Цель: познакомить детей с понятием «энергия», её использованием в жизни человека; дать понятие о пяти видах энергии; воспитывать чувство уважения к труду учёных, их открытиям.
Наглядность: плакаты с изображением машин, созданных учёными, макеты машин.
1-й чтец. Ты видел, как люди строят дома?
2-й чтец. На стройке человеку помогают машины.
1-й чтец. Но этого мало. Что ещё нужно?
2-й чтец. Нужна смекалка, сноровка, сила ума!
1-й чтец.
Чтобы работа спорилась
дружно, что человеку нужно?
2-й чтец.
Хлеб, вкусная котлета,
Стакан молока - заряд
Человеку, его рукам.
1-й чтец.
Какое же питание нужно машинам?
2-й чтец.
Машины ж питаются
нефтью и газом,
углём, бензином,
торфом и керосином.
(Занавес открывается. На сцене полумрак. Сидит древний человек, трёт палку о палку, «добывает» огонь. Рядом каркас из проволоки, обложенный веточками, стеблями сухой травы. Внутри - лампочка. Можно по каркасу пропустить гирлянду из жёлтых и красных лампочек. Огонь человеком из палочек «добыт», вспыхивает пламя. Каркас соединён шнуром с розеткой.)
(Звучит музыка Э. Мориконе «Саунд-трек».)
Древний человек (подпрыгивая, смеётся). О-о-о! Ах-ах!
(Суёт в костёр кость какого-то животного. Через некоторое время вынимает её из огня, обгладывает, сопя, урча, причмокивая. Насытился, гладит себя по животу. Приседает, греет ноги, руки, спину у костра. Встав во весь рост, начинает танцевать, выкрикивая что-то непонятное. Во время танца звучат барабаны.
Занавес закрывается, древний человек удаляется. На сцене энергетик, специалист по энергии, стоит перед занавесом на авансцене.)
Энергетик. Силу человек получил с пищей. А машины откуда берут пищу? Можно сказать, что они берут силу от нефти и газа, бензина, угля, торфа, керосина, электричества. Пища человека, машин - это невидимый заряд. Он называется энергией. Трудно приходилось нашим далёким предкам. Но их выручали не только руки и ноги, но и цепкий и острый ум. Человек подчинил себе огонь и стал сильнее всех на земле. У него появился новый источник энергии.
Мальчик. Никто энергию не видел. Она не имеет ни цвета, ни вкуса, ни запаха. Есть один способ «увидеть» энергию - заставить её работать.
Девочка. Есть пять видов энергии: химическая, тепловая, механическая, электрическая, атомная, или ядерная. Все виды энергии могут работать. Слово «энергия» появилось в 19 веке. До этого её называли просто «работа».
Мальчик. Энергия из одного вида может превращаться в другой. Люди давно пользуются этим свойством. Они придумали и построили много разных машин, которые «переделывают» энергию. Почти все виды энергии люди переделывают в механическую. Это самая нужная для человека энергия.
(В записи звучит ритмичный стук сердца.)
Мальчик. Механическая энергия нашего сердца гонит по сосудам кровь. А энергия мускулов даёт возможность двигаться, писать, работать.
Девочка. После того как энергия послужила человеку - выплавила сталь, перевезла груз, показала передачу по телевизору, - она обязательно становится теплом, тепловой энергией. От трения все предметы нагреваются. Потрём ладошки друг о друга, сразу почувствуем тепло.
(Дети проводят опыт на ладошках.)
Энергетик. Земля греет космическое пространство, она отдаёт ему тепло. Космос шлёт нам солнечную энергию. Она откладывается в растениях и превращается в химическую энергию.
Мальчик. Госпожа Энергия разная бывает: тепловая, механическая, химическая и, конечно, атомная.
Все виды энергии. Здравствуйте, дети! Запомните нас:
Тепловая энергия.
Я несу всем людям тепло!
Тепло - значит, уютно, светло!
Механическая энергия.
Каждый предмет, без сомненья,
Я привожу в движенье!
Химическая энергия.
Я Солнца и Космоса - дочь,
В растениях поселиться не прочь!
Электрическая энергия.
Без электричества нельзя,
На электростанциях бытую я!
Атомная энергия.
Электроны - частицы мои,
Атому служат, вокруг меня кружат.
Все виды энергии...
Вместе.
Запомните наши эмблемы,
Это не составит проблемы!
(Демонстрируют эмблемы.)
Энергетик. Как же тепло на нас работает? Это очень интересный и важный вопрос. Перенесёмся на два столетия назад в Англию.
(На сцене декорация очага. Над огнём кастрюля. В ней варится суп. Вода кипит и бурлит (в записи). Из-под крышки - струйки пара. Крышка подпрыгивает, дребезжит (в записи). У очага сидит мальчик.)
Джеймс Уатт. Почему крышка подпрыгивает?
(Берёт тряпку, прижимает крышку рукой. Удержать её не может.)
Джеймс Уатт. Повторю ещё несколько раз.
(Повторяет опыт. Получается тот же результат.)
Энергетик (появляется на сцене). В 16 лет Джеймс поступил на работу в механическую мастерскую. Стал работником «золотые руки», изобрёл паровую машину. Начался «век пара». Задымили трубы фабрик и заводов. По рекам и морям поплыли первые пароходы. По рельсам побежали первые паровозы, изобрели первый автомобиль. (Показывает портрет Д. Уатта.)
Мастеровой (показывает модель паровой машины Джеймса Уатта). Такой вид имела паровая машина. (Ведёт рассказ, как она устроена.)
Энергетик. В России паровые машины строил замечательный механик Ефим Александрович Черепанов. В 1834 г. Он пустил на Урале первую железную дорогу с паровой тягой. (Показ портрета Е. А. Черепанова и модели его паровоза.) Вся тепловая энергия переходит в электрическую.
Мастеровой (демонстрирует модель Рудольфа Дизеля). Немецкий инженер очень гордился своим изобретением. Звали его Рудольф Дизель. Энергию двигатель получал внутри самого двигателя. Сейчас ДВС - главный работник на транспорте (теплоходы, тепловозы, автомобили, вертолёты, тракторы, комбайны).
(Звучит композиция «Фантом» из оперы А. Л. Вебера.)
(Танец Атомной энергии. Ядро - синее одеяние, нейтроны — в красном. У танцора, обозначающего ядро, в руке огромный синекрасный мяч, «нейтроны» - с мячами малого размера. «Ядро» начинает танец, «нейтроны» идут в одну сторону, ускоряя шаг. Затем сходятся к ядру, то расходятся.)
Мастеровой (выносит модель атома, объясняет принцип его действия. Затем демонстрируется плакат с изображением атомного реактора. В парогенераторе вода закипает, превращается в пар, который подаётся на лопасти турбины, они начинают вращаться. Реактор, парогенератор и турбина называются Атомной энергетической установкой (АЭУ). АЭУ помогают ледоколам водить суда через толстые льды. Таким является ледокол «Арктика», который в 1977 г. прошёл до самого Северного полюса.
Энергетик. Ядра топлива (урана) делятся, осколки разлетаются, наносят вред всему живому. Поэтому вокруг реактора всегда стоят толстые бетонные стены, которые называют биологической защитой. Использование атомной энергии позволяет экономно расходовать нефть, газ и каменный уголь, из которых можно делать искусственное волокно, а это одежда, стекло, вата, детали для машин.
Мальчик. Полноводные, могучие реки вырабатывают ток. Станции, установленные на реке, называются гидроэлектрической станцией. «Гидро» - значит «вода». Человек заставил работать воду на себя,
...чтобы, падая с вершины, побеждённая вода
быстро двигала машины
и толкала поезда.
Чтобы углем, сталью, рожью
был богат наш край родной.
С. Маршак
(Показ на плакате гидроэлектростанции.)
Девочка. Вы уже поняли, что и топливо, и вода сами энергии не делают. Они всего лишь «хранители» энергии Солнца. А можно ли брать энергию прямо от Солнца? Конечно, можно.
(В записи звучит песенка «Пусть всегда будет солнце!».)
Энергетик. Солнечная энергия - начало всему живому на Земле. Солнечные батареи дают энергию космическим кораблям. Их делают из особых материалов. От ударов солнечных частиц в них возникает электричество, которым заряжают аккумуляторы космического корабля.
Мастеровой. Электричество - самый умелый вид энергии. Наш век - век электричества. (Показывает на выставку электроприборов). В наших домах - электрические утюги, пылесосы, телевизоры, электробритвы, электрический свет, лифты.
Транспорт - трамваи, троллейбусы. На железных дорогах - электрички. Под землёй - метро. Электричество - это миллиарды двигателей на заводах, электронные вычислительные машины. В электричество поверили после изобретения лампы Яблочкова. Электрический ток - это поток электронов. Электричество - главная энергия нашей промышленности.
(Звучит песня о России. На фоне музыки - стихотворение «Пожелание друзьям» С. Маршака.)
Мальчик.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево.
Автор: Юлия Александровна Вакуленко
Классный час на тему «Агрессия» в начальной школе
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности
Классный час «Доброе слово и кошке приятно», 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!