Классный час «Друзья, прекрасен наш союз»

Литературный вечер, посвященный 19 октября. Сценарий «Друзья, прекрасен наш союз»

Цели: познакомить учащихся с «прекрасным союзом» юношей, сроднившихся в стенах лицея; обратить внимание на определяющие черты личности каждого; пробудить чувства прекрасного в сердцах учащихся.

Оборудование:

1. Портреты Пушкина и лицеистов.

2. Диафильм «В садах Лицея».

3. Выставка книг.

4. Фонохрестоматия «Пушкин на лицейском экзамене».

5. Репродукция Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Ход вечера

Храните, о друзья,

Храните ту дружбу

С тою же душой.

Из «Прощальной песни» А. Дельвига

Слово учителя. Сегодня 19 октября. В этот день во многих гимназиях, лицеях, школах проводятся вечера и праздники, на которых вновь и вновь обращаются к Пушкину и его друзьям-лицеистам. Проводим такой вечер и мы. Называется он «Друзья, прекрасен наш союз». Это союз лицеистов, союз разных веков, союз лицеистов и гимназистов. И, устремляясь в прошлое, мы как бы соединяем единой нитью наше сегодня и их далекое. И огромного исторического расстояния как и не существовало...

Гимназисты танцуют вальс. Мальчики в мундирах, девочки в бальных платьях пушкинской поры.

Учитель. Сегодня гимназисты надели лицейскую форму, а девушки почувствовали себя юными леди. Гимназисты, лицеисты... Разница веков нам небезразлична. Каждая эпоха имеет свой неповторимый голос, стиль. И сколько здесь общего!

На стенде помещен список лицеистов I выпуска, распорядок дня в Царскосельском лицее и гимназии наших дней.

Список лицеистов 1-го выпуска

1. Бакунин А. П.

2. Броглио С. Ф.

3. Вольховский В. Д.

4. Горчаков А. М.

5. Гревениц П. Ф.

6. Гурьев К. В.

7. Данзас К. К.

8. Дельвиг А. А.

9. Есаков С. С.

10. Илличевский А. Д.

11. Комовский С. Д.

12. Корнилов А. А.

13. Корсаков Н. А.

14. Кофт М. А.

15. Костенский К. Д.

16. Кюхельбекер В. К.

17. Ломоносов С. Г.

18. Малиновский И. В.

19. Мартынов А. И.

20. Маслов Д. Н.

21. Матюшкин Ф. Ф.

22. Мясоедов П. Н.

23. Пушкин А. С.

24. Пущин И. И.

25. Ржевский Н. Г.

26. Саврасов П. Ф.

27. Стевен Ф. X.

28. Тырков А.Д.

29. Юдин П. М.

30. Яковлев М. Л.

РАСПОРЯДОК ДНЯ (лицеистов)

От 7 до 9 - класс.

В 9 - чай; прогулка до 10.

От 10 до 12 - класс.

От 12 до 13 - прогулка, 13 - обед.

От 14 до 15 - чистописание или рисование.

От 15 до 17 - класс.

В 17 - чай, до 18 - прогулка.

По средам и субботам - танцевание или фехтование.

Каждую субботу - баня.

20.30 - звонок к ужину, до 22 - отдых.

22.00 - вечерняя молитва, сон.

 

Герои вечера (одеты в форму лицеистов).

Александр Пушкин - _______________

Иван Пущин - _______________

Антон Дельвиг - _______________

Вильгельм Кюхельбекер - _______________

Алексей Илличевский - _______________

Пушкин.

Вы помните, когда возник Лицей,

Как царь для нас открыл чертог Царицын.

И мы пришли. И встретил нас Куницын

Приветствием меж царственных гостей.

Учитель. 19 октября 1811 года состоялось открытие Лицея. 30 мальчиков сели за парты.

Первый курс Царскосельского Лицея. Те, кто обучался здесь, могли считать себя и школьниками (им было в среднем лет по 12), и студентами, потому что после окончания Лицея не надо было учиться ни в каком другом учебном заведении. Небольшое число дворянских детей должно было получить наилучшее образование, чтобы потом участвовать в управлении и просвещении России.

Когда слух о Лицее пронесся по столицам и губерниям, заволновались старинные фамилии, бросились искать влиятельных заступников, чтобы устроить сыновей в невиданное заведение.

Летом 1811 года образовался конкурс, потому что на 30 мест было куда больше желающих. В результате были зачислены следующие молодые люди (показать список).

Рассказ о Лицее по диафильму «В садах Лицея».

Ученица. В начале 1811 года был опубликован указ Сената об основании Лицея, который находился в Санкт-Петербурге. К началу октября 1811 года все в Лицее было готово для приема воспитанников. Флигель был четырехэтажный, при Екатерине II его строил архитектор Илья Неелов.

В 1-м этаже флигеля разместилось хозяйственное управление Лицея, квартиры гувернеров; во 2-м - гардеробная, столовая, буфетная, больница с аптекой, канцелярия; в 3-м - большой зал, классы, физический кабинет, газетная комната, библиотека; в 4-м - комнаты-спальни воспитанников. В каждой комнате - железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания.

Форма одежды была стеснительная: по будням синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же цвета, а по праздникам белые панталоны, белый жилет, мундир синего сукна, ботфорты.

Первый директор Лицея - Малиновский - создал атмосферу свободомыслия и пригласил талантливых учителей (дополнить сведения об учителях).

Учитель. Лицеисты приглядываются к начальству, начальники - к лицеистам. Вот одна из первых характеристик воспитанников. (На доске портреты.)

ПУШКИН АЛЕКСАНДР - «13 лет, имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, в характере мало постоянства и твердости».

ПУЩИН ИВАН - «14 лет, с весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. В обращении приятен, вежлив и искренен».

АНТОН ДЕЛЬВИГ - «спокойный, уравновешенный. Память тупа, понятия ленивы. Заметна живость воображения».

КЮХЕЛЬБЕКЕР ВИЛЬГЕЛЬМ - «способен и весьма прилежен; беспрестанно занимается чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности».

ИЛЛИЧЕВСКИЙ АЛЕКСЕЙ - «из числа немногих воспитанников, соединяющих счастливые способности памяти и понятливости. С сильным воображением и начитанностью книг. В нем приметно больше пылкости, нежели основательности».

Учитель. И вот мы в компании лицеистов. Что они могут рассказать о себе, о друзьях, о лицее?

Выступление героев в форме лицеистов.

Пушкин.

В те дни, когда в садах лицея

Я безмятежно расцветал,

Читал охотно Апулея,

А Цицерона не читал,

В те дни в таинственных долинах

Весной, при кликах лебединых,

Близ вод, сиявших в тишине,

Являться муза стала мне.

Пущин. «Все мы видели, что Пушкин нас опередил, многое прочел, о чем мы и не слыхали, всё, что читал, помнил, но достоинство его состояло в том, что он отнюдь не думал высказываться и важничать, как это очень часто бывает в те годы».

Дельвиг. «Помните, как Кошанский преподавал российскую словесность и задал описать восход солнца в стихах? Услышав, что солнце у тупого лицеиста Мясоедова восходит на западе, Пушкин приделывает окончание:

Блеснул на западе румяный царь природы,

И изумленные народы

Не знают, что начать:

Ложиться спать или вставать».

Пушкин. «Но охотнее всех других классов я занимался в классе Куницына. Он был умный, образованный, держался с достоинством, не заискивал перед начальством. Преподавал логику, психологию, нравственность, право, финансы. Ведь, чтобы перестраивать Россию, изменять законы, мы должны знать законы. Многое я понял тогда из лекций Куницына».

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень,

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

Кюхельбекер. «Полюбился нам и молодой профессор Петербургского педагогического института А. И. Галич. Учил не по-школьному. Лекции его превращались в оживленные, шумные беседы. Читали стихи, задавали вопросы, спорили о литературе и об искусстве. Мы видели в нем не начальника, а доброго, умного друга».

Пушкин. «Без большой охоты занимались мы в классе профессора математических наук Я. И. Карцева, потому что заинтересовать он своим предметом воспитанников не сумел. Я помню, как однажды Карцев вызвал меня к доске и задал алгебраическую задачу. Я долго переминался с ноги на ногу и все писал молча какие-то формулы. Учитель спросил меня наконец:

- Что же вышло? Чему равняется: икс?

Я улыбнулся и ответил:

- Нулю.

- Хорошо. У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Идите на свое место и пишите стихи».

Илличевский. «Сначала сочинять лицеистам не разрешалось, но мы писали украдкой. Однажды в конце урока словесности профессор Кошанский сказал: «Теперь, господа, будем пробовать перья; опишите мне, пожалуйста, розу стихами».

«Господа» призадумались. Лишь один только Пушкин вмиг сочинил и подал профессору четверостишье.

Вскоре запрет на сочинительство был отменен. В программу Лицея входили упражнения в стихах и прозе, чтобы будущие государственные деятели научились легко и свободно излагать свои мысли».

Дельвиг. «Уже в декабре 1811 года в квартире гувернера Чирикова начались «литературные собрания». Удобно расположившись, мы затевали игру, которая всем нравилась. Игра заключалась в том, что кто-нибудь начинал рассказывать прочитанную или выдуманную историю, а остальные поочередно продолжали.

В устных рассказах первенствовал Дельвиг. Когда дело касалось литературы, поэзии, его вялость и лень исчезали».

Пущин. «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни: приближалась гроза 1812 года.

Это событие сильно отразилось на нашем детстве. Все внезапно переменилось. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея».

Кюхельбекер. «В эти дни решалась судьба России. И все происходящее нас волновало и тревожило. Мы узнали, как генерал Раевский взял за руки юных сыновей и пошел с ними вперед... на батарею неприятеля. Он крикнул солдатам: «Вперед, ребята! Я и дети мои укажем вам дорогу». И батарея была взята. Понимаете, взята! Маменька мне сказывала, что дети Раевского не старше нас с вами. Они в бою, а мы-то здесь...»

Пушкин. «Зато какое «Ура!» при известии об отступлении Бонапарта из Москвы, какой подарок к первой годовщине Лицея!».

Илличевский. «А помните, случилось это осенью 1814 года. Осень вообще бывала для нас самым унылым временем. Кому-то: Пущину, Малиновскому или Пушкину - пришла в голову мысль хоть чем-то усладить свое существование - полакомиться гоголем-моголем. Уговорили дядьку Фому купить яиц, мелкого сахара, бутылку рому. Забрались в одну из спален, тайком притащили кипящий самовар, и работа началась. Сахарный песок растерли с яичными желтками, добавили рому, щедро развели все это кипятком и стали пробовать приторно-сладкий, слегка хмельной напиток. Позднее Пушкин изобразил это в своем послании к Пущину».

Пушкин. «А мне вспоминается такой случай: как только мы узнали, что Державин будет присутствовать на экзамене, все заволновались. Меня Галич уговорил написать к экзамену подобающее стихотворение, лучше всего оду. Я написал «Воспоминания в Царском Селе». Прочитал друзьям, все были я восторге.

И вот 3 января я на экзамене. Как сейчас вижу в двух шагах от себя Державина».

Прослушивание пластинки «Пушкин на лицейском экзамене».

На доске репродукция Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

Ученик рассказывает, что изображено на картине.

Пущин. «Пушкин читал, ничего не замечая. Он не видел ни взволнованно-растроганного лица Державина, ни других удивленных взглядов. Когда Пушкин дочитал, Державин был в восторге, он торопливо выбрался из-за стола, чтобы прижать к груди кудрявого раскрасневшегося мальчика, но того уже не было. Он убежал».

Кюхельбекер. «27 ноября 1815 г. Жуковский подарил Пушкину свои стихотворения. Пушкин не расставался с подаренным томиком, читал, перечитывал его не только потому, что он высоко ценил поэзию Жуковского. Он упивался унылыми жалобами влюбленных, потому что сам был влюблен. Он стал задумчив, рассеян».

Ученица в роли Бакуниной Екатерины Павловны. (Она была старшей сестрой одного из лицеистов. В нее были влюблены Пущин, Илличевский.) «Пушкин подарил мне стихотворение «К живописцу». Оно мне очень дорого». (Читает стихотворение «К живописцу».)

Ученик. «Незаметно пролетели 6 лет учения, 6 лет лицейской жизни. Впереди была жизнь неизведанная, новая. Свобода радовала и не радовала. Их было 29, связанных крепкой дружбой.

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен –

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

 

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

И вот экзамены позади. С окончанием лицея выпускников поздравил царь.

Входит «император», произносит приветственное слово.

Учитель. Специально к выпуску лицея А. Дельвиг написал «Прощальную песню». А гимназисты подобрали музыку.

Исполняется «Прощальная песня».

Учитель. Итак, Лицей окончен. Тоскливо было расставаться. Навсегда уходило детство. Впереди ждала новая жизнь. Но верный лицейский круг не разорвался: еще в годы учения было решено ежегодно праздновать 19-е октября - День открытия Лицея.

Ученицы делают сообщение: «Друзья-лицеисты».

1-я ученица. Первые годы после выпуска годовщины праздновались регулярно.

ОКТЯБРЬ 1817 года. Бывшие лицеисты приехали в Царское Село и здесь отметили первую годовщину. Пушкин был среди друзей.

19 ОКТЯБРЯ 1818 года. 14 человек собрались у Пушкина. Пели лицейские песни, вспоминали анекдоты, смешные истории.

2-й ученик. 1820 год. Александра Пушкина ссылают в Екатеринославль, ссылают почти на 6 лет. Все эти годы друзья собираются без него. Дельвиг, Илличевский читают свои стихи, посвященные «Дню Лицея».

ОСЕНЬ 1825 года. Пушкин теперь в Михайловском. В этот день в Петербурге у Яковлева собрались 6 бывших лицеистов: Дельвиг, Илличевский, Комовский, Саврасов, Кофт и Яковлев.

Двое из первого выпуска уже ушли из жизни. Вскоре после окончания лицея скончался 18-летний Ржевский, а в Италии умер от чахотки 19-летний Корсаков, талантливый певец, поэт, композитор.

Читает стихотворение «Пируйте же, пока еще мы тут».

19 ОКТЯБРЯ 1826 года - 15-я годовщина лицея.

В памяти у всех трагические события 14 декабря 1825 г.

Читает стихи Дельвига на лицейскую годовщину 1826 г.: «Но на время омрачим /Мы веселье наше, братья...»

1-я ученица. 19 октября 1827 года - Пушкин не был на торжестве, но посвятил этому дню стихи: «Бог помочь вам, друзья мои...».

Последняя строчка - воспоминанье о ссыльных декабристах - вызвала гнев правительства. Пушкину были сделаны строгие внушения.

2-й ученик. 19 октября 1828 года. В первый раз после ссылки Пушкин присутствовал на праздновании «Дня Лицея». Протокол празднования написан самим поэтом. Он весь искрится озорным, мальчишеским юмором: бывшие лицеисты названы их школьными прозвищами; все вместе они именуются скотоб- ратцами.

Вот начало протокола:

«19 октября 1828... Собрались на пепелище скотобратства Курнофенуса Тыркова (по прозвищу Кирпичного бруса) 8 человек скотобратцев, а именно: Дельвиг - Тося, Илличевский - Олосенька, Яковлев - Паяс, Кофт - Дьячок-Модан... Пели скотобратские куплеты...»

1-я ученица. В 1829 и 1830 гг. лицеисты, по-видимому, не собирались. 1831 год - годовщину отмечали у Яковлева. Пушкин на торжестве не присутствовал, но написал стихотворение: «Чем чаще празднует лицей ...»

19 октября 1836 года - собралось 11 первых лицеистов. Праздник прошел грустно. Даже неугомонный весельчак Яковлев пишет: «Приметно стареем мы. Никто лишнего уже не пьет, никто с избытком сердца уже не веселится!» 1837 год - о лицейской годовщине нам известно очень мало.

40-летие Лицея 1851 год - снова собрались лицеисты. Матюшкин начал свой протокол так:

«40-летие Лицея.

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился».

2-й ученик. Все теснее и теснее становился круг друзей. В 1858 г. скончался Пущин, в 1868 г. - лицейский староста, Яковлев, объединявший вокруг себя лицеистов первого выпуска. Один за другим уходили из жизни: Малиновский (1871 г.), Данзас (1871 г.), Матюшкин (1872 г.). Последним из лицеистов скончался 85-летним А. М. Горчаков - в 1883 г.

Учитель. Уже давно нет пушкинского выпуска, но теперь каждый год 19 октября празднуется «День Лицея».

Учащиеся гимназии исполняют танец «Падеграс».

Учитель. Лицеисты всегда с честью держали экзамен. Сейчас они готовы ответить на ваши вопросы, уважаемые гости.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ

Гости задают вопросы лицеистам - героям урока.

Ученица читает стихотворение, написанное к уроку.

ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ

Слова поэта - гимн для гимназистов.

Сквозь ветры беспокойные,

Сквозь подвиги бессмертные

Шагают годы школьные,

Шагают души светлые.

Пройдет, быть может, много лет,

Но школьный круг всецело

Не разорвется никогда

И будет, как в Лицее.

Не забывай веселой, шумной школы,

Не забывай своих учителей,

Не забывай друзей, среди которых

Проходят годы юности твоей.

Заключительное слово учителя.

Сегодня мы познакомились с лицейскими годами Пушкина, с его друзьями, проследили, как сохранился «прекрасный союз» после Лицея!

Учитель читает эпиграф урока.

Да, они берегли верную, преданную, бескорыстную дружбу, поддерживали друг друга в трудную минуту. И хотелось бы, чтобы вы, юные гимназисты, учились жить, дружить и любить по-пушкински.

Литература

1. Анненков, П. Пушкин / П. Анненков. - М., 1999.

2. Городецкий, В. П. Лирика Пушкина / В. П. Городецкий. - М., 1970.

3. Лотман, Ю. М. А. С. Пушкин / Ю. М. Лотман. - М., 1981.

4. Томашевский, Б. Пушкин / Б. Томашевский. - М., 1990.

5. Флоринский, С. М. Русская литература / С. М. Флоринский. - М., 1968.

И. Н. Долгополова, Е. М. Менделева

Автор: 3. С. Рубанова

Рекомендуем посмотреть:

Юбилей лицея - 10 лет. Сценарий

День лицея. Сценарий для начальной школы

День лицея - 19 октября. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!