I. Подготовка.
Собеседование с учащимися по вопросам.
- Удовлетворяют ли вас формы общения в нашем классе, между учениками и учителями, дома?
- О каком общении и с кем вы мечтаете?
- Как вы понимаете «простоту» в общении?
- Что вы больше всего цените в общении?
- Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей?
II. Оформление.
1. Эпиграфы: «Общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.)
«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.)
«Лошадь узнают в езде, а человека в общении». (Народная пословица.)
«Труженик постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек». (К. Маркс.)
«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками... Скоро вы заметите, что люди окажутся гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский?)
2. Репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношениям между ними (например, Рокотов «Завтрак аристократа»).
Классный руководитель. Дружеские отношения в семье, коллективе - основа хорошей работы. Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье - это когда тебя понимают» - говорил герой фильма «Доживем до понедельника».
Возраст 13-14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении. «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?»
Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя. Общение может быть пустым времяпрепровождением: «Дело было вечером, делать было нечего. ..».
В. Даль дает такое толкование общения - изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость.
О том, что такое общение, чем оно характеризуется, мы поговорим сейчас.
Идет обмен мнениями в классе.
В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:
• внешнюю сторону (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных правил хорошего поведения);
• внутреннюю (на основе каких интересов ведется общение и к чему оно сводится);
• общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей, видеть достоинства тех, кто по каким-то причинам лишен внешней броскости.
Классный руководитель. Самое главное - умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает.
Как вы понимаете стихотворение М. Ю. Лермонтова?
Без Вас хочу сказать Вам много,
При Вас я слушать Вас хочу;
Но молча Вы глядите строго,
И я в смущении молчу.
Что ж делать, речью неискусной
Занять Ваш ум мне не дано.
Все это было бы смешно
Когда бы не было так грустно.
Задание 1. «Исповедь».
Выслушайте исповедь и дайте совет.
«В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?»
Задание 2. Знаете ли вы друг друга.
Приготовить словесный портрет:
1) физические данные (рост, вес, телосложение);
2) внешность (цвет, волос, глаз);
3) выразительность поведения (осанка, походка, жесты);
4) темперамент (вялость, активность, подвижность, молчаливость);
5) увлечения, привычки.
Задание 3. «Прогнозируем поступок».
Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы.
Задание 4. «Анализ картины». (Репродукции выбирает учитель.)
- Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?
- По каким признакам вы это обнаружили?
- Чем оно вызвано?
- Попытайтесь охарактеризовать его род занятий? Духовный мир?
- Каков он по своему характеру?
Задание 5.
- Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ.
Задание 6. «Улови настрой класса».
2 — 3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать.
Ребята делают вывод, что если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость.
Звучат стихи К. Клиева.
Чужой бедой жить не все умеют,
Голодных сытые не разумеют.
Тобою, жизнь, балован я и пытан,
И впредь со мною делай, что угодно.
Корми как хочешь, но не делай сытым,
Глухим, не понимающим голодных.
Задание 7. «Войди в положение другого».
Игра 1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика.
Игра 2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок (можно добавить, что у ребят в это время кружки или секции).
Игра 3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников.
После обсуждения того, как удалось учащимся перевоплотиться в других людей, ребятам предлагается принять на вооружение советы В. А. Сухомлинекого:
• Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость - очень важные элементы духовной культуры.
• Скромность и мера в радости и благополучии - очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.
• Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое слово отражается на окружающих людях.
Домашнее задание:
1. Стараться воспитывать в себе тактичность в общении с близкими.
2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы (расспросить, разогреть ужин, дать домашние тапочки, поцеловать).
3. Выражай чаще одобрение товарищам.
4. Постарайтесь угадать, кто в ваш случайный встречный, вы- работая в себе наблюдательность.
Автор: М. Е. Козина
Вечер отдыха в школе. Сценарий
Классный час «Самопознание у учащихся», 7 класс
Классный час «История российского флага», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!