Язык есть вековой труд целого поколения.
В. И. Даль
Хочешь погубить народ, истреби его язык.
А.С. Шишков
«Спасите русский язык!» - такой призыв все чаще звучит со стороны учителей, деятелей культуры, общественных деятелей. Многие говорят уже о языковой катастрофе. Язык улиц с его нецензурной и жаргонной лексикой почти полностью заменил разговорную речь, стал средством общения всех слоев населения, проник в СМИ, в художественную литературу.
Низкая культура речи, небрежное отношение к слову, мода на иностранную лексику - все это ведет к деградации языка, снижению его роли в мире.
Предлагаемый классный час в форме ток-шоу дает возможность познакомить детей с разными аспектами борьбы за чистоту родного языка.
В ток-шоу одни дети играют определенные роли, дают информацию для обсуждения, другие - зрители, их задача - свободно высказываться по предложенной теме. Именно эта свобода высказываний и является одной из главных задач данного мероприятия. А сверхзадача - помочь детям услышать свою собственную речь, почувствовать красоту и силу русского слова.
Информационным поводом для проведения данного мероприятия может стать дата 21 февраля - Всемирный день родного языка.
Цели: расширить представление детей о современном состоянии русского языка; развивать критическое мышление; способствовать воспитанию речевой культуры; воспитывать уважительное, бережное отношение к слову.
Подготовительная работа:
1. Распределить роли среди детей:
• спасатели (2 ученика);
• юный художник;
• тинейджеры (2 ученика);
• агенты национальной безопасности (2 ученика);
• девушка в маске;
• 2-3 пары для розыгрыша диалогов из видеоролика.
2. Выбор костюмов и аксессуаров предоставить самим актерам. Оборудование: бутафорский микрофон для ведущего; книги: словарь В.И. Даля, «Славянорусский корнеслов» А.С. Шишкова, «Тайны русского слова» В.Д. Ирзабекова.
Оформление: выставить портреты В.И. Даля, А.С. Шишкова.
План классного часа
I. Вступительная беседа «Достойны ли мы сокровищ?».
II. Ток-шоу «Спасите русский язык!».
1. Язык уходящий.
2. Словесный бурьян.
3. Проблема национальной безопасности.
4. От кого и как спасать язык?
III. Заключительное слово «Наш трудный и умный русский язык».
IV. Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Русский язык! Великий, могучий, прекрасный, свободный... Великий язык великого народа... Сотни поколений создавали это сокровище, хранили его в чистоте, чтобы передать потомкам...
Но можно ли сказать, что мы, потомки, оказались достойными этого сокровища?
Многие учителя, общественные деятели, писатели указывают на то, в каком бедственном состоянии сейчас находится наш великий и могучий русский язык. Говорят, что он нуждается в спасении и в очищении - от английских слов, от жаргона и мата, от безграмотного коверканья и уродливого словотворчества.
Так ли плачевно состояние русского языка в нашем обществе? Что мы можем сделать, чтобы очистить наш родной язык? Эти вопросы мы обсуждаем сегодня на ток-шоу «Спасите русский язык!». Знакомьтесь с нашими гостями: спасателями (имена, фамилии), агентами национальной безопасности (имена, фамилии), тинейджерами (имена, фамилии) и девушкой в маске. Начинаем обсуждение.
1. Язык уходящий
Классный руководитель. Первая часть ток-шоу - «Язык уходящий». Даю слово спасателям.
Спасатель 1. Ребята, попалось мне недавно слово интересное - замолаживать. Как вы думаете, что оно означает? (Дети высказываются.)
Спасатель 2. Странно, слово русское, а смысла его никто не понимает. Придется брать словарь. Так (листает словарь), В.И. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырех томах» (пересказывает своими словами словарную статью): замолаживать, одно значение: привести пиво или квас в брожение хмелем; другое значение: заволакиваться тучками, клониться к ненастью.
Спасатель 1. Вот такие разные значения, но ни в том, ни в другом смысле никто этого слова сейчас не употребляет. И таких слов, которые забылись, вышли из употребления, в словаре Даля немало.
Спасатель 2. Во времена Даля высшее общество было оторвано от народа, аристократы даже говорили на французском языке, преклонялись перед всем иностранным. Для них русский язык был чужим, непонятным. Поэтому им нужен был словарь. Но, с другой стороны, как языковед-любитель, Даль видел, какие сокровища таятся в русском языке, и, если эти сокровища не сохранить, они могут исчезнуть, и тогда новые поколения русских людей не смогут понять своих предков.
Классный руководитель. Составление словаря - это титанический труд, это самый настоящий подвиг.
(Учитель задает вопросы.)
- О Дале говорили, что он спасает слова. Справедливо ли это утверждение?
- Как вы думаете, от чего или от кого понадобилось спасать русские слова?
- Владимиру Далю удалось таким образом спасти 200 тыс. слов. А прошло каких-нибудь 200 лет, и многие эти слова оказались забыты, никто ими не пользуется. Так для кого же трудился Даль?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Да, В.И. Даль спасал русские слова от забвения, от неправильного употребления, от иностранной лексики, которая их поглощала. Но понадобилось ли это потомкам? Спросим у юного художника.
Юный художник. Ребята, нам в 1 классе дали задание - нарисовать иллюстрацию к такому четверостишию Пушкина:
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая.
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Сначала мы попытались разгадать значение непонятных слов, и вот до чего додумались.
Ямщик - это человек, который копает ямы, поэтому рисовать его нужно с лопатой.
Бразды - это зверьки такие (они же пушистые!), помесь дрозда и бобра.
Кибитка - летательный аппарат кубической формы (некоторые даже называли его кубитка).
Труднее всего было понять, что такое «сидит на облучке», самые изобретательные решили, что это обруч.
И вот какая у нас получилась иллюстрация.
...Над землей несется кубическая летающая железяка, под ее смертоносными ударами летят кровавые ошметки несчастных пушистых браздов, а за всем этим, сидя на обруче на краю вырытой ямы, наблюдает мрачная личность в тулупе и красном кушаке, с лопатой.
Классный руководитель. А какую картину нарисовали бы вы?
(Дети предлагают свои варианты.)
- Как вы думаете, о чем говорит этот случай, который реально произошел с первоклассниками одной из российских школ?
(Дети высказываются.)
Примерные ответы детей:
- Ребята мало читают.
- Дети не умеют пользоваться словарем, не хотят расширять свой словарный запас.
- Дети не уважают родной язык, не знают истории.
- Родители плохо воспитывают, не учат любить Родину.
- Эти слова слишком редко встречаются в современной жизни, трудно осуждать бедных первоклассников.
И т. п.
2. Словесный бурьян
Классный руководитель. Вторая часть ток-шоу называется «Словесный бурьян». В.И. Даль говорил, что язык - это вековой труд целого поколения. Как же трудится над языком наше новое поколение? Тут у нас присутствуют представители современной молодежи - тинейджеры, спросим у них.
Тинейджер 1. Мы считаем, что наше поколение внесло большой вклад в развитие русского языка. Мы напридумывали кучу новых слов (загибает пальцы, считая): комп, прикид, родаки, прикольнуться, перец, лох, отстой, туса, тусовка и т. п.
Тинейджер 2. Составили даже свой мини-словарь, чтобы родаки нас понимали. Вот какие у нас там есть слова (по очереди читают слова из словаря, сопровождая чтение соответствующими жестами).
• Парень - перец, крендель, пельмень, чел.
• Отрицательные эмоции - отстой.
• Положительные эмоции - колбасит, кул, зашибись.
• Играть - рубиться.
• Игра - игруха.
• Деньги - лавэ, бабло.
• Развлекаться - угорать, торчать, колбаситься.
• Что-то необычное- фенька, феня.
• Прозвище - кликуха.
• Не работает - глючит, кирдыкнулся.
• Хороший, известный, знаменитый, изысканный, блистательный, изумительный, успешный, находчивый - крутой.
Тинейджер 1. Во-вторых, мы наизобретали кучу разных полезных словечек-паразитов, с помощью которых можно долго и много говорить, когда нечего сказать. Особенно полезно их использовать на экзамене. Вот послушайте.
Тинейджер 2. Ну, шведы, чисто конкретно, типа, осадили Полтаву, потом, как бы, в натуре, проиграли, короче, блин, продули сражение, типа, чисто конкретно, Полтавскую битву.
Тинейджер 1. Ну, у шведов же, вообще, был Карл XII, ну, как бы, король, ну, вообще, короче, например, типа Александра Македонского.
Классный руководитель. Спасибо нашим гостям за интересную информацию. Что скажете, ребята, об этих представителях нового поколения?
- Как называются слова, которые они «напридумывали» и «наизобретали»? В какой мере обогатили эти слова современный русский язык?
Примерные ответы детей:
- Жаргонные слова, слова-паразиты засоряют русский язык.
- Эти слова свидетельствуют о низкой культуре тех, кто их использует.
Классный руководитель. Но настоящим бедствием для современного русского языка стало другое явление. Наши корреспонденты записали несколько видеосюжетов. Посмотрите эти материалы, потом мы их обсудим.
(Выходят 2-3 пары учеников, разыгрывают диалог.)
- Классный плейстейшн у чувака!
- Гламурный!
- Как насчет бодибилдинга и фитнеса?
- Нет, лучше дайвинг.
- Устроился на работу супервайзером в гипермаркете.
- А я мерчендайзером в супермаркете.
- У нас бизнес-ланч в 10 утра в блин-хаусе, там жесткий фейс- контроль.
- А у нас в суши-баре, только там дресскод - кимоно.
- Послушай, ты геймер, хакер или юзер?
- Я байкер!
- Как насчет шопинга в уикенд или пати, а может, махнем на биеннале?
- Нет, мой бойфренд предлагает пикник.
- Ты давно юзаешь эту прогу?
- Года два.
- Так ее апгрейдить уже надо.
- О'кей!
Классный руководитель. Вот такие разговоры мы услышали в метро, на улице, в магазине.
(Учитель задает вопросы.)
- Понятны ли вам эти диалоги? Можно ли сказать, что это говорят русские люди? Или они специально хотят казаться нерусскими?
- Как вы думаете, если бы эти разговоры услышал англичанин, смог бы он что-нибудь понять?
- А почему бы этим товарищам не перейти на полноценный английский?
- Можно ли сказать, что участники этих диалогов уважают свою страну, свой язык, самих себя?
(Дети высказываются.)
Классный руководитель (резюмирует высказывания детей). Действительно, участники этих диалогов изо всех сил хотят казаться американцами, ну уж и говорили бы по-английски, как говорили по-французски аристократы в старой России. Но английский-то надо учить, а тут достаточно усвоить набор словечек, и ты уже выше толпы, можешь корчить из себя аристократа. Но никаким аристократизмом здесь и не пахнет, а отдает холуйством, неуважением к своей стране, к своему языку, к самому себе.
А вот во Франции действует закон, запрещающий использование иноязычных слов. Например, за использование их в рекламе, в прессе, на телевидении берется дополнительный налог или штраф.
- Можно сказать, что французы любят свой язык, гордятся им и защищают его? Кто нам, русским, мешает так же любить и защищать свой язык?
(Дети высказываются.)
3. Проблема национальной безопасности
Классный руководитель. Переходим к третьей части ток-шоу. Мы ее назвали «Проблема национальной безопасности».
(Учитель задает вопросы.)
- Ребята, как вы относитесь к слову «безопасность»?
- А к словосочетанию «национальная безопасность»? Как, по-вашему, что это такое?
(Дети высказываются.)
А какое это имеет отношение к чистоте русского языка? - спросите вы.
Дело в том, что, по утверждению ученых, проблема чистоты русского языка становится сейчас проблемой национальной безопасности России. Передаю слово агентам национальной безопасности.
Агент 1. Во времена Пушкина был такой замечательный человек - Александр Семенович Шишков, которого называют еще патриархом русской словесности. Боевой адмирал и госсекретарь, он верой и правдой служил четырем царям, был министром просвещения и президентом Российской академии наук. Всю жизнь он боролся за чистоту родного языка, осуждал засорение его французскими словами, осуждал преклонение перед всем иностранным в жизни русских аристократов.
Агент 2. В этом увлечении всем французским Александр Семенович уже тогда видел угрозу национальной безопасности России. Он приводил интересное доказательство.
В то время среди дворян модно было приглашать в семьи французских гувернеров, чтобы дети с самого раннего детства, часто еще не усвоив русского языка, учились французскому, ведь этот язык был тогда распространен по всей Европе. На это Шишков так отвечал в своей книге «Славянорусский корнеслов», приводя в пример древнюю мудрость: «Хочешь погубить народ, истреби его язык». И в доказательство ссылался на книгу «Тайная история нового французского двора». В этой книге есть сцена: французские министры обсуждают, как им поработить Англию. Один из министров предложил самый лучший способ - распространить в Англии французский язык.
Агент 1. «Старайтесь, - продолжал он, - истребить в государстве язык народный, а потом уже и сам народ. Пусть молодые англичане тотчас посланы будут во Францию и обучены одному французскому языку; чтоб они не говорили иначе, как по-французски, дома и в обществе, в семействе и в гостях; чтоб все указы, донесения, Решения и договоры писаны были на французском языке - и тогда Англия будет нашею рабою».
Классный руководитель. Как известно, англичане сумели отстоять и свою свободу, и свой язык и не стали рабами французов.
(Учитель задает вопросы.)
- Но какое это имеет отношение к нам, сегодняшним русским людям?
- Чем времена Шишкова похожи на наше время?
- Угрожает ли русскому языку истребление?
- Опасно ли сегодняшнее засилье английских слов для русского языка?
Примерные ответы детей:
- У нас сейчас тоже стали терять связь с родным языком - забыты песни, люди редко употребляют пословицы, сказки дети узнают в основном по мультфильмам, в современном переложении.
- Тогда все подражали французам, а сейчас - американцам - в одежде, в музыке, в языке.
- Сейчас тоже с самого раннего детства учат детей английскому, даже отправляют их на учебу в Англию и Америку.
- Вокруг очень много английского языка - в рекламе, в названиях товаров, фирм.
- Истребление вряд ли угрожает, но люди отрываются от родного языка.
- Засилье английского, может быть, временное явление, в основном характерное для детей, молодежи, а когда они станут старше, вспомнят родной язык.
Классный руководитель. Настало время дать слово самой загадочной гостье нашего ток-шоу - девушке в маске.
Маска (кокетливо). Где нам за вами гоняться! У вас и мужики говорят по-французски! Вы умеете чепчики делать, и на головы накалывать, и цветы к цветам прибирать. Ради самого Парижа, не отступайте от нас! Будьте всегда нашими учителями, наряжателями, обувателями, потешниками, даже и тогда, когда соотечественники ваши идут нас жечь и губить! Отложим попечение о собственных науках, художествах, ремеслах. Станем припасать золото и платить им за все то, чего сами сделать не умеем. Мы не наживем славы, но зато проживем деньги...
Классный руководитель. Попробуем отгадать: кто же эта маска? К кому обращен ее страстный монолог? Как его понять?
(Дети высказываются.)
Думаю, нужно обратиться за помощью к агентам национальной безопасности.
Агент 2. Этот пародийный монолог произносит любительница всего французского из книги А.С. Шишкова «Славянорусский корнеслов». Она обращается к своим кумирам - французам. А понимать ее монолог нужно так, что наши русские мастера ничего делать не умеют, все самое лучшее - у французов.
Агент 1. А корень всего этого Шишков видит в забвении своего родного языка. Его слова, кажется, прямо обращены к нам, людям XXI в. (Читает.) «Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там... все вянет и не процветает».
Агент 2 (читает). «Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти свое чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдет себе пищу, начнет расти, возвышаться, делаться искуснее и, наконец, достигнет совершенства».
Агент 1 (читает). «Но покуда не возникнет в нас народная гордость, собственные свои достоинства любящая, до тех пор мы будем только смотреть, как делают иностранцы. Свой ум останется бездействен, дух непредприимчив, око непрозорливо, руки неискусны...»
Классный руководитель. Согласны ли вы, что эти слова обращены к нам? Годятся ли для нас советы Шишкова о пробуждении народной гордости, об уважении к самим себе, о предпочтении своего чужому?
(Дети высказываются.)
4. От кого и как спасать язык?
Классный руководитель. Вот мы и подошли к заключительной части ток-шоу. Действительно ли современное состояние русского языка так плачевно? Кто и как калечит родной язык? Что ему угрожает? Нужно ли его спасать? И как это сделать?
Даю по одной минуте каждому гостю.
(Учитель дает микрофон гостям. Ответы заучивать не стоит, лучше, если дети скажут то, что думают.)
Примерные ответы гостей:
- Да, плохи дела, калечит язык сквернословие, и старые и молодые говорят матом.
- Дела неважные, молодежь почти не читает классику, так и выходят слова Толстого и Пушкина из употребления.
- Самый большой вред языку наносит компьютер, Windows - там все термины английские, вот молодежь и переделывает их на русский манер. Но молодежь тут ни при чем - нужно создать русскую операционную систему, тогда все откажутся от английского.
- Нет, самый большой вред - это американские фильмы и музыка, оттуда весь жаргон и ругательства.
- Да ничего страшного не происходит, Шишков еще 200 лет назад говорил, что русский язык в упадке, в загоне, что кругом французские слова, а потом были и Пушкин, и Гоголь, и Толстой - прорвемся и в этот раз!
- Спасать нужно, причем срочно - всех заставить читать классику по 100 страниц в день.
- Нужно ввести штрафы за иностранные слова, как во Франции.
- Нет, нужно штрафовать за матерные слова, а деньги - в фонд школы!
И т. п.
Классный руководитель. Вы познакомились с мнениями наших гостей, а теперь хотелось бы узнать мнения слушателей.
(Дети высказываются.)
Классный руководитель. Ребята, наша встреча началась с вопроса, и закончить ее я бы хотела вопросом.
- А что означает слово «человек»?
(Дети высказываются.)
Привычное для всех объяснение: чело - лоб, век - сто лет. Но так ли это? Ведь не каждый человек живет сто лет, век его бывает очень короток.
Может, правильнее толкование, которое дает Александр Семенович Шишков в упомянутой сегодня книге «Славянорусский корнеслов»? Вот что он пишет: «В человеке отличительное от прочих тварей свойство есть дар слова. Отсюда название словек (то есть словесник, словесная тварь) изменилось в цловек, чловек и человек».
Имя славяне сделалось из словяне, то есть словесные, одаренные словом люди».
В своем толковании Шишков исходит из того, что Бог в Евангелии - это Слово, значит, и рожденные от него - это словеки, чловеки, человеки. И может быть, не нам надо спасать наш язык, а это русский язык уже много веков спасает наш народ от безбожия, от одичания и гибели. Как считаете?
(Дети высказываются.)
В доказательство хочется привести такие факты: по сообщению Агентства медицинской информации, «дети, родной язык которых русский, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию по результатам тестирования в Университете Хайфы».
И еще одно обнадеживающее сообщение: «Международная ассоциация оценки школьной успеваемости провела исследование по качеству чтения и уровню понимания текста среди десятилетних школьников из 45 регионов мира. Было проведено исследование умений 215 000 учащихся младших классов грамотно читать, понимать прочитанное и использовать полученную информацию. Результаты российских школьников оказались впечатляющими! Оказалось, что школьники из России читают лучше и быстрее усваивают содержимое текста, чем их ровесники из других стран. Они были признаны наиболее грамотными».
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее ток-шоу?
- Какие факты и мысли врезались в память?
- Кто из участников ток-шоу вам больше всего понравился?
- Довольны ли вы своей ролью в ток-шоу?
(Дети высказываются.)
Факты о благотворном влиянии изучения русского языка
Сообщение АМИ-ТАСС НОВОСТИ (Агентство медицинской информации) от 13 июня 2007 г., опубликованное под заголовком «Носители русского языка учатся читать быстрее и лучше развивают грамотность», содержит результаты научной работы доктора Милы Шварц, преподавателя Хайфского университета Израиля: «Дети, родной язык которых русский, показали более высокие уровни навыков чтения и лучшую познавательную функцию, по результатам тестирования в Университете Хайфы (Израиль). 129 первоклассников были разделены на три группы: русскоязычные дети из еврейских семей; дети, родной язык которых - иврит, и дети из смешанных семей, которые не обучались русскому языку. Оказалось, что школьники, которые приобретали навыки чтения на русском языке перед изучением иврита, показали отличное преимущество перед другими группами в их способности различать звуки, быстрее читать и точнее переводить слова. Кроме того, специалисты оценили знание английского языка у 107 учеников, разделенных на те самые группы. Как и в первом исследовании, у русскоязычных детей было отмечено значительное преимущество в изучении иностранного языка. Исследователи полагают, что из-за лингвистической сложности русского языка его изначальное знание дает преимущество при обучении другим языкам».
Час общения в 6 классе на тему: Профилактика экстремизма
Классный час на День Смеха, 6 класс
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 13:49 0 |
Татьяна Александровна Степанова # 18 августа 2015 в 23:27 0 |
Кристина Вячеславовна Данилова # 4 января 2017 в 18:05 0 | ||
|
Оксана Алексеевна Дынник # 12 января 2017 в 19:51 0 |