Конкурсы

Круглый стол в 6 классе

Методическая разработка интеллектуального классного часа для 6 класса

Круглый стол для 6 класса на тему «Романтика путешествий и открытий»

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

В. Каверин

Цели: расширить представления детей о географических открытиях; способствовать расширению кругозора, развитию воображения, познавательной активности детей; формировать положительное нравственное отношение к таким качествам характера, как любознательность, настойчивость, целеустремленность; способствовать воспитанию культуры дискуссии.

Подготовительная работа: распределить роли среди детей: знатоки (4 ученика), репортеры (2 ученика) - готовят сообщения по теме.

Оформление: вывесить физическую карту мира, фотографии и иллюстрации парусников, дирижаблей, экзотические пейзажи, компасы, бинокли, штурвал, морская атрибутика.

План классного часа

I. Вступительное слово «Заглянуть за горизонт».

II. Круглый стол «Ветер дальних странствий».

1. Рассказывают знатоки:

а) открытие по ошибке;

б) первая кругосветка;

в) неведомая южная земля;

г) в снегах Антарктиды.

2. Викторина «Они были первыми».

3. Дискуссия «Есть ли романтика в географических открытиях?».

4. Современные Колумбы.

5. Дискуссия «Открытие мира продолжается?».

6. Как стать путешественником.

III. Заключительное слово…

IV. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Вступительное слово «Заглянуть за горизонт»

Классный руководитель. Во все времена людям почему-то отчаянно хотелось заглянуть за горизонт. Многих манили дальние дали, неизведанные земли. Самые дерзкие и пытливые отправлялись в путешествия, открывали материки, проливы, острова. Имена этих путешественников навсегда вошли в историю. Что двигало ими? Любопытство? Желание славы? Желание разбогатеть? Погоня за приключениями? Или азарт исследователя, жажда открытия?

Что общего у всех этих людей? Где брали они силы для преодоления всех препятствий? Есть ли у них последователи в наше время?

На эти вопросы мы попытаемся ответить в ходе сегодняшнего круглого стола.

Представляю участников. Знатоки: {имена, фамилии). Каждый из них познакомит нас с одним из выдающихся путешественников. Репортеры (имена, фамилии) расскажут нам о современных путешествиях.

А всех присутствующих приглашаем принять участие в дискуссии.

II. Круглый стол «Ветер дальних странствий»

1. Рассказывают знатоки

Классный руководитель. Открываем наш круглый стол. Передаю слово знатокам. В начале каждого рассказа вам будет предложено угадать имя первооткрывателя, о котором пойдет речь.

а) Открытие по ошибке

Знаток 1. Мой герой - испанский мореплаватель. С его плаваний началась эпоха Великих географических открытий. Он искал путь в Индию, а нашел огромный материк, который получил имя другого мореплавателя. (Христофор Колумб.)

...Биография Колумба полна загадок. По одной из версий, он родился в итальянском городе Генуе. Известно, что ему приходилось ходить в море с торговыми экспедициями.

В те времена мечта о сказочных богатствах Индии и Китая завораживала европейцев. Восточные пряности, ткани, драгоценные камни - как заманчиво было набрать всего этого за бесценок и продать в Европе за огромные деньги. Но восточный морской путь в Индию и Китай (вокруг Африки) был очень долог, чтобы его преодолеть требовалось немало терпения и удачи. Колумб решил найти другой путь.

Известно, что он был образованным человеком - читал сочинения Аристотеля, Сенеки, Плиния Старшего, Страбона, Плутарха, других античных философов и географов. Их труды и натолкнули Колумба на мысль, что до Восточной Азии можно добраться западным путем через Атлантический океан. Эта догадка была основана на идее шарообразности Земли, что в те времена считалось фантастикой. Именно об этом и заявили португальские астрономы и математики, когда Колумб представил свой проект королю.

Пять раз его предложения отвергали разные правители, пока в 1492 г. испанский король не решился дать средства на экспедицию. Мореплавателю был присвоен дворянский титул, обещаны вознаграждения в случае удачи.

И удача пришла - уже первая экспедиция началась с открытия. 12 октября 1492 г. моряки высадились на неизвестном острове, который Колумб назвал Сан-Сальвадор (Св. Спаситель). Этот день считается официальной датой открытия Америки. Правда, сам Колумб считал, что достиг берегов Индии, поэтому и жителей острова назвал индейцами. В этом же плавании были открыты Багамские острова, Гаити, Куба.

Потом были еще 3 путешествия - открытие Виргинских, Малых Антильских островов, Ямайки, Пуэрто-Рико, острова Тринидад и материка Южная Америка. В ходе четвертой экспедиции Колумбу удалось достичь берегов Центральной Америки и доказать, что между Атлантическим океаном и Южным морем лежит материк.

Жизнь Колумба была очень яркой и необычной - он познал славу, заслужил богатство, почести, не избежал позора и гонений. Но до самой смерти он оставался в заблуждении, что открытые им земли являлись частью Азиатского материка, а не новым континентом.

Имя Колумба носит государство Колумбия в Южной Америке, Колумбийское плато и река Колумбия в Северной Америке, федеральный округ Колумбия в США и провинция Британская Колумбия в Канаде; в США есть пять городов с названием Колумбус и четыре с названием Колумбия.

б) Первая кругосветка

Знаток 2. А мой герой - португальский мореплаватель. Он первым в мире совершил кругосветное путешествие, дал имя Тихому океану и проливу между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля. В ходе первого кругосветного путешествия было доказано, что Земля имеет форму шара, что воды на Земле больше, чем суши, что все океаны связаны между собой и образуют единый Мировой океан. (Фернан Магеллан.)

...После открытия Америки люди продолжали искать короткий и безопасный путь в Индию.

И вот португальский мореплаватель Фернан Магеллан решил достичь берегов Индии, обойдя Америку с юга.

Фернан Магеллан родился в Северной Португалии. В 10 лет он остался сиротой. А в 12 - уже работал посыльным в королевском суде, именно там он узнал о многих известных исследователях и о флотоводстве.

В 25 лет он впервые вышел в море, участвовал в экспедиции по завоеванию колоний для Португалии. Он мечтал о новом путешествии, но не нашел поддержки у короля. Тогда Магеллан обратился к королю Испании, который заинтересовался поиском лучшего маршрута в Азию.

20 сентября 1519 г. флотилия Магеллана в составе 5 кораблей вышла в Атлантический океан и через два месяца достигла Южной Америки. Потом были долгие месяцы плавания: ужасная погода, недостаток продовольствия, бунт команды, который с трудом удалось подавить... Ровно через год плавания был наконец найден пролив, который впоследствии назвали Магеллановым. 38 дней шла флотилия через этот опасный пролив, пока не вышла в Тихий океан.

Тихим этот океан назвали именно моряки Магеллана, которым посчастливилось пересечь его, не попав в бури. Переход через Тихий океан оказался еще сложнее: моряки страдали от болезней, нехватки пищи и питьевой воды. На Филиппинских островах Магеллан ввязался в конфликт местных вождей и был убит. Судно Магеллана было сожжено. Только 2 судна из флотилии добрались к островам пряностей, а в Испанию вернулось только одно. Из 250 членов экипажа выжило только 18...

Первое в истории кругосветное путешествие продолжалось почти три года.

Магелланов пролив находится между материком Южная Америка и архипелагом Огненная Земля, соединяет Атлантический и Тихий океаны.

в) Неведомая южная земля

Знаток 3. Герой моего рассказа - выдающийся английский мореплаватель. Именно ему приписывают открытие материка Австралия, описание Новой Зеландии. Он дал названия многим землям этого континента. Его именем названы пролив, острова. {Джеймс Кук.)

...Джеймс Кук родился в семье бедного батрака. Пять лет он учился в школе, потом нанялся юнгой на угольное судно. Проплавав несколько лет, дослужился до шкипера и поступил на службу в Королевский флот. Там принимал участие в гидрографических исследованиях на североамериканских реках.

В год своего сорокалетия Джеймс Кук возглавил астрономическую экспедицию в Тихий океан. В составе экспедиции было много ученых - астрономов, биологов, географов. Три года плавания принесли большие успехи - Кук открыл и нанес на карту Большой Барьерный риф, восточное побережье Австралии, определил островное положение Новой Зеландии.

Сразу же после возвращения в Англию Кук отправился в новую экспедицию. Второе кругосветное плавание Кука тоже продолжалось 3 года и стало выдающимся событием в истории географических открытий. Экспедиция проделала огромную работу по уточнению карт Океании и островов Южной Атлантики, изучению их геологии, флоры и фауны. Через год после возвращения в Англию Кук снова возглавил экспедицию к северо-западному побережью Америки. Этой экспедиции суждено было стать последней в жизни мореплавателя: при посещении Гавайев он был убит в стычке с островитянами.

Кук был известен своим терпимым и дружеским отношением к коренным жителям посещаемых им территорий. В его плаваниях принимала участие целая плеяда знаменитых мореплавателей и исследователей.

Именем английского мореплавателя названы самая высокая гора Новой Зеландии, залив в Тихом океане, острова в Полинезии и пролив между Северным и Южным островами Новой Зеландии.

Мореплаватель капитан Кук был выдающимся исследователем трех океанов, первооткрывателем многих неизвестных земель. Его мужество и сейчас вдохновляет путешественников на подвиги в изучении природы Земли.

г) 8 снегах Антарктиды

Знаток 4. «На краю нашей планеты лежит, как спящая принцесса, земля, закованная в голубое. Зловещая и прекрасная, она лежит в своей морозной дремоте, в складках мантии снега, светящегося аметистами и изумрудами льдов. Она спит в переливах лучей Луны и Солнца, и ее горизонты окрашены розовыми, голубыми, золотыми тонами пастели...»-так писал об Антарктиде американский исследователь XX в. А первыми увидели эту землю русские мореплаватели, которые и открыли этот континент почти 200 лет назад. Назовите их имена. (Михаил Петрович Лазарев и Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен.)

...Оба они бывшие кадеты, выпускники Морского кадетского корпуса. Оба участвовали в боевых сражениях, стали адмиралами.

В 1803 г. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен принял участие в первом кругосветном плавании русских судов на фрегате «Надежда» под командованием Крузенштерна. А в 1819 г. сам возглавил экспедицию в южно-полярные моря. Экспедиция состояла из двух шлюпок - «Восток» и «Мирный». Командиром шлюпки «Мирный» был М.П. Лазарев. До них в этих широтах побывал знаменитый Кук, но сплошной лед остановил английского мореплавателя, и тот заявил, что дальше идти невозможно. Ему поверили, и 45 лет не было попыток проникнуть на Южный полюс.

Экспедиция Беллинсгаузена доказал обратное. На двух небольших парусных судах, не приспособленных для плавания во льдах, русские мореплаватели открыли шестой материк света - Антарктику - и описали часть ее берегов.

Возвратившись из экспедиции, М.П. Лазарев побывал еще в двух кругосветных плаваниях, участвовал в боевых действиях, командовал Черноморским флотом.

Именем М.П. Лазарева названы море в Атлантическом океане, шельфовый ледник и подводный желоб в Восточной Антарктиде, поселок на побережье Черного моря. Российская антарктическая научная станция также носит имя М П. Лазарева.

Ф.Ф. Беллинсгаузен после экспедиции тоже воевал, командовал дивизией Балтийского флота, стал военным губернатором Кронштадта.

В честь Ф.Ф. Беллинсгаузена названы море в Тихом океане, мыс на Южном Сахалине, остров в архипелаге Туамоту, шельфовый ледник и котловина в Антарктиде. Имя Беллинсгаузена носит российская антарктическая научная станция.

2. Викторина «Они были первыми»

Классный руководитель. Наши знатоки рассказали только о пяти великих путешественниках. Напомнить вам о других они решили с помощью викторины, которая называется «Они были первыми».

(Знатоки задают по два вопроса, дети отвечают.)

- Этот итальянский исследователь сам строил дирижабли, для того чтобы исследовать Северный полюс. (Итальянский генерал и дирижаблестроитель Умберто Нобиле.)

- Этот путешественник первым достиг Южного полюса на собаках. (Норвежский полярный исследователь Руаль Амундсен.)

- Корабли «Святой Петр» и «Святой Павел» дали имя русскому городу на Камчатке. Чьи это корабли и что за город? (Корабли экспедиции Беринга. Город Петропавловск-Камчатский.)

- На этом полярном острове скончался его первооткрыватель. (На острове Беринга.)

- Берингов пролив получил название по имени командора Ивана Беринга. Но за 80 лет до него этот пролив открыл простой русский казак. Его именем спустя 250 лет был назван самый восточный мыс Азии. Как звали казака? (Семен Иванович Дежнев. Мыс Дежнева.)

- Выдающийся исследователь Центральной Азии, он открыл новый вид непарнокопытного животного рода лошадей. Кто этот ученый? (Николай Михайлович Пржевальский.)

- У этого ученого была обыкновенная русская фамилия. Но после удивительных исследований «небесных гор» за заслуги перед этим краем к фамилии добавилась вторая часть. Кто этот путешественник? (Петр Петрович Семенов-Тяньшанский.)

- Этому португальскому мореплавателю король пожаловал чин «Адмирал Индийского океана». Кто он? (Васко да Гама.)

Классный руководитель. Что скажут знатоки? Хорошо ли ориентируются в теме путешествий участники круглого стола?

(Знатоки высказываются.)

3. Дискуссия «Есть ли романтика в географических открытиях?»

Классный руководитель. Начинаем дискуссию. Предлагаю обсудить вопрос «Есть ли романтика в географических открытиях?». Напомню вам, что дискуссия - это обсуждение, целью которого являются выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск истины, нахождение правильного решения спорного вопроса. Во время обсуждения нужно соблюдать правила: представлять свое мнение в дружеской форме, не перебивать других, сохранять выдержку и самообладание, уважать мнение собеседника.

Итак, знатоки напомнили нам факты, связанные с биографиями великих мореплавателей, открывателей новых материков.

(Учитель задает вопросы.)

- Что двигало этими людьми - жажда власти и богатства, погоня за славой, поиски романтики или научный интерес? (Жажда славы, власти и богатства двигала многими, но были и истинные фанатики науки, у которых были только научные интересы.)

- А может быть, первооткрывателями двигало чувство патриотизма, желание утвердить первенство своей страны? (Это тоже очень сильтгй мотив, хотя открытие новых земель часто приводило к порабощению других народов.)

- Можно ли объяснить эти открытия простым везением или случайностью? (Нет, каждому открытию предшествовала тщательная подготовка - и материальная, и научная.)

- Много ли нужно было знать и уметь, чтобы сделать подобные открытия? (Нужно было знать географию, физику, астрономию, владеть иностранными языками, уметь оказать медицинскую помощь и т. п.)

- Великие географические открытия связаны с парусным флотом. Легко ли было морякам на парусных кораблях? (Труд моряков был очень тяжел, требовал большой физической силы и выносливости.)

- Какие опасности подстерегали первооткрывателей? (Штормы, бури, рифы, льдины, агрессия местного населения, болезни, голод, бунты на корабле и т. п.)

- Как вы думаете, почему эти опасности не остановили исследователей? Что оказалось сильнее страха? (Верность долгу- перед наукой, страной, королем, народом. Желание доказать свою правоту, установить истину и т. п.)

- Было ли в характерах первооткрывателей что-то общее? (Целеустремленность, настойчивость, любознательность, смелость, мужество, организаторские качества, умение подчинять себе других, физическая сила и выносливость и т. п.)

- Можно ли назвать их искателями романтики и приключений? (Романтика - это мечта, самообман, фантазия. Чтобы организовать географическую экспедицию, нужно было решить много реальных бытовых вопросов, осознавать, с какими трудностями придется столкнуться. Нужно быть трезвомыслящим человеком, а не мечтателем. Но мечта, наверное, была, она и давала энергию для преодоления всех трудностей пути.)

- Какие книги о путешественниках вы читали?

(Дети высказываются.)

Те, кто читал книги Дефо, Жюля Верна, Обручева, Грина, Паустовского, хорошо знают, что такое романтика дальних странствий, романтика познания. Это мощная сила, которая делает человека первооткрывателем, путешественником, исследователем Земли и всего окружающего мира.

4. Современные Колумбы

Классный руководитель. Сейчас никому в голову не придет отправляться в дальнее путешествие, чтобы нанести на карту новые земли, - даже ребенок может мгновенно получить в Интернете фотографию любого участка Земли со спутника. А человек все так же стремится за горизонт, чтобы открыть для себя новые страны и континенты. О современных Колумбах рассказывают наши репортеры (имена, фамилии).

Репортер 1. Современные путешественники идут пешком через всю страну, едут на велосипедах по льду замерзших рек Восточной Сибири, совершают парашютно-лыжные броски на Северный полюс. Некоторые из этих смельчаков удостоены звания «Выдающийся путешественник России». Например, такое звание присвоено всем членам команды Анатолия Кулика, которая впервые совершила трансокеанский переход, доказав миру возможность пересечения океанов на надувных разборных парусниках.

Репортер 2. Звание «Выдающийся путешественник России» носит и петербуржец Владислав Кетов. В отличие от своих странствующих коллег он движется исключительно вдоль береговой линии континентов на экологическом виде транспорта, чаще на велосипеде, а иногда и пешком. По образованию он художник-график, поэтому в пути зарабатывает себе на жизнь рисованием портретов. Он начал свое путешествие в 1991 г. За это время он прошел по береговой линии Европы, Африки, Азии, Северной и Южной Америки и пересек границы 93 стран. Ему довелось побывать и в зоне стихийных бедствий, таких, как наводнения, и в местах военных действий. В день он преодолевает примерно сто километров. За годы странствий поменял пять велосипедов.

Для завершения своего проекта ему осталось преодолеть последний, но и самый трудный участок - береговую линию Северного Ледовитого океана*.

Репортер 1. А художник Федор Конюхов носит звание заслуженного мастера спорта. 224 дня он плыл на яхте вокруг света без захода в порты.

На счету у Федора Конюхова множество дальних и опасных странствий. Он совершил четыре кругосветных плавания, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз - на весельной лодке. Он трижды ходил на лыжах к Северному полюсу, причем один раз - в одиночку. Участвовал Конюхов в гонках на собачьих упряжках по Чукотке и Командорским островам, был участником международной ледовой экспедиции на Тянь-Шань. Всего он совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений, которые описал в картинах и книгах.

А в декабре 2010 г. Федор Конюхов принял сан священника.

5. Дискуссия «Открытие мира продолжается?»

Классный руководитель. Оказывается, современного человека тоже манит ветер дальних странствий, хотя в любой момент с помощью спутника можно попасть в любую точку земного шара. А значит, открытие мира продолжается? Предлагаю обсудить этот вопрос.

(Учитель задает вопросы.)

- Что же толкает наших современников в дальние края, заставляет разлучаться с близкими, рисковать собой?

- Приходилось ли вам участвовать в дальних походах и путешествиях? Что вас привлекало в этих походах?

- Где бы вам хотелось побывать? Почему именно там?

- Приходилось ли вам «путешествовать» с помощью программы «Гугл Планета Земля»? Где вы побывали?

- Возможны ли географические открытия в наше время?

- Влечет ли нас сейчас романтика дальних странствий, романтика познаний?

- Есть ли романтика в том, чтобы хорошо узнать свой край, свою землю?

(Дети высказываются.)

Романтика познания свойственна и современному человеку. Его так же манит ветер дальних странствий. И в наше время возможны географические открытия - кто-то открывает для себя новые страны, города и народы, а кто-то вдруг открывает для себя тайны своего края, своего народа. А значит, открытие мира продолжается.

6. Как стать путешественником

Классный руководитель. В завершение круглого стола - минута творчества. Нам нужно составить пособие под названием «Как стать путешественником?»

- Какие советы могли бы вы дать юным покорителям земель?

Примерные ответы детей:

- Записаться в кружок или в секцию юных туристов.

- Прочитать книги о жизни великих путешественников.

- Узнавать о разных странах и городах.

- Изучать флору и фауну разных стран.

- Интересоваться культурой разных народов.

- Изучать иностранные языки.

- Знать историю своего края.

- Уметь ориентироваться на местности.

И т. п.

III. Заключительное слово

Классный руководитель. На одной из вершин Антарктиды стоит крест. На этом кресте начертана строка из стихотворения знаменитого английского поэта Альфреда Теннисона: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Крест установлен в память об экспедиции Роберта Скотта, трагически погибшей во льдах Антарктиды. Роберт Скотт стал одним из прототипов капитана Татаринова, героя романа В. Каверина «Два капитана». А слова, начертанные на кресте, стали девизом героев романа.

Этот девиз помог им преодолеть все трудности, не потерять себя, найти цель и смысл в жизни и осуществить свою мечту. Этот девиз вдохновляет на новые открытия и современных искателей романтики и приключений.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Понравился ли вам сегодняшний классный час?

- Чьи выступления вам запомнились и почему?

- Довольны ли вы своим участием в круглом столе?

(Дети высказываются.)

Рекомендуем посмотреть:

КТД в 6 классе. Сценарий

Классный час о культуре речи, 6 класс

Классный час на День Смеха, 6 класс

Классный час в 6 классе. Правила общения в коллективе

Час общения в 6 классе на тему: Профилактика экстремизма

Кириллова Людмила Анатольевна # 27 сентября 2015 в 16:29 0
Тема выбрана необычная, тем она и привлекательна. Материал подан в доступной, интересной форме.Удачно сочетаются такие методы , как дискуссия и викторина. Если буду проводить подобные классные часы, обязательно воспользуюсь этим конспектом.
Наталья Александровна Власова # 29 января 2016 в 13:58 0
Побольше бы таких уроков, где дети могут работать самостоятельно, высказывая свою точку зрения, развивая в себе индивидуальность. Вы используете разнообразные методы, формы и приему обучения повышающиеся степень активности учащихся на уроке. Спасибо большое за урок!!!