Я мыслю, следовательно, я существую.
Рене Декарт
Подготовительная работа.
Классному руководителю необходимо начать работу с систематизации и уточнения всех сведений об учениках и коллективе класса (см. Приложение).
1. Предварительное анкетирование учащихся. Необходимо определить интерес и ожидания учащихся от предлагаемого курса.
2. Учащимся предлагается заранее составить словарь темы и вопросы, на которые они хотели бы получить ответы.
3. Доска, мел, высказывания интересных и знаменитых людей в качестве эпиграфа.
I. Начало занятия.
Слово «самопознание» записано на доске. Ребята по цепочке дают объяснение слова «самопознание». На доске записываются самые неожиданные и интересные объяснения.
Затем учитель предлагает учащимся записать в тетрадь те слова, которые можно отнести к понятию «самопознание».
К примеру, узнавание, прогнозирование, намерение, инсайт и другие слова.
Учащимся предлагается записать слова в тетрадь и прокомментировать их.
II. Аукцион вопросов темы.
Игра «Оптимисты и пессимисты».
Учащимся предлагается продолжить фразы, записанные на доске, и высказать свое мнение:
Мне необходимо познавать себя для того, чтобы...
Я не хочу познавать себя, потому что...
Ребятам предлагается составить ключевые вопросы к теме. Задание выполнятся в течение 2-3 мин.
Примерные вопросы.
1. Я живу, чтобы есть, или ем, чтобы жить?
2. Жизнь - штука трудная или не очень?
3. Цель жизни - это важно или нет?
4. Что значит «хороший человек»?
5. Много друзей - это хорошо или плохо?
6. Хорошо выглядеть и быть хорошим - одно и то же?
7. Свобода и ответственность - слова одного корня?
8. Можно ли познавать мир, не изменяя себя?
9. Что бы я хотел узнать о себе и в себе?
10. Какие дороги ведут человека к познанию себя?
В течение 5-10 минут ребята дают ответы на поставленные вопросы.
Вопросы, которые вызвали наибольший разброс мнений, записываются в тетрадь. Дома предлагается подготовить свое мнение по записанным вопросам.
III. Информационный блок.
Вступительное слово учителя.
Ориентация учащихся на участие в уроках курса, объяснение структуры работы по курсу, анализ перспектив участия в изучении курса.
IV. Деловая игра «Пресс-конференция».
Учащиеся делятся на группы и готовят в течение 2-3 минут вопросы учителю по учебному курсу. Необходимо, чтобы из числа учащихся в каждой группе были выбраны ребята, играющие роль «журналистов» и «экспертов». «Журналисты» задают членам группы вопросы по теме разговора, «эксперты» анализируют результаты разговора в группе, фиксируя на листах ватмана. Затем все листы вывешиваются для всеобщего обозрения и обсуждения.
V. Блок самоанализа и самооценки.
Ученикам предлагается придумать свой девиз изучения курса и изобразить его в тетради для записей. Затем ребята выполняют анкетирование по теме.
Вариант анкеты:
1. Считаете ли вы актуальным изучаемый курс?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не знаю.
2. Из каких источников вам известны слова «самопознание», «саморазвитие», «самовоспитание?
А. Книги.
Б. Друзья.
В. Родители.
Г. Учителя.
Д. Радио, телевидение.
3. Пробовали ли вы заниматься изучением и воспитанием себя?
А. Да.
Б. Нет.
В. Иногда, но безуспешно.
4. Надо ли человеку совершенствовать себя?
А. Да.
Б. Нет.
В. Не знаю.
5. Есть ли в вашей жизни человек, влиянию которого вы подчиняетесь?
А. Да.
Б. Нет.
В. Затрудняюсь ответить.
6. Кто этот человек?
А. Мои родные.
Б. Мой педагог.
В. Мой друг (подруга).
Г. Герой кино, литературного произведения.
Д. Нет такого человека.
7. Можете ли вы назвать людей, ставших известными, благодаря работе над собой?
А. Да.
Б. Нет.
Рефлексия занятия.
У учащихся на столах лежат вырезанные из картона градусники.
Ребята должны отметить на них свою температуру, которая определяется значением урока.
Шкала оценки следующая:
36,6 - нужно, полезно, интересно, необходимо;
38 - страшно, сложно, неинтересно, обременительно.
34 - бесполезно, бесперспективно, безразлично.
Творческое домашнее задание.
Учащиеся пишут сочинение-размышление «Мне обо мне. Взгляд на себя со стороны».
Примерный план психолого-педагогической характеристики ученика
I. Общие сведения об ученике.
Ф. И. О., домашний адрес, состав семьи, ее культурный уровень, взаимоотношения в семье, характер воспитания, режим и досуг ребенка, участие в домашнем труде, друзья и знакомые ребенка вне школы, наиболее важные события в жизни ребенка, состояние его здоровья.
II. Общий уровень развития ученика.
1. Общее развитие культуры речи, начитанность, эрудиция.
2. Отношение к учебному труду: как относится к занятиям в школе, пропускает ли, опаздывает ли, внимателен ли на уроках, систематически ли выполняет домашние задания.
3. Успеваемость ученика: как успевает по разным предметам, какие предметы даются легко, проявляет ли инициативу в физическом труде.
4. Как ученик относится к физическому труду.
5. Каков уровень дисциплины ученика.
6. В чем проявляются его интересы и склонности.
III. Общественное лицо и общественная работа.
1. Принимает ли участие в общественной жизни класса. Как относится к общественным поручениям.
2. Имеет ли организаторские навыки.
3. Доводит ли начатое дело до конца.
4. Пользуется ли уважением, авторитетом в классе.
IV. Основные черты характера ученика, его моральноволевые качества.
1. Правдивость. Скромность, принципиальность. Отношение к родителям, членам семьи, отношение к учителям, к старшим, к сверстникам, к младшим.
2. Целеустремленность, активность, решительность, смелость, самостоятельность, уверенность в себе.
3. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает.
V. Общие выводы и предложения.
1. Что сделано для преодоления недостатков в поведении школьника?
2. Какие качества надо развивать и совершенствовать у ученика?
Примерный план психолого-педагогической характеристики класса
1. Состав класса.
а) Кто из учащихся может учиться на «4» и «5». Кому требуется дополнительная помощь.
б) Кто из учащихся плохо видит и слышит.
в) Кому требуется материальная помощь.
г) Раскрыть особенности работы с трудновоспитуемыми.
2. Сплоченность класса.
а) Как ребята относятся друг к другу.
б) Дружат ли мальчики и девочки между собой.
в) Переживают ли ребята удачи и неудачи класса.
3. Организованность класса.
а) Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга на уроках, переменах, при выполнении различных дел.
б) Умеют ли они распределять между собой работу и рационально ее выполнять.
4. Общее мышление класса.
а) Наличие критики и самокритики в классе.
б) Предъявляют ли школьники требования к своим друзьям.
в) Как класс относится к отличникам, активу, неуспевающим.
г) Есть ли расхождения между ними, что ребята говорят и что делают.
5. Актив класса.
а) Состав актива.
б) Лидеры.
в) Как относятся лидеры к одноклассникам.
6. Связь классного коллектива с общешкольным коллективом.
а) Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом и в других классах.
б) Выполняют ли в классе школьные поручения.
в) Как участвует класс в общешкольных мероприятиях.
г) Как связан класс с другими классами.
Вечер отдыха в школе. Сценарий
Классный час «7 мая - День радио», 5-7 класс
Классный час «Общение с пониманием», 7 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!