Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; составить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Учитель читает.
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о мальчике одном:
Его зовут... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово,
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово!»
Он вместо «здравствуй!» говорит.
А вместо слова «до свидания!»
Не говорит он ничего
Иль заявляет на прощание:
«Ну, я пошел... Пока! Всего!»
А. Барто
- Каких слов не знает этот мальчик?
- Как ему помочь?
На плакате нарисовано дерево. Учитель предлагает на листочках написать волшебные слова приветствия, просьбы, разрешения, извинения и приклеить их на ветки этого дерева. Подводится итог, какой ряд знает больше слов.
Читает ученик.
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы - то есть сами...
И ежели вы вежливы, -
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником.
Пред сильным не робея.
С. Я. Маршак
- Какой смысл вы вкладываете в понятие «вежливый человек»?
- Какие «вежливые» слова знаете?
Читает ученик.
Что такое «здравствуй»?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит «будь здоров».
Правило запомни,
Знаешь - повтори.
Старшим это слово
Первым говори.
Вечером расстались,
Встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй»
Повторить с утра.
- Решим вместе задачи. Подумайте, как бы вы поступили в данных ситуациях:
1) Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?»
- Обращаясь к прохожему, мальчик сделал три ошибки. Найдите их.
2) Приходит утром Максим в школу. У дверей его класса стоит учитель. Максим, увидев его, обрадовался, подбежал к нему и начал рассказывать, какую он вчера интересную кинокартину смотрел.
- Какую ошибку допустил Максим?
3) Девочка жалуется возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа, зовет меня: «Ритка». «А как ты его зовешь?» - спросила мама. «Я его вообще никак не зову, - ответила Рита, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Права ли Рита?
- Всегда ли человека, который знает все вежливые слова, можно назвать воспитанным?
Вежлив ли Витя?
Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
«Извините, я ошибку признаю».
На урок пришел учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
- Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
- Извините, - шепчет Витя, -
Я к уроку не готов!
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в нашем споре
И пришлите нам ответ.
- Как вы считаете, вежлив ли Витя? Почему?
-Скажите, с какими словами вы утром встречаете взрослых?
- С какими словами приветствия обращаетесь к товарищам? к соседям?
- Что говорите перед сном родным?
- Почему мы говорим именно эти слова?
Слово учителя. Эти слова выражают пожелание того, чтобы любой день, даже хмурый, дождливый, принес родным и знакомым людям радость в выполнении работы на службе и дома, чтобы в этот день и у мамы, и у папы не было никаких неприятностей; чтобы в семье все было спокойно и радостно. Да и себе говорящий создаст день добрым.
- Каким тоном надо произносить приветствие?
- Когда говорим слова «простите», «извините»?
- Познакомимся с интересным явлением - интонацией. Когда мы говорим, важно не только то, что говорим, но и с какой интонацией.
Автор. Леночка сидела в трамвае. Она все время вертелась и болтала ногами. Ее соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает ее пальто.
Старушка. Девочка, сиди, пожалуйста, спокойно! Так нельзя себя вести.
Автор. Заметила старушка, сидевшая напротив.
Лена. А что я сделала? Подумаешь! Пожалуйста! Буду сидеть спокойно.
Автор. И Лена, надувшись, стала смотреть в окно.
- И девочка, и старушка произнесли одно и то же слово «пожалуйста», но с одинаковым ли выражением лица и тембром голоса было произнесено это слово?
Слово учителя. Лена с недовольным лицом и презрительным тоном произнесла это слово. Она не извиняется за то, что побеспокоила соседку, а ведет себя так, словно делает одолжение взрослым, говоря: «Да, я знаю ваши вежливые слова, но они для меня ничего не значат».
* * *
Учитель. Отправимся с вами в аптеку к доктору Айболиту. На полочках у него волшебные лекарства. Подумайте, от каких недостатков вы хотели бы излечиться. Сказочных богатств у вас нет. Поэтому доктора необходимо убедить дать вам лекарство, используя при этом только лексикон вежливых слов.
У доски стоит доктор Айболит (ученик в белом халате). Рядом импровизированные полочки с лекарствами. На склянках названия: «от жадности», «от скупости», «от безразличия», «от лени», «от грубости», «от невежества» и т. д. Доктор отдает лекарство после убедительной и вежливой просьбы ребенка.
Читает ученик.
Настанет, друзья,
Счастливое время,
Настанут чудесные дни.
Ребята приветливы будут со всеми,
Грубить перестанут они.
Пусть грубость исчезнет навеки,
Пускай по рецептам врачей
Появятся в каждой аптеке
Лекарства для грубых детей.
* * *
Учитель. А сейчас мы посмотрим мексиканскую сказку «Вежливый Кролик». Она поможет ответить на вопрос: Для чего нужно быть вежливым?
Автор. Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды шел он домой и вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая опасность - в пещере жила Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить нельзя.
Кролик. Нужно поздороваться, но с кем? С пещерой, конечно! (Садится на задние лапки и вежливо просит) Здравствуйте, дорогая Пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
Автор. До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
Змея. Входите, пожалуйста.
Автор. Змея желала обмануть Кролика, но он прекрасно понял, с кем имеет дело.
Кролик. Простите, что побеспокоил вас. Я совсем забыл, что меня ждет Крольчиха. До свидания!
Автор. И бросился Кролик бежать прочь со всех ног. Прискакал к своему дому и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила.
- Кто такой невежа? (Кто знает правила, но не применяет их в жизни)
- Напомним друг другу оправилах ведения беседы:
- Надо смотреть на того, с кем разговариваешь, невежливо смотреть в сторону, отворачиваться.
- Нельзя говорить только о себе, надо уметь слушать других.
- Не следует во время разговора размахивать руками, теребить одежду собеседника.
- Во время разговора не стараться перекричать другого собеседника.
Слово учителя. Вежливым человеком не рождаются, а становятся. От вас требуется умение самим следить за собой, понимать, как необходимо себя вести в разных ситуациях. Не обижаться на взрослых, если те делают замечание. Ведь доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Дидактический материал
1. А. Барто. Медвежонок-невежа.
2. М. Бартенев. Самый вежливый.
3. В. Осеева. Волшебное слово.
Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет
Беседа с младшими школьниками на тему этикет
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Анастасия Сергеевна Протасова # 3 сентября 2015 в 07:42 +1 | ||
|
Валентина Кенесовна Алькина # 5 сентября 2015 в 18:35 +1 |
Спасибо за разработку! Тема классного часа актуальна. Подобран хороший дидактический материал. ,Использовалась инсценировка. |
Юлия Михайловна Шныпко # 13 июня 2016 в 21:06 0 | ||
|