Конкурсы

Классный час «История борьбы России с иноземными захватчиками», 6-7 класс

Разработка классного часа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников 6-7 класса

Цель: содействовать формированию определенных качеств личности - мужества, смелости, патриотизма.

Предварительная подготовка: подготовить презентацию исторических сражений - Невское сражение, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Великая Отечественная война.

Ход классного часа

1. Вступительное слово учителя.

Народам России не раз приходилось браться за оружие, чтобы отстоять свою свободу и независимость в борьбе с иноземными захватчиками. Грозные события войны уходят все дальше в прошлое. Но время не властно над людскими сердцами. В них живет и всегда будет жить слава героев войны, память о подвигах и мужестве тех, кто отстоял нашу Родину, спас мир от порабощения. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России дают силы в наше время.

В течение классного часа мы поговорим о героическом прошлом России с XII по XX века, а именно о самых знаменитых национальных победах.

■ Какие победы России вы знаете? (Невское сражение, Ледовое побоище, Куликовская битва, Полтавская битва, Великая Отечественная война.)

2. Выступления групп с сообщениями о знаменитых победах, изменивших ход истории России.

Группа 1:

Невское сражение. XIII век

Шведы тщательно готовили свою армию и флот для нападения на того противника, который окажется слабее. В июле 1240 года их флот вошел в устье Невы с явным намерением захватить новгородские владения. Казалось, что место и время нападения были выбраны как нельзя более удачно, но шведы жестоко просчитались. Новый (с 1236 г.) и молодой новгородский князь Александр Ярославин оказался, на редкость, способным и дерзким полководцем. Наспех собрав небольшую дружину новгородцев, он застиг шведов врасплох и разбил их в битве на Неве, за что от потомков получил прозвище Невский, а от Церкви - причисление к лику святых. Это произошло в то время, когда монголы завоевывали Русь; вот-вот должен был пасть Киев. Новгород оставался единственной, самостоятельной силой на русских землях, способной мобилизовать значительные войска в нужный момент. Кстати, военные и историки до сих пор не находят ответа на вопрос, почему монголы не двинулись на Новгород, а у стен Торжка повернули на Запад. Может быть, не решились мериться силами с Александром и его войском?

Группа 2:

Ледовое побоище. XIII век

Но поражение шведов еще не удаляло опасности, постоянно исходящей из Лифляндии. Немцы, в союзе с Данией, упорно шли на Восток, взяли Изборск и Псков и двигались к Финскому заливу и Ладоге. Положение усугублялось тем, что Александр столкнулся с противостоянием бояр и вынужден был покинуть Новгород. Лишь народное волнение и настоятельное требование новгородского вече вернули его обратно. С тех пор положение изменилось коренным образом: русские войска выбили «псов-рыцарей» с захваченных территорий и освободили Псков. Решающим стало сражение 5 апреля 1242 г. между русскими и немцами на замерзшей поверхности Чудского озера. Благодаря тактическому превосходству над численно превосходящим противником русские опять наголову разбили ливонские силы. В то время, когда значительная часть русских земель была вынуждена признать над собой монгольское владычество с Востока, «Ледовое побоище» устранило опасность иноземного владычества с Запада. Вместе с тем эта победа подняла дух русского народа. Память народная глубоко чтит имя Александра Невского.

Группа 3:

Куликовская битва. XIV век

В XIII в. над русскими землями нависла грозная опасность. Монгольские племена объединились под предводительством одного из племенных вождей — Тимучина. В 1206 г. на курултае (съезде) он был провозглашен великим ханом и принял имя - Чингисхан. Русская земля попала под владычество татаро-монгольского государства - Золотой Орды. Само Батыево нашествие нанесло огромный урон русским землям. По подсчетам В. Б. Кобрина, из 74 известных по археологическим раскопкам городов 49 были разрушены, в 14 из них жизнь не возобновилась, 15 стали селами. Огромный ущерб был нанесен русскому ремеслу, некоторые технологии оказались безвозвратно потерянными. Княжеские дружины понесли катастрофические потери, знать варяжского происхождения погибла почти целиком, в Рязани из 12 князей погибло 9, в Ростове из трех - двое, в Суздале пятеро - из девяти. Русские князья превратились в ордынских подданных. С 1243 г. права на великое княжение (ярлык) даровались ханом. Однако Русь сохранила свою государственность. Но в 70-х гг. XIV в. была предпринята попытка создать коалицию для освобождения от татарского владычества. Она завершилась Куликовской битвой 2 сентября 1380 г. Русские войска понесли ужасающие потери, но одержали победу над войском хана Мамая. Московский князь Дмитрий Иванович получил за эту битву прозвище Донской.

Однако освободиться от ига Русь еще не сумела. Монголотатарское иго продолжалось 240 лет - с 1240 до 1480 г. Оно во многом определило судьбу России, отбросив назад ее развитие.

Группа 4:

Полтавская битва. XVIII век

27 июня 1709 года произошло одно из выдающихся событий в истории борьбы России против иноземных захватчиков. Русские войска во главе с Петром I одержали блестящую и сокрушительную победу над войсками Карла XII. Победа под Полтавой знаменовала собой коренной перелом в ходе многолетней изнурительной Северной войны (1700-1721) и предрешила ее исход в пользу России. Именно под Полтавой был заложен прочный фундамент последующих побед русской армии. 30 апреля 1709 года шведские войска, вторгшиеся на территорию Украины, начали осаду Полтавы. Ее гарнизон в составе 4,2 тысячи солдат и 2,6 тысячи вооруженных горожан под руководством полковника А. С. Келина успешно отбил ряд штурмов. В конце мая к Полтаве подошли главные силы русской армии во главе с Петром. Они расположились на противоположном от Полтавы левом берегу реки Ворсклы. После того как 16 июня на военном совете Петр решился на генеральное сражение, в этот же день передовой отряд русских форсировал Ворсклу севернее Полтавы, у деревни Петровка, обеспечив возможность переправы всей армии.

19 июня главные силы русских войск совершили марш к переправе и на следующий день перешли Ворсклу. Петр расположил армию лагерем у деревни Семеновка. 25 июня русская армия передислоцировалась еще южнее, заняв позицию в пяти километрах от Полтавы, у деревни Яковцы. Перед началом сражения русская армия насчитывала 42 тысячи солдат и 72 артиллерийских орудия. Карл XII располагал 35 тысячами солдат и 32 орудиями. Заряды для шведской артиллерии были почти полностью израсходованы за дни осады Полтавы.

26 июня русские начали строить передовую позицию. Было возведено десять редутов, которые заняли два батальона пехоты. Позади редутов находились 17 кавалерийских полков под командованием А. Д. Меншикова.

Карл XII, узнав, что русские ожидают прибытия к 29 июня новых подкреплений, решил атаковать войско Петра до этого числа. Раненный на рекогносцировке 17 июня, король передал командование фельдмаршалу К. Г. Реншильду, который получил в свое распоряжение 20 тысяч солдат. Около 10 тысяч человек, в том числе украинские казаки Мазепы, остались в лагере под Полтавой.

В два часа ночи 27 июня шведская пехота четырьмя колоннами двинулась на русские редуты, за ней следовали шесть конных колонн. После упорного двухчасового боя шведам удалось овладеть только двумя передовыми редутами. Реншильд произвел перегруппировку войск, стремясь обойти русские редуты слева. При этом шесть правофланговых батальонов и несколько эскадронов генералов Шлиппенбаха и Росса оторвались от главных сил шведав, отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены кавалерией Меншикова.

Прорвавшись через редуты, основная часть шведов попала под сильный артиллерийский и ружейный огонь из русского лагеря и в беспорядке отошла в Будищенский лес. Около шести часов утра Петр вывел армию из лагеря и построил ее в две линии, имея в центре пехоту, на правом фланге кавалерию Меншикова, а на левом — кавалерию генерала Р. X. Боура. В лагере был оставлен резерв из девяти пехотных батальонов.

Реншильд выстроил шведов напротив русской армии. В девять часов начался рукопашный бой, русская конница стала охватывать фланги противника. Под натиском превосходящих сил шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в настоящее бегство. Конница Меншикова преследовала беглецов до Переволочны на берегу Днепра, где было пленено около 16 тысяч шведов. В самом сражении шведы потеряли свыше 11 тысяч солдат. Потери русских составили 1345 человек убитыми и 3290 ранеными.

В результате Полтавской битвы армия короля Карла XII перестала существовать. Сам он с Мазепой скрылся на территории Османской империи. Военное могущество Швеции было подорвано, и в Северной войне произошел перелом в пользу России.

Группа 5:

Великая Отечественная война. XX век

Великая Отечественная война 1941-1945 годов, навязанная нам германским фашизмом, занимает особое место в истории нашего государства. Она явилась небывалым по своей жестокости испытанием всех материальных и духовных сил Советского Союза, самой суровой проверкой боевых качеств нашей армии. Все народы нашей страны самоотверженно защищали свой общий дом, свою Родину от нашествия гитлеровской Германии и ее союзников. Советский народ и его вооруженные силы выполняли также нелегкую, но благородную миссию освобождения народов Европы от фашистского порабощения.

Цена Победы - людские утраты, прямые людские потери страны - почти 27 миллионов человек. Это страшные и горькие цифры. Главную тяжесть борьбы с фашистскими захватчиками приняли на себя советские вооруженные силы.

Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны помогает нынешнему молодому поколению возвеличивать Славу родного Отечества.

Мир помнит несгибаемое мужество защитников Москвы, Ленинграда и Сталинграда, Киева и Минска, Одессы и Севастополя, Новороссийска и Керчи, Тулы, Смоленска и Мурманска. Этим городам было присвоено звание «Город-герой». Гитлеровцам у стен этих городов был нанесен огромный урон. Лишь на оборонительных рубежах Севастополя было уничтожено столько вражеских солдат и офицеров, сколько «вермахт» потерял на всех театрах военных действий до нападения на СССР.

Пламенный патриотизм и жгучую ненависть к врагам проявила в военное лихолетье многонациональная советская молодежь, в том числе старшеклассники и студенты. Военные комиссариаты в Москве и Ленинграде, Воронеже и Чите, Ташкенте и Баку буквально осаждали тысячи комсомольцев, стремившихся попасть в действующую армию. К осени 1941 года из комсомольских организаций страны добровольцами ушли в Красную Армию 900 тысяч юношей и девушек. Это о них потом благодарный народ сложил песню, где есть слова: «Мальчишки, мальчишки, страну заслонили собой!».

Против фашистских полчищ, вторгшихся на нашу землю, сражалась не только армия, но и десятки тысяч патриотов, вступивших в народное ополчение. Начатое великим русским народом по инициативе москвичей и ленинградцев, это движение стало поистине всенародным.

Кто и как вступал в народное ополчение? Это были только добровольцы. Те, кто по каким-либо причинам не подлежал призыву в армию, в том числе школьники и студенты допризывного возраста. Ополченские формирования создавались по производственно-территориальному принципу: области и города создавали дивизии, предприятия и учреждения, институты - полки, батальоны, роты.

Слово «ополчение» в самые трудные дни сорок первого года обрело тот широкий и изначальный смысл, какой и придавался ему в давние крутые моменты нашей отечественной истории. Движение патриотов ширилось по всей стране.

Нерасторжимость уз с великим русским народом продемонстрировали трудящиеся всех наций и народностей страны. «Не русские, но россияне мы» - эта чеканная стихотворная строка М. Карима как нельзя лучше выражала духовное родство советских людей всех национальностей, родство, которое лежало в основе их боевого единства. Многие тысячи добровольцев вступали в народное ополчение и в областях, и в районах, на многие сотни километров удаленных от линии фронта. Значительное пополнение получили кадровые соединения Красной Армии за счет народного ополчения, созданного в Коми АССР, Мордовской, Татарской, Удмуртской и Чувашской АССР. Немало трудящихся добровольно вступило в народное ополчение в Дагестанской, Кабардино- Балкарской, Северо-Осетинской и Чечено-Ингушской АССР.

Создание массового народного ополчения имело большое значение для укрепления прифронтового тыла, пополнения войск обученными резервами, явилось одним из важнейших социальных истоков победы.

В суровые годы борьбы с фашизмом высокий моральный дух показал комсомол. Вместе с коммунистами комсомольцы были в первых рядах защитников Родины. Они добровольцами шли на фронт, самоотверженно трудились в тылу, героически сражались в партизанских отрядах, всем, чем могли, помогали Красной Армии, приближая день победы. Олицетворением мужества и бесстрашия, безграничной преданности Родине стали подвиги комсомольцев- воинов Александра Матросова и Юрия Смирнова, Тимура Фрунзе и Виктора Талалихина, партизанок Зои Космодемьянской и Лизы Чайкиной, молодогвардейцев Краснодона и многих тысяч других. В ратных подвигах комсомольцев, как в зеркале, отразилось крепчайшее единство народа и его армии.

Шли воевать по зову сердца, во имя будущего своего и народа, во имя России. Важной составной частью Великой Отечественной войны, одним из ярких проявлений единства народа и армии стала борьба советских людей в тылу врага против военных, экономических и политических мероприятий оккупантов. Массовое сопротивление германским колонизационным властям принимало различные формы: саботаж на предприятиях, транспорте и скрытое противодействие мероприятиям врага, уклонение от работы на оккупантов, осуществление диверсионных и террористических актов против них, бойкот фашистской печати, издание и распространение антифашистской литературы и сводок Совинформбюро.

Наиболее действенной формой сопротивления оккупантам стало, как и в ходе Отечественной войны 1812 года, массовое партизанское движение. Оно возникло и развивалось как органическая часть всенародной вооруженной борьбы против агрессора и по своим масштабам, политическим и военным результатам явилось важным социальным фактором нашей Победы.

Массовое сопротивление советских граждан оккупационному режиму свидетельствовало об их любви к своей Отчизне и непримиримой ненависти к иноземным захватчикам. Народные мстители отстаивали право людей на социальную и национальную свободу. Своими боевыми делами они претворяли в жизнь рожденный в народе грозный лозунг: «Пусть горит земля под ногами немецких оккупантов!».

Везде, где появлялись фашистские захватчики, советские люди поднимались на борьбу против них. В ряды народных мстителей нередко вступали семьями, рабочими коллективами, деревнями. В составе боевых групп, подпольных ячеек, партизанских отрядов находились и стар и млад: люди разных профессий и поколений, сыны и дочери всех народов нашей страны.

Да, это так: никакая сила не могла убить патриотические устремления воинов, ослабить узы святого, крещенного в огне единства народа и армии. Воины всегда оставались верны своему народу, Родине. Народ всегда поддерживал воинов.

3, Подведение итогов.

Игра «Историческое лото» по итогам классного часа.

Учащиеся достают из лототрона по одному киндер-сюрпризу, в каждом из которых находятся термины и понятия, соответствующие теме классного часа.

Раскройте содержание понятий:

1) Народное ополчение. (Военное формирование, состоящее из граждан и создаваемое на добровольных началах в случае военных действий.)

2) Ополченцы. (Воины-добровольцы народного ополчения.)

3) Добровольчество. (Способ комплектования вооружённых сил путём зачисления на военную службу людей по их желанию.)

4) Партизанское движение. (Борьба народных масс за свободу своей Родины, которая ведётся на территории, занятой противником; в этой борьбе вооружённое ядро трудящихся опирается на поддержку местного населения.)

5) Оккупация. (Временное занятие вооружёнными силами территории противника.)

6) Золотая Орда. (Монголо-татарское феодальное государство, основанное в начале XIII века ханом Батыем.)

7) Монголо-татарское иго. (Система эксплуатации русских земель монголо-татарскими феодалами.)

8) Османская империя. (Султанская Турция XV-XIX вв.)

9) Фашизм. (Открыто террористическая диктатура.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «История гимна России», 6-7 класс

Классный час «Правила честного спора», 6 класс

Классный час о совести и чести, 5-6 класс

Классный час «Государственное управление России», 6-7 класс

Классный час - игра «Древние славяне», 6-7 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!