В работе классного руководителя наверняка запланирована и такая форма общения с детьми, как посещение театров, музеев, различных выставок, кинотеатров.
Перед тем как вывести своих питомцев в свет, необходимо провести предварительную беседу о том, как надо вести себя в общественных местах, ознакомить ребят с основными правилами поведения:
1. Нельзя громко разговаривать и тем более кричать и размахивать руками в общественных местах.
2. Во время спектаклей, просмотров фильмов нельзя жевать конфеты, бутерброды и т. п. Это можно сделать в антракте.
3. Неприлично вслух комментировать или давать свою оценку происходящему на сцене, тем более переговариваться или делиться своими впечатлениями с товарищем.
4. Крайне неприлично сидеть в зрительном зале развалясь, вытянув ноги. Этим вы показываете своё неуважение к окружающим.
5. Если вам, по важной для вас причине, необходимо пройти к выходу, извинитесь перед сидящими рядом с вами людьми. Проход между рядами небольшой, поэтому, чтобы вас пропустить, им придется встать со своего места. Проходя между рядами, развернитесь к сидящим лицом, а не спиной и другой частью тела, что крайне неуважительно по отношению к ним.
6. Некрасиво, сидя в зрительном зале, грызть ногти, чистить нос, причесываться и т. п.
7. После спектакля или в антракте не рекомендуется носиться по вестибюлю сломя голову и толкаться, торопясь к выходу. Всё понятно - вы устали сидеть, вам необходимо размяться. Но оглянитесь вокруг себя, сколько людей присутствовало вместе с вами на спектакле или киносеансе. Что было бы, если бы всем им взбрело в голову немного «поразмяться»? Так что преимуществ перед другими у вас нет, поэтому ведите себя спокойно и достойно, как и полагается хорошо воспитанному человеку.
8. При посещении театра или музея продумайте свой гардероб: нелепо смотрятся трико и кроссовки, а также яркие платья, обилие косметики и т. п. Посоветуйтесь с родителями, как вам лучше одеться.
9. После просмотра спектакля не торопитесь покинуть свое место, поблагодарите своими аплодисментами актеров за их нелегкий труд и великолепную игру.
Это интересно!
Кстати, об аплодисментах. Знаете ли вы, почему люди аплодируют? Хлопать артистам начали еще в Древнем Риме при императоре Нероне, считавшем себя гениальным актером. При его появлении на сцене зрители должны были вставать с мест и бить в ладоши. Никому не хотелось быть казненным, поэтому бедные римляне, не жалея сил, стоя аплодировали своему императору, стараясь «перехлопать» друг друга, показывая всем своим видом восхищение и одобрение.
Спустя несколько столетий во Франции в XVIII веке пылкие поклонники рукоплескали красавицам, восторгаясь и восхищаясь их очарованием и красотой.
Постепенно обычай аплодировать в знак одобрения распространился на любые публичные выступления.
Если предстоит посещение театра оперы и балета, то неплохо было бы подготовить детей к предстоящему просмотру, что поможет им более осмысленно и осознанно вникнуть в содержание спектакля, у них не будет повода зевать и смотреть по сторонам.
К примеру, вы запланировали просмотр балета «Щелкунчик» и информируете об этом учащихся: «Ребята, в субботу мы идем с вами в театр оперы и балета на балет П. И. Чайковского «Щелкунчик». Кто-нибудь из вас уже был на этом спектакле? (Ребята отвечают.) Может, кто желает поделиться своими впечатлениями? (Ответ детей.) Ребята, а что вы знаете о творчестве П. И. Чайковского, какие произведения он написал помимо балета «Щелкунчик»? Что такое балет? Кто такой Щелкунчик?»
На некоторые вопросы учащиеся вряд ли смогут ответить без подготовки, поэтому можно кому-то из ребят поручить подготовить небольшой рассказ о творчестве П. И. Чайковского, найти его портрет, может быть, зачитать главы из книги Э.-Т.-А. Гофмана «Щелкунчик» (ниже дается краткая информация), показать красочные иллюстрации. Неплохо было бы прослушать фрагменты музыки (в записи), определить, какие инструменты входят в состав симфонического оркестра, проанализировать их звучание и т. п.
Можно также поручить ребятам подготовить сообщение об истории театрального искусства вообще или же о том, когда появился театр в вашем городе, какие исторические события связаны с вашим театром, о его традициях и т. п.
Кто такой Щелкунчик?
Без всякого сомнения, каждый из вас, ребята, знает или слышал о маленьком и отважном Щелкунчике. Но задумывались ли вы, откуда у персонажа сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король», такое необычное имя?
- Наверное, оттого, что этой игрушкой можно щелкать орехи, - скажете вы.
- От слова «щелкать», «щелкун» и произошло имя деревянного человечка, умеющего не только исправно щелкать орешки, но и храбро драться с неприятельским мышиным войском.
Да, имя Щелкунчика нам больше известно как имя сказочного героя. Но для немецких детей это прежде всего забавная игрушка. Вот уже на протяжении многих веков в Германии существует такая традиция: взрослые дарят детям на Рождество забавного деревянного человечка с большим ртом, которым он щелкает орехи.
Как появилась эта игрушка - неизвестно. Игрушечных дел мастера из Баварии, Тюрингии и других мест издавна славились по всему миру своим мастерством. Славились эти места и своими лесами, поэтому материал для игрушек всегда был под рукой. Нюрнбергские деревянные солдатики,
Издавна в Германии под Новый год наряжалась ёлка, на которую вместе со сладостями на веточки обязательно вешались золочёные орехи. Вот и придумал кто-то из игрушечных дел мастеров такого вот Щелкунчика, чтобы было чем орехи колоть. Игрушка не только колола орехи, то есть была вещью полезной и необходимой в доме, но и вполне соответствовала статусу подарка. А так как немцы народ довольно практичный, то подобная вещь быстро вписалась в быт немецких семей. Через некоторое время чуть ли не в каждом доме на Рождество на свой почётный караул под ёлку «заступал» трудяга Щелкунчик.
Постепенно Щелкунчик стал для детей, да и для взрослых, олицетворением праздника, домашнего уюта.
Что такое балет?
Это музыкально-театральное произведение, объединяющее в себе музыку, танец и сценическое действие.
Герои балета свои действия и чувства раскрывают не с помощью слов или пения, как это происходит в драматическом спектакле или опере, а посредством танцевальных движений и пантомимы - немой игры с помощью жестов и мимики.
Создателем русского классического балета был Петр Ильич Чайковский. Им написаны такие балеты, как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».
Балет «Щелкунчик»
Основой балета, как уже говорилось, послужила сказка немецкого писателя Э.-Т.-А. Гофмана. В этой причудливой сказке реальная жизнь перемешана с вымыслом. Судите сами: Мари и Фриц, их родители, гости, фокусник - это вполне реальные, правдоподобные персонажи. Щелкунчик, лошадки, пряничные солдатики, игрушки, Мышиный Король, его подданные - это сказочные, фантастические герои. Но порой трудно различить, где вымысел, а где правда. Да и стоит ли это делать? Ведь в Новогоднюю ночь, в Рождество мы все ждем маленького чуда, которое обязательно должно произойти в полночь...
Проходят годы, мы взрослеем, стареем... и продолжаем ждать, а вдруг?.. А ведь чудо - вот оно: прекрасная, волшебная, очаровательная сказка о Щелкунчике и его приключениях. Может быть, стоит вечером поудобнее устроиться в кресле или на диване, возле новогодней ёлки, притушить яркий свет и вместе со своими близкими прочитать еще раз эту удивительную и добрую сказку? И кто знает, может быть, ровно в полночь с вами произойдет не менее удивительная история или приснится фантастический сказочный сон...
... В балете два действия. События происходят в канун Нового года. За окном метель, шаловливые снежинки танцуют свой необыкновенный, причудливый танец. В комнате, где стоит красиво украшенная елка, тепло и уютно. Взрослые и дети веселятся вокруг новогодней ёлки. Появляется фокусник, в руках у него много игрушек. Среди них забавный Щелкунчик, предназначенный для колки орехов. Брат Мари, Фриц, сразу решает использовать игрушку по назначению: засунув Щелкунчику в рот непомерно большой орех, он ломает его. Мари очень жаль игрушку. Вечером, когда гости разошлись и праздник закончился, девочка с грустью укладывает пострадавшего в кровать своей куклы и уходит. Но Мари не спится - впечатления этого вечера не дают уснуть, и девочка решает еще раз взглянуть на прекрасную ёлку. Лунный свет озаряет зал. На глазах у Мари ёлка начинает расти, игрушки - оживать: вот маленькие солдатики торжественно маршируют вокруг елки. А кто же ими командует? Неужели... конечно же, это Щелкунчик!..
Вдруг слышится зловещая музыка, со всех сторон полезли мыши, они на минуту с почтением замирают - появляется Мышиный Король. Он отдает приказ своему войску: уничтожить игрушки. Те набрасываются на игрушечную армию... И произошло бы самое худшее, если бы не вмешалась Мари. В последний момент девочка, сняв башмак, запускает им в Мышиного Короля, и в этот момент Щелкунчик смертельно его ранит. Мышиное войско, лишившись своего предводителя, разбегается, а Щелкунчик вдруг превращается в прекрасного принца. Он приглашает Мари следовать за ним. Зал превращается в заснеженный лес. Вокруг танцуют снежинки...
Второе действие балета происходит в большом волшебном Царстве сластей. Фея Драже встречает Мари и принца, исполняя прекрасный, грациозный танец. Появляются всевозможные сласти, они также танцуют. Все эти танцы образуют дивертисмент: в балете или в опере это один или несколько танцев, которые не связаны непосредственно с развитием действия. Каждый танец дивертисмента второго действия имеет свое название и яркую выразительную музыку. Здесь и «Трепак», и «Вальс цветов», испанский танец «Шоколад», арабский танец «Кофе», китайский танец «Чай», очаровательный танец пастушков.
Каждый танец необыкновенен, музыка прекрасна, а сам балет произведёт на ребят неизгладимое впечатление.
Ну вот, успешно прошло посещение театра, первая часть внеклассной воспитательной работы педагога выполнена. Предстоит еще одна задача: помочь детям прекрасные и возвышенные чувства, зародившиеся от просмотра «Щелкунчика», выразить в рисунке, различных поделках, стихотворении, небольшом рассказе, сочинении и т. п. Это развивает фантазию, инициативу, память, образное мышление, творческие способности учащегося. Творческие работы ребят можно затем выставить в классе, на школьной выставке и т. д.
Автор: Арсенина Елена Николаевна
Классный час в 5 классе на тему: Почему мы так говорим?
Классный час в 5 классе на патриотическую тематику
Классный час в 5 классе. Учимся сотрудничать
Светлана Викторовна Ровенских # 20 января 2018 в 05:48 0 |
Любовь Васильевна Шереметова # 31 марта 2018 в 10:54 0 |
Наталья Васильевна Якунина # 10 июля 2018 в 20:52 0 | ||
|