Цели и задачи:
• воспитание чувства уважения друг к другу, толерантности;
• улучшение взаимоотношений в классе;
• обсуждение проблемы человеческой агрессии, формирование умения выявлять причины агрессии.
Оборудование:
• цитата Л.Н. Толстого «То, что начато во гневе, кончается в стыде» на доске;
• карточки.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о добрых взаимоотношениях в классе, о том, как важно уважать себя и других, не позволять обижать себя и других. Выясним, что такое агрессия, чем она опасна, как различить игру и агрессивные действия, постараемся выяснить причины агрессивного поведения, попытаемся разрешить ряд конфликтных ситуаций и выработать правила класса, соблюдение которых приведёт нас к созданию дружного и бесконфликтного коллектива. На доске написаны слова русского писателя Л.Н. Толстого, прочитайте их. Как вы понимаете смысл этого высказывания?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учащийся: Если совершаешь какой-то поступок и при этом ты очень зол, то спустя какое-то время, переосмыслив данную ситуацию, тебе обязательно будет стыдно за сделанное.
Учитель: Приведите примеры таких ситуаций.
Учащийся: На перемене меня толкнули играющие одноклассники. Мне стало неприятно, я рассердился и толкнул обидчика, в результате чего завязалась драка, которая прекратилась только благодаря учителю, проходившему мимо. Когда классный руководитель стал разбирать произошедший инцидент, то я понял, что меня задели случайно и что драки можно было избежать. Мне стало стыдно за свой поступок, да и мама расстроилась, когда узнала о случившемся.
Учитель: Вот видите, агрессивное поведение спровоцировало гнев, неумение контролировать свои чувства и правильно проанализировать ситуацию. Давайте попробуем дать определение гневу.
Учащийся: Гнев — это чувство, которое выводит тебя из равновесия, переполняет тебя и провоцирует на различные необдуманные агрессивные действия.
Учитель: А что такое агрессивное поведение?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Скажите, связаны ли между собой гнев и агрессивное поведение. Почему? Приведите примеры.
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Значит, агрессивное поведение — это действие, в ходе которого одним человеком умышленно наносится вред (физический или психический) другому.
Различают прямую и косвенную агрессию. К прямой агрессии относят словесную — когда насмешничают, обзывают, сквернословят; материальную — когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество; физическую — когда дерутся, толкаются, дергают за волосы. К косвенной агрессии относят частичное игнорирование — непринятие в игры, разговоры, спектакли; полное игнорирование — бойкот.
В любом из видов проявления агрессивного поведения всегда выделяются две стороны: агрессор и жертва.
Давайте разделимся на две группы. Каждая группа придумает и инсценирует ситуацию агрессивного поведения.
♦ Можно предложить ученикам инсценировать уже приготовленные заранее на карточках описания жизненных ситуаций, происходящих в школе, на улице.
Организуются моделирование ситуаций и их анализ.
Учитель: Представьте себе, что вы постоянно становитесь объектом агрессии. В чём причина этого? Что нужно делать, чтобы не стать объектом агрессивного поведения?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Часто безобидные шутки, игры перерастают в агрессию, почему?
Как отличить игру от агрессивного поведения?
♦ Заслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Давайте попробуем установить правила, которые нужно соблюдать в игре, чтобы никому не было обидно, всем было весело.
♦ Заслушиваются ответы учащихся, которые записываются учителем на доске.
Учитель: Мы обсудили важные вопросы, касающиеся каждого из нас. В заключение классного часа я бы хотела попросить вас заполнить анкету и высказать своё мнение по каждому вопросу.
Анкета
1. Есть ли в вашем классе ребята, которые обижают, дразнят одноклассников, учеников других классов?
2. Дружишь ли ты с ребятами, которые часто обижают других ребят?
3. Как к ним относятся другие ребята?
4. За что чаще всего дразнят, обижают?
5. Обижали ли тебя когда-нибудь твои одноклассники или друзья? Как?
6. Что ты чувствовал при этом?
7. Когда твои одноклассники обижают кого-нибудь в твоём присутствии, что делаешь ты?
8. Что чаще всего делает тот, кого обижают?
9. Помогает ли это остановить обидчиков?
10. Можешь ли ты остановить твоих обидчиков без посторонней помощи?
11. Если нет, то кто мог бы тебе в этом помочь?
12. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают, дразнят?
13. Как ты думаешь, что могут сделать ребята, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?
♦ Результаты анкетирования обрабатываются школьным психологом, который принимает участие в следующем классном часе.
Автор: О.В. Мурашева, г. Москва
Классный час «Доброе слово и кошке приятно», 2 класс
Разработки классных часов в начальных классах
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности
Нет комментариев. Ваш будет первым!