Дополнительный материал
Вопросы для обсуждения в группах
• Как вы понимаете слово «дружба»?
• Кто такой друг?
• Что значит дружить?
• Есть ли определенные правила дружбы?
• Друг, приятель, товарищ - одно ли значение у этих слов?
Формулирование правил, законов дружбы
Учитель. Предлагаю каждой группе на листочках записать правила, законы дружбы. Мы их все прикрепим на доску и выберем общие законы для нашего класса.
(Учащиеся работают в группах, в итоге все вместе отбирают наиболее значимые для всех законы.)
Законы дружбы
1. Помогай другу в беде.
2. Умей с другом разделить радость.
3. Не смейся над недостатками друга.
4. Останови друга, если он делает что-то плохое.
5. Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
6. Не обманывай друга.
7. Умей признать свои ошибки, помириться с другом.
8. Не предавай своего друга.
9. Относись к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы он относился к тебе.
* * *
Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб». Такого человека мы еще называем эгоистом. Ему тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любую невзгоду в жизни он воспринимает как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого - у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен искренними людьми. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.
- Как вы думаете, что значит быть хорошим другом?
- Как вы понимаете поговорку «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»? (Дети отвечают.)
Хорошие товарищи
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно,
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву «К»,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков Вопросы для анализа стихотворения:
• Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
• Как к этому относятся одноклассники?
• Как правильно в такой ситуации поступить?
• Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Лисица и Журавль
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.
На другой день Журавль позвал к себе Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась. Вопросы для анализа сказки:
• Можно ли Лисицу с Журавлем назвать друзьями?
• А среди людей есть такие отношения?
Обобщение
Учитель. Почему у русского народа появилась такая мудрость: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»? (Дети отвечают.)
В ваших ответах были слова: вежливость, приветливость, грубость, помощь, жалость, внимание, сочувствие. (Учитель показывает карточки со словами.)
Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор. Сделайте вывод: в каком случае в обществе с вами будут считаться? Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (Дети отвечают.)
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
В. Осеева
Учитель. Давайте пофантазируем, какие чудеса могут произойти
в школе, в классе, если все вокруг подружатся?
* * *
- Что такое дружба? –
Спросила я у птицы.
- Это когда коршун
Летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя:
- Что такое дружба?
- Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
- Дружба - что такое?
- Это что-то огромное,
Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Возьмите листы бумаги и нарисуйте посередине страницы ромашку так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Серединка ромашки - это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки - это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом раскрасьте каждый лепесток своим цветом. Например, друзья-взрослые - розовым цветом, друзья- животные - желтым и т. д. - на ваш вкус.
(Дети выполняют задание под песню «Улыбка».)
Варежка
Все любят мечтать. Взрослые и дети. И у этой маленькой девочки тоже была мечта. Ей очень хотелось иметь щенка. С грустью смотрела девочка в окошко... на гордых мальчишек и девчонок, которые гуляли с собаками. Кто пуделя на поводке ведет, кто спаниеля, а кого эрдель везет. Счастливцы!
А девочкина мама больше всего на свете любила читать книжки и совсем не знала, о чем мечтает ее дочка.
Однажды девочка пошла к подружке. И подарила ей подружка щенка. Теплого. Пушистого. Ласкового. Но мама пришла в ужас. А вдруг щенок порвет ее книжки? Или еще что-нибудь натворит? Нет! Нет! Она не разрешает оставить щенка!
Вышла девочка во двор. Все ребята гуляют с собаками. Подумала она немного... и повела на шнурке свою варежку. Побежала девочка - варежка послушно бежит следом. Встала девочка, и варежка остановилась. Захотелось девочке варежку погладить.
Вдруг поднялось и насторожилось ушко, блеснул круглый черный глаз, завилял хвостик. Варежка превратилась в щенка! Самого настоящего! Только красного, с черно-белым узором на спинке.
Откуда ни возьмись, выскочил большой пес, бежит по двору, на всех рычит. Испугалась девочка за щенка. А щенок как залает: «Гав! Гав! Не сметь обижать мою хозяйку!»...
Вскоре во дворе все разошлись. А девочка понесла щенка домой. Она постелила щенку мягкий коврик у двери. Поставила перед ним блюдце с молоком. Когда в прихожую вышла мама, она увидела: на подстилке перед блюдцем с молоком лежит варежка. Красная вязаная варежка с черно- белым узором. И мама все поняла. Она сама пошла к дочкиной подружке и взяла у нее щенка. Теплого.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в 3 классе на тему «Кожа человека и её здоровье»
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»
Классный час по теме Здоровье в 3 классе
Классный час для 2-3 класса. Государство и права детей
Классный час в 5 классе о дружбе