Конспект классного часа для 6 класса на тему «Этот сложный взрослый мир»
Час общения в 6 классе на «взрослые» темы
«Чувство взрослости» - одно из центральных новообразований личности подросткового периода. Принято считать, что оно проявляется в стремлении подражать взрослым. Но, по наблюдениям ученых, традиционная взрослость не стала привлекательной для современного подростка - напротив, наблюдается расцвет особой подростковой субкультуры и в поведении, и в речи, и в одежде. Инфантильность как нежелание и неспособность быть взрослым - принимать решения и брать на себя ответственность за свою жизнь - становится особенностью современных подростков.
Исследователи отмечают такие признаки «чувства взрослости» у подростков:
• критическое отношение к взрослым;
• ощущение тревоги и страха перед реальным миром;
• чувство одиночества от потери контакта с родителями;
• ожидание равного общения со взрослыми.
Не в силах реализовать свое «чувство взрослости», подросток демонстрирует грубые формы подражания (сквернословие, курение, алкоголь, ранняя половая жизнь и прочее). Признание этого чувства со стороны взрослого помогает подростку снять напряжение, тревогу, агрессию и гармонично войти в мир взрослых без излишних конфликтов*.
Предлагаемый классный час - это обсуждение с детьми «взрослых» проблем (беспризорность, неполные семьи, разводы, безответственность и инфантилизм взрослых).
Важно дать высказаться всем желающим, разделить с детьми их критическое отношение к взрослым и тревогу по поводу несовершенства мира, помочь реализовать свое «чувство взрослости».
Цели: дать детям представление о том, что такое быть взрослым; развивать умение анализировать свои поступки; способствовать воспитанию чувства ответственности, долга; формировать активную жизненную позицию.
Подготовительная работа: попросить детей подготовить рассказ о крепкой семье (своей, или родственников, или знакомых), принести семейные фотографии.
Оформление: семейные фотографии детей, фотографии семейных торжеств, фотографии из совместных походов, путешествий и т. п. Можно сделать компьютерную презентацию «Семья - это высшая ценность».
План классного часа
I. Вступительная беседа «Когда уходит детство?».
II. Воспитывающая ситуация «Дети военного времени».
III. Дискуссия.
1.Современные беспризорники.
2. Эпидемия безотцовщины.
3. Почему люди разводятся?
IV. Рассказы детей: «Наша дружная семья», «Семья моей бабушки» и т. п.
V. Заключительная беседа «Жизнь пишется без черновика».
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительная беседа «Когда уходит детство?»
Классный руководитель. Детство... Самая светлая пора жизни - радостная, веселая, безмятежная. Но приходит время, и человек открывает для себя взрослый мир, полный надежд и тревог, радостей и страданий.
- Как вы думаете, когда это происходит? Когда заканчивается детство и начинается взрослая жизнь?
(Дети высказываются.)
В Конвенции о правах ребенка записано, что ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. И в России человек достигает совершеннолетия в 18 лет, а паспорта вручают уже 14-летним. Но, по мнению психологов, прощание с детством начинается еще раньше, когда ребенок обнаруживает, что взрослые бывают слабыми, растерянными, несправедливыми, что во взрослом мире много порока и зла. Разочарование во взрослом мире рождает чувство одиночества, тоски, желание бросить вызов окружающим. Как жить в этом взрослом мире? Так ли уж он несправедлив и порочен? И что за существа эти взрослые? Эти вопросы мы будем обсуждать в ходе классного часа.
II. Воспитывающая ситуация «Дети военного времени»
Классный руководитель. Наши деды и прадеды вряд ли задавались вопросами о несовершенстве взрослого мира. В крестьянских семьях каждый мальчик знал, что он будет мужем, отцом и хозяином, знал, что от его труда и от Божьей помощи будет зависеть благополучие его семьи. И детство у мальчишек порой заканчивалось неожиданно, как, например, у героев романа Федора Абрамова «Пряслины». (Читает.)
...Во время войны в большом северном селе Пекашино остались старики, дети да бабы. Не обошла беда и семью Анны Пряслиной: погиб муж Иван, единственный кормилец. А у Анны-то ребята мал мала меньше - Лизка, близнецы Петька с Гришкой, Федюшка да Татьянка и старший - 14-летний Мишка. Прошло два дня после получения похоронки, и сел Мишка за стол на пустовавшее место отца. Мать смахнула с лица слезу и молча кивнула головой.
Самой ей было ребят не вытянуть - с утра до ночи пропадала она на пашне - людей-то мало, а фронту нужен хлеб. Неожиданно для всех незаменимым работником оказался Мишка Пряслин. Чего-чего не делал в свои четырнадцать лет. В колхозе работал за взрослого мужика, да еще и на семью. У его сестры, двенадцатилетней Лизки, дел да хлопот тоже были полны руки. Печь истопить, с коровой управиться, ребятишек покормить, в избе убрать, бельишко постирать...
Вот как приходилось взрослеть детям военного времени. (Задает вопросы.)
- В какое время происходят события?
- Почему мужиков не осталось в селе?
- Почему Мишка сел на место отца за столом? {Он дал понять, что теперь заменит отца - будет кормильцем и защитником для матери, сестер и братьев.)
- Почему мать не могла вытянуть семью?
- Почему Мишка оказался незаменимым работником? (Умел делать всю мужскую работу.)
- Какие обязанности легли на плечи 12-летней Лизки?
- Можно ли сказать, что детство Лизки и Мишки закончилось и они стали взрослыми?
- В чем проявилась взрослость Мишки и Лизки? {В том, что они сами взяли на себя ответственность за мать, за младших братьев и сестер, за колхоз.)
- Что заставило их помогать матери, работать? {Не было другого выхода, жизнь заставила.)
- Какое главное качество взрослого человека мы видим у Лизки и у Мишки? (Ответственность.)
(Дети высказываются.)
Можно сказать, что в суровые военные годы у всех детей закончилось детство. Нужно было не только выживать, но и заменять взрослых в поле, у станка и даже на фронте.
III. Дискуссия
1. Современные беспризорники
Классный руководитель. После войны прошло больше шестидесяти лет. С какими проблемами сталкиваются правнуки Мишки Пряслина, подростки современной России? Вот репортаж из полицейского участка.
.. .Андрей Петров, 12 лет, и два его ровесника сняты с поезда - бродяжничество. Корреспондент просит Андрея рассказать, как он дошел до жизни такой. И слышит историю, каких тысячи...
...Отца почти не помнит - родители разошлись, когда Андрею было 5 лет. Мать работает на трех работах: уходит, когда сын спит, и приходит за полночь. Все, что нужно для парня, покупает, дает денег на завтраки- обеды, на развлечения. Но ни поговорить, ни посмотреть в глаза сыну ей Некогда. Андрей сутками сидит в зале игровых автоматов, тут у него друзья, тут вся его жизнь.
Положение Андрея еще не самое худшее.
Вот у Сереги, - показывает он на соседа, - все то же, только мать еще и пьет, поэтому денег не то что на игровуху, а на еду не хватает. Серега ждет Не Дождется, когда получит паспорт и уедет к бабушке в деревню...
- А у Ромки еще страшнее, - Андрей кивает в сторону щуплого лохматого мальчугана, - живет с бабкой, а оба родителя - наркоманы, их Ромка не видел с самого рождения. Бабка постоянно попрекает внука, называет Дармоедом, вспоминает, как она в войну на военном заводе полбуханки в день зарабатывала. А куда он пойдет? Разве что воровать?
Троих приятелей полиция ссадила с поезда на Курском вокзале - они собирались ехать в Крым. Денег на поездку думали собрать в дороге попрошайничеством и жалостными рассказами.
Вот такое детство у наших современников. Эти ребята рано узнали, что такое реальная взрослая жизнь. Они ушли из дома в поисках лучшей жизни.
- Можно ли назвать этих ребят взрослыми?
- Какие опасности могут встретиться на пути безнадзорных детей?
- Если в дороге что-то случится с кем-нибудь из них, смогут ли они помочь или бросят на произвол судьбы?
- Есть ли у них ответственность - за себя, за родителей, друг за друга? Обоснуйте свое мнение.
- Можно ли сказать, что у них есть какие-то долгосрочные жизненные цели и планы?
- На что рассчитывают эти ребята?
- Как бы сложилась их жизнь, если бы их не задержала милиция?
- Что ждет этих ребят в дальнейшем?
- Что должно сделать общество, чтобы им помочь?
- Что могут сделать они для себя сами?
(Дети высказываются.)
Сироты при живых родителях - таких сейчас миллионы.
- Почему они обездолены? Войны? Эпидемии? Стихийные бедствия? Как вы объясните это явление?
- Можно ли назвать их родителей взрослыми и ответственными людьми?
(Дети высказываются.)
2. Эпидемия безотцовщины
Классный руководитель. Откуда появилось такое количество беспризорных детей в России? Ответ на этот вопрос станет понятным, если посмотреть на статистику разводов. На каждые 10 браков в Москве приходится более 5 разводов. В результате 18 000 детей ежегодно остаются без одного из родителей, чаще всего без отца. В других областях России картина похожая - от 1/2 до 2/3 браков распадается. Дети растут в неполных семьях. В стране наблюдается настоящая эпидемия безотцовщины.
- Давайте подумаем: что плохого в том, что дети остаются без отцов.
Примерные ответы детей:
- Материальные трудности - одна мать не сможет обеспечить ребенка.
- Маме приходится много работать, не остается времени на воспитание детей.
- Мальчику нужно мужское воспитание, а мама этого дать не может, поэтому мальчик может выбрать плохой пример для подражания.
- Девочка, воспитанная одной матерью, не видит, как должна вести себя жена (уступать, быть нежной, терпеливой, сдержанной). Это бы ей пригодилось, когда она решит создать свою семью.
Классный руководитель. А что может дать ребенку отец?
(Дети высказываются.)
Вот что пишут об этом психологи.
Отец - это зеркало для ребенка. И, если у мальчика нет отца, таким зеркалом для него становится другой мужчина. Бывает, что пример для подражания мальчик находит в книгах, фильмах или компьютерных играх. И тогда его "отцом" становится супергерой, ведь он такой сильный, смелый, находчивый, неуязвимый - в общем, настоящий мужчина. Но ни один супергерой не сможет рассказать мальчику о том, что быть мужчиной - это не только спасать мир с помощью фантастического оружия или мистических способностей. Быть настоящим мужчиной - это в первую очередь уметь решать свои проблемы без насилия и жестокости, не бояться своей слабости и уязвимости и при этом быть способным заботиться о близких людях, не причиняя вреда другим».
А вот информация, которая касается и мальчиков, и девочек: «Ребенку очень важно иметь позитивный образ настоящего отца, каким бы человеком тот ни был. Психологические исследования показывают, что дети из неполных семей, у которых остались приятные воспоминания об отце, развиваются более благополучно по сравнению с теми детьми, у которых сложился негативный образ своего отца».
3. Почему люди разводятся?
Классный руководитель. Безотцовщина во многом является следствием разводов.
- Как вы думаете, почему люди разводятся?
- В Евангелии есть фраза: «Претерпевший до конца спасется». Как вы думаете, имеет ли она отношение к семейной жизни, к разводам?
- Почему наши прабабушки и прадедушки не разводились?
- Большинство семей распадается, когда начинаются трудности - нехватка денег, неудачи на работе, болезни. Как пережить эти трудности?
- Если бы родители перед разводом спрашивали разрешения у детей, дети дали бы согласие?
- Как вы думаете, кто выигрывает от развода?
- Думаете ли вы, что вам придется стать родителями? Какую семью вы бы хотели создать?
- Как сохранить любовь?
(Дети высказываются.)
Семья дает человеку тепло, защиту, покой, уют, делает жизнь осмысленной и красивой. Наши прадеды умели сохранять семью, потому что они понимали, что семья - это великая ценность. Ради этой ценности они готовы были терпеть и все прощать друг другу.
IV. Рассказы детей
Классный руководитель. В нашей стране за последние 200 лет произошло немало трагических событий, которые переворачивали весь жизненный уклад людей. Но, к счастью, сохранились в России и хорошие семьи.
- Кто хочет рассказать о такой семье?
(Дети выступают, комментируют фотографии.)
Не так давно психологи Москвы захотели узнать у старшеклассников, какие ценности стоят у них на первом месте. И были очень удивлены результатами опроса - оказывается, у большинства ребят на первом месте стоят не дача, квартира, машина, путешествия и развлечения, а хорошая дружная семья.
V. Заключительная беседа «Жизнь пишется без черновика»
Классный руководитель. Проблемы, которые мы сегодня обсуждали, пытаются решить философы, психологи, врачи, учителя, религиозные деятели, политики. Но, очевидно, это очень непростые проблемы и решить их непросто, как все непросто в этом сложном взрослом мире. Взрослые люди умеют принимать его таким, каков он есть, потому что с годами многие становятся терпеливее, спокойнее, мудрее и, если бы можно было вернуть все назад, ни за что не повторили бы своих ошибок.
Но жизнь штука такая - нельзя повернуть время вспять, начать все с чистого листа. Жизнь сразу надо писать начисто.
VI. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Задумывались ли вы о проблемах, которые мы сегодня обсуждали?
- Какие факты вызвали у вас возмущение? удивление? радость?
- Возникала ли у вас в ходе обсуждения мысль о том, что взрослые люди иногда так же беспомощны, как и дети?
- Пришло ли понимание того, что в этом несовершенном взрослом мире много светлого и радостного?
(Дети высказываются.)
Рекомендуем посмотреть:
Классный час «Правила честного спора», 6 класс
Классный час «День печати», 6 класс
Классный час «Государственное управление России», 6-7 класс
Нравственный классный час в 6 классе
Классный час «История гимна России», 6-7 класс