Классный час о совести и чести, 5-6 класс

Круглый стол для школьников «Совесть и честь в произведениях детских писателей»

Цели: воспитание стремления к объективной, справедливой оценке достоинств и недостатков товарища, необходимости уважать чужое мнение и чужие привычки, быть терпимым и справедливым к другим людям; воспитание нравственных качеств.

Задачи: развитие читательской культуры обучающихся; воспитание уважительного и бережного отношения к человеку; знакомство с произведениями детских писателей; развитие у обучающихся умения работать с текстом, выделять главное, пересказывать, работать в творческой группе, обобщать и делать выводы; воспитание отношения к книге как к источнику нравственности.

Форма мероприятия: «круглый стол».

Тип занятия: анализ прочитанных произведений.

Оборудование: портреты писателей; выставка книг; рисунки детей; пословицы и поговорки, высказывания; схема синквейна; словари; цветовая схема.

Для кого: для обучающихся 5-6 классов.

Примечание. Занятие в форме «круглого стола» ориентировано на привлечение обучающихся 5-6 классов, пользователей библиотеки, к активному чтению. Предполагается подготовительный этап в течение 2 месяцев, во время которого ребята знакомятся с краткой биографией писателей, содержанием рекомендованных произведений, делают соответствующие записи в дневниках читателей, пишут отзывы о прочитанных произведениях и подбирают или создают иллюстрации. Список произведений может быть расширен по желанию проводящего мероприятие. Материалы данного занятия могут быть использованы учителями литературы на уроках внеклассного чтения. Рекомендуется поощрение самых активных читателей по итогам данного мероприятия.

Тема выбрана не случайно. Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей XX века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в критических ситуациях со сверстниками, людьми, старшими по возрасту. Таким образом, сохраняется связь поколений и доказывается непререкаемость нравственных норм в любое время и в любых обстоятельствах.

В библиотеке оформлена выставка книг, портретов и рисунков детей.

Ход мероприятия

Ведущий. Здравствуйте, ребята!

На протяжении двух месяцев вы занимались кропотливой работой. Вы читали произведения советских детских писателей: Леонида Пантелеева «Честное слово», Владимира Железнякова «Чучело», Альберта Лиханова «Мой генерал».

О чем эти произведения? Что объединяет эти три книги? (Высказывания детей.) Да, вы правы, эти произведения о ребятах, таких же, как вы. Об их взаимоотношениях, об отношениях к людям, старшим по возрасту, о слове, которое дал и которое нужно держать.

Тема нашего сегодняшнего «круглого стола» — «Совесть и честь в произведениях детских писателей». А как вы понимаете значение этих понятий? (Высказывания детей.)

Ведущий. Давайте мы с вами обратимся к словарям и посмотрим, а как же в разные времена авторы давали определение понятиям совести и чести.

Выступают ребята, которые заранее работали со словарями.

Ведущий. В словаре живого великорусского языка Владимир Иванович Даль дает такое определение чести и совести:

• Честь - внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.

• Совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла.

• Честный человек - прямой, правдивый, надежный в слове, кому во всем можно доверять.

В словаре современного русского языка С. И. Ожегова даны такие определения понятиям чести и совести:

• Честь - достойные уважения и гордости моральные качества и этические принципы личности.

• Совесть - чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

• Честный - проникнутый искренностью и прямотой, добросовестный, заслуживающий уважения, безупречный.

• Честное слово - выражение уверения в истинности чего-нибудь.

Ведущий. Что, по-вашему, важнее всего в человеке? Какое место в иерархии человеческих ценностей занимает совесть?

Ответы ребят и обсуждения.

Ведущий. Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это стоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так (ученик читает стихотворение наизусть):

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть еще:

Совесть,

Честь.

Ведущий. Совесть - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть - это внутренняя работа ума и сердца, это внутренний голос человека. Нравственной личностью человек становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они тесно переплетаются между собой.

Ученик читает стихотворение Булата Окуджавы наизусть.

Совесть, благородство и достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь,

За него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен.

Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем,

Но зато умрешь как человек.

Совесть, благородство и достоинство...

Ведущий. Какова природа совести? Как вы думаете, это чувство врожденное? Есть такое понятие - муки совести. Как вы его понимаете? Испытывали ли вы муки совести? Что ощущает человек, в котором заговорила совесть? Что должен делать человек, чтобы его не мучила совесть? Кого из героев мучает совесть? Как он избавляется от этих мук?

Совесть сигнализирует нам о нарушениях в нашем организме, подобно тому как делает боль. Только боль сигнализирует о нарушениях физиологических, а совесть - о нарушениях этических. Сходство усиливается тем, что совесть захлёстывает иногда и физиологическую сферу - колотится сердце, краснеют щёки. Совесть живет в нашей душе только на питательной почве совестливости, стыда. Бесстыдство - это опасный порок души. Бесстыжему человеку вначале безразлично, что о нем думают люди, а потом - доходит и до этого - безразлична собственная судьба. Наглость, подлость, предательство - каждый из этих пороков - дитя бесстыдства и пустоты души.

Стыд и совесть - почти синонимы. И не зря говорится в народе: есть стыд, есть совесть. Нет у тебя ни стыда, ни совести.

Стыд сильнее самого строгого наказания со стороны, потому что это наказание собственной совести и собственной совестью.

Нечистая совесть пугается всякого взгляда.

Достойному - честь и награда.

Индийская мудрость

Стыдно врать другим людям, а должен ли человек быть честным с самим собой?

Есть у А. С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и никогда не узнает, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение - по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

Как пробудить совесть в бессовестном человеке?

Очень важно, как реагирует среда, окружающие, если человек поступает бессовестно, бесчестно. Прожжет она оболочку его честолюбия, эгоизма - проснется в человеке совесть, станет человеку стыдно.

А еще понятия чести и совести нашли яркое отражение в устном народном творчестве.

Дети заранее подобрали и записали пословицы и поговорки, высказывания о чести и совести. Приложение 1.

Ведущий. Мы прочитали с вами роман Альберта Лиханова «Мой генерал» и давайте попробуем ответить на такие вопросы:

- Быть генералом, что это такое?

- Почему Антона прозвали Генералом?

- Почему дедушка отказался работать начальником отдела кадров?

- Что значит «переступить через себя, справиться со своей совестью»?

- Почему Антон стыдится деда, даже от него отказывается?

- Почему Антона мучает совесть за то что он стыдится деда? (Ответы ребят.)

Ведущий. Есть такие тонкие и нежные, сильные и мужественные, несгибаемые понятия - честь и достоинство человеческой личности. В жизни человек соприкасается с красотой и подлостью, радостью и горем, любовью и предательством. Можно по-разному определять цель своего существования, но одно правило жизни должно быть у каждого человека — надо прожить свою жизнь с честью и достоинством.

1. Как бы вы объяснили своему младшему брату или сестре, что такое честь и достоинство, из чего они складываются?

Чувство человеческого достоинства - это уважение самого себя, умение дорожить своей личной честью, своим именем; чуткость к оценке собственного поведения, стремление к нравственному совершенствованию, желание сегодня сделаться лучше, чем вчера.

2. Что значит «бесчестный человек»? Какие моральные качества у него отсутствуют? Попробуйте перечислить недостойные поступки, ведущие к потере чести, подумайте, как бы поступил достойный человек?

Злом, унижающим человеческое достоинство, является лень, нерадивость, стремление жить легкой, беззаботной жизнью, малодушие, бессовестность, лживость.

Недостойно добывать свое благополучие за счет притеснения, огорчения, беспокойства других людей. Недостойно оставлять товарища в беде, проходить равнодушно мимо чужого горя. Недостойно пользоваться результатами чужого труда, прятаться за чужую спину, проявлять трусость и малодушие. Недостойно легкомысленно бросаться словами, давать невыполнимые обещания. Недостойно чрезмерно жалеть самого себя, выставлять напоказ сокровенное, хвалиться своими подлинными и мнимыми достоинствами.

3. Можно ли заслужить, потерять честь?

Великий немецкий писатель Фридрих Шиллер писал: «Честь дороже жизни». Многие люди предпочитают умереть, но сохранить свою честь. Любой бесчестный поступок: ложь, клевета, предательство - может привести к потере чести. Человек, обладающий честью, бережет ее, дорожит своим именем, боится запятнать свое доброе имя плохими делами и поступками. Этот человек уважает окружающих, но, прежде всего, он уважает себя.

Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня.

Отнимите у меня честь - и моей жизни придет конец.

В. Шекспир

Ребята, вы все прочитали рассказ Леонида Пателеева «Честное слово» о мальчике, который стоял на посту и не оставлял его, хотя ему было страшно, он очень устал и потому плакал.

- С чем вы согласны в поведении мальчика, а с чем нет? Как бы вы поступили сами? Почему рассказ называется «Честное слово»? Что значит «быть честным»? Что значит «дать слово»? Можно ли взять обратно? (Высказывания детей.)

Ведущий. Верность слову и обещанию — очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.

Бесчестный - это когда дал слово, пообещал, а потом отказался и подвел.

Ведущий. Вы прочитали повесть Владимира Железнякова «Чучело», давайте поговорим о ее героях.

Виноват в «гнусной гадости» был Сомов, почему же Лена не выдала его, а вместо этого сказала, что это она рассказала учителю о кино?

- Можно ли назвать поступок Лены честным?

- Как бы ты поступил на месте Лены?

- Почему Дима не признался, что это он рассказал всё учителю?

- Лена рассказала о своем поступке дедушке. Как вы считаете почему?

- Как дедушка отреагировал на поступок Лены? Найдите в тексте ее слова.

Когда стыдно, то человек краснеет. Значит, совесть красного цвета? А какого цвета честь, стыд?

Ребята, давайте попробуем с помощью цветов изобразить понятия «совесть» и «честь». Как, по-вашему, выглядят эти понятия? На что они похожи?

Обсуждения и рисунки красками с помощью пальца. Приложение 2.

А сейчас мы с вами подведем итоги нашего «круглого стола». Мы попробуем с вами написать синквейн. Для этого вы должны разделиться на две группы. У каждой группы свое слово: 1-я группа - слово честь, 2-я группа - слово совесть. Пожалуйста, напишите синквейн с этими словами, а мы посмотрим, что же у вас получилось.

Зачитывают синквейн. Приложение 3.

Ведущий. Хочу предложить вам творческое задание: напишите в школьную газету «Школярик» заметку о нашем мероприятии.

Приложения

Приложение 1

Пословицы, поговорки, высказывания по теме «круглого стола»

1. В ком стыд, в том и совесть.

2. Как ни мудри, а совести не перемудришь.

3. Совесть без зубов, а загрызет.

4. Когда совесть раздавали, его дома не было.

5. Без стыда лица не износишь.

6. Чего стыдимся, о том таимся.

7. Стыдливый покраснеет, а бесстыжий побледнеет.

8. Всякому своя честь дорога.

9. По заслугам и честь.

10. Не кусок пирога, а честь дорога.

11. В ком честь, в том и правда.

12. Совесть - это наш внутренний судья (Гольдбах).

13. Совесть - это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау).

14. Хорошо на свете тому жить, у кого нет стыда в глазах (А. Островский).

15. Стыду научиться нельзя - с ним нужно родиться (Публилий Сир).

16. Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь (А. Шопенгауэр).

17. Честь есть не что иное, как хорошее мнение о нас других людей (Б. Мандевиль).

Приложение 2

Цветовая схема

Красный - возбуждение, активность;

темно-серый, синий - спокойствие, рассудительность;

зеленый - ощущение четкости, пунктуальности, порядка;

желтый - хорошее, веселое настроение, ощущение энергии;

коричневый - безразличие, неуютность, неприкаянность;

фиолетовый - очарованность, мечтательность;

черный - подавленность, депрессия;

белый - эмоционально нейтральный.

Приложение 3

Как составить синквейн?

В переводе с французского слово синквейн означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. В чём смысл этого методического приёма? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

1. На правой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

2. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

3. На третьей строчке записывают три глагола, обозначающих действия, относящиеся к теме синквейна.

4. На четвертой строчке размещается - состоящее из нескольких слов предложение с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темой.

5. Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.

Пример:

1. Книга.

2. Увлекательная, познавательная.

3. Помогает, раскрывает и доказывает.

4. Это неиссякаемый источник знаний.

5. Мудрость.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час - игра «Древние славяне», 6-7 класс

Классный час «История гимна России», 6-7 класс

Классный час «История борьбы России с иноземными захватчиками», 6-7 класс

Классный час «Государственное управление России», 6-7 класс

Классный час «Правила честного спора», 6 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!