Здравствуйте! Это же будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете!
Е. Шевелёва
Цели: воспитывать у учащихся бережное отношение к слову; совершенствовать навыки культурного общения со старшими, с родителями, сверстниками.
Оборудование: иллюстрации по теме занятия, карточки с вопросами, плакаты с высказываниями о культуре общения.
I. Вступительное слово ведущего (учителя).
- Уважаемые ребята!
Сегодня мы открываем Фестиваль речевого этикета.
Этикет - установленный порядок поведения, форм обхождения. Речевой этикет, как правило, начинается с приветствия, с «волшебных» слов.
II. Основная часть: «Учимся культуре общения».
1-й ведущий.
Здравствуйте! Добрая ласковость слова
Стерлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете!
Е. Шевелева
2-й ведущий.
- Здравствуйте! -
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
- Здравствуйте! -
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше
Ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку
Счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
В. Солоухин
1-й ведущий. Вы сказали встречному человеку: «Здравствуйте!».
Как, по-вашему, много это или мало?
С одной стороны, как будто немного. Но, с другой стороны, каждый знает, как неприятно поражает и даже ранит отсутствие ожидаемого приветствия. Привычные словоформы - это не просто механизм общения, в них глубокий смысл человеческого бытия, существующий с незапамятных времен.
Чтец.
В небытие теперь уходит часто
Извечный смысл давно знакомых слов.
Всегда ли мы, роняя слово «здравствуй»,
И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?
Всегда ли помним, что самой любовью
Был побуждаем в древности народ,
Желая высшей благости - здоровья –
Всем, с кем судьба когда-нибудь сведет.
1-й ведущий. Формулы приветствия играют большую роль в нашем общении.
У многих народов выбор общения зависит не только от пола и степени близости общающихся. На него влияет и время суток, и то, кем является человек, кого мы приветствуем, и чем он занимается в данный момент. В. И. Даль в своем словаре привел немало приветственных формул, которые были приняты в России в прошлом. Вот лишь некоторые из них:
• Здороваясь с заканчивающими жатву, говорили: «С двумя полями сжатыми, с третьим посеянным».
• «Хлеб да соль!» или «Чай да сахар!» - говорили людям, принимающим пищу.
• Рыболова приветствовали: «Улов на рыб!». «Навар на ушицу», - отвечал он.
• До сих пор в отдельных русских селениях на «Здравствуйте!» - отвечают: «Спасибо!». А на «Добрый день!» тоже желают хорошей погоды.
2-й ведущий. Приветствие - одна из важных форм речевого общения. В 1696 г. в Оксфорде вышла русская грамматика, составленная побывавшим в России Генрихом Лудольфом. Она должна была познакомить Западную Европу с языком Московской Руси. Первый диалог, приведенный в книге, был диалогом приветствия. Вот он:
- Добрый день!
- Здравствуйте! Слава Богу!
- Желаю тебе доброго дня!
- Такого ж и я тебе желаю!
- Буди тебе добро сего дня!
- И тебе не худо буди!
1-й ведущий. А какие вы знаете формы приветствия? Какие чаще употребляете? (Ответы учащихся.)
Самый общий принцип применения знаков этикета - это вежливость, доброжелательность. Доброжелательная улыбка, интонация, мимика, жесты тоже играют важную роль при общении.
Познакомьтесь с формам и приветствия некоторых народов мира.
• Когда мы здороваемся, то пожимаем друг другу руки. Это делают чаще всего лица мужского пола. А китайцы в старые времена здоровались, пожимая руки сами себе. В наши дни этим жестом оратор приветствует слушателей.
• Жест приветствия египтян раньше напоминал отдачу чести: ладонь прикладывалась ко лбу. Сегодня примерно так же приветствуют друг друга военные.
• Представители некоторых африканских народов в знак приветствия передают тыкву. Держат ее в правой руке, а левой придерживают правый локоть. Это знак глубокого уважения.
• Если вы попадете в Тибет и встречный прохожий покажет вам язык, не огорчайтесь. Это будет означать: «Я ничего не замышляю против тебя. Ничего не бойся. Будь спокоен!»; но для других народов этот жест оскорбителен. Вряд ли стоит им пользоваться, если вы не в Тибете.
1-й ведущий. А сейчас предлагаем вам несколько речевых ситуаций.
Мальчикам:
1) Вы идете по улице, навстречу вам идет одноклассница или знакомая девочка. Кто должен поздороваться первым? Какую формулу вы используете?
2) Навстречу вам идут две девочки (или два мальчика) из 6-го или 8-го класса. Кто должен первым поздороваться? Как? А если вы ровесники? Вошли в школу... В класс... Ваши слова, действия?
3) В школе навстречу вам идет учитель, который в вашем классе не преподает. Обязательно ли здороваться? Как вы это сделаете?
Девочкам:
4) Учитель занят, разговаривает или проверяет тетради. Вам хочется поздороваться. Ваши действия?
5) Вы едете в переполненном транспорте, увидели подружку, которая находится далеко от вас. Ваши действия?
6) Обязательно ли здороваться в магазине с продавцом, в кафе, в музее с администратором, кассиром?
2-й ведущий. Вы сейчас вспомнили слова приветствия, формы приветствия, побывали в некоторых ситуациях, требующих знаний этикета.
Но кроме умения приветствовать, здороваться, надо уметь благодарить.
Исследователь русского речевого этикета Формановская в одной из своих книг предлагает 28 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого. Вспомним наиболее распространенные:
- Спасибо!
- Благодарю вас.
- Я вам очень признателен.
- Я вам многим обязана.
- У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас.
- Как я вам благодарен!
- Моя благодарность не знает границ.
- Я хочу поблагодарить вас.
- Вы очень любезны.
-Я тронута вашим вниманием.
- Это очень мило с вашей стороны.
- Вы меня так выручили!
1-й ведущий. Все ли предлагаемые формулы благодарности можно использовать в любой ситуации? Почему нет? От чего и от кого это зависит?
Вот несколько ситуаций.
а) Вы едете в автобусе. Просите передать деньги на билет. Как отблагодарить человека за услугу:
Благодарю вас или Моя благодарность не знает границ?
б) Врач вашему близкому человеку удачно сделал сложную операцию. Как его поблагодарить:
- Спасибо, доктор!
Или так:
- Доктор, нет слов, чтобы выразить вам мою благодарность.
1-й чтец.
Слова с рождения ждет жестокий выбор,
Не всякий возглас в речи выжить мог.
Но вот звучит во все века: «Спасибо»,
Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.
2-й чтец.
И также срок нам видится немалый
С тех пор, как просьба в речи принята.
Мы говорим по-прежнему: «Пожалуй»
С частицей величавой «ста».
Касаются веков сквозные грани,
И снова в нас преемственность жива,
И из старинных лучших пожеланий
Кроятся наши русские слова.
III. Подведение итогов.
1-й ведущий. Вот и подошел к концу наш разговор о культуре общения. Последние части речевой мозаики нашли свое место. Осталось подытожить все сказанное во славу русского родного слова.
У слова свой норов, свое нутро,
И если ты в эту проникнешь суть –
Слово тебе сотворит добро.
Классный час в 6, 7 классе по теме: Тайна имени
Внеклассное мероприятие в начальной школе, 3-4 класс. Речевой этикет
Внеклассные мероприятия в 6 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!