I. Беседа по теме
Сейчас я поздороваюсь с каждым из вас лично. А вы скажите, какое приветствие вам больше всего понравилось.
- Приветик!
- Здравствуй, Коля!
- Доброе утро, Ириша, у тебя чудесные бантики!
- Привет, Игорь, ты прекрасно выглядишь!
- Доброе утро!
- Здравствуй!
— Поприветствуйте соседа по парте так, как бы вы хотели, чтобы поздоровались с вами. Как вы думаете, приятно ли человеку, когда при встрече его назвали по имени и сделали комплимент? Давайте здороваться друг с другом только так.
Важно ли при встрече улыбнуться друг другу? Давайте не будем скупиться на улыбку. Как вы здороваетесь, если видите вдалеке друга? Жестом и улыбкой можно приветствовать друг друга издалека.
— Как вы понимаете смысл пословицы: «Слово не воробей, вылетит — не поймаешь»?
— Что мы можем узнать о человеке по речи?
— Можно ли говорить о культуре речи тех учеников, которые обращаются друг к другу по прозвищам и кличкам?
— Послушайте отрывок из рассказа А. Раскина «Как папу дразнили».
...Однажды учительница сказала ребятам так:
— Я знаю, что у всех вас есть прозвища. Мне кажется, очень глупо дразнить человека за то, что у него очки, или за то, что он маленького роста. Почему вы так не уважаете себя и друг друга?
Ребята обещали забыть свои прозвища. И некоторое время они держали слово.
А потом опять в классе можно было услышать: «Цыган», «Рыжий- красный», «Федура» и «Заноза».
Тогда Афанасия Никифоровна приняла свои меры. Вот что она сделала.
На родительском собрании она сказала:
— Поговорим теперь об успеваемости ваших детей. Заноза успевает по всем предметам, но много разговаривает на уроках. Мешок с картошкой — хороший математик. Но вот грамотность его меня беспокоит. Он делает много ошибок. Федура хорошо отвечает в классе, а домашние работы делает небрежно. Рыжий-красный — лучший художник в классе, но ему надо больше читать вслух. Рева-корова и Пышка-кубышка плохо решают задачи. Им нужны дополнительные задачи по математике. Я бы прикрепила их к Глухарю.
— Как вы думаете, родители поняли, о ком шла речь? Все ли им было понятно? Приятно ли родителям было слышать эти прозвища?
— Какое настроение было у родителей после этого родительского собрания?
— Какие меры могли родители принять после всего услышанного?
— Что вы почувствовали?
II. Игра «Комплимент»
У меня есть волшебный стул. Каждый, кто садится на этот стул, теряет все свои плохие качества. Сегодня на этот стул сядут по очереди два одноклассника — мальчик и девочка. Все сидящие за партами делают комплименты сначала одному участнику игры, а потом другому. Доску делим пополам, слева написано слово мальчик, справа — девочка.
Все названные добрые слова, характеризующие мальчика девочку, учитель записывает на доске. Победит тот, кто последним скажет хорошие слова, характеризующие детей, сидящих на стуле. Далее другие дети по очереди садятся на стул, а остальные говорят о них только хорошее.
III. Анализ ситуации
Вы... это самое... того...
Когда вы говорите, то, значит, это... как его...
Ну, в общем, не тяните.
Вот, между прочим, так сказать,
Что мне хотелось вам сказать.
— Прислушайтесь к себе, как часто вы произносите похожие слова, в которых нет смысла? Такие слова ничего не обозначают, а только засоряют нашу речь. Выбросите из каждой строчки все слова-паразиты, что останется? Изменится ли смысл сказанного?
IV. Искусство говорить «нет»
— Ребята, представьте, что я прошу вас на перемене не отдыхать, а решить еще одну задачу по математике. Что вы мне ответите? («Нет, не хочу, не буду».)
А знаете, как мне ответил мальчик из другого класса? Он сказал: «Я с удовольствием решу эту задачу, только не на перемене, а дома». Скажите, он мне отказал или согласился?
Вывод. Умейте отказаться от предложения так, чтобы не обидеть просящего. Сначала думайте, а потом говорите.
V. Закрепление материала
(Дети читают стихи.)
1. В нашем классе чудеса, бывает, происходят.
Дети нужные слова часто не находят.
В любое время года, в жару или ненастье
Забывает кое-кто простое слово... (здравствуй').
2. С парты сбросил все сосед, только посмотрите,
Убежал, не вспомнил он слово... (извините).
3. Подарили вам портфель и еще что-либо,
Надо что-то бы сказать, кажется,... (спасибо).
4. Эти важные слова надо помнить, дети,
Интереснее тогда будет жить на свете.
Три волшебных слова чаще говорите,
И получится у вас все, что захотите!
Спасибо, здравствуй, извините — к общенью дверь,
В нее входите!
— Какие слова как можно чаще надо использовать в своей речи?
VI. Подведение итогов
— В чем заключаются особенности правильной речи? (В богатом словарном запасе, образности языка, гибкости и яркости интонаций, чистоте дикции.)
Доброжелательность ваших слов, ваша улыбка сохраняют ваше здоровье и здоровье окружающих. Сначала подумайте, а потом скажите.
Тесты для 3 класса на тему: Этикет
Классный час «Правила приёма гостей», 1-2 класс
Конспект классного часа о правилах поведения в школе для 1 класса
Внеклассное мероприятие в начальной школе, 3-4 класс. Речевой этикет
Методическая разработка классного часа, 3 класс. Правила поведения в столовой
Нет комментариев. Ваш будет первым!