Беседа на тему «Здоровье» в 6 классе

Конспект беседы-рассуждения для учащихся 5-9 классов «Индивидуальное и общественное здоровье»

Задачи:

1. Дать определение индивидуального здоровья, выявить, от каких причин зависит его состояние.

2. Дать понятие «общественное здоровье» и познакомить с его показателями.

Ход классного часа

Классный час можно провести двумя способами:

Способ 1. Логические цепочки. Предложите детям заполнить таблицу, при этом объявите, что имеется в виду неинфекционное заболевание.

Эту таблицу можно сделать на тетрадном развороте, чтобы удобнее было заполнять. Предоставьте детям сделать это самостоятельно - пусть пишут собственные варианты в зависимости от того, кто «заболел».

Способ 2. «Брошенный камень». Так можно назвать этот способ.

Представьте, что мы бросаем камень в воду и от него расходятся круги, от первого круга идет второй и т. д. В данном случае «камнями» будут строчки из нашей таблицы от 1 до 8 (не возбраняется еще кого-нибудь добавить).

Первый круг - это проблемы, связанные с заболеванием кого- либо, второй круг - проблемы, идущие от первого круга и т. д. Вот теперь можно сравнить, где больше кругов. После заполнения проследите, от чьей болезни начинаются проблемы для общества и государства, при этом лучше центр тяжести перенести на ответственность любого человека за свое здоровье и на то, что чем выше его общественный статус, тем выше должна быть эта ответственность. Следом можно обсудить вопрос «если заболела уборщица в школе?». Оказывается, ее здоровье в данном конкретном случае нас волнует больше, чем здоровье президента (нам здесь и сейчас ходить по пыльной школе). Интересными и полезными могут быть рассуждения на тему «заболел я» - дети тоже должны чувствовать должную ответственность перед семьей за свое здоровье. Можно устроить обсуждение таких проблем, как «Больная старость» или «Я его люблю или ревную к нему родителей?» (имеются в виду бабушки и дедушки и маленькие братья и сестры, соответственно). В любом случае, необходимо не торопиться - пусть ребята выговорятся, обозначат имеющиеся точки зрения и намерения вести себя определенным образом при возникновении таких проблем. Ваша задача построить разговор таким образом, чтобы указанные в названии темы проблемы прозвучали и подкреплялись четкими примерами.

Под таблицей или рисунком пусть ребята сами запишут полученные выводы.

Кто заболел

Как это отразилось

на мне

на семье

на школе

на работе

на обществе

на государстве

1. Я

2. Мама

3. Папа

4. Учитель

5. Дедушка

6. Бабушка

7. Маленький брат (сестра)

8. Президент

 

 

 

 

 

 

Затем учитель предлагает ребятам определение общественного здоровья и просит проанализировать его составляющие.

Здоровье населения.

Для того чтобы говорить о проблемах, связанных с состоянием здоровья населения, необходимо, прежде всего, определиться с некоторыми понятиями и терминами:

1. Определение понятия «здоровье» находится в центре внимания врачей с момента появления научной медицины и до сегодняшнего дня остается предметом дискуссий. Можно сказать, что здоровье - это отсутствие болезни. Именно так на бытовом уровне и понимают здоровье отдельного человека - сегодня ты не болен, следовательно, здоров. Известный врач Гален из Пергама еще во II веке писал, что здоровье - это то состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в нашей жизнедеятельности. Но отсутствие внешних симптомов болезни вовсе не гарантирует от того, что в организме человека уже идет или только начинается патологический процесс.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает здоровье как позитивное состояние, характеризующее личность в целом, и определяет его как состояние полного физического, духовного (психологического) и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и инвалидности. Таково определение индивидуального здоровья, то есть здоровья каждого человека.

2. Иное дело, когда обсуждают проблемы здоровья народа или определенной группы населения, например, здоровье населения России или здоровье жителей Саратова. В этом случае рассматривается общественное здоровье. Общественное здоровье - основной признак, основное свойство человеческой общности (населения определенной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции каждого отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т. д., то есть осуществлять свои социальные задачи, а также воспроизводить и воспитывать новые здоровые поколения - выполнять свои биологические функции.

Из литературы, средств массовой информации, из бытовых разговоров известно, что в разных странах, и в различных районах нашей страны здоровье населения может заметно отличаться. Так, уровень или качество здоровья жителей Японии высокое, а в развивающихся странах Африки низкое. Что это значит и зачем оценивать уровень здоровья? Если в стране качество общественного здоровья высокое, то для каждого ее жителя высока вероятность иметь на протяжении всей жизни хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Качество здоровья также характеризует жизнеспособность всего общества как социального организма и возможности его гармоничного непрерывного роста и социально-экономического развития. Процедура «измерения» качества здоровья осуществляется с помощью различных показателей, к числу которых относятся:

- средняя ожидаемая продолжительность жизни (СОПЖ);

- стандартизованная смертность;

- младенческая смертность;

- материнская смертность;

- причины смерти;

- заболеваемость;

- временная нетрудоспособность;

- инвалидность;

- госпитализация.

Качество общественного здоровья достаточно убедительно отражает условия жизни, то есть является индикатором этих условий и служит показателем приспособленности (адаптированности) конкретной общности людей к среде своего обитания.

Задание. Используя статистические данные за последние годы (готовятся учителем заранее), оцените качество здоровья населения города, области, России.

Автор: М. В. Лысогорская, канд. психол. наук

Рекомендуем посмотреть:

Игра «За здоровый образ жизни», 6-9 класс

Беседа на тему ЗОЖ для старшеклассников

Формирование ЗОЖ у подростков в системе образовательной и воспитательной работы школы

Сценарий музыкальной сказки о вредных привычках, 6-8 класс

Беседа о влияние алкоголя на здоровье подростка

Нет комментариев. Ваш будет первым!