Конкурсы

Классный час на тему: Дружба, 3 класс

Конспект классного часа в 3 классе на тему «Я и мои друзья»

Задачи

1. На примере прочитанных рассказов, стихов составить у учащихся понятие о настоящей бескорыстной дружбе.

2. Воспитывать взаимоуважение, обучать вежливому обращению ребят друг с другом.

Оборудование: пословицы о дружбе (плакаты на доске): «Нет друга - ищи, а найдешь - береги!», «Друг познается в беде», «Недруг поддакивает, а друг спорит», «С другом веселее при удаче, легче в беде», «Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»; стихи А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, В. Лифшица, Н. Найденовой, Я. Акима; рассказы В. Сухомлинского, С. Косова, В. Осеевой, Е. Пермяка, Н. Чабаевского; песни В. Шаинского, М. Дунаевского; бумажная ромашка для игры «Ромашка»; конверты со словами, входящими в состав пословиц; цветные карандаши и бумага.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Сегодня мы поговорим о дружбе, а также обсудим следующие вопросы.

• Что такое дружба?

• Что вам нравится в вашем друге?

• За что вы иногда обижаетесь на него?

• Как вы сами относитесь к своему другу?

• Помогали вы другу, когда ему было трудно?

• Помогал ли вам друг в трудную минуту?

• Каким бы вы хотели видеть своего друга?

Что такое дружба?

Учитель. Много пословиц и поговорок сложено о дружбе. Вот некоторые из них.

(Ученики читают пословицы, написанные на доске, и объясняют их смысл.)

С чего же все началось? Как возникло само слово «друг»? Давайте послушаем стихотворение, которое так и называется «Слово "друг"».

* * *

Когда еще никто не знал ни слова –

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки,

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей - людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Не для того наш предок шел сквозь мрак,

Чтоб, встретив друга, я кричал «Дурак!»,

Показывал язык или кулак

И корчил рожи (что одно и то же).

А злое слово я приберегу,

Пускай оно достанется врагу!

Знакомство с литературными произведениями о дружбе

Учитель. К сожалению, грубые слова иногда приходится слышать и в нашем классе, а иногда бывает и так, как в стихотворении «Два козла». Может, прослушав это стихотворение, кто-то узнает себя, а узнав, постарается не быть похожим на этих персонажей.

Ученик (выходит к доске и читает стихотворение).

Два козла

Однажды на лужайке подрались два козла.

Подрались для забавы, не то, чтобы со зла.

Один из них тихонько приятеля лягнул,

Другой из них легонько приятеля боднул.

Один лягнул приятеля немножко посильней,

Другой боднул приятеля немножко побольней.

Один разгорячился, лягнул что было сил.

Другой его рогами под брюхо подцепил.

Кто прав, а кто виновен - запутанный вопрос,

Но уж козлы дерутся не в шутку, а всерьез...

Я вспомнил эту драку, когда передо мной

На школьной переменке такой же вспыхнул бой.

Учитель. Да, такие отношения дружескими не назовешь. Лучше, если все происходит, как в песне «Вместе нам веселей».

Ученики (хором поют песню):

Вместе нам веселей

(муз. М. Старокадомского, сл. М. Львовского)

1. Говорят, что нас с тобою не разлить водой.

Ты выходишь, я стрелою следом за тобой.

А если выйду я, догонишь ты меня.

Все знают: шагают по улице друзья.

Припев:

Вместе нам веселей,

Вместе мы вдвое сильней.

Легче вдвое дело любое

Спорится у друзей.

Две последние строки припева исполняются 2 раза

 

2. Я тебе в любой затее помогать хочу,

Я всему, что сам умею, друга научу.

А если нужно вдруг, меня научит друг,

И тоже поможет, жалеть не станет рук!

Припев.

3. В нашем классе все ребята вроде нас с тобой:

Всюду вместе, всюду рядом - не разлить водой.

А если ты сейчас зайдешь в соседний класс,

Так что же? Там тоже ребята вроде нас.

Припев.

Инсценировка рассказа

Учитель. Владимир Иванович Даль в своем знаменитом «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит такое определение слова «дружба»: «бескорыстная стойкая приязнь». На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие.

Посмотрите инсценировку рассказа «Ни за то и ни за это». Она поможет вам понять, что же такое бескорыстие.

(Ученики разыгрывают сценку.)

Ведущий. Костя сделал скворечник и позвал Вову.

Костя. Посмотри, какой птичий домик я сделал.

Ведущий. Вова присел на корточки.

Вова. Ой, какой! Совсем настоящий! С крылечком! Знаешь что, Костя, сделай и мне такой. А я тебе за это планер сделаю.

Костя. Ладно, только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты сделаешь планер, а я скворечник.

Беседа о бескорыстии

Учитель. Что же такое бескорыстная дружба? (Дети отвечают.) - Можно ли назвать бескорыстной героиню стихотворения А. Барто?

Требуется друг

Все живут, не тужат, а со мной не дружат.

Банту Кати расписной, красные колготки

И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной,

Мы же одногодки. Мы как две сестрички.

Мы как две голубки из одной скорлупки».

Я шепчу: «Но ты учти - ты во всем должна идти

Другу на уступки».

Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!»

Есть разряд у Ильиной, и спортивный свитер,

И девчонок свита.

Подружусь я с Ильиной, стану знаменита!

Все пятерки до одной у Светловой Нади.

Я прошу: «А ты со мной подружись хоть на день!

Мы с тобой поладим:

Будешь ты меня спасать –

Дашь контрольную списать».

А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!»

Не вставать же на колени, уговаривать подруг...

Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг!»

Так почему никто не хотел дружить с этой девочкой? А с героями этих стихов А. Барто и Я. Акима стали бы дружить?

Сонечка

Тронь ее нечаянно - сразу:

- Караул! Ольга Николаевна, он меня толкнул!

- Ой, я укололась, - слышен Сонин голос.

- Мне попало что-то в глаз,

Я пожалуюсь на вас!

Дома снова жалобы: - Голова болит...

Я бы полежала бы - мама не велит.

Сговорились мальчики: - Мы откроем счет,

Сосчитаем жалобы - сколько будет в год?

Испугалась Сонечка и сидит тихонечко.

Жадина

Кто держит конфету свою в кулаке,

Чтоб съесть ее тайно от всех в уголке,

Кто, выйдя во двор, никому из соседей

Не даст покататься на велосипеде,

Кто мелом, резинкой, любою безделицей

В классе ни с кем никогда не поделится?

Имя тому подходящее дадено,

Даже не имя, а прозвище: ЖАДИНА!

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Поэтому честно, ребята, скажу:

С жадными я никогда не дружу!

- Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг» (муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского)?

1. Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит –

Вот что значит настоящий, верный друг.

 

2. Мы поссоримся и помиримся,

«Не разлить водой», - шутят все вокруг.

Нужным быть кому-то в трудную минуту –

Вот что значит настоящий, верный друг.

 

3. Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

В полдень или в полночь друг придет на помощь –

Вот что значит настоящий, верный друг.

- Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять.

Знакомство с литературными произведениями о дружбе

Ученица (читает стихотворение С. Маршака):

Друзья-товарищи

День стоял веселый раннею весной.

Шли мы после школы - я да ты со мной.

Куртки нараспашку, шапки набекрень –

Шли куда попало в первый теплый день.

Шли куда попало - просто наугад,

Прямо и направо, а потом назад.

А потом обратно, а потом кругом,

А потом вприпрыжку, а потом бегом.

Весело бродили я да ты со мной,

Весело вернулись к вечеру домой.

Весело расстались - что нам унывать?

Весело друг с другом встретимся опять!

Учитель. И еще одно стихотворение, в котором говорится, как друзьям хорошо вместе.

Ученик (читает стихотворение С. Михалкова):

Мы с приятелем

Мы с приятелем вдвоем

Замечательно живем!

Мы такие с ним друзья –

Куда он,

Туда и я!

 

Мы имеем по карманам:

Две резинки,

Два крючка,

Две больших стеклянных пробки,

Двух жуков в одной коробке.

Два тяжелых пятачка.

 

Мы живем в одной квартире,

Все соседи знают нас.

Только мне звонить - четыре,

А ему - двенадцать раз.

 

И живут в квартире с нами

Два ужа

И два ежа,

Целый день поют над нами

Два приятеля-чижа.

 

И про наших двух ужей,

Двух ежей

И двух чижей

Знают в нашем новом доме

Все двенадцать этажей.

Рассуждения

Учитель. Подумайте и скажите, как поступила Соня по отношению к своей подруге в рассказе «Одинаковые».

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на пятерки.

- Мы во всем одинаковые! - с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали о, чу из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила по арифметике пять, а Вера - только тройку. Мы стали уже неодинаковые...

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

- Да, ты стала хуже...

- Я? - удивилась девочка. - Но ведь тройку-то получила не я!

Учитель. За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне? А что вы скажете о герое этого произведения А. Барто?

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра:

Карандаш дал мне однажды

(Я в тот день забыл пенал),

В стенгазете чуть не в каждой

Обо мне упоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка –

Откусить мне дал когда-то,

А теперь поставил в счет.

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет!

- Можно назвать такого человека настоящим другом? Если нет, то почему? И еще одно стихотворение Я. Акима.

Моя родня

Мама с папой - моя родня.

Нет роднее родни у меня.

И сестренка родня, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню - волшебная щетка,

Молоток настоящий братишке,

Мяч - сестренке, конфета - Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю!

(После прочтения каждого произведения дети высказывают свое мнение.)

Знакомство с литературными произведениями о дружбе

Учитель. Когда друг такой преданный, то бывает очень грустно расставаться с ним. Но для настоящей дружбы расставание не помеха. Можно и письмо написать, а можно и вслед за другом отправиться. Послушайте еще два стихотворения Я. Акима.

Пишу тебе письмо

А листок в конверте чист,

Нет на нем ни букв, ни строчек,

Пахнет осенью листочек –

С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя

На конверте напишу,

Синий ящик отыщу,

Свой листочек опущу.

Ты письмо мое получишь

И обрадуешься вдруг:

Жить на свете много лучше,

Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!

А кончаются чернила –

Просто перышко вложи,

Что синица обронила.

Две ученицы (читают стихотворение).

Друг

Друг уехал далеко, мне без друга нелегко.

День прошел, потом неделя,

Три недели пролетели.

Петом дождь, зимою вьюга.

Очень скучно мне без друга.

Скоро год пройдет.

Больше я не усижу.

Жить без друга не могу.

Щетку с мылом уложу и на станцию сбегу.

По полю да по лесу, к утреннему поезду.

Скорый поезд: «Тук-тук,

Где ты, где ты, друг, друг?»

Скорый медленно ползет, пересяду в самолет.

Я лечу, я кричу, я пою на лету:

«Быстрый Ту, сильный Ту,

Набирай высоту!»

Сели. Аэровокзал (слово очень длинное).

Пробегаю через зал, прыгаю в машину я.

Красный свет. Терпенья нет!

Дайте мне зеленый свет!

Стоп, машина. Вот он - дом с голубым окошком,

Загляну в окошко, отдышусь немножко.

Вытру ноги на пороге. Громко в двери постучу.

- Открывай скорей! - кричу.

Вышел друг, а я молчу.

Я спешил к нему пешком,

Я бежал к нему бегом,

В поезде качался, на машине мчался,

Даже по небу летел. Я сказать ему хотел...

Столько я сказать хотел...

Все забыл!

Учитель. Иногда люди бывают так дружны, что им даже снятся одинаковые сны. Ну а если друг уезжает и вы расстаетесь неизвестно на сколько, то это мучительно для двоих.

- Приходилось ли вам расставаться надолго со своим другом? Как вы чувствуете себя в разлуке? Пишете ли вы другу? Звоните? (Дети отвечают.) Послушайте еще одно стихотворение Я. Акима.

В скором поезде мы едем,

Поезд мчит во весь опор.

В гости я пришел к соседям,

Говорю:

- Привет, Егор!

 

Мы еще вчера с Егором

Из-за марки подрались,

А потом запели хором,

А сегодня обнялись.

 

Мне рассказывал Егорка,

Как в пещеру он залез,

И про то, что Лисьей горкой

В их селе зовется лес.

 

Стали мы по коридору

От окна к окну бродить.

Но уже кричат Егору:

«Где ты? Надо выходить!»

 

На потертом чемодане

Руку сжала мне рука.

- Что ж, - сказал я, - до свиданья!

- Ну, - сказал Егор, - пока!

 

За окном стемнеет скоро,

Пролетают поезда.

Неужели я Егора

Не увижу никогда?

Говорят, что друг познается в беде. В этом случае особенно остро проявляются такие качества, как бескорыстие, доброта, отзывчивость. Такого друга, который был у Павлика в рассказе С. Косова «Терешка», наверное, хотел бы иметь каждый. Послушайте рассказ.

Заболел у Терешки друг его, Павлик. Все ребята на экскурсиях бывали, за ягодами ходили, грибные места присматривали, а Павлик - никуда. Только и ходу ему, если мать сведет в больницу. Тощий он стал, бледный. Пришел раз Терешка из лесу, ягод ему принес.

- Эх, Павлик, одну поляну знаю! Клубники, земляники столько...

Павлик улыбается. Понимает, что Терешка подзадоривает его, чтобы в лес пойти.

- Не дойду я, - говорит Павлик.

- Может быть, дойдешь как-нибудь! Посмотрел бы ты, какая поляна!.. Лето пройдет, а ты и ягод не поешь вдоволь. Пойдем. И гербарий нам составлять надо.

Лицо у Павлика делается печальным:

- Нет, не дойду.

Терешка обводит комнату глазами. Лежит Павлик один. На столике у изголовья стоит желтый пузырек с наклейкой. Рядом чашка с молоком. Тишина. У Терешки начинает щекотать в носу: жалко друга. Он вскакивает и со всех ног бросается домой.

Дома Терешка забирается на чердак, копается среди хлама, гремит.

- Куда она запропастилась? - ворчит он.

Наконец находит то, что искал. Это маленькая деревянная тележка- ползунок...

На другой день Терешка появился у дома Павлика. К тележке он привязал толстую веревку и обмотал ее тряпками, чтобы не резало плечо.

- Павлик, выходи! Поедем за ягодами! - закричал он под окном.

Павлик вышел к нему.

- И-и-го-го! - заржал Терешка, как лошадь. Стал по передку тележки бить пяткой, скрести землю ногой, будто копытом. - И-и-го-го!

- Конь какой! - засмеялся Павлик.

- Куда ты его потащишь? Он больной! - закричала мать Павлика.

- Тетя Маша, я его на дачу, в лес повезу!

Учитель. Какое бы вы придумали продолжение к этому рассказу? (Дети отвечают.)

С таким другом никакие трудности не страшны! Можно даже на медведя пойти.

Ученики (поют песню «Если с другом вышел в путь», муз. В. Шаинекого, сл. М. Танича).

1. Если с другом вышел в путь, веселей дорога.

Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.

Припев:

Что мне снег, что мне зной,

Что мне дождик проливной,

Когда мои друзья со мной.

2. Если трудно одному, справлюсь вместе с вами,

Где чего-то не пойму, разберем с друзьями.

Припев.

На медведя я, друзья, выйду без испуга,

Если с другом буду я, а медведь без друга.

Припев.

Игра «Я и мой друг»

Учитель. Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры, отзывчивы, неэгоистичны. Сейчас поиграем в игру «Я и мой друг». Принять участие в ней могут все желающие, но только парами. Я буду задавать вопросы и предлагать три ответа на них. Каждый из вас записывает тот вариант ответа, который ему больше нравится. Затем я соберу ваши листочки. Пара, у которой совпадет больше ответов, станет победителем в нашей игре.

Вопросы к игре:

1. Назови свой любимый цвет. [Красный, желтый, зеленый.)

2. Что тебе больше нравится? (Яблоки, бананы, груши.)

3. Какой из предметов любимый? [Математика, русский, чтение.)

4. На чем ты больше всего любишь кататься? (На коньках, на лыжах, на санках.)

5. Какая сказка твоя любимая? («Чиполлино», «Золушка», «Золотой ключик».)

6. Чем тебе больше нравится рисовать? (Цветными карандашами, красками, фломастерами.)

7. Какое время года твое любимое? (Зима, весна, осень.)

8. Что тебе нравится больше на уроке? (Слушать учителя, отвечать самому, слушать ответы товарищей.)

9. С чем тебе нравится работать на уроке труда? (С бумагой, с тканью, с конструктором.)

10. Какой вид спорта ты любишь? (Фигурное катание, теннис, футбол.)

11. Где любишь отдыхать? (На даче, у моря, путешествуя.)

12. Что тебе больше по вкусу? (Торт, шоколад, конфеты.)

13. Что ты делаешь в свободное время? (Гуляю с другом, смотрю телевизор, читаю.)

14. Какой подарок для тебя лучший? (Игрушки, книги, одежда.)

15. Что бы ты подарил другу? (Игрушку, книгу, сувенир, сделанный своими руками.)

16. Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (Учителем, врачом, бизнесменом.)

17. Умеешь ли ты плавать? (Да, нет, немножко.)

18. Когда ты чистишь зубы? (Утром, вечером, не чищу.)

19. Какой праздник твой любимый? (Новый год, день рождения, день рождения друга.)

20. Что тебе нравится на уроке математики? (Решать примеры, задачи, контрольные работы.)

21. Какие цветы твои любимые? (Розы, гвоздики, тюльпаны.)

22. С чем удобнее ходить в школу? (С портфелем, с ранцем, с рюкзаком.)

23. Какой предмет должен быть чаще? (Рисование, музыка, труд.)

24. Какой бы фильм ты посмотрел сейчас? (Приключенческий, сказку, мультики.)

25. Твой любимый день недели? (Пятница, суббота, воскресенье.)

26. Куда ты любишь ходить? (В театр, на выставку, в кино.)

27. Какую музыку ты любишь? (Эстрадную, классическую, не любишь совсем.)

28. Какие книги ты любишь читать? (О животных, сказки, фантастику.)

29. Когда ты с другом, чем вы занимаетесь чаще всего? (Гуляете во дворе, играете дома в любимую игру, смотрите телевизор.)

30. Кого бы ты хотел иметь дома? (Кошку, собаку, попугая.)

31. Если ты с другом пошел в кино, но купил только 1 билет, как ты поступишь? (Отдам другу, пойду сам, не пойду совсем.)

Работа в группах

Учитель. Предлагаю поиграть в игру «Ромашка». Лепестки этого красивого цветка вы заполните словами. Но не просто словами, а напишете на каждом лепестке по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого дружба невозможна.

(Учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе выдается по 3 лепестка, каждая группа записывает тайно, а затем прикрепляет лепестки к доске. Все вместе, используя ромашку, отвечают на вопрос «Какими качествами должен обладать настоящий друг?».)

Подведение итогов

Учащиеся разбиваются на группы и получают листочки со словами, которые нужно прикрепить на доску так, чтобы получилась пословица о дружбе.

(1-я группа. «Друг за друга стой - выиграешь бой».)

(2-я группа. «С хорошим товарищем веселее при удаче, легче в беде».)

(3-я группа. «Без друга на душе вьюга».)

Ученики хором читают получившиеся пословицы.

Домашнее задание

Учитель. Напишите письмо другу. Его можно написать любому однокласснику с предложением о дружбе.

Страницы: 1 2

Елена Савченко # 7 июня 2014 в 10:23 0
Тема актуальна! Но я думаю немного затянуто!
Елена Алексеевна Перзашкевич # 6 июля 2014 в 23:01 0
Проблему нравственного воспитания широко раскрывает материал. Для себя взяла некоторые отрывки.Спасибо!
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 21:34 0
Уважаемый автор! Тема очень интересная для детей. В этом возрастном периоде детям дружба очень важна. В вашем конспекте представлен разнообразный практический материал, заинтересовала меня игра "Я и мой друг". Благодарю! Удачи Вам!
Ольга Евгеньевна Кирюшкина # 22 декабря 2014 в 21:50 +1
Здравствуйте! Ваша разработка очень интересная, нужная. В ней много литературного материала: ведь наши дети в последнее время не так много читают. А здесь есть, где разгуляться. И игровой материал на месте. Всё продумано, всё на своём месте. Спасибо. Интересная работа. Воспользуюсь обязательно.