Задачи:
1. Дать определение индивидуального здоровья, выявить, от каких причин зависит его состояние.
2. Дать понятие «общественное здоровье» и познакомить с его показателями.
Классный час можно провести двумя способами:
Способ 1. Логические цепочки. Предложите детям заполнить таблицу, при этом объявите, что имеется в виду неинфекционное заболевание.
Эту таблицу можно сделать на тетрадном развороте, чтобы удобнее было заполнять. Предоставьте детям сделать это самостоятельно - пусть пишут собственные варианты в зависимости от того, кто «заболел».
Способ 2. «Брошенный камень». Так можно назвать этот способ.
Представьте, что мы бросаем камень в воду и от него расходятся круги, от первого круга идет второй и т. д. В данном случае «камнями» будут строчки из нашей таблицы от 1 до 8 (не возбраняется еще кого-нибудь добавить).
Первый круг - это проблемы, связанные с заболеванием кого- либо, второй круг - проблемы, идущие от первого круга и т. д. Вот теперь можно сравнить, где больше кругов. После заполнения проследите, от чьей болезни начинаются проблемы для общества и государства, при этом лучше центр тяжести перенести на ответственность любого человека за свое здоровье и на то, что чем выше его общественный статус, тем выше должна быть эта ответственность. Следом можно обсудить вопрос «если заболела уборщица в школе?». Оказывается, ее здоровье в данном конкретном случае нас волнует больше, чем здоровье президента (нам здесь и сейчас ходить по пыльной школе). Интересными и полезными могут быть рассуждения на тему «заболел я» - дети тоже должны чувствовать должную ответственность перед семьей за свое здоровье. Можно устроить обсуждение таких проблем, как «Больная старость» или «Я его люблю или ревную к нему родителей?» (имеются в виду бабушки и дедушки и маленькие братья и сестры, соответственно). В любом случае, необходимо не торопиться - пусть ребята выговорятся, обозначат имеющиеся точки зрения и намерения вести себя определенным образом при возникновении таких проблем. Ваша задача построить разговор таким образом, чтобы указанные в названии темы проблемы прозвучали и подкреплялись четкими примерами.
Под таблицей или рисунком пусть ребята сами запишут полученные выводы.
Кто заболел |
Как это отразилось |
|||||
на мне |
на семье |
на шко |
на рабо |
на обществе |
на государстве |
|
1. Я 2. Мама 3. Папа 4. Учитель 5. Дедушка 6. Бабушка 7. Маленький брат (сестра) 8. Президент |
|
|
|
|
|
|
Затем учитель предлагает ребятам определение общественного здоровья и просит проанализировать его составляющие.
Здоровье населения.
Для того чтобы говорить о проблемах, связанных с состоянием здоровья населения, необходимо, прежде всего, определиться с некоторыми понятиями и терминами:
1. Определение понятия «здоровье» находится в центре внимания врачей с момента появления научной медицины и до сегодняшнего дня остается предметом дискуссий. Можно сказать, что здоровье - это отсутствие болезни. Именно так на бытовом уровне и понимают здоровье отдельного человека - сегодня ты не болен, следовательно, здоров. Известный врач Гален из Пергама еще во II веке писал, что здоровье - это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности. Но отсутствие внешних симптомов болезни вовсе не гарантирует от того, что в организме человека уже идет или только начинается патологический процесс.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. Таково определение индивидуального здоровья, то есть здоровья каждого человека.
2. Иное дело, когда обсуждают проблемы здоровья народа или определенной группы населения, например, здоровье населения России или здоровье жителей Саратова. В этом случае рассматривается общественное здоровье. Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т. д., то есть осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.
Из литературы, средств массовой информации, из бытовых разговоров известно, что в разных странах, и в различных районах нашей страны здоровье населения может заметно отличаться. Так, уровень или качество здоровья жителей Японии высокое, а в развивающихся странах Африки низкое. Что это значит и зачем оценивать уровень здоровья? Если в стране качество общественного здоровья высокое, то для каждого ее жителя высока вероятность иметь на протяжении всей жизни хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Качество здоровья также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и возможности его гармоничного непрерывного роста и социально-экономического развития. Процедура «измерения» качества здоровья осуществляется с помощью различных показателей, к числу которых относятся:
- средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ);
- стандартизованная смертность;
- младенческая смертность;
- материнская смертность;
- причины смерти;
- заболеваемость;
- временная нетрудоспособность;
- инвалидность;
- госпитализация.
Качество общественного здоровья достаточно убедительно отражает условия жизни, то есть является индикатором этих условий и служит показателем приспособленности (адаптированности) конкретной общности людей к среде своего обитания.
Задание. Используя статистические данные за последние годы (готовятся учителем заранее), оцените качество здоровья населения города, области, России.
Автор: М. В. Лысогорская, канд. психол. наук
Игра «За здоровый образ жизни», 6-9 класс
Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников
Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы
Нет комментариев. Ваш будет первым!