которые опасны для жизни и здоровья, там предостаточно.
Психолог (рекомендует приемы противостояния давлению).
• Если вас склоняют делать то, чего вам не хочется, то прежде всего вам следует оценить ситуацию, в которой вы оказались.
• Подумайте где вы, с кем вы и почему. Оцените действия и реакцию тех людей, которые вас окружают.
• Помните, что нервозность и страх - это нормальная реакция в сложной ситуации, поэтому не стоит впадать в панику.
• Оценив ситуацию, вам необходимо подумать о возможных последствиях вашего решения: как вы будете чувствовать себя завтра; не пожалеете ли вы о принятом решении; не доставит ли ваше решение много хлопот, а то и бед вам и вашим родным; насколько ваше решение отразится на вашем здоровье.
• Не утешайте себя мыслью, что ничего такого с вами не случится. Лучше сразу осознать все последствия возможного поступка.
• Если вы решили сказать «нет», говорите об этом спокойно, твердо, ровным голосом, не выдавая свой страх и беспокойство. Иначе можно создать впечатление о неуверенности в своем решении и сожалении о нем, что дает возможность говорящему усилить на вас давление.
• Произнося «нет», старайтесь смотреть человеку прямо в глаза.
• Если вас склоняют к употреблению спиртных напитков или наркотиков, предлагают попробовать незнакомый препарат, таблетки, вы всегда можете сказать: «Нет, не буду. Не хочу. Мне это не нравится» и т. д.
• Если вам не так просто отказаться, то вы можете сделать вид, что у вас появилась срочная необходимость позвонить или куда-то отлучиться.
• Не забывайте о том, что вы идете на встречу, дискотеку, в компанию, где употребляют спиртное или другие вредные вещества.
• Помните, выбор за вами. И пусть он будет правильным.
Одни люди говорят «нет», но собеседник не обращает на это никакого внимания и продолжает настаивать на своем, стараясь вовлечь их во что-то сомнительное. Другой говорит «нет», и его оставляют в покое. Почему?
Ученик 1. Очень многое зависит от того, кто говорит «нет» и как он это делает. Если человек не мямлит нерешительно, а говорит уверенно, то ему и верят. И понимают, что такого нелегко уговорить.
Ученик 2. Думаю, что некоторые люди просто излучают уверенность в себе. Об этом ясно говорят выражение их лица, поза, осанка, жесты. Каждое их слово значимо. Даже тон у них особенный: уверенный, не терпящий возражений. Таких быстро
Далее с учетом рекомендаций психолог проводит тренинг, предлагая ребятам разбиться на пары или компании.
Ситуации:
1. Моих сегодня нет дома. Уехали на дачу. В отцовском баре появилось кое-что новенькое. Заходи, попробуем.
Задача:
а) покажите, какие слова и действия помешают вам отказаться (т. е. дайте себя уговорить, а затем проанализируйте свои ошибки) - «Ну, не знаю; может только на минутку»; «А новый диск дашь посмотреть?» и т. д.
б) ответьте так, чтобы друг сразу понял, что настаивать бесполезно; используйте все из предыдущих рекомендаций или свои варианты без грубостей, хотя в трудной ситуации это тоже иногда помогает, если люди никак не могут воспринять культурный вариант ответа.
2. Вас приглашают на вечеринку в незнакомую компанию. Что вас будет интересовать в процессе принятия решения? Постарайтесь отказаться, даже если в сообщениях приглашающего будет не слишком много настораживающей вас информации. Прокомментируйте свое решение.
3. Незнакомые парни находят предлог пригласить вас зайти к ним на квартиру. Какими будут ваши слова или действия?
4. «Никогда не пробовал (наркотик)? Это же сплошной кайф. Один ты у нас такой правильный. Вся наша тусовка уже знает, что такое «райское наслаждение». А ты, что, все еще боишься мамочки?» Обязательно откажитесь или поступите так, чтобы избежать подобного предложения.
Проводится рефлексия:
• Я узнал, что...
• Я так и не понял, почему...
• Я почувствовал, что самое важное в отказе...
• Больше всего меня поразило то, что...
• Для меня стало просто открытием то, что я (мои друзья, одноклассники и т. д.)...
• Хотелось бы, чтобы в следующую раз мы встретились с... (мы услышали о...)
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час в 9 классе (урок здоровья) «Здоровые дети – в здоровой семье»
Тематический классный час на тему «День воинской славы России» 9 класс
Классный час в 8-9 классе по теме «День воинской славы России»
Нет комментариев. Ваш будет первым!