Конкурсы

Классный час «Правила приёма гостей», 1-2 класс

Об этических нормах поведения для учащихся начальной школы

Ситуативная беседа-игра для младших классов «К вам пришли гости»

Цели и задачи занятия:

• познакомить учеников с правилами приема гостей, как вести себя за столом, принимать подарки и как развлечь гостей, держаться хозяину и как не надо вести себя в гостях.

Оборудование. Картон, цветная бумага, ножницы, клей.

Описание классного часа

Учитель: Ребята, сегодня маркиз Этикет хотел бы побывать у вас в гостях. Но не в нашем классе, а у вас дома. А вы умеете встречать гостей?

Каждый народ имеет свои традиции и обычаи в проведении праздников, отдыха, развлечениях.

Новые наряды, сверкающая чистота нашего дома, торжественный обед или ужин, цветы, подарки — все это тоже глубоко проникшие в наш быт праздничные традиции.

В каждом возрасте свои развлечения. В то время как вашим молодым друзьям нужны шумные игры, танцы, более взрослые гости отдают предпочтение беседе, их улыбку вызывает чей-нибудь остроумный или забавный рассказ. Обязанность хозяев дома — быть внимательными ко всем гостям.

А главное — будьте сами приветливы и в веселом, добром настроении — это важнее всего.

Опытные хозяйки считают, что удобнее приглашать гостей либо на вечер накануне выходного дня — к ужину, либо в выходной день к обеду.

Прежде чем пригласить гостей, обдумайте, сколько человек может вместить ваша комната.

Вопреки старинной пословице «В тесноте, да не в обиде», на деле может получиться обратное. Теснота создает излишнюю суету, беспорядок.

В одной комнате рекомендуется начинать прием с ужина или обеда, приглашая собравшихся гостей к столу, полностью сервированному до их прихода. По окончании освобождается место для танцев и стол отодвигают.

Если гости приглашены к вечернему чаю или легкому ужину, сервировку стола можно проводить и в их присутствии, в перерыве между развлечениями и танцами.

Сервировку стола для обеда или ужина нужно проводить за полтора-два часа до прихода гостей.

Лучше всего устраивать такие приемы вечером, приглашая друзей к ужину, а не к обеду, так как обед требует более длительного приготовления, а ужин может состоять из холодных закусок и готовых гастрономических продуктов.

Ситуативный практикум «Как не надо вести себя в гостях»

Учитель предлагает прослушать две ситуации.

Первая ситуация

«Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная яркая птица — любимый Танин попугай.

— Ничего себе птичка. Симпатичная, — сказала Ира. — У меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить».

Учитель: Подумайте, какую оплошность допустила Ира?

Как бы вы вели себя на ее месте? (Ответы ребят.)

Вторая ситуация

«Папа подарил на день рождения Вове новые почтовые марки. Пришел к Вове в гости Слава:

— Вот какие марки! Редкие и красивые. Тебе нравятся?

— Да у меня таких навалом! — захохотал Слава. — Что в них такого особенного? Чепуха, а не марки!

Вова три дня не разговаривал со Славой...»

Учитель: Как вы думаете, почему? (Ответы учеников.)

Игровой практикум «Как развлечь гостей»

Как развлечь гостей? Как держаться хозяину? Хозяин, конечно, должен быть весел. Но он не может позволить себе полной беззаботности. Он внимательно следит за тем, что происходит вокруг. Лучше всего заранее продумать и составить программу.

Никто не должен чувствовать себя забытым и покинутым.

Танцы — это очень хорошо, но не будешь же плясать без остановки, до седьмого пота.

Хорошо, когда гости ведут непринужденную беседу. Упорные молчуны вызывают такую же скуку, как и болтуны, не дающие никому рта раскрыть.

Уместно продумать для гостей несколько игр для «тесной» компании или игры за столом.

Давайте проиграем несколько игр, которые, возможно, пригодятся вам при приеме гостей.

Если позволит время, в некоторые игры можно поиграть. Если время занятия ограничено — их можно просто рассказать школьникам.

Игра «Баловень судьбы»

В одном конце классной комнаты на стуле находится приз, в другом — два-три игрока в ряд. По сигналу ведущего игроки бросают монетки. Выпал «орел» — игрок делает шаг вперед, «решка» — шаг назад. Счастливчик доходит до приза.

Игра «Цепная реакция»

Игроки кладут на стол руки ладонями вниз. Один из игроков быстро хлопает по руке соседа и возвращает руку на место. Второй игрок делает то же самое, но сначала он должен хлопнуть по своей второй руке и только затем — по руке соседа. Игра проводится в быстром темпе, с того, кто сбился, берется фант.

Игра «Журавль»

Не слезая со стула, необходимо выпить коктейль, стоящий на полу, из соломинки.

Беседа-диалог «Правила поведения за столом»

При сервировке стола не забудьте о салфетках — обычно их складывают вчетверо, треугольником, пополам или заворачивают рулетом. Для торжественного случая салфетки принимают форму паруса, колпачка или -свечки. Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.

Основное назначение салфетки — предохранять костюм гостя. Ею также вытирают пальцы и губы во время и после еды.

Непосредственно перед едой салфетку нужно развернуть, сложить вдвое и положить сгибом к себе на колени. Закладывать салфетку одним углом или краем за воротник или лацкан пиджака не принято: это неудобно и некрасиво. Пальцы, случайно испачканные во время еды, осторожно вытирают верхней половиной салфетки, не снимая ее с колен.

Совершенно недопустимо использовать салфетку вместо носового платка или в качестве полотенца для сильно испачканных рук.

Не следует, сев за стол, пристально разглядывать приборы и посуду, а затем салфеткой протирать их, если вы вдруг заметили какое-то пятнышко.

По окончании еды салфетку не складывайте тщательно, пытаясь придать ей прежний вид, просто аккуратно положите ее справа от тарелки. Не рекомендуется вешать ее на спинку стула или класть на сидение.

Учитель: Ребята, послушайте стихи и скажите, какое отношение они имеют к нашему разговору?

Забрела на полчаса

К нам позавтракать оса.

Ходят стулья ходуном

Вся избушка — кверху дном!

 

На столе — столпотворенье,

Кувыркается салат,

Сыр, яичница, варенье...

Над столом — как привиденье —

Скачет дедушкин халат!

Под столом сидит семья:

Мама, бабушка и я.

 

Папа с веником летает,

Подметает потолок,

Он летает и мечтает

Выгнать гостью за порог.

 

А она жужжит под носом

И над ухом, и везде —

В башмаке, в кормушке с просом,

В газированной воде.

 

В рукаве и сковородке,

В балалайке и часах,

У меня на подбородке

И у дедушки в усах!

(Отрывок из стихотворения Юнны Мориц «Веселый завтрак»)

Рассуждения учеников о правилах поведения за столом. Учитель предлагает ребятам некоторые советы.

«Как вести себя за столом»

Вы пришли в гости. Не сомневаемся, что вы знаете, как вести себя за столом. И все-таки...

• Если вы опоздали, и все приглашенные уже сидят за столом, не совершайте второй ошибки — не обходите с рукопожатием всех присутствующих, поздоровайтесь лишь с хозяйкой и извинитесь за опоздание.

• За столом не принято говорить о болезнях и неприятностях.

• За столом не заводите разговор с человеком, сидящим далеко от вас. Это утомительно для окружающих.

• За столом не принято обращать внимание на крошки на скатерти и активно жестикулировать столовыми приборами.

• Отказывайтесь от какого-либо блюда вежливо, но без объяснения причин.

• Руками из общих блюд или ваз берут хлеб, печенье, пирожки, конфеты, нарезанные овощи или фрукты, а также сахар, если нет специальных щипчиков.

• Курицу, гуся, дичь едят при помощи вилки и ножа. Бытующее мнение, что эти блюда можно есть иначе, неверно. Хозяйка должна позаботиться о том, чтобы кусочки птицы не были слишком велики.

• Полотняную салфетку разверните без резких движений и положите себе на колени. Руки и губы вытирайте бумажными салфетками. Закончив еду, полотняную салфетку положите на стол, не стараясь придать ей прежнюю форму.

• Не просите вторую чашку кофе, если остальные гости еще не получили первой.

• Косточки от ягод или зернышки винограда осторожно выплевывайте на чайную ложку и только после этого складывайте на блюдце.

Подведение итогов. В конце занятия учитель еще раз напоминает (зачитывает) советы «Как вести себя за столом» и предлагает ученикам познакомить своих родителей с тем, что они узнали на сегодняшнем занятии.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час. Хорошие манеры 4 класс

Беседа с младшими школьниками на тему этикет

Классный час в 3 классе на тему: Школьный этикет

Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»

Классный час в 4 классе на тему: Телефонный этикет

Нет комментариев. Ваш будет первым!