Классный час. Великие полководцы России, 8-11 класс

Классный час для учащихся старших классов «Бессмертен тот, отечество кто спас...»

Цель: ознакомление с биографией великих полководцев России; воспитание чувства уважения к героическому наследию России.

Оформление: портреты М. И. Кутузова, А. В. Суворова.

Эпиграф на доске:

Есть люди, вечные гореньем,

Их жизнь - эпохи нашей цвет.

У них есть только день рожденья,

А даты смерти у них нет...

Ход классного часа

Ведущий. Дорогие ребята, сегодня мы с вами вспомним о великих людях, сделавших так много для России: это Михаил Илларионович Кутузов и Александр Васильевич Суворов.

Звучит музыка (фоном).

1-й ученик. 24 ноября 1730 года в Москве, в доме у Никитских ворот, родился мальчик. Событие это, конечно, никем не было замечено, кроме родных и знакомых. А между тем оно было важным для всей России - родился ее могучий защитник, ее военная слава, ее народная гордость.

2-й ученик. Саша рос, как росли тогда все дети небогатых дворян: без особого присмотра, без гувернанток и хороших учителей. К тому же отец-генерал был скуповат и не любил лишней траты денег. Но, несмотря на это, у Саши нашлись прекрасные наставники - книги по военной истории, которых было немало в отцовской библиотеке. Путем чтения Суворов самостоятельно ознакомился: с Плутархом, Корнелием, Непотом, с деятельностью Александра Македонского, Цезаря, Ганнибала и других замечательных полководцев. И хотя центром его самообразования была именно военная история, тем не менее он весьма деятельно работал также над пополнением своего общего образования.

3-й ученик. Он всегда мечтал стать военным и свой первый бой - с собственной слабостью - выиграл тогда же.

Саша занимается гимнастикой, обливается холодной водой, в стужу не кутается, ходит в легкой одежде. В отцовском имении он ждет проливного дождя, чтобы проскакать на лошади под секущими струями, когда грохочет гром и сверкают молнии. Потом, став командиром, он всегда будет в самой гуще боя, его тонкая шпага будет разить неприятельских гренадеров в рукопашных схватках, в осенние холода он станет носить летний полотняный китель и сменит его на теплый только тогда, когда всему войску выдадут зимнее обмундирование...

4-й ученик. Одиннадцати лет он был записан в знаменитый лейб-гвардии Семеновский полк солдатом-мушкетером.

Шесть лет будущий генералиссимус учился военному делу дома, постигая арифметику, геометрию, тригонометрию, фортификацию, инженерное дело, артиллерию. В 17 лет он получил чин капрала, а через год после этого начал служить в полку, в третьей роте. В знак доброго начинания службы Ибрагим Петрович Ганнибал подарил Александру Суворову старый палаш с надписью на лезвии: «Петр I». Солдатскую лямку Суворов тянул чуть не десять лет (с 1745 года по 15 апреля 1754 года), пока его наконец не произвели в офицеры. Ему было тогда уже около 25 лет.

Ведущий. Первые годы офицерской жизни Суворова попали на мирное время. Он много занимался самообразованием, читал, посещал общество любителей словесности и даже сам пытался писать стихи. После производства в офицеры Суворов был переведен поручиком из Семеновского полка в Ингерманландский пехотный. Но вскоре же (в январе 1756 года) его повысили в обер-провиантмейстеры и послали в Новгород. Прибыв в полк, Суворов прекратил телесные наказания солдат за дисциплинарные нарушения, сократил хождение строем, а освободившееся время посвятил обучению навыкам штыкового и рукопашного боя, взятию крепостных сооружений и стрельбе. Одним из первых Александр Васильевич научил солдат читать, писать и считать. Он написал для них специальное пособие «Полковое учреждение», легшее в основу знаменитой «Науки побеждать».

Первый военный опыт Суворов получил в годы Семилетней войны. В представлении императрице о нем был такой отзыв: «Быстр при рекогносцировке, отважен в бою и хладнокровен в опасности, к этому можно было бы добавить: великодушен с мирным населением».

Крупнейший успех Суворова - взятие неприступной крепости Измаил. И не просто крепость была взята, а истреблена сильная, отборная неприятельская армия, прекрасно вооруженная и сидевшая в крепчайших каменных стенах, истреблена меньшинством, хуже ее вооруженным, которому можно было добраться до противника только через отвесные каменные стены.

На протяжении почти 50 лет боевой деятельности А. В. Суворов не знал поражений. Лучшие европейские армии были разгромлены русскими войсками под командованием великого полководца. Военное искусство Суворова по своим масштабам и назначению выходит далеко за национальные рамки.

И ко всему этому Александр Васильевич был еще и талантливейшим педагогом. Один из самых ярких его учеников - Михаил Илларионович Кутузов.

1-й ученик. Князь Михаил Илларионович Голенищев- Кутузов Смоленский родился в Санкт-Петербурге 5 сентября 1745 года. Отец его, генерал-поручик и сенатор, Илларион Матвеевич, 30 лет служил по инженерному корпусу, участвовал в первой турецкой войне под знаменами Задунайского и приобрел от соотечественников наименование «разумной книги», будучи весьма сведущ не только в военных делах, но и в гражданских.

2-й ученик. Из родительского дома молодой Кутузов отправился на учебу в дворянскую артиллерийскую школу, где показал большие успехи в отечественном языке, немецком и французском, в математике и науках инженерных, но более прилежал к словесным и не упускал из виду ни одного французского романа. На пятнадцатом году началась служба его в чине капрала артиллерии (1759 год); через десять дней пожалован он, за оказанную расторопность, каптенармусом; потом кондуктором (1760 год) и 1 января 1761 года произведен в офицеры, командовал ротою в Астраханском пехотном полку, имея 17 лет от роду.

3-й ученик. Недолго Кутузов находился под начальством Суворова, квартировавшего тогда с полком в Новой Ладоге: он поступил адъютантом к Ревельскому губернатору принцу Голштейн-Бекскому и, управляя канцелярией его, умел обратить на себя внимание Императрицы Екатерины II, которая произвела его капитаном (1762 год).

4-й ученик. Открылось обширное поле для любимца славы. Кутузов отличился (17 июня) в битве при Рябой Могиле; и был пожалован обер-квартирмейстером премьер-майорского чина (1 июля); участвовал в сражении при реке Прут с турецкой конницей, предводимой Абды-пашою: командуя двумя ротами легких войск, неподвижно стоял сомкнутым фронтом против сильного огня неприятельского и опрокинул лучших наездников.

Ведущий. Победы в этих и множестве других сражений принесли Михаилу Илларионовичу славу великого полководца, и его учитель с гордость говорил о нем: «Генерал Кутузов шел у меня на левом крыле; но был правою моей рукою».

Вот такими они были, наши славные соотечественники, Александр Васильевич Суворов и Михаил Илларионович Кутузов.

А сейчас давайте еще раз вспомним об этих замечательных людях, и поможет нам в этом викторина.

Внимание на экран.

На экране вопросы викторины «Бессмертен тот, Отечество кто спас...»:

1. Кто скрывается под именем «светлейший князь Смоленский?» (М. И. Кутузов.)

2. Под чьим командованием русская армия в Отечественную войну 1812 года разгромила армию Наполеона? (М. И. Кутузова.)

3. Он происходил из старинного дворянского рода, его отец дослужился до чина генерал-поручик. Кто это? (М. И. Кутузов.)

4. Кто автор военно-теоретических работ «Наука побеждать», «Полковое учреждение»? (А. В. Суворов.)

5. Граф Рымникский, князь Италийский, граф Священной Римской империи. Кто это? (А. В. Суворов.)

6. Кто не проиграл ни одного сражения? (А. В. Суворов.)

7. Под чьим командованием была взята турецкая крепость Измаил в 1790 году? (А. В. Суворова.)

8. Кто вывел формулу: «Глазомер, быстрота, натиск»? (А. В. Суворов.)

9. Кому был пожалован самый высокий военный чин - генералиссимуса? (А. В. Суворову.)

10. Кто был послом в Турции? (М. И. Кутузов.)

11. Он был высокообразованным человеком. Владел несколькими языками, занимался литературным творчеством, философией и историей. Кто это? (А. В. Суворов.)

Поздравление победителей викторины, вручение сувениров.

Ведущий. Сегодня мы вспомнили о великих полководцах России. Память о них останется в наших сердцах. И в конце мы послушаем стихотворение.

Ученица.

Суворов

Остановись, прохожий!

Здесь человек лежит, на смертных непохожий.

На клиросе, в глуши, с дьячком он басом пел

И славою, как Петр или Александр, гремел.

Ушатом на себя холодную лил воду

И пламень храбрости вселял в сердца народу.

Не в латах, на конях, как греческий герой,

Не со щитом златым, украшенным всех паче,

С нагайкою в руках и на казацкой кляче

В едино лето взял с полдюжины он Трой...

Одною пищею с солдатами питался,

Цари к нему в родство, не он к ним причитался.

Был двух империй вождь: Европу удивлял.

Сажал на трон царей и на соломе спал.

А. С. Шишков

Автор: О. М. Кучмаренко

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Право выбора», 9 класс

Классный час «Особенности личности», 9 класс

Классный час «Познай самого себя», 9 класс

Классный час «Как правильно выбрать профессию», 9 класс

Классный час «Откровенный разговор о нас самих», 9 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!