Фольклорная конкурсная программа для 7-9 класса

Игровой классный час 7-8-9 класс

Сценарий игровой программы в 7-9 классах

Фольклорная конкурсно-игровая программа Тема: «Веселье земли русской»

Цель:

• привитие интереса к русскому народному творчеству и обычаям;

• активизация культурного досуга подростков, познавательной деятельности школьников.

Оборудование: кубик с разноцветными сторонами (грани 12 сантиметров), конверты с заданием к конкурсу (4 для каждой команды), записи русской народной музыки или фольклорные номера для пауз между конкурсами во время работы жюри, секундомер, конверты с правильными ответами на все вопросы для членов жюри.

Предварительная работа:

Классный руководитель формирует 6—8 микрогрупп по интересам: «ведущие-помощники», «жюри», «играющие команды». За несколько дней играющим командам сообщаются названия пяти конкурсов (но не содержание) для самостоятельной подготовки. Помощники готовят необходимый реквизит, они будут помогать ведущему.

Ведущим может быть классный руководитель или один из активистов класса.

Ход классного часа

Вступительное слово классного руководителя.

Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть друг друга. Но собрались мы здесь, чтобы поговорить об очень серьезных вещах. Что для вас значат слова «Русь», «Россия», «русские»?

На Руси издавна была в ходу пословица: «Делу время — потехе час».

Вот и мы на сегодняшнем классном часе постараемся и в шутку и всерьез поговорить о некоторых старинных русских обычаях и традициях.

А назвали мы наш классный час «Веселье земли русской» неслучайно. Должен ли человек любить свою родину? Знать ее историю? Культуру? Владеть родной речью? Хотим ли мы знать о своей стране все? Для этого надо обратиться к ее истории, к давно прошедшим дням, к культуре и искусству русского народа — к фольклору, старинным русским обычаям, шуткам и юмору, играм, пословицам и песням.

Конкурс 1: «Пословицей — правда молвится»

Говорят, «живое слово дороже мертвой буквы», а потому пословицы и поговорки — самый распространенный, самый живой жанр устного народного творчества. Я объявляю конкурс «Пословицей — правда молвится»,

Я буду называть пословицы и поговорки той или иной страны, а вас прошу найти ей аналог в русской речи, подберите русскую пословицу, аналогичную по смыслу.

1. Арабская пословица: "Бежал от дождя, попал под ливень" («Из огня да в полымя»),

2. Финская пословица: «Тот не заблудится, кто спрашивает» («Язык до Киева доведет»),

3. Иранская пословица: «Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдет за апельсин» («На безрыбье и рак — рыба»),

4. Английская пословица: «Все хорошо в свое время» («Делу время — потехе час»),

5. Польская пословица: «Пика не кладется в мешок» («Шило в мешке не утаишь»),

6. Немецкая пословица: «Молчаливый рот — золотой рот» («Слово — серебро, молчание — золото»).

7. Китайская пословица: «Разговорами риса не сваришь» («Гостя баснями не кормят»),

8. Итальянская пословица: «В закрытый рот муха не залетит» («Слово — не воробей, вылетит — не поймаешь»),

9. Немецкая пословица: «Терпение ведет к добру, поспешность — к злу» («Поспешишь — людей насмешишь»).

Конкурс 2: «Музыкальный»

Как и русская речь, столь же богат и разнообразен музыкальный мир наших предков. Давайте вместе перелистаем несколько страниц русской истории во время конкурса, который так и назовем «Музыкальный».

Ответы на предлагаемые вопросы команды дают по очереди. При неправильном ответе право ответа переходит к другой команде.

1. Как называется русский трехструнный щипковый инструмент? (Балалайка)

2. Кто такой кощунник? (Певец мифов)

3. Как назывался у древних славян пир во время похоронного обряда? (Тризна)

4. Каким музыкальным инструментом владел Садко? (Гусли)

5. Как называли человека, звонящего в церковные колокола? (Звонарь)

6. Какую птицу называют «певцом русских полей»? (Жаворонок)

7. Как называется самый популярный жанр русской народной песни? (Частушка)

8. Назовите самый распространенный русский народный инструмент, имеющийся и сейчас почти в каждом доме. (Деревянные ложки)

9. В лесу выросло,

Из лесу вынесли,

На руках плачет,

А на полу скачет. (Балалайка)

Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

Конкурс 3: «Удача»

Для проведения главного конкурса сегодняшней игры — «Удача» — приготовлен большой кубик с шестью цветными сторонами. Команды поочередно бросают кубик. Цвет верхней стороны кубика определяет тему, по которой и будет задан вопрос команде.

Предлагаются следующие темы:

• народное декоративно-прикладное искусство (красный цвет);

• русская кухня (зеленый);

• быт русского народа (синий);

• русские народные праздники (желтый);

• славянская мифология (оранжевый);

• русские былины (белый).

Каждая команда-участница имеет право бросить кубик 5 раз (если в игре участвуют две команды, то можно увеличить количество бросков до 6 или 7 раз). На обдумывание ответа дается не более 30 секунд. Вопросы, оставшиеся без правильного ответа, будут предложены

болельщикам команд. Очки, заработанные ими, могут быть переданы в «фонд» любимой команды и принесут ей дополнительные баллы.

Народное декоративно-прикладное искусство

1. Хохломская роспись имеет три главных цвета. Назовите их. (Красный, желтый, золотой)

2. Посватавшись к девушке, жених обязательно дарил ей изделие собственной работы, которое невеста брала на посиделки. Что это? (Прялка)

3. На Руси был распространен берестяной промысел. Когда мастера заготовляли бересту? (В период сокодвижения, когда она прочная и мягкая.)

4. Что такое колт? (Височная подвеска)

5. Афанасий Никитин, отправляясь в Индию, вез на продажу меха, железные изделия и «узорочье». Что это такое? (Браслеты, бусы — украшения.)

6. Эту игрушку делали из отходов дерева, ее не раскрашивали, зато она была подвижной: кони передвигали ноги, мужик и медведь пилили бревно. Именно эта игрушка стала известна. Назовите ее. (Богородская игрушка)

Русская кухня

1. Без какого продукта невозможен обед на Руси? (Хлеб)

2. Назовите самое главное угощение во время древнерусского праздника Масленица. (Блины)

3. Как назывался распространенный на Руси теплый напиток из трав с медом? (Сбитень)

4. На Руси был обычай в особых случаях печь и рассылать пироги по домам. Что это означало? (Приглашение на праздник)

5. Что такое кулебяка? (Пирог с рыбой, мясом или капустой)

6. Какое блюдо солят трижды? (Пельмени. Соль кладут в тесто, начинку и при варке.)

Быт русского народа

1. Назовите самое распространенное на Руси осветительное устройство. (Лучина)

2. Какая была самая распространенная на Руси обувь? (Лапти)

3. Назовите русский сосуд для питья вкруговую. (Братина)

4. Чем определялась длина полотенца в русских семьях? (Количеством членов семьи и достатком)

5. Русский сосуд для питья самобытной формы, не встречающийся ни в одной из других стран мира. Своим силуэтом он напоминает плывущую птицу. Назовите его. (Ковш)

6. Универсальный предмет мебели в русской избе. (Скамья)

Русские народные праздники

1. На какие праздники особенно любили гадать девушки? (Святки)

2. Назовите самый короткий народный праздник. (Ночь Ивана Купала)

3. Назовите время года, когда девушки праздновали свой праздник. (Весна, зеленые святки)

4. Что за обряд «завивание бороды»? (Украшение лентами последнего несжатого снопа)

5. Почему при катании с гор в праздник Масленицы ребята соревновались — кто прокатится дальше? (Существовала примета: кто прокатится дальше, у того лен вырастет длиннее)

4. Вокруг какого священного дерева объезжал свадебный поезд наших предков? (Вокруг дуба)

Славянская мифология

1. Назовите самого популярного героя русских былин. (Илья Муромец)

2. Какой языческий праздник связала народная молва с кошачьим аппетитом? (Масленица — по поговорке «Не все коту Масленица».)

3. Кто из языческих богов, разгневавшись, метал на землю молнии? (Перун)

4. Как звали девушку, которая больше всего боялась солнца? (Снегурочка)

5. Когда, по народным преданиям, цветет папоротник? (В ночь на Купалу — с 23 на 24 июня по старому стилю)

6. Кто из славянских языческих богов отвечал за дождь? (Дажьбог)

Русские былины

1. Назовите столицу былинной Руси. (Стольный Киев- град)

2. Кто входил в богатырскую заставу? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

3. К кому перешел меч-кладенец Святогора? (Илье Муромцу)

4. Кому из русских богатырей в бою смерть не писана? (Илье Муромцу)

5. Где произошла первая встреча Садко с Морским царем? (На берегу Ильмень-озера)

6. Сколько времени длится богатырский сон? (Три дня и три ночи)

Жюри подводит итоги. Правильный ответ оценивается в один балл.

Конкурс 4: «Логическая цепочка»

Мы приступаем к проведению очередного конкурса — «Логическая цепочка». Команды получают конверты, в которые помещены отдельные карточки со смысловыми фрагментами трудовых или праздничных действий, которые были хорошо известны нашим предкам с самого раннего детства. (Если в игре участвуют две команды, им могут быть предложены задания в конвертах 1 и 2.)

Задача команд — как можно быстрее составить правильные логические цепочки этих действий. Ввиду сложности конкурса командам дается на его выполнение три минуты, а правильно выстроенная цепочка принесет команде три балла.

Конверт 1: Рубашка. Посеяли льняное семя, вырастили лен, выдернули лен с корнем, отмочили в речке и высушили на лугу, вытрепали лен, спряли витки, соткали холст, выбелили на морозе или солнце, сшили рубашку.

Конверт 2: Каравай. Вспахали землю сохой, посеяли зерно, заборонили пашню, сжали пшеницу серпами, обмолотили зерно цепами, смололи зерно на мельнице, замесили тесто, поставили хлеб в печь, поставили каравай на стол к обеду.

Конверт 3: Масленица. Закликали ребята весну, катались с горок, пекли блины и угощали ими, устраивали молодецкие кулачные бои, катались на тройках, строили снежный городок, устраивали взятие снежного городка, участвовали в веселом шествии ряженых по деревне с чучелом Масленицы, сжигали Масленицу на костре.

Конкурс для болельщиков: «Знатоки старинных слов»

Пока команды работают, болельщики команд могут принять участие в специальном конкурсе знатоков старинных слов.

Я называю старинное слово — любой болельщик называет его современное значение и получает одно очко за верный ответ. По окончании конкурса он имеет право передать очко или очки своей команде и тем самым помочь в борьбе за окончательную победу в сегодняшней игре.

• Алтын — старинная русская медная монета в 3 копейки.

• Вершок — старинная русская мера длины, равная 4,4 см.

• Аршин — русская мера длины, равная 71 см.

• Полтина — монета достоинством в 50 коп.

• Грош — старинная денежная единица, равная 0,5 копейки.

• Сажень — старинная мера длины, расстояние размаха рук от кончиков пальцев одной руки до кончиков пальцев другой.

• Косая сажень — старинная мера длины, расстояние от пальцев ног до конца пальцев вытянутой руки по диагонали, равна 216 см.

• Верста — русская мера длины, равная 500 саженям, или 1,066 км.

• Полушка — старинная медная монета, равная 0,25 коп.

• Десятина — русская единица земельной площади, равна 2400 кв. сажень, или 1,09 га.

• Фунт — старая русская мера веса, равная 409 г.

• Пуд — русская мера веса, равная 40 фунтам, или 16,38 кг.

Конкурс 5: «Блиц-турнир»

Завершается наша игра блиц-турниром. Каждая команда должна ответить подряд на шесть вопросов. (Если в игре участвуют две команды, каждой команде предлагается для блица девять вопросов.)

При подведении итогов жюри учитывает не только количество правильных ответов, но и количество затраченных командой секунд, которые будут фиксироваться секундомером. На размышление дается не более 10 секунд. Обращаю внимание игроков на то, что вопросы могут быть шуточные. Итак, тишина в зале, секундомер у меня в руке — начинаем конкурс.

Вопросы для первой команды

1. Как назывался младший член дружины князя? (От- рок)

2. Как славяне называли людей, способных предсказывать будущее? (Ведун)

3. Чего на свете нет жирнее? (Земли)

4. Что не родится без языка? (Язык)

5. Чего не устаешь всю жизнь делать? (Дышать)

6. Без чего дом не построить? (Без угла)

Вопросы для второй команды

1. Как назывались изображения славянских богов? (Идолы)

2. Какой день недели являлся днем Перуна? (Четверг)

3. В чем не обнесешь воду вокруг дома? (В решете)

4. Под чем заяц лежит? (Под ушами)

5. У какого музыканта самая «громкая» труба? (У ветра)

6. Чего в избе не увидишь, а почувствуешь? (Тепло)

Вопросы для третьей команды

1. Чего языком не достанешь? (Носа)

2. Какой в воде камень? (Мокрый)

3. По чему деревенские ребятишки бегали летом босиком? (По земле)

4. Кто переезжал в новый дом в лапте? (Домовой)

5. Где был, по представлениям древних славян, вход в нижний мир? (В избушке на курьих ножках)

6. Кого считали хозяйкой входа в нижний мир? (Бабу- Ягу)

Мини-итоги. Классный руководитель просит членов жюри подвести окончательные итоги и определить команду-победительницу. Происходит награждение команды-победительницы.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час о культуре речи, 6 класс

Классный час в 6 классе. Правила общения в коллективе

Классный час на День Смеха, 6 класс

КТД в 6 классе. Сценарий

Час общения в 6 классе на тему: Профилактика экстремизма

Людмила # 18 января 2015 в 21:36 0
Мне очень понравилась сама идея. И задания интересные. Частично их можно использовать и на уроках. Большое спасибо!
Нина Александровна Семёнова # 18 апреля 2015 в 17:10 0
Интересно, привлекает. Можно взять для своей работы.Спасибо.