Классный час «Наши имена», 3 класс

Праздник имени в 3 классе

Конспект классного часа для 3 класса «Имя собственное»

Цели мероприятия

1. Познакомить детей с происхождением и значением имен.

2. Побуждать школьников к самопознанию и саморазвитию.

3. Учить детей работать самостоятельно и творчески.

Подготовка

1. Нахождение и изучение детьми материала о значении и происхождении своих имен.

2. Подбор классным руководителем и шефами класса скороговорок, пословиц, стихотворений, ребусов с использованием имен.

3. Составление классным руководителем кроссвордов и творческих заданий.

4. Оформление стенгазеты «Наши имена».

5. Создание компьютерной презентации «Из истории имен».

6. Разучивание на уроках музыки песен, в которых упоминаются имена.

7. Подготовка к праздничному оформлению классного кабинета.

8. Изготовление фишек для оценивания конкурсов.

9. Определение состава жюри из старшеклассников.

10. Приобретение родительским комитетом подарков для участников праздника.

Участвуют учащиеся 3-го класса и их родители, шефы-старшеклассники, учитель музыки.

На доске написано название праздника «Имя собственное», учащиеся подготовили стенгазету «Наши имена». Оформлена выставка книг об именах, класс украшен воздушными шарами и цветами, плакатами с кроссвордами и ребусами. На столе классного руководителя расположена мультимедийная установка с презентацией.

Ход праздника

Классный руководитель. Добрый день, дорогие дети, уважаемые родители и гости. Сегодня у нас необычный день — Праздник имени! У каждого из вас прекрасное имя, но не все знают, что оно обозначает, откуда появилось. Много загадок у наших имен. Давайте сегодня отгадывать их вместе.

Старшеклассник (рассказ сопровождается показом компьютерной презентации). Имя — личное название человека, которое ему дают при рождении. На Руси имена людей были похожи на прозвища. Имя давалось по названию животных: Баран, Воробей, Волк, Козел, Кот, Петух (Петр); растений: Ветка, Трава, Полынь, Василек (Василий), Груша (Аграфена), Роза. Появились имена-номерки: Первой, Второй, Третьяк, Осьмой. Имена давали по внешнему виду: Лобан, Мал, Чернавка, Долгой, Белой, Большун, Силач. Называли людей по их поведению: Соня, Добрыня, Молчан, Шумило, Несмеян, Вертяк. Самое необычное имя — охранное, давалось оно ребенку для оберега от злых духов: Некрас, Немил, Чужой, Дурак, Ненаш, Нелюб.

После принятия на Руси христианства имена детям стали давать священники в честь каких-либо святых. Все имена имелись в специальных книгах — святцах.

Каждый из вас, готовясь к празднику имени, нашел и выписал информацию о значении и происхождении своего имени. Сегодня мы сможем составить словарик имен нашего класса. Словарные статьи об именах будут располагаться, как и в любом словаре, по алфавиту.

Дети по очереди читают о происхождении и значении своих имен.

Классный руководитель. Мы немного приоткрыли тайну своих имен и для себя, и для своих одноклассников. Теперь вы знаете, что у одних имена греческие, у других — латинские, у третьих — славянские. И у всех очень-очень красивые! Но оказывается, что это не единственная тайна вашего имени! Послушайте стихотворение и попытайтесь разгадать еще одну загадку.

Сколько имен у подружки у Оли?

Как бы, друзья, не запутаться тут.

Ольгой частенько зовут ее в школе,

Оленькой папа и мама зовут.

Олюшкой тетя ее называет.

«Олька!» — кричит озорник во дворе...

Кто же, скажите-ка мне, подсчитает,

Сколько имен у подружки моей?

А вы, ребята, догадались, сколько имен у Оли? Конечно, одно, только в разных вариантах. Одно имя называется полным, а остальные — уменьшительными, ласкательными, домашними. Назовите свои полные имена и имена, которыми вас называют дома.

Ребята, а почему «Олька» кричит озорник во дворе? Хорошо ли называть друг друга Юлькой, Петькой, Сашкой?

Проводится игра «Подбери полное имя к сокращенному».

Вадя — Вадим,

Алик — Альберт, Александр,

Леша — Алексей,

Леня — Леонид,

Паша — Павел,

Вова — Владимир,

Яша — Яков,

Коля — Николай,

Тема — Артем,

Миша — Михаил,

Стасик — Станислав,

Степа — Степан,

Света — Светлана,

Аля — Алевтина, Алла, Александра,

Алена — Елена,

Шура, Саша — Александра,

Надя — Надежда,

Вика — Виктория,

Зина — Зинаида,

Катя — Екатерина,

Настя — Анастасия,

Рая — Раиса,

Валюша, Валя — Валентина, Эля — Эльвира.

Мы забываем многие прекрасные имена. Ребята подобрали интересные скороговорки, в которых они упоминаются.

Предлагаю конкурс на лучшего чтеца скороговорок.

1. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

2. Дали Грише простокваши, а Глаше — каши.

3. Валин валенок провалился в проталинок.

4. Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.

5. Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

6. Съел Слава сало, да сала было мало.

7. В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

8. Ест Федька кисель с редькой, ест редька с киселем Федьку.

9. Везет Сеня Саню с Соней на санках.

Санки — скок! Сеню — с ног! Саню — в бок!

Соню — в лоб! С санок все в сугроб!

10. Неделю Емеле прясть короб кудели.

А Емелиной дочке — прясть одну ночку.

11. Тимошкина шавка тявкнула на Пашку.

Бьет Пашка Тимошкину шавку.

12. Как на горке, на пригорке

Стоят тридцать три Егорки:

Раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.

Вспомним песни, где упоминаются имена.

Учащиеся исполняют песни под аккомпанемент учителя музыки.

Мы очень любим разгадывать кроссворды и сегодня предлагаем нашим гостям тоже принять участие в этой увлекательной игре. Вопросы кроссворда тоже об именах, их происхождении и значении.

Кроссворд

По вертикали:

1. Мужское имя римского происхождения, означающее «малый, малыш».

2. Женское имя римского происхождения, означающее «морская».

3. Мужское имя, в переводе с греческого — «мужественный, храбрец».

4. Мужское имя римского происхождения — «постоянный».

5. Мужское имя, произошедшее от имени греческой богини плодородия — Деметры.

6. Мужское имя еврейского происхождения — «божественный».

7. Женское имя, в переводе с греческого — «воскресение».

8. Распространенное купеческое имя на Руси.

9. Женское имя, означающее в переводе с греческого «сверкающая, избранная».

10. Мужское имя, в переводе с греческого — «камень».

11. Мужское имя, в переводе с греческого — «победитель народов».

По горизонтали:

1. Мужское имя римского происхождения — «величайший».

2. Мужское имя, в переводе с греческого — «защитник людей».

3. Имя из повести Н.В. Гоголя.

4. Распространенное монашеское имя на Руси.

5. Женское имя, в переводе с греческого — «покорная, уступчивая».

6. Женское имя, в переводе с греческого — «мир».

7. Мужское имя, в переводе с греческого — «благородный».

8. Мужское имя римского происхождения — «сильный, здоровый».

9. Женское имя, в переводе с греческого — «тишина, кротость».

10. Мужское имя, в переводе с греческого — «земледелец».

11. Распространенное женское имя на Руси.

Попробуйте назвать как можно больше мужских имен, начинающихся с буквы В. А теперь женских, начинающихся с буквы А. Молодцы, как много имен вы знаете.

Я буду читать начало стихотворения, а вы попробуйте закончить его именем, подходящим по рифме.

Все ребята собирались,

В спуске с гор соревновались.

Всех быстрей спустился вниз

Лучший наш спортсмен ... (Денис, Борис).

 

Протекала крыша наша

И помог нам мастер ... (Саша, Паша).

 

Починил он крышу быстро.

Дело мастера боится.

 

Назавтра в школу в 3-й класс

Подняться надо рано.

Ждет утра, не смыкая глаз,

Отличница... (Татьяна, Светлана).

Наши третьеклассники выучили к сегодняшнему празднику шуточные стихи, в которых упоминаются имена.

Школьники читают стихи и получают фишки за выступление.

Учащиеся

Федотка

Бедный Федотка — сиротка,

Плачет несчастный Федотка:

Нет у него никого,

Кто пожалел бы его.

Только мама да дядя,

Да тетка,

Только папа, да бабушка с дедушкой.

К. Чуковский

Отдохнули

Мокрые волосы, встрепанный вид,

Капелька пота по шее бежит...

Может быть, Стасик и Рома, и Сеня

Всю перемену ныряли в бассейне?

Или на них, на несчастных, напали?

Или их в пасть крокодилу пихали?

Нет!

На перемене они отдыхали!

Л. Фадеева

Выбираю подругу

Лучше нет Петровой Гали!

Мы по залу с ней скакали!

А Семенов у окошка

Просто так

Скучал немножко.

Лучше нет Козловой Лили!

Мы в углу на пенье были.

Мне Семенов строил рожи,

И наказан был он тоже.

Лучше нет Смирновой Веры!

Мы решали с ней примеры.

А задача не решалась —

Очень трудная попалась.

А Семенов не спеша

Все решал ее, решал.

Получилось пять вагонов.

Как зовут тебя, Семенов?

Л. Фадеева

Отличница Инна

За то, что я шумный

И что озорной,

Отличницу Инну

Сажают со мной.

 

Отличница Инна,

Такая большая,

Сидит она, парту

Мою украшая.

 

И сразу настало другое житье.

А вдруг я исправлюсь?

Отсадят ее?

Л. Фадеева

На субботнике

Пришел Никитин — попросил

Освободить от всех работ.

Мол, у него упадок сил,

Он на субботник не пойдет.

А у меня нападок сил!

Я только есть потом просил.

Л. Фадеева

Шефы предлагают следующий конкурс «Кто грамотнее напишет имена героев сказок»: Дед Мороз, Змей Горыныч, Баба Яга, Белоснежка, Карлсон, Винни-Пух, Кощей Бессмертный, Синдбад-мореход, Карлик Нос, Чиполлино, Серый Волк.

Классный руководитель. Во всех сегодняшних конкурсах лучшему, правильно ответившему на вопрос, игроку будут выдаваться фишки. В конце праздника фишки подсчитываются и определяются победители. В заключение праздника посмотрите, пожалуйста, танец, подготовленный нашей танцевальной группой.

Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса. Шефы и родители вручают подарки победителям.

Литература

Саплина Е.В., Сатина А.И. Справочник классного руководителя (1—4 классы) / Под ред. И.С. Артюховой. М., 2005.

Суслова А.В., Суперанская А.В. О русских именах. Л., 1985.

Рекомендуем посмотреть:

Классный час «Когда лень - все идет через пень», 3 класс

Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка

Конспект классного часа на тему: Мир для 3 класса

Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы

Конспекты классных часов для 3 класса

Елена Александровна Молчанова # 16 декабря 2015 в 16:49 0
Интересный материал,
Алла Александровна Довженко # 16 декабря 2015 в 21:12 0
Мероприятие очень интересное и познавательное, ребята не только знакомятся с правилом написания имен собственных на примере имени, но и обогащают словарный запас, активизируют свою речь. Тем самым формируются нравственные основы человеческой личности.
Марина Сергеевна Цветова # 19 декабря 2015 в 01:35 0
Очень познавательный классный час ! Мне понравилось четкое, грамотное изложение материала. Спасибо автору за данную работу !
Светлана Владимировна Шестакова # 29 декабря 2015 в 06:43 0
Очень интересная разработка! Любому ребенку, да и взрослому будет интересно узнать о своём имени! Все четко и ясно спланировано!
Полина Александровна Лебедева # 20 апреля 2016 в 08:35 0
спасибо
Елена Александровна Смолина # 18 июня 2016 в 08:31 0
Оригинальный классный час! Действительно, подготовка к классному часу побуждает учащихся к самопознанию, самостоятельному поиску информации. Это очень важно, возьму на заметку.
Инна Анатольевна Вайлерт # 18 июня 2016 в 19:14 +1
Непринужденный, познавательный, веселый классный час. Полезная разработка, подходит как для школы, так и для проведения НОД в детских садах. Возьму себе на вооружение.Спасибо большое, творческих вам успехов.
Ольга # 11 октября 2016 в 16:22 0
Увлекательное занятие, касающееся каждого ученика, чем и привлекает внимание. Обязательно возьму на вооружение.
Ольга Викторовна Смольянова # 27 сентября 2017 в 18:57 0
Очень понравилась разработка классного часа. Я проводила подобный, но кое-что взяла бы для усовершенствования своего занятия. Спасибо Вам за труд!