Классный час «Права человека - мера его свободы», 9 класс

Беседа по правовому воспитанию для учащихся 9 класса

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Cт. 2. Конституция РФ

Твоя свобода размахивать кулаком ограничена носом твоего соседа.

Английская пословица

1. Виды права.

Это нужно знать!

Становление прав и свобод человека относится к XVII- XVIII векам, к началу Нового времени, к эпохе Просвещения и первых буржуазных революций. Это было первое поколение прав— личные и политические права, они получили закрепление в появившихся в то время конституциях и декларациях. Борьба за них часто сопровождалась кровавыми событиями, поэтому первое поколение прав можно обозначить красным Цветом.

Второе поколение прав — социально-экономические и культурные права, они стали утверждаться на рубеже XIX-XX веков. Во второй половине XX века эти права были признаны многими государствами, что нашло закрепление в документах Организации Объединенных Наций. По аналогии с голубым флагом ООН эти права можно обозначить голубым или синим цветом.

К концу XX оформилось третье поколение прав - права целых пародов и наций, среди которых - право нации на самоопределение, на свой язык и культуру, а также право всех народов на чистую природную среду. Борьба за чистую среду проходит под экологическим зеленым флагом, этот же цвет можно присвоить третьему поколению прав.

Естественные права человека тесно связаны с его естественными обязанностями. Если кто-то имеет право, значит, у кого-то другого есть обязанность. Самые главные обязанности - уважать права других людей, а также исполнять обязанности гражданина своей страны. Без этого невозможно говорить о правах человека.

Реальное соблюдение прав и обязанностей - не такое простое дело. С одной стороны, люди часто не замечают, что пользуются своими правами в ущерб другим, забывая смысл прав. С другой стороны, права и обязанности «конфликтуют» друг с другом.

2. Личные права и свободы:

• Право на жизнь.

• Право на свободу и личную неприкосновенность.

• Право частной собственности.

• Право на благоприятную окружающую среду.

• Свобода передвижения, выбор места жительства.

• Свобода определять национальную принадлежность.

• Свобода совести.

• Свобода мысли и слова.

- Здесь перечислены некоторые основные личные права и свободы гражданина. Какими из них вы пользуетесь?

Задания для учащихся

1. На чистом тетрадном листе попробуй цветными карандашами нарисовать, как в твоей повседневной жизни сочетаются все три поколения прав.

2. Ответь на следующие вопросы:

1) Каковы главные проблемы с правами и обязанностями в твоем классе, в твоей школе?

2) В каких ситуациях и кем чаще всего нарушаются твои права?

3) К какому поколению прав они относятся?

4) В каких ситуациях и в отношении кого ты чаще всего не выполняешь своих обязанностей?

3. Приведи пример конфликтов прав и обязанностей, с которыми тебе приходилось сталкиваться в жизни.

4. Заполни недостающие графы в таблице:

Действие

Уточняющий комментарий

Какие права и правила имеют к этому отношение

Спал и проснулся

Никто не мешал спать

Право на отдых и соблюдение тишины

Умылся

Пользовался водой, зубной пастой

 

Слушал радио

Никто не мешал

 

Пошел в школу

Шел по улице

 

5. Какие права Буратино были нарушены в известной сказке «Золотой ключик» А. Толстого?

6. Кто в сказке «Красная Шапочка» Ш. Перро нарушает право на жизнь и свободу?

7. Прочитай текст и выпиши личные права несовершеннолетних, определяемые российским законодательством.

При рождении ребенка между ним и его родителями сразу возникают определенные отношения. Одни из этих отношений регулируются нормами морали и правшами совместного проживания людей, другие - нормами права, в частности, нормами семейного права, которое устанавливает условия и порядок вступления в брак и его прекращения, регулирует личные имущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми, другими родственниками, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, могут быть личными и имущественными.

Личными являются такие права детей, как право на жизнь и воспитание в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу, право на совместное с ними проживание, право на воспитание своими родителями, обеспечение интересов ребенка и уважение его человеческого достоинства. За ребенком закреплено и такое право, относящееся к личным, как право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию (cт. 58 Семейного кодекса РФ). Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, фамилия определяется фамилией родителей.

К важнейшим личным правам ребенка относится его право на защиту (cm. 56 Семейного кодекса РФ). Праву ребенка на защиту своих прав и законных интересов корреспондирует (соответствует) обязанность родителей, а в случаях, предусмотренных законом, - органов опеки и попечительства, прокуроров, судей защищать права детей.

В соответствии с ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса РФ ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (ши лиц, их замещающих).

При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок имеет право самостоятельно обращаться за их защитой в органы опеки и попечительства, а если ему исполнилось 14 лет, то - в суд.

Действующее семейное законодательство РФ предусматривает право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, кроме случаев, когда это противоречит интересам ребенка.

Более того, законом предусмотрено, что изменение имени и фамилии ребенка возможно только с согласия ребенка, достигшего возраста десять лет.

Мнение ребенка, достигшего 10 лет, является обязательным при решении в суде вопроса о восстановлении в родительских правах. Согласие ребенка является обязательным условием для подготовительного решения этого вопроса.

Согласие ребенка, достигшего возраста десять лет, требуется и для решения вопроса об усыновлении, решения вопроса об имени, отчестве и фамилии усыновленного ребенка, о производстве записи усыновителей в качестве родителей усыновленного ребенка, при решении вопросов, связанных с отменой усыновления и передачей ребенка на воспитание в приемную семью.

Таким образом, можно говорить о том, что в действующем семейном законодательстве РФ представлен широкий спектр личных прав ребенка, под которым признается лицо, не достигшее возраста восемнадцать лет (совершеннолетия).

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Классный час «Право выбора», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!