Классный час «7 мая - День радио», 5-7 класс

Разработка классного часа ко Дню радио для подростков

Цели: показать роль изобретения русского профессора А. С. Попова, продемонстрировать работу простейшего радиоприемника, выяснить значение радио в настоящее время и в будущем.

Оформление: радиоприемник; приемник, собранный руками ребят; материалы для «школьного радио», аудиомагнитофон с музыкальными кассетами, проигрыватель, пластинка с голосом Левитана «От Советского информбюро».

Предварительная подготовка: учащиеся делятся на группы, каждая из которых выполняет определенное задание: одна группа собирает простейший детекторный радиоприемник, состоящий из антенны, катушки, диода, конденсатора, наушников; другая группа проводит социологический опрос; третья - выясняет последние школьные новости; четвертая - готовит музыкальные номера; пятая - рисует проект на ватмане или составляет устный рассказ о радио будущего; двое ребят готовят выступление о Попове, о радио.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя.

Радио (от лат. radio - излучаю, испускаю лучи, radius - луч) - способ беспроволочной передачи сообщений на расстоянии посредством радиоволн.

Ежегодно 7 мая, по многолетней традиции, в нашей стране отмечается День радио. Интересно разобраться, откуда берёт истоки традиция отмечать праздник связистов.

Событие, положенное в основу праздника, связано с деятельностью русского физика и изобретателя Александра Степановича Попова. 25 апреля (7 мая) 1895 года, на заседании физического отделения русского физико-химического общества (РФХО) в Санкт- Петербургском университете, А. С. Попов продемонстрировал созданную им первую в мире искровую беспроводную приёмопередающую радиосистему, пригодную для надёжного обмена информационными сигналами.

Этот факт был принят в нашей стране за точку отсчёта начала радиосвязи. Однако до праздника было ещё далеко.

II. Сообщение ученика об изобретениях А. С. Попова.

Попов Александр Степанович родился 4 (16 марта) 1859 года в посёлке Турьинские Рудники на Урале. В 1882 г. окончил физико- математический факультет Петербургского университета и был оставлен в нём для подготовки к научной деятельности. Был преподавателем физики и электротехники Минного офицерского класса и технического училища Морского ведомства в Кронштадте. С 1901 г. - профессор физики, с 1905 г. - директор Петербургского электротехнического института.

С 1898 г., после опубликования работ Г. Герца по электродинамике, стал изучать электромагнитные явления. Хорошо понимая потребность флота в средствах беспроводной сигнализации, он в начале 90-х гг. поставил перед собой задачу использовать электроволны для сигнализации. В результате кропотливых экспериментов Попов в начале 1895 г. создал «прибор для обнаружения и регистрирования электрических колебаний» - радиоприёмник.

К весне 1895 г. Попов построил чувствительный и надёжно работавший приёмник, пригодный для беспроводной сигнализации (радиосвязь). В первых опытах по радиосвязи, проведённых в физическом кабинете, а затем в саду Минного офицерского класса, приёмник обнаруживал излучение радиосигналов, посылаемых передатчиком на расстоянии до 60 м.

Во время опытов в 1895 г. обнаружил, что его приёмник реагирует также и на грозовые разряды. Поэтому Попов построил специальный прибор, записывающий на движущую бумажную ленту сигналы, вызванные электромагнитным излучением гроз. Этот прибор, названный впоследствии грозоотметчиком, в 1895-1896 гг. использовался им для изучения характера атмосферных помех.

В 1895-1896 гг. занимался усовершенствованием созданных им приборов, выступал с докладами и показывал работу приборов. Весной 1897 года в опытах в Кронштадтской гавани Попов достиг дальности радиосвязи 600 м, а летом 1897 г. при испытании на кораблях - 5 км.

К этому же времени относятся работы Попова по изучению рентгеновских лучей; им сделаны первые в России рентгеновские снимки предметов и конечностей человека.

Первая в мире радиосвязь была установлена в феврале 1900 г. между островом Гогланд и городом Котка (расстояние около 50 км). У острова Гогланд в Финском заливе во время сильного шторма сел на камни броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». И тогда морское ведомство обратилось к Попову с просьбой установить связь между островом и берегом для спасения корабля.

Работы Попова получили высокую оценку уже у его современников в России и за рубежом: приёмник Попова был удостоен Большой золотой медали на Всемирной выставке 1900 г. в Париже.

А. С. Попов умер от инсульта 31 декабря (13 января) 1906 года. Ему было всего 46 лет. Впервые итог деятельности А. С. Попова был подведён на посвящённом его памяти вечере, состоявшемся 11 апреля 1906 г. в Минном офицерском классе в Кронштадте. На этом вечере с докладами выступали его ученики и сослуживцы. Была устроена первая в стране выставка приборов Попова. Так возник первый мемориальный музей-лаборатория А. С. Попова. Ещё 24 января 1906 г. на заседании физического отделения РФХО, посвящённом памяти учёного, было принято «Положение о премии имени изобретателя беспроволочного телеграфа Александра Степановича Попова», присуждаемой за лучшие отечественные оригинальные исследования и изобретения по электричеству и его применению.

III. Демонстрация первого радио.

Ребята группой (или один ученик) демонстрируют собранный собственными руками радиоприемник, показывают, как он работает, из каких частей состоит.

IV. Сообщение о роли радио в жизни страны.

15 сентября 1922 года газета «Известия» напечатала объявление: «Всем. Всем. Всем. Настройтесь на волну 3000 метров и слушайте... В воскресенье, 17 сентября, в 3 часа дня по декретному времени на Центральной радиотелефонной станции Наркомата почт и телеграфов состоится первый радиоконцерт. В программе русская музыка». Концерт передавался из радиоцентра, находившегося на Вознесенской улице. 60 городов принимали тогда нашу столицу и из 35-ти сообщили в Москву, что слышали её хорошо.

В мае 1925 года был торжественно отмечен юбилей радио. Главное торжество происходило в Ленинграде, в Электронном институте (ЛЭТИ), где учёный работал последние годы своей жизни. Торжественные заседания прошли также в Политехническом музее Москвы и Нижегородском государственном университете. Имя Попова было присвоено военно-опытной Сокольнической станции в Москве и другими, учреждено несколько стипендий, выпущены марки с его портретом. Профессор А. А. Петровский в статье журнала «Друг радио» написал: «Пусть же день 7 мая превратится в настоящий праздник радистов».

В 1944 году, несмотря на условия военного времени, научная общественность Москвы отметила 85-летие дня рождения А. С. Попова. На состоявшемся собрании была принята резолюция о необходимости начать подготовку к празднованию пятидесятилетия изобретения радио. С этой целью был создан Организационный комитет под председательством академика Б. А. Введенского.

Трудно переоценить значение радио в годы Великой Отечественной войны. Сотни и тысячи советских граждан собирались на площадях городов и сел для того, чтобы услышать голос советского диктора Ю. Левитана, узнать новости с фронта. Как же радостно было слышать о победах советской армии над фашистскими захватчиками!

Можно прослушать запись Левитана на грампластинке или на аудиокассете.

Полувековой юбилей радио совпал по времени с победоносным завершением войны с фашистской Германией.

2 мая 1945 года вышло Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о праздновании пятидесятилетия со дня изобретения радио А. С. Поповым. Учитывая роль радио в культурной жизни общества и в обороне страны, правительство решило установить 7 мая как ежегодный День радио.

В связи с юбилеем в Москве в Большом театре состоялось торжественное заседание общественности. Было решено установить памятник А. С. Попову в Ленинграде, учредить золотую медаль имени Попова, за выдающиеся работы и изобретения в области радио.

Так в нашей стране появился ещё один профессиональный праздник - День радио, который теперь ежегодно отмечают не только радисты, но и работники всех отраслей электросвязи, радио и телевещания, а также информатизации.

V. Беседа по теме.

- Какова роль радио сейчас, в наши дни? (Роль радио уменьшилась, его вытеснили телевидение, DVD, компьютер, Интернет, сотовая связь.)

- Как часто и где обычно мы слушаем радио? (В транспорте и т. д.)

- Какие радиостанции вызывают наибольший интерес у вас? («Русское радио», «Ретро FM», «Максимум», «Шансон», «Маяк», «Европа +» и др.)

— Что именно любите вы слушать на радио? (Музыку, новости, прогноз погоды, радиопостановки.)

- Какое значение имело радио для героев фильма «Питер FM»?

VI. Демонстрация современного радио.

Включается современный приемник.

Можно послушать выборочно несколько радиоканалов, выяснить, какие новости обсуждаются в этот момент на радио, какая музыка чаще других звучит, в каком стиле построены радиопередачи.

VII. Работа «школьного радио».

Ребята выходят по очереди и представляют свой «радиоматериал».

1) «Дикторы новостей» - рассказывают о школьных новостях (О работе на пришкольном участке, об интересных уроках и т. д.)

2) «Социологи» - подводят итоги опроса, который проводился заранее (дней за 7-10) до классного часа среди одноклассников и ребят других классов по вопросам:

- Есть ли у тебя дома радиоприемник?

- Слушаете ли вы его в семье?

- В какое время дня вы его слушаете: утром, днем или вечером?

- Сколько времени ты проводишь у экрана телевизора?

- Что тебе нравится, а что не нравится в отечественном радиовещании?

- Что тебе нравится, а что не нравится в отечественном телевещании?

- Что бы ты хотел дополнить, услышать в сегодняшних радиоканалах?

- Что бы ты хотел дополнить, увидеть в сегодняшних телепередачах?

- Что хотел бы убрать из радиоэфира?

- Что хотел бы убрать с экрана телевизора?

- Выбери из перечисленного списка, какие телепередачи ты предпочитаешь смотреть:

а) сериалы;

б) боевики;

в) комедии;

г) познавательные передачи;

д) развлекательные шоу;

е) музыкальные передачи;

ж) мультфильмы.

з) «Ди-джеи» - могут поздравить кого-то из одноклассников с днем рождения или с каким-то другим событием, весь класс с праздником весны, с приближающимся Днем Победы, с предстоящими летними каникулами. Они могут прочитать стихи, включить музыку. Ребята могут тоже в этом участвовать: отправлять в письменной или устной форме свои заявки.

4) «Спецкоры» - представляют радио будущего. Они могут нарисовать проект радио на ватмане, например, соединив радио с компьютером, космическими станциями, подводными судами; можно представить единое радио на всей планете или создать проект индивидуального радио для каждого жителя, чтобы каждый человек мог слушать свои интересные передачи и т. д. Можно дать задание классу: каждому желающему предлагается придумать свой проект будущего радио и защитить этот проект. Можно придумать новые радиопередачи, разработать свой сценарий и предложить его классу.

VIII. Заключение.

Ребята отвечают на вопрос:

- Что нового я узнал о радио?

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Общение с пониманием», 7 класс

Классный час по гражданско-патриотическому воспитанию, 7 класс

Вечер отдыха в школе. Сценарий

Классный час «История российского флага», 7 класс

Классный час «В человеке должно быть всё прекрасно» 7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!