Цели: формировать и закреплять навыки внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения, устойчивую положительную самооценку у младших школьников через внешнюю положительную оценку со стороны старших; познакомить с особенностями клавишных и струнных инструментов; развивать навыки сопоставления характера героя музыкального произведения с характером музыки.
I. Сообщение темы и целей.
- Сегодня мы поучимся у любимых сказочных героев общаться, говорить друг другу приятные слова; доброжелательно высказывать не совсем положительное мнение о человеке, его поступках, если нас что-то не удовлетворяет в его поведении; вежливо отказывать в просьбе, если не хотим или не можем ее выполнить; поучимся утешать товарища, когда ему приходится трудно, а также попробуем научиться правильно поздравлять друг друга с праздником. Иными словами, познакомимся с правилами речевого этикета.
- А как вы думаете, что такое «этикет»? (Дети высказывают своё мнение.) Давайте посмотрим, насколько ваши высказывания совпали с определением этого понятия.
«Этикет - это установленный порядок поведения, форм обхождения» (плакат на доске). В наш словарный запас входит новое слово из темы урока, постарайтесь запомнить, как оно пишется и что обозначает. Повторим вслух по слогам.
Итак, самая главная задача нашего мероприятия - научиться по-доброму относиться друг к другу. И пусть эпиграфом к нему станут слова:
1-й ученик.
Если кто-то загрустит,
Ты его не оставляй,
Добрым словом, добрым делом
Утешай и помогай!
2-й ученик.
Среди невезенья иного,
Среди невеселого дня
Скажите мне доброе слово,
И слово утешит меня.
Мероприятие проходит в форме соревнования разновозрастных команд, в каждой из которых поровну учащихся третьего-четвёртого классов. Выбираются капитаны и юнги.
1-й конкурс «Давайте говорить друг другу комплименты». (Выясняется значение и написание слова комплимент.)
- Ребята, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? А сами вы умеете говорить людям приветливые и добрые слова? Вот сейчас и попробуем это сделать. Представьте, что мы сейчас в сказочной стране и участвуем в конкурсе похвалы. Жюри состоит из сказочных героев (представляем членов жюри в масках Кощея, Бабы Яги и Золушки). Наверное, не все они вам нравятся, но ваша задача - выбрать из предлагаемых комплиментов для каждого из них такой, чтобы сказать ему (или ей) приятные, но в то же время правдивые слова. Отвечать будете все вместе при помощи карточек с цифрами: 1 - для Кощея, 2 - для Бабы Яги, 3 - для Золушки. Знак «минус» используйте, если комплимент не подходит никому.
Зачитываются сначала все комплименты, затем по одному, а дети сигнализируют карточками ответы. Группа оценивается по количеству правильных ответов в группе.
Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь (2).
Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая ловкая и трудолюбивая (3).
Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться (-).
Ты так долго живешь на свете, и ты, наверное, много видел (1).
- Надеемся, что теперь вы поняли, как можно говорить людям приятные и, что очень важно, правдивые слова. Попробуйте сегодня дома сказать комплименты родным, друзьям, знакомым и делайте это как можно чаще!
2-й конкурс «Вежливая критика».
- Наверное, вам не раз приходилось высказывать свое мнение о человеке, его поступках, и это мнение не всегда было положительным. Давайте попробуем сделать это вежливо и доброжелательно. Но сначала давайте посмотрим инсценировку сказки «Лиса и Журавль» (сказку показывают учащиеся 4 класса).
- А теперь представьте себе, что героев сказки «Лиса и журавль» пригласил к себе в гости Ежик. Во время обеда они высказывают свое мнение о том, как их принимали в гостях друг у друга. Вам нужно обсудить, кому принадлежит первое высказывание, а кому - второе. Юнги каждой команды дадут ответ карточками с изображением героев сказки.
- Все хорошо было на званом обеде. И вежливое обращение, и хорошее угощение. Жаль только, попробовать ничего не удалось. Не подумала хозяйка о подходящей посуде. (Журавль.)
- Уж не знаю, зачем пригласили меня на обед. Ни крошечки нельзя съесть из этой посуды. Больше уж не просите, не приду. (Лиса.)
- Как вы думаете, что мог сказать на это Ежик? Выберите и покажите номер наиболее вежливой реплики.
1) Журавль был добрее и вежливее, Лисонька, он тебя не обидел ни одним словом.
2) Лисонька, ты, мне кажется, не права. Ведь ты первая пригласила Журавля к себе в гости.
3) Ну, ребята, вы оба не правы, и мирить я вас не буду. (-)
- Надеемся, что вы поняли, что критика тоже может и должна быть доброжелательной. Кстати, давайте вспомним, народная или литературная сказка «Лиса и журавль»? К какому типу народных сказок она относится? (Сказки о животных.)
Ну вот, мы коснулись фольклора, и наш следующий конкурс будет связан с ним. Что такое фольклор? Какие жанры фольклора вы знаете?
3-й конкурс «Утешители».
- Представляете, от деда с бабкой убежал Колобок, а они на него так надеялись! А ему и дела ни до кого нет. Катится себе по лесу, поет свою хвастливую песенку.
Ученик поет песенку Колобка и танцует.
Дед с бабкой очень огорчились. Вам надо утешить их. Для этого выберите подходящую пословицу и покажите ее номер.
1) Горе не беда - с кем не была.
2) Нет худа без добра.
3) Наши лепешки тоже поели кошки.
- Вы, наверное, знаете, что добрые слова помогают успокоить, утешить человека. Помогают это сделать и народные пословицы - эти маленькие роднички народной мудрости, если их знать, помнить и применять в жизни.
Конкурс юнг.
- Дорогие юнги-салажата, к вам попала записка для ослика Иа-Иа, который потерял свой хвост и очень огорчился. Его надо утешить, но вот беда - записка порвалась, вам нужно собрать ее.
Учитель раздает учащимся карточки с предложениями, дети должны собрать из данных предложений утешительный совет для Иа-Иа.
1) Не огорчайся, дорогой Иа-Иа!
2) Полно печалиться, дело поправится.
3) Стоит ли переживать из-за таких пустяков!
4) Я обязательно помогу тебе. И все наши друзья помогут. Мы найдём твою потерю.
5) Нечего искать иголку в стоге сена.
- Правильные ответы - 1, 2, 4. Мы уверены, что ослик успокоится после таких слов, а ты, конечно, выполнишь обещание помочь ему. Ответами 3, 5 ты не только не утешишь Иа-Иа, но и обидишь его. Спасибо, дорогие юнги, за участие в конкурсе, за вашу отвагу и решительность, за то, что не побоялись один на один решить трудную задачу и красиво написали цифры. Желаем вам скорее дорасти до капитанов.
- А из какой сказки ослик Иа-Иа?
- Кто ее автор?
Дети исполняют в сопровождении пианино куплет песни «Капитаны КВН».
Конкурс капитанов.
- Ваши помощники сейчас продемонстрировали умение утешать кого-либо в беде. У вас же, как у более опытных морских волков, задание будет потруднее. Вам предстоит вежливо отказать в просьбе, которую вы не можете выполнить. Вы, конечно, помните былину «Садко». На уроке по фольклору слушали арию варяжского гостя из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова. Представьте, что вы вместо Садко попали в подводное царство и царь предлагает вам сундук с сокровищами, чтобы вы остались у него навсегда развлекать его своей игрой на гуслях и пением. Но вы не хотите остаться. Какой из вариантов отказа вы выберете? Запишите номер на доске, объясните, почему вы предпочли такой отказ.
1) Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой!
2) О, подводный царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.
3) Благодарю тебя, о великий царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня на земле друзья и невеста.
(1. Царь рассердится на тебя и бросит в темницу, подумай, как ответить ему в следующий раз. 2. Ты не убедил царя, он не понял, почему ты не можешь остаться. 3. Ты убедил царя, он отпустит тебя домой и даст в подарок невесте жемчужное ожерелье.)
Звучит грамзапись «Полька Карабас». Все танцуют в кругу под музыку.
- Мы только что провели музыкальную паузу, теперь настало время поговорить о музыке и музыкальных инструментах.
- Какие музыкальные инструменты звучали сегодня на уроке? (Гитара, пианино.)
- К какому виду инструментов относится пианино? (Клавишные.) Гитара? (Струнные.)
- Какие еще струнные инструменты вы знаете? а клавишные?
- Какой старинный струнный инструмент упоминался сегодня в заданиях? (Гусли.)
- Как называли людей, игравших на гуслях? (Гусляры.)
- Как называют людей, исполняющих музыкальные произведения на пианино, гитаре?
Запись на доске, повторение хором: пианист, гитарист.
- Как образовались эти слова? (Суффикс - ист.) Приведите примеры слов, называющих лиц по профессии, с такими суффиксами. (Баянист, тракторист и т. д.)
- Какие еще виды музыкальных инструментов, кроме струнных и клавишных, вы знаете? (Духовые, ударные.)
- Что получится, если объединить вместе музыкальные инструменты разных видов? (Оркестр, ансамбль.)
- Сейчас в сопровождении ансамбля «Мзиури» мы послушаем отрывки из музыкальной сказки «Наш друг - Буратино». По мотивам какой известной сказки она написана?
Стихи к этой сказке написали современные поэты Ю. Энтин и Б. Окуджава. Песней на стихи Б. Окуджавы мы начали сегодняшний урок-конкурс. Физкультминутка тоже прошла под музыку из этой сказки. А создал эту музыку композитор А. Рыбников.
Музыкальный конкурс.
- Послушаем музыкальные вступления к песенкам сказочных героев и по характеру музыки попытаемся определить, чью песенку мы сейчас услышим. Сигнализируем карточками:
1 - Мальвина;
2 - Лиса Алиса;
3 - Черепаха Тортилла.
После отгадывания звучат и сами песенки.
7-й конкурс «Поздравления».
- Папа Карло решил написать поздравительные письма к женскому празднику героиням сказки «Золотой ключик», песенки из нее мы только что слушали. Но по рассеянности он забыл написать имена адресатов. Помогите разобраться. Сигнализируем карточками:
1 - Мальвина;
2 - Лиса Алиса;
3 - Черепаха Тортилла.
1) Достопочтенная...! Поздравляю Вас с праздником! Желаю ^ Вам быть по-прежнему доброй, мудрой и щедрой. Как и 300 лет назад, Вы по-прежнему обаятельны. Так держать! Ваш преданный друг Карло.
2) Изобретательная...! Поздравляю Вас с женским днем! Желаю Вам оставаться такой же умной, лукавой и привлекательной! Пусть Вам повезет с честным и предприимчивым другом и Вы сможете заработать миллион. Поклонник Ваших талантов Карло.
3) Милая...! Поздравляю тебя, дорогая девочка, с праздником больших и маленьких женщин! Желаю тебе счастливой и безоблачной жизни, стать звездой театра и кино, а еще - сохранить дружбу со старыми друзьями - Буратино и Пьеро. Целую тебя. Папа Карло.
После ответов обращается внимание на то, что в поздравительных письмах и открытках местоимение Вы пишется с большой буквы в знак уважения к адресату, обращения выделяются восклицательным знаком.
- А теперь последнее, внеконкурсное, задание. Оно будет творческого характера. Представьте, что каждый из вас - не ученик, а Красная Шапочка. Вы приготовили бабушке подарок ко дню рождения и идете к ней в гости, напевая веселую песенку.
Ученица в сопровождении пианино исполняет куплет песенки Красной Шапочки.
Представили? Так вот, по дороге вы обдумываете, как будете поздравлять свою любимую бабушку.
Детям раздаются индивидуальные задания, они должны обвести кружочками предложения, которые, с их точки зрения, больше всего подходят для поздравления. Кроме того, нужно вставить пропущенные в словах буквы и пояснить орфограммы. Другая группа учащихся в это время рисует поздравительные открытки, чтобы они понравились бабушке Красной Шапочки.
Жюри подводит итоги. В конце урока зачитывается несколько лучших поздравлений и рассматриваются открытки. Коллективно отбираются лучшие.
- Итак, сегодня на уроке мы поиграли, вспомнили любимых сказочных героев, поучились вежливо общаться друг с другом, познакомились с жанром музыкальной сказки, вспомнили орфограммы (ведь грамотно писать поздравления просто необходимо!), узнали значение и правописание слов (хором по слогам произносим): этикет, комплимент, пианист, гитарист, гусляр. Что такое комплимент? этикет? А ещё нарисовали прекрасные открытки для бабушки Красной Шапочки, убедились в том, что можем думать, фантазировать, помогать друг другу в общем деле, а это просто необходимо, чтобы стать настоящим другом.
Жюри объявляет результаты.
- Давайте на прощание споем прекрасную, добрую и задорную песенку из любимого мультика «Приключения кота Леопольда», которая учит нас добру и умению дружить.
Методическая разработка классного часа, 3 класс. Правила поведения в столовой
Конспект классного часа для 4 класса о вежливости
Тесты для 4 класса на тему: Этикет
Нет комментариев. Ваш будет первым!