Цель: сделать анализ возможной обстановки в школе в результате пожара; определить и отработать действия при пожаре в школе.
Оборудование: противопожарные краны, шланги, огнетушители и другие первичные средства пожаротушения.
I. Вступительное слово учителя.
Учитель. Пожары - это неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой гибель людей и уничтожение материальных ценностей. Причиной возникновения пожаров, как вам известно, является неосторожное обращение с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, самовозгорание сухой растительности и торфа, возгорание от электрического разряда молнии.
За последние 20 лет чрезвычайные ситуации с пожарами резко участились. Ежегодно в России происходит около 250 тысяч пожаров, на которых погибает порядка 16 тысяч человек. Основными причинами пожаров являются: неосторожное обращение с огнем, неисправность электрооборудования, неисправность производственного оборудования и нарушение правил техники безопасности. Особую тревогу вызывают случаи пожаров в образовательных учреждениях, гибель детей (учитель или учащиеся приводят статистику и примеры из средств печати федерального и местного значения).
В связи с этим каждый из вас должен овладеть четкими, квалифицированными действиями в случае пожара.
II. Алгоритм действий учащихся в случае пожара.
Учитель. Ваши действия по конкретно сложившейся обстановке при пожаре заключаются в следующем:
1. Прекратить занятия и под руководством учителя организованно, без паники, покинуть здание школы через эвакуационные выходы. Решительно пресекать панику среди младших школьников, не терять самообладания и выдержку.
2. До прибытия пожарной команды силами учащихся старших классов принять энергичные меры к локализации очага, используя в этих целях противопожарные гидранты, огнетушители, ящики с песком, землю, покрывала и другие средства.
При пользовании пожарным краном необходимо: открыть дверку шкафа, раскатать и направить ствол рукава в очаг огня, открыть вентиль. Для приведения в действие пенного огнетушителя следует поднять рукоятку вверх и откинуть ее до отказа, перевернуть огнетушитель вверх дном, образовавшуюся струю пены направить на горящую поверхность.
3. Перед входом в горящее помещение необходимо накрыться с головой мокрым полотенцем, в сильно задымленном помещении двигаться пригнувшись или ползком, для защиты от угарного газа дышать через увлажненную ткань.
4. Если загорелась одежда, надо лечь и путем перекатывания сбить пламя, нельзя бежать, а увидев человека в горящей одежде накрыть его покрывалом и плотно прижать.
III. Кроссворд «Поражающие факторы при пожаре».
Задания к кроссворду.
По горизонтали: 1. Повреждения тканей тела из-за высокой температуры. 2. Средство пожаротушения. 3. Какой орган защищает ватно-марлевая повязка при пожаре? 4. Остановка пожара на путях его распространения.
По вертикали: 1. Признак ожога 4-й степени. 2. Ожог, вызванный пламенем. 3. Признак ожога 2-й степени. 4. Как называется плотная обуглившаяся кожная ткань, образовавшаяся от ожога 3-й степени? 5. Способ прекращения горения веществ и материалов.
IV. Практикум.
1. Отработка (тренировочное объектовое практическое задание) действий учащихся по учебной вводной «Пожар в школе».
Учащиеся под руководством учителя в результате проведенного практикума должны показать:
1. Знание порядка действий на случай пожара в школе.
2. Умение применить стационарные и подручные средства пожаротушения, средства индивидуальной защиты (СИЗ).
3. Владение приемами транспортировки пострадавших во время пожара и оказания помощи при ожогах.
Описание учебной вводной.
Учитель создает имитационную ситуацию возгорания. По договоренности с дежурным по звонкам должен прозвучать школьный сигнал оповещения «Пожар!» (длинный, два коротких звонка), после чего учащиеся должны предпринять меры к локализации (тушению) огня и эвакуироваться через запасные выходы за установленное (нормированное) время.
2. Подведение итогов практикума.
В конце практикума учащиеся сначала самостоятельно анализируют свои действия, устанавливают ошибки, которые в реальной обстановке могут привести к трагическим последствиям, затем учитель подводит окончательный итог тренировке и выставляет общую оценку действиям учащихся.
V. Итог урока.
- С какими трудностями столкнулись при эвакуации?
- Как оцениваете свои действия при локализации пожара?
- Какую помощь могут оказать учащиеся старших классов педколлективу в случае пожара?
- Какими способностями и навыками еще необходимо овладеть?
Классный час «Средства пожаротушения», 6-7 класс
Классный час «Пожары», 8 класс
Игры по пожарной безопасности для школьников, 5-9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!