Конкурсы

Классный час «Герб России», 5 класс

Разработка классного часа для школьников 5 класса «Гербу России - слава в веках»

Различным образом державы

Свои украсили гербы.

Вот леопард, орел двуглавый

И лев, встающий на дыбы.

Таков обычай был старинный –

Чтоб с государственных гербов

Грозил соседям лик звериный

Оскалом всех своих зубов.

С. Маршак

Задачи

1. Познакомить учащихся с историей становления государственного герба.

2. Способствовать формированию интереса к истории государственных символов России.

3. Воспитывать уважительное и бережное отношение к историческому прошлому и традициям России.

Форма проведения: виртуальная экскурсия.

Подготовительная работа

1. Провести конкурс на лучший рисунок и оформление государственного герба России.

2. Подготовить компьютерную презентацию по теме информационно-познавательного часа.

3. Подготовить викторину по теме информационно-познавательного часа.

Ход информационного часа

I. Основная часть

Классный руководитель. Совсем недавно мы говорили с вами о флаге и гимне Российского государства. Сегодняшний наш разговор мы посвятим еще одному важному символу нашей страны - гербу России.

Помните ли вы, что собой представляет герб России? Если нет, давайте обратимся к слайду нашей презентации.

Итак, на государственном гербе России мы видим двуглавого орла. Как и почему он стал символом государственной власти в России, расскажут наши ребята.

Ученик. Готовясь к информационному часу, я узнал, что двуглавый орел как герб Московского государства впервые появился на печати Ивана III в 1497 году. Гербовая печать того времени имела лицевую и оборотную сторону. На лицевой стороне печати Иван III велел изобразить всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавого орла поместили на оборотной стороне. Это произошло после его женитьбы на византийской принцессе Софье Палеолог.

Ученица. Изображение двуглавого орла - символа Византийской империи - соединили с московским гербом, в результате чего на одной половине герба изображался орел, на другой - всадник, попирающий дракона.

Ученик. В дальнейшем в герб вносились изменения. На печатях царя Ивана IV Грозного на груди орла стало помещаться изображение Георгия Победоносца - символа московских князей.

Ученица. С 1625 года, при царе Михаиле Федоровиче Романове, над главами орла появились три короны. Считается, что они являются символами трех княжеств: Казанского, Астраханского, Сибирского.

Ученик. После учреждения Петром I русского ордена Андрея Первозванного в герб была включена цепь со знаком ордена.

Ученица. При Павле I в герб было внесено еще и изображение Мальтийского креста. Связано это было с тем, что в 1798 году император принял под свое покровительство остров Мальта, где было рыцарское государство - Орден Святого Иоанна Иерусалимского. И хотя впоследствии остров был захвачен Великобританией, Павел перевел Мальтийский орден в Россию.

Ученик. В конце XIX века император Александр III утвердил рисунок Большого Государственного герба Российской империи.

Ученица. На рисунке двуглавый орел, широко распахнув крылья, устремляет взоры на Запад и Восток. На груди орла - щит с изображением Святого Георгия Победоносца.

Три короны, скрепленные лентой, символизируют братство восточнославянских народов. Скипетр и держава - свидетельство незыблемости государства. Вокруг помещены религиозные символы и гербы территорий, входивших в то время в состав России.

Ученик. В результате революционных событий в феврале 1917 года император Николай II отрекся от престола. Пришедшее к власти правительство решило изменить и герб. Однако решение об утверждении герба так и не было принято.

Ученица. Советский герб отличался от государственной символики царской России. Он выглядел так: серп и молот - символы нерушимого союза рабочих и крестьян, солнце - высокая цель построения коммунистического общества, пшеничные колосья - мирный созидательный труд граждан и благополучие державы, девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь».

Ученик. Окончательный вариант герба Советской России появился позднее, когда в верхней его части поместили пятиконечную красную звезду.

Ученица. После того, как СССР как государства не стало, вновь встал вопрос о государственных символах. В ноябре 1993 года первый Президент России Борис Ельцин указом утвердил двуглавого орла в качестве государственного герба.

Ученик. В 2000 году закон о гербе был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Владимиром Владимировичем Путиным.

Ученица. Герб говорит об исторической преемственности современной России. Три короны подчеркивают суверенитет Российской Федерации и ее отдельных частей.

Скипетр - символ государственной власти.

Держава - символ единства нашего государства.

Всадник традиционно считается защитником Отечества.

Ученик. Таким образом, в соответствии с законом, Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности, красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Ученица. Орел увенчан двумя малыми и одной большой коронами, соединенными лентой. В лапах орла с правой стороны - скипетр, с левой - держава.

Ученик. На груди орла, в красном щите, - едущий влево на серебряном коне серебряный всадник в синем плаще, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона, также обращенного влево.

Ученица. Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV-XVII веков. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Ученик. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях независимость как всей Российской Федерации, так и ее частей.

Ученица. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Ученик. Как вы видите, мы постарались подготовить довольно сжатый рассказ о гербе России. Теперь мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины, которая связана с историей герба нашей страны.

Ответы на вопросы викторины сопровождаются слайдами.

1. Когда появилось изображение всадника, поражающего копьем змея?

1) При Николае I;

2) При Иване III;

3) При Иване Грозном;   +

4) При Александре II.

2. Что символизировал большой крест на гербе при Иване Грозном?

1) православие;     +

2) имперскую власть;

3) католичество.

3. Что такое скипетр?

1) жезл, украшенный драгоценными камнями и резьбой;

2) символ государственной власти.   +

4. Что такое держава?

1) золотой шар с крестом или короной наверху;

2) символ единства нашего государства.    +

5. Назовите элементы советского герба.

1) серп и молот, солнце, пшеничные колосья, девиз «Пролетарии всех стран, объединяйтесь»;     +

2) всадник на коне;

3) скипетр и держава.

6. Кто из президентов вернул России в качестве герба двуглавого орла?

1) М.С. Горбачев;

2) Б.Н. Ельцин;    +

3) В.В. Путин.

II. Подведение итогов, объявление темы следующего информационного часа

Автор: Н. И. Дeрeклeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 5 классе на патриотическую тематику

Классный час в 5 классе. Учимся сотрудничать

Классный час в 5 классе. Жемчужины русских промыслов

Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?

Классный час в 5 классе о вреде курения

Кристина Вячеславовна Данилова # 4 января 2017 в 17:36 0
Думаю, что данный классный час целесообразно провести в первой половине 5 класса, дабы не пересекаться с курсом обществознания. Изучение государственной символики страны не только интересно, но и важно для настоящего гражданина России.
Дарья Андреевна Новикова # 19 августа 2017 в 22:09 0
Спасибо за интересный и нужный материал. Тема важная и актуальная.
Дарья Андреевна Новикова # 20 августа 2017 в 10:10 0
Прививать уважение к историческому прошлому нашей страны нужно с раннего возраста, знакомить с символами государства,с историей их появления в форме путешествия, достаточно интересная задумка. Можно показать ещё фильм об истории создания символики России.
Марк Викторович Чекин # 14 июня 2018 в 21:26 0
Не увидел в начале цель данного мероприятия, есть только задачи. Цель вроде как обязательна. Хотелось бы меньше текста для детей и большего участия преподавателя, хотя классный час и называется информационным. Викторина в качестве рефлексии особенно хороша!