Классный час в 6 классе о вреде курения

Методическая разработка классного часа для 6 класса на тему: Вредные привычки.

Классный час на тему «Как становятся курильщиками», 6 класс

Антиникотиновая тематика особенно актуальна для детей 11- 12 лет. Именно в этом возрасте курение может приобрести характер эпидемии, которая иногда охватывает весь класс. Любопытство, подражание сверстникам и старшим, желание соответствовать рекламным образцам толкают подростков к сигарете. Влияние рекламы приобретает в подростковом возрасте огромное значение.

В последнее время табачные компании настойчиво ориентируются на молодежь, делая рекламу все более тонкой и изощренной. Необходимо научить детей сопротивляться табачной рекламе, видеть скрытый смысл всех рекламных призывов, связанных с курением.

В предлагаемом сценарии внимание акцентируется именно на этом аспекте. При этом не упускаются из виду и такие вопросы, как информация о вреде курения и пропаганда здорового образа жизни.

Цели: расширить и углубить знания учащихся о вреде курения, о пагубном воздействии никотина на организм человека; формировать отрицательное отношение к курению и курильщикам; развивать интерес к здоровому образу жизни; способствовать укреплению волевых качеств; учить детей отстаивать свою точку зрения, адекватно оценивать ситуацию, свои поступки и поступки окружающих.

Подготовительная работа:

1. Предложить всем детям спросить у курящих родственников о том, легко ли бросить курить.

2. Распределить роли: врачи (2 ученика), журналисты (2 ученика), юрист и тренер. Они должны подготовить сообщения на темы (все тексты сообщений есть в сценарии):

• врачи: «Ядовитый дым»;

• журналисты: «Рекламные хитрости табачных компаний»;

• юрист: «Скажем курению НЕТ!»;

• тренер: «Спорт против курения».

3. Двум-трем учащимся предложить оформить плакаты «Антиреклама табачных изделий».

План классного часа

I. Интерактивная беседа «Как попадают в плен к курению?».

II. Информационный блок «Правда о курении».

1. Диагноз врачей: «Ядовитый дым».

2. Журналистское расследование «Рекламные хитрости табачных компаний».

3. Приговор юристов: «Скажем курению НЕТ!».

III. Разбор ситуаций «Как устоять против рекламы?».

IV. Творческое упражнение «Оружием смеха - против табака».

V. Интервью с тренером «Спорт против курения».

VI. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа «Как попадают в плен к курению?»

Классный руководитель. Сегодня, ребята, мы с вами вновь поговорим о курении. Возможно, некоторым из вас этот разговор покажется преждевременным. Но многие ученые утверждают, что в вашем возрасте многие ребята уже пробовали курить. И при этом никто из них не думал, что может попасть в рабство к этой опасной и вредной привычке. Напротив, многие начинающие курильщики считают, что способны бросить курить в любой момент.

А между тем из рассказов заядлых курильщиков нам известно, что не так-то просто избавиться от этой привычки, даже при большом желании.

- Каково ваше мнение? Может быть, ваши родственники и знакомые рассказывали вам о том, как тяжело бросить курить?

Примерные ответы детей:

- Врачи запретили папе курить, и он мучается.

- Мама много раз бросала курить и опять начинала.

- Бабушка начала курить в молодости, чтобы казаться модной и современной, а теперь не может бросить, хотя у нее высокое давление и сердце болит.

- Брат начал курить в армии, думал, вернется домой и бросит, но уже не может отказаться от сигарет.

- Мама сказала, что, если бы она знала, как трудно избавиться от курения, ни за что не начала бы курить.

Классный руководитель. Действительно, никотиновая зависимость существует. Но некоторые ребята считают, что от одной-двух сигарет зависимость не появится. Сколько сигарет приведут человека к никотиновой зависимости?

Для каждого человека эта доза различная. Считается, что для взрослого человека это 10 сигарет в день. А подростку достаточно нескольких сигарет.

Многочисленные исследования показывают, что почти все подростки, которые попробовали выкурить более 3 сигарет, становятся курильщиками. Другие исследования показали, что большинство из тех, кто бросил курить, через полгода снова возвращаются к сигарете. Даже через несколько лет у человека может возродиться эта пагубная привычка.

Известно, что человек, впервые закуривший сигарету, испытывает крайне неприятные ощущения. Это горький привкус во рту, головокружение, слабость, тошнота. Сигаретный дым, впервые попавший в организм, вызывает сильный приступ кашля и даже рвоту.

- Почему же человек сразу не бросает сигарету раз и навсегда? Ведь он еще не попал в никотиновый плен. Как он превращается в курильщика?

Примерные ответы детей:

- Курить начинают от скуки и безделья.

- За компанию, чтобы быть «как все», «своим», а не казаться белой вороной.

- Чтобы казаться взрослее, показать свою значимость.

- Чтобы казаться «продвинутым».

- Чтобы отдохнуть и расслабиться, снять напряжение и стресс.

Классный руководитель. Так рассуждает человек незрелый, не имеющий представления о пагубном воздействии курения на организм. Сегодня к нам на классный час пришли специалисты, которые расскажут нам всю правду о курении. Знакомьтесь: врачи (фамилии, имена), журналисты (фамилии, имена) и юрист (фамилия, имя).

II. Информационный блок «Правда о курении»

1. Диагноз врачей: «Ядовитый дым»

Врач 1. В настоящее время медицина открыла всю правду о курении.

В сигаретном дыму содержится более 4000 вредных химических соединений. Самые опасные из них никотин, угарный газ, смолы и радиоактивный полоний. Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения в год!

Никотин - сильнодействующий яд, который быстро всасывается в кровь и за 7 секунд разносится по всему организму.

Врач 2. Когда ученые открыли никотин, они изучили его воздействие на животных, и оказалось, что капля никотина может убить не одну, а целых три лошади. Самые смелые врачи решили испытать действие чистого никотина на себе. Два молодых медика приняли ничтожно малую дозу никотина. Вот как они описывали свои ощущения: сначала появились резкое раздражение и жжение в горле; затем возникло ощущение, как будто в желудке и пищеводе скребут железной щеткой; через 10 минут наступила сильная слабость и ноги стали холодными как лед. Оба врача были на грани обморока. Через час начались судороги в разных частях тела.

Врач 1. Особенно сильно была поражена дыхательная мускулатура: каждый выдох складывался из ряда коротких судорожных движений. Воздух из грудной клетки выходил буквально толчками. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже неделю спустя.

Ученые также выяснили, что люди, начавшие курить до 15 лет, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет.

Врач 2. Заядлые курильщики в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз чаще - инфарктом миокарда, в 10 раз чаще - язвой желудка и в 30 раз - раком легких. Нет такого органа, который бы не поражался табаком: кровеносные сосуды, головной мозг, почки и печень, легкие и желудок, половые железы. Курение в два раза опаснее для растущего организма.

2. Журналистское расследование «Рекламные хитрости табачных компаний»

Классный руководитель. А теперь я передаю слово [имена, фамилии), авторам журналистского расследования на тему «Рекламные хитрости табачных компаний».

Журналист 1. Табачные компании получают огромные доходы и стремятся увеличивать прибыли. Главная задача табачных баронов - приобщить к курению как можно больше молодежи. Для этого они идут на разные хитрости и уловки. Например, под маркой сигарет выпускают различные ходовые товары: жвачку в форме сигарет, конфеты, упакованные в коробочки, похожие на пачки сигарет. Дети привыкают к этим маркам и относятся к ним, как к чему-то хорошему.

Журналист 2. Еще одна хитрость: крупные табачные компании часто выступают спонсорами спортивных соревнований, особенно экстремальных видов спорта. Это делается якобы для того, чтобы отвлечь молодежь от курения. А на самом деле табачные компании занимаются наглой рекламой. Во время этих соревнований по телевизору все видят рекламу табака. На бейсболках, на одежде, на обуви - названия сигарет. Мальчишки в восторге от этих соревнований и заодно усваивают названия известных марок сигарет.

Журналист 1. Табачные компании цинично обманывают молодежь, будто начали выпускать «легкие» и «суперлегкие» сигареты. Но это обман: все эти сигареты так же опасны, как и остальные.

Журналист 2. Не так давно табачные магнаты придумали новую уловку, они стали говорить: «Дети, не курите - это удел взрослых. Подождите, пока станете взрослыми. И после этого выбирайте: курить или нет». Здесь и кроется ловушка: какому ребенку не захочется стать взрослым уже сейчас?

Журналист 1. Благодаря различным рекламным хитростям выпуск табачных изделий постоянно увеличивается. Курение сравнивают с эпидемией, которая с каждым годом охватывает все большее количество людей.

3. Приговор юристов: «Скажем курению НЕТ!»

Классный руководитель. Ребята, давно известно, что табачные компании ни за что не откажутся от своих денег. Но неужели люди так и будут смотреть, как погибают их дети? Неужели нет законов, которые ограничили бы аппетиты табачных королей? На этот вопрос нам ответит юрист {имя, фамилия). Он подготовил доклад на тему «Скажем курению НЕТ!».

Юрист. Во многих странах поняли опасность курения и начали вводить антиникотиновые законы.

Во многих странах запрещена телевизионная реклама табачных изделий.

В некоторых странах запрещено курить в транспорте, в общественных местах. В Западной Европе курить в общественных местах, во время деловых встреч считается непристойным.

На табачных изделиях стали появляться предупреждения о вреде курения.

Стали бороться с курением и в России. Появилась антиреклама табачных изделий: «Курить? На это нет времени! Успехов я достигну без курения». Запрещается продавать сигареты тем, кому еще не исполнилось 18 лет. На прилавках многих табачных киосков выставляются таблички с надписью: «Я не продаю сигареты несовершеннолетним».

Нельзя молча наблюдать, как табачные компании в погоне за огромной прибылью травят людей. Нужно принимать законы против курения.

III. Разбор ситуаций «Как устоять против рекламы?»

Классный руководитель. В ловушку табачной рекламы попасть очень легко, потому что эту рекламу делают профессионалы, которые хорошо знают психологию людей. Не случайно так много законов направлено именно против рекламы табака.

Как устоять перед назойливыми и хитрыми призывами, как не попасть в сети хитрой рекламы?

Самое главное - не терять способности к критическому мышлению.

Прежде всего нужно критически оценить смысл рекламных призывов. Не забывать, что за всеми красивыми словами стоит главное желание - получить прибыль, а значит, сделать тебя потребителем табачной отравы.

Давайте попробуем сейчас критически оценить несколько текстов табачной рекламы.

На пачке сигарет написано: «Вы имеете право говорить то, что думаете! Вы имеете право делать то, что хотите! Вы имеете право распоряжаться собственной жизнью!»

- Представим себе, что эта пачка попала в руки подростка. Как он должен воспринимать эти слова?

Примерные ответы детей:

- Что он уже взрослый, он имеет право делать что хочет. И имеет право вредить своему здоровью.

- Ему захочется сразу пойти и купить такую пачку и доказать всем и себе, что он уже взрослый.

- Эта реклама рассчитана именно на молодежь, ведь взрослый имеет право распоряжаться своей жизнью, ему не надо об этом напоминать.

Классный руководитель. А в чем же настоящий смысл этого подстрекательского призыва?

Примерные ответы детей:

- Чтобы заманить детей и приучить их к курению.

- Чтобы заставить ребенка выкурить вторую и третью сигарету, а потом он уже окажется в ловушке.

- Эта реклама подстрекает подростка идти против родителей, учителей, врачей.

Классный руководитель. Еще один рекламный трюк. Телевизионный ролик: подросток в сигаретном дыму и титры: «В 35 лет человек стремится к покою и стабильности, а в 13 лет он хочет наслаждаться жизнью».

- О каком наслаждении идет речь? И к кому обращена эта реклама?

Примерные ответы детей:

- Понятно, что эта реклама обращена к подросткам.

- Тут скрыт намек, что курение - это наслаждение и нужно обязательно это попробовать.

- Нет, тут как бы подсказка, чтобы начинали курить как можно раньше.

Классный руководитель. Но, как мы уже знаем, за красивыми словами прячется одна мысль. Какая? [Владельцы табачных компаний рассчитывают на то, что подросток, выкурив несколько сигарет, попадет в никотиновую зависимость и пополнит ряды тех, кто приносит им огромные прибыли.)

IV. Творческое упражнение «Оружием смеха - против табака»

Классный руководитель. В США уже давно признали, что никотин - это страшный яд. Там постоянно ищут новые способы борьбы с курением. Например, американские школьники борются с табаком с помощью антирекламы. Анти - значит против. Антиреклама - это реклама наоборот. Ее задача - высмеять товар, подорвать доверие к нему, чтобы люди не хотели его покупать.

Оказалось, что смех - очень мощное оружие. Антиреклама табака многих подростков оторвала от курения. Наши ребята (фамилии, имена) тоже составили сатирическую антирекламу табака. {Обращается к авторам антирекламы.) Пожалуйста, прокомментируйте свои плакаты.

(Ученики объясняют символику и смысл плакатов, которые они оформили по заданию классного руководителя.)

Давайте и мы попробуем создать такую антирекламу. За основу возьмем известные фразы, например...

(Учитель читает пословицы и рекламные слоганы, дети пытаются переделать их в антирекламу табака.)

• Кролики - это не только ценный мех, но и два-три килограмма прекрасного диетического мяса.

• Ученье-свет, а неученье-тьма.

• Хотите, чтобы ваше белье было белым? Тогда мы идем к вам с «Тайдом!».

• Сникерс - почувствуйте наслаждение.

Примерные варианты антирекламы:

- Сигарета - это не только 10 граммов бумаги и табака, но и 4000 ядовитых и радиоактивных веществ.

- Ученье-свет, а куренье-тьма.

- Хотите иметь желтые зубы и серую кожу? Тогда мы идем к вам с сигаретой!

- Кто не будет курить, до ста лет будет жить.

- Сигарета - почувствуйте тошноту!

Классный руководитель. А теперь попробуйте создать свою антирекламу.

(Дети предлагают варианты сатирических фраз о курении.)

Да, если бы реклама сигарет была такой, то курильщиков стало бы значительно меньше. Но сейчас у нас новый гость - тренер сборной команды школы (фамилия, имя). Он согласился дать нам интервью.

V. Интервью с тренером «Спорт против курения»

Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, есть ли какое-то сильное оружие против табака и курения?

Тренер. Самое сильное оружие против табака и курения - это физкультура и спорт. Во время физических нагрузок в организме человека вырабатываются особые вещества - гормоны счастья, поэтому спортсмены - это веселые, красивые, уверенные в себе люди. Они доказывают свою силу рекордами и победами, а не курением. Спорт помогает преодолевать трудности, закаляет силу воли.

Классный руководитель. Скажите, а можно ли совмещать спорт и курение?

Тренер. Курильщики страдают одышкой, они быстро устают, не выдерживают физических нагрузок. Победы в соревнованиях достаются не им. И рано или поздно курильщики оставляют спорт. А те, кто не курит, добиваются спортивных успехов.

Классный руководитель. Ну что ж, значит, можно сделать вывод: спорт и курение несовместимы!

Тренер. И еще один вывод: спорт - лучшее оружие против курения.

VI. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Сегодня, ребята, вы узнали много нового о вреде курения. Надеюсь, это поможет вам трезво рассуждать, предвидеть последствия своих поступков. Вспомните о последствиях курения и подумайте, может ли трезвомыслящий человек так необдуманно обрекать себя на тяжелые болезни и даже преждевременную смерть.

- Что вы поняли из сегодняшнего занятия? Над чем задумались?

- Какие чувства вызвала наша сегодняшняя встреча?

(Дети высказываются.)

Примерные ответы детей:

- Понял, что курение - это наркотик и от него попадают в зависимость.

- Понял, что лучше не начинать курить.

- Понял, что даже одна сигарета может вызвать привыкание.

- Понял, что нельзя верить рекламе табака, нужно к ней относиться критически.

- Задумался о том, что реклама - это не просто красивые слова, а воздействие на меня.

- Задумался о том, какой вред наносят себе мои родные, которые курят.

- Появилось чувство опасности, тревоги.

- Появилось чувство уверенности в том, что не буду курить.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час в 6 классе. Правила общения в коллективе

Час общения в 6 классе на тему: Профилактика экстремизма

Классный час о культуре речи, 6 класс

Классный час на День Смеха, 6 класс

КТД в 6 классе. Сценарий

Анна Александровна Пермякова # 12 апреля 2015 в 11:37 0
Спасибо за идею. Проведение классных часов на профилактику аддиктивного поведения и на формирование ЗОЖ очень важны в моей работе с детьми и подростками с девиантным поведением.
Наталья Николаевна Корякина # 15 января 2017 в 20:10 0
Спасибо за представленный материал! К сожалению для моего класса эта тема актуальна.Но, будем работать! В том числе и с помощью классных часов.