Цели
1. Самопознание учащимися своего «Я».
2. Формирование стремления к нравственному и личностному самовоспитанию.
I. Методика самопознания для учащихся «Я и окружающий мир»
Ведущий. Каждый из вас должен записать в тетрадь ответ на вопрос «Кто я такой?» Должно быть не менее 20 ответов на этот, на первый взгляд, не сложный, но такой неоднозначный вопрос. Они должны выглядеть следующим образом:
1. Я - ...
2. Я - ...
3. Я-...
Каждый из 20 ответов должен быть кратким: одно-четыре слова (можно использовать существительные, глаголы, прилагательные).
На доске, пока учащиеся отвечают, записывается следующее.
1. Уровень телесного Я.
2. Уровень социального Я.
3. Уровень рефлексивного, духовного Я.
4. Уровень океанического Я.
Ведущий дает информацию об уровнях Я, а подростки соотносят с ними свои ответы.
1. Уровень телесного Я.
Отыщи среди своих ответов те, которые описывают твое материальное, физическое, объективное Я. Это особенности внешности, физические данные, возраст, пол, национальность, особенности одежды, предметы собственности.
Это самое раннее наше Я, жесткое, объективное, обращенное внутрь и замкнутое в себе, основанное на телесных свойствах и самоощущениях. Этот тип Я преобладал на ранних стадиях развития, когда люди вели суровую борьбу с природой за выживание. Твое Я на этом уровне телесное.
2. Уровень социального Я.
К этому уровню относятся ответы, характеризующие твое общественное положение (староста, вожак, ученик), роли (клоун, советник, друг, пассажир, хулиган, предатель), групповую принадлежность (коллекционер, спортсмен, участник театральной студии). Это то, чем признают тебя окружающие. У каждого человека столько социальных Я, сколько существует групп, мнение которых ему небезразлично. Выделил ли ты себя как сына (дочь), брата (сестру), внука (внучку)? Это твое Я объективное и стабильное. Каждый человек одновременно играет много ролей.
3. Уровень рефлексивного, духовного Я.
На этом уровне собирается твое представление о своих чертах характера, способностях, вкусах, установках, которые являются независимыми от конкретных социальных ситуаций.
4. Уровень «океанического Я».
Как уже сказано, твое социальное Я жестко связано с определенными ролевыми ситуациями; духовное Я отрывается от социальных ситуаций, но привязано к твоей личности, поведению. Твое океаническое Я не имеет границ, оно основано на универсальных ценностях, абстрактных идеях, духовно-мистических откровениях. Если ты описываешь себя наиболее абстрактно в суждениях, не связанных никакой детерминацией («Я - живое существо», «Я - песчинка на берегу времени»), значит ты имеешь это предельно расширенное Я, которое объемлет все.
Каждый человек поставлен перед необходимостью создавать своё «океаническое Я», ощущать свое взаимодействие с человечеством и Природой. В XX в. появилась картина мира В.И. Вернадского - т. де Шардена. Они заметили, что воздействие человека единую Природу растет так быстро, что человек становится основной геологической силой планеты Земля. Развитие Природы Человечества делается неразрывным. Как в свое время неживая природа перешла в живую, создав почву, кислород, массу живых существ, так и биосфера перейдет однажды в сферу разума - ноосферу. Произойдет великое объединение, в результате которого развитие Земли сделается подчиненным Разуму Человечества. И это происходит уже сейчас, но пока лишь трагически - чернобыльская почва, аральская вода, уральская атмосфера кричат о неразумности Человечества. Но Природа подчиняется...
Нужно учиться ощущать свою связь с Природой. Хотя бы ради собственной жизни, ведь мы дышим воздухом, пьем воду, живем на почве, которая может быть отравленной, смертельной для нас...
В заключение первой части занятия ведущий замечает, что каждому нужно поразмышлять над своими ответами еще и по следующим позициям.
1. Каково соотношение негативных и позитивных представлений о себе в твоих ответах?
2. Принимаешь ты себя или отвергаешь?
3. Какие ответы ты поставил на первые три места?
4. Почему так значимы для тебя именно эти проявления?
5. Какой смысл ты вкладываешь в каждый свой ответ?
6. Что раскрывает или прячет каждая формулировка?
II. Методика побуждения к самовоспитанию «Мое лучшее Я»
Ведущий. Подумай, кто из людей является твоим кумиром, кем ты восхищаешься и кого больше всего уважаешь. Возможно, это артист, спортсмен, родственник или знакомый - какой-либо один конкретный человек. Имя его вслух произносить не надо, просто подумай и вспомни.
Начерти таблицу из пяти граф.
Ведущий чертит на доске таблицу.
Качества характера |
|
|
|
|
1. |
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
…. |
|
|
|
|
Ведущий. Обозначь название первой графы «Качества характера», названия остальных пока остаются пустыми. Запиши в первой графе восемь качеств характера этого человека, нумеруя их. Чтобы легче было заполнять эту графу, используй список качеств личности и черт характера. (Ведущий заранее пишет список качеств на доске.)
Список качеств личности
Активность, аккуратность, беспечность, вдумчивость, вежливость, верность, внимательность, вспыльчивость, грубость, доброта, дисциплинированность, жизнерадостность, завистливость, заносчивость, злопамятность, инициативность, искренность, коллективизм, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, мужество, настойчивость, нервозность, нерешительность, несдержанность, обидчивость, ответственность, оптимизм, патриотизм, принципиальность, подозрительность, развязность, решительность, сообразительность, смелость, скромность, уступчивость, презрительность, целеустремленность.
Ведущий. Теперь обозначь все остальные графы таблицы. У кого-либо из вас могла получиться, например, такая таблица.
Качества характера |
Всегда |
Обычно |
Иногда |
Никогда |
1. Вдумчивость |
|
|
|
|
2. Жизнерадостность |
|
|
|
|
3. Искренность |
|
|
|
|
4. Мужество |
|
|
|
|
5. Настойчивость |
|
|
|
|
6. Ответственность |
|
|
|
|
7. Смелость |
|
|
|
|
8. Скромность |
|
|
|
|
Ведущий. Подумай, какие из записанных тобой качеств присущи тебе, а затем отметь звездочкой в нужной графе. Если ты считаешь, что это качество проявляется у тебя всегда, поставь звездочку в графе «Всегда», если обычно, часто - в графе «Обычно» и т. п.
Качества характера |
Всегда |
Обычно |
Иногда |
Никогда |
1. Вдумчивость |
|
* |
|
|
2. Жизнерадостность |
|
|
* |
|
3. Искренность |
|
|
* |
|
4. Мужество |
|
* |
|
|
5. Настойчивость |
|
|
* |
|
6. Ответственность |
* |
|
|
|
7. Смелость |
|
|
* |
|
8. Скромность |
|
* |
|
|
После выполнения этого задания ведущий проводит обсуждение по вопросам.
1. Каким человеком ты хотел бы стать?
2. Каким бы тебе хотелось быть в глазах окружающих?
3. Поступаешь ли ты когда-нибудь против совести только потому, что боишься осуждения и насмешек?
4. Представь, что ты можешь стать кем угодно. Кем ты себя видишь?
III. Методика «Сверимся по классику»
Вначале ведущий предлагает учащимся подумать над вопросами. Они могут быть заданы индивидуально. Тогда каждый учащийся на своем листочке отвечает на них письменно. Но можно организовать по этим вопросам групповую дискуссию.
Вопросы для обсуждения
1. Всегда ли воспитанный человек проявляет мягкость и уступчивость?
2. Можно ли иногда преувеличить свои страдания, чтобы вызвать сочувствие у окружающих?
3. Можно ли иногда соврать, если эта ложь не приносит вреда окружающим?
4. Всегда ли откровенность бывает уместна?
Ведущий. Вы сейчас подумали над непростыми вопросами.
Я думаю, что на них нет однозначных ответов. Каждый решает такие проблемы для себя индивидуально. Но мне кажется, вам будет интересно узнать, что по этому поводу думал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
В письме к брату А.П. Чехов сформулировал своеобразный кодекс человеческой воспитанности.
«Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям:
1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...
2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...
3. Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет его в глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыль в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат.
4. Они не унижают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними.
...Чтобы... не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пиквика или вызубрить наизусть монолог Фауста... Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение, штудировка, воля... Тут дорог каждый час...»
(Чехов А.П. Собр. соч: В 12 т. Т. II. М„ 1963. С. 81-83.)
IV. Психологический совет «Примите себя!»
Ведущий. Сейчас во многих психологических книжках советуют любить самого себя. Но если человек последует этому совету, будет ли у него желание стать лучше?
Действительно, подобная установка не будет стимулировать человека к совершенствованию.
Психологи, которые дают подобные советы, как и некоторые другие современные целители, подменяют этой упрощенной «установкой на любовь к себе» одно из основных положений индийской философии, буддизма и индийской медицины, которое призывает человека, желающего излечиться от недугов или просто стремящегося что-то преодолеть в себе, стать лучше, начать с того, что признать и принять самого себя. Принять себя таким, каков человек есть, со всеми своими достоинствами и недостатками, болезнями, несчастьями, а то и увечьями.
Вы, наверное, знаете, что йога основана на концентрации на себе. И это логично - как можно исцелиться от чего-то или самосовершенствоваться, если отмахиваться от самого себя?
Принять себя такими, какие мы есть, это первый этап на пути к совершенствованию, исцелению от недугов, обретению душевного равновесия.
Это вовсе не то самодовольство или самовлюбленность, которые делают человека эгоцентричным и малоинтересным для окружающих. Самодовольные и самовлюбленные люди, как правило, не стремятся к самосовершенствованию. Зачем им что-то изменять в себе к лучшему, если они и так считают себя совершенством?
Происходит обсуждение. Ведущий подводит итоги классного часа.
Классный час 8-9 класс по теме Искусство
Классный час для подростков «Особенности личности»
Нет комментариев. Ваш будет первым!