Тема: «О добросовестном отношении к труду» (беседа-размышление)
Цели и задачи классного часа
— Воспитать у детей потребность в учении, добросовестном отношении к нему;
— мотивировать школьников к приобретению знаний.
Вначале учитель проводит беседу.
Учитель: Как и каждый труд, учение требует напряжения сил, прилежания, способности преодолевать трудности и, конечно, не опускать руки при неудаче.
А как вы понимаете выражение «добросовестно учиться»?
Но это ведь не значит, что надо получать только оценки «четыре», «пять». Очень важно воспитывать в себе умение самостоятельно контролировать и объективно оценивать свое отношение к учению. (Сравнить отличника, «хорошиста» и слабоуспевающего.) И очень важно, ребята, воспитывать в себе потребность учиться на совесть, добросовестно, честно. Помнить, что вы получаете знания, которые так необходимы вам будут в жизни. И, конечно, не опускать руки перед неудачей, а преодолевать возникающие трудности, преодолевать лень, неорганизованность.
Обсуждение рассказа «Федина задача»
Учитель читает рассказ:
«Раз как-то зимой Федя Рыбкин пришел с катка. Дома никого не было. Младшая сестра Феди, Римма, уже успела сделать уроки и пошла играть с подругами. Мать тоже куда-то ушла.
— Вот и хорошо! — сказал Федя. — По крайней мере, никто не будет мешать делать уроки.
Он включил телевизор, достал из сумки задачник и стал искать заданную на дом задачу. На экране телевизора появился диктор.
— Передаем концерт по заявкам, — объявил он.
— Концерт — это хорошо, — сказал Федя. — Веселей будет делать уроки.
Он отрегулировал телевизор, чтоб было погромче слышно, и сел за стол. «Ну-ка, что тут нам на дом задано? Задача номер четыреста тридцать девять? Так... «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...»
Вместо диктора на экране появился певец в черном костюме и запел густым рокочущим басом:
Жил-был король когда-то,
При нем блоха жила,
Милей родного брата
Она ему была.
— Вот какой противный король! — сказал Федя. — Блоха ему, видите ли, милей родного брата!
Он почесал кончик носа и принялся читать задачу дальше: «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки...»
— Блоха! Ха-ха! — засмеялся певец и продолжал петь:
Позвал король портного:
— Послушай, ты, чурбан!
Для друга дорогого
Сшей бархатный кафтан.
— Ишь, что еще выдумал! — воскликнул Федя, — блохе — кафтан! Интересно, как портной его шить будет? Блоха ведь маленькая!
Он прослушал песню до конца, но так и не узнал, как портной справился со своей задачей. В песне ничего про это не говорилось.
— Плохая песня, — решил Федя и опять принялся читать задачу. «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи, по восемьдесят килограммов в каждом. Рожь смололи, причем из шести килограммов зерна...».
Он был титулярный советник, Она — генеральская дочь, — запел певец снова.
— Интересно, кто такой титулярный советник? — сказал Федя. — Гм.
Он потер обеими руками уши, словно они у него замерзли, и, стараясь не обращать внимания на пение, принялся читать задачу дальше:
— Так. «... Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки. Сколько понадобилось машин для перевозки всей муки, если на каждой машине помещалось по три тонны муки?»
Пока Федя читал задачу, песенка про титулярного советника кончилась и началась другая:
Легко на сердце от песни веселой,
Она скучать не дает никогда,
И любят песню деревни и села.
И любят песни большие города!
Эта песенка очень понравилась Феде. Он даже забыл про задачу и стал пристукивать карандашом по столу в такт.
— Хорошая песня! — Одобрил он, когда пение кончилось,— Так... о чем тут у нас говорится? На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...
— Однозвучно гремит колокольчик, — послышался высокий мужской голос из телевизора.
— Ну, гремит и пусть гремит, — сказал Федя. — Нам-то какое дело? Нам надо задачу решать. На чем тут мы остановились? Так... Для дома отдыха купили двадцать одеял и сто тридцать пять простынь за двести пятьдесят шесть рублей. Сколько денег уплатили за купленные одеяла и простыни в отдельности... Позвольте! Откуда тут еще одеяла с простынями взялись? У нас разве про одеяла? Тьфу, черт! Да это не та задача! Где же та?... А, вот она! «На мельницу доставили четыреста пятьдесят мешков ржи...»
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит.
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит...
— Опять про колокольчик! — воскликнул Федя. — На колокольчиках помешались! Так... Утомительно гремит... в каждом мешке... рожь смололи, причем из шести килограммов муки вышло пять килограммов зерна... То есть муки вышло, а не зерна! Совсем запутали!
Колокольчики мои, цветики степные!
Что глядите на меня, темно-голубые?
— Тьфу! — плюнул Федя. — Прямо деваться от колокольчиков некуда! Хоть из дома беги, с ума можно сойти!.. Из шести килограммов зерна вышло пять килограммов муки, и спрашивается, сколько понадобилось машин для перевозки всей муки...
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном.
— Очень нам нужно еще алмазы считать! Тут мешки с мукой никак не сосчитать! Прямо наказание какое-то! Двадцать раз прочитал задачу — ничего не понял! Пойду лучше к Юре Сорокину, попрошу, чтоб растолковал.
Федя Рыбкин взял под мышку задачник, выключил телевизор и пошел к своему другу Сорокину».
Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:
— Как Федя относился к учению?
— Можно ли так выполнять домашние задания?
— Над какими качествами характера Феде надо поработать?
(Дисциплинированность, собранность, четкость выполнения заданий, целенаправленность, умение преодолевать трудности, самому добиваться правильного ответа, а не списывать.)
Учитель (ведет разговор об отношении к труду): Вы уже ребята взрослые, уже третьеклассники, поэтому должны уметь контролировать свои действия, анализировать результаты выполненной работы. Если вы взялись за какую-то работу, доведите дело до конца, причем все, что вы делаете, старайтесь делать быстро, красиво, тогда будет приятно и вам, и окружающим. Скажите, пожалуйста, как вы трудитесь дома? Какие имеете постоянные поручения? (Ответы детей.)
Обсуждение вопроса, как школьники могут помочь взрослым в труде, какую пользу Родине приносят они, собирая макулатуру, охраняя природу, птиц, животных.
(На конкретных примерах дети обсуждают, умеют ли они замечать, где нужна их помощь, знают ли они, как надо помогать друг другу в труде и учебе.)
Размышляем над рассказом В. Голявкина «Двойка», стихотворением Б. Заходера «Петя мечтает» и сказкой Е. Ильиной «Про вчерашний день»
Обсуждение рассказа.
«Двойку все-таки я получил. Хотя я вовсю старался. Почти все у Мишки списал.
Двойки я получал и раньше. Но то было раньше, а то теперь. От папы давно нет писем. С того дня, как он уехал. Я все боялся: придет письмо, папа спросит в письме, как там Петя, как учится, что я отвечу?
Нужно было исправить двойку. Ждать я больше не мог. Я решил объяснить все Пал Палычу.
— М-да... — сказал он. — Семь ошибок в одном изложении. Но выход есть. Вот возьми эту книжку. Вот этот рассказ. Ты прочтешь его дома. Только, чур — не заглядывать. Понял?
— А кто будет смотреть, заглядываю я или не заглядываю? — сказал я.
— Никто не будет смотреть. Не такой ты уж маленький. Взрослый парень. Чего за тобой смотреть!
— Как же так? — удивился я. — Я ведь буду смотреть.
— Не думаю,— сказал он.
— Почему же?
— Потому что на честность. Такой уговор. Как же можно смотреть! Тогда будет нечестно.
— Вот это да! — удивился я.
— Я тебе верю, — сказал Пал Палыч. — Я доверяю тебе, вот и все!
— Так-то так, — сказал я, — но кто будет знать?
— Можно считать, — сказал Пал Палыч, — что разговор у нас окончен.
— Конечно, конечно, — сказал я, — конечно...
Я, наверное, был очень растерян. Такого еще я не видел. Это прямо-таки удивительно!
Я прочел рассказ только два раза, больше я не открыл книжку. Хотя мне очень хотелось. Я писал с трудом. Так хотелось мне заглянуть в рассказ! Даже в классе писать было легче. Там можно было спросить у Пал Палыча. Можно было списать у соседа. А здесь было все на честность. Я все написал, как запомнил. Пал Палыч прочел и сказал:
— Человек ты, я вижу, честный. Так и напиши отцу.
— А как же двойка?
— Это не самое главное. Можешь считать, что ты ее исправил.
— А откуда вы знаете, — спросил я, — честный я или нечестный?
— Сразу видно, — сказал Пал Палыч, — по изложению видно».
Чтение детьми стихотворения Б. Заходера «Петя мечтает».
...Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло —
Хорошо бы это было!
Если б, скажем,
Мне волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы Сам бы Мог
Отвечать любой урок...
Если б ручку мне впридачу,
Чтоб могла
Решать задачу,
Написать диктант любой —
Все сама,
Сама собой!
Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все
Свои места —
Вот была бы красота!
Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй...
Чтение сказки Е. Ильиной «Про вчерашний день».
«Жил-был мальчик Сережа. На столе у него стояли часы- будильник, а на стенке висел толстый отрывной календарь. Часы показывали часы и минуты, днем и ночью говорили свои «тик-так, тик-так», а календарь показывал не часы и минуты, а месяцы и дни, и молчал.
Но вот как-то раз календарь заговорил:
— Нынче уже восемнадцатое декабря, воскресенье, а Сережа наш за уроки еще и не принялся.
— Так-как, — сказали часы. — Уже скоро вечер, а он где- то бегает. Время-то летит...
Вот набегался Сережа, пришел весь в снегу. Снял пальто, валенки и сел уроки делать, а за окном уже темно. Глаза слипаются. Буквы по странице бегают, как муравьи. Положил Сережа голову на стол, а часы ему говорят:
— Тик-так, тик-так. Сколько часов прогулял, сколько минут потерял! Посмотри на календарь. Время-то летит...
Посмотрел Сережа на календарь, а на листке календаря уже не воскресенье, а понедельник, и уже не восемнадцатое декабря, а девятнадцатое.
— Целый день потерял, — говорит календарь, — целый день!
— Что потерял, то найти можно, — отвечает Сережа.
— А вот попробуй, поищи вчерашний день.
— И попробую, — говорит Сережа.
Только он это сказал, что-то подняло его, и очутился он на улице. А на улице еще светло, как днем, только не поймешь — сегодня это или вчера. По мостовой мчатся машины. Отбежал Сережа в сторону и видит: подъемный кран тащит кверху стену с дверью и окнами, новый дом растет все выше и выше, и строители тоже поднимаются все выше и выше.
Закинул голову Сережа и кричит:
— Дяденька! Не видать ли вам сверху, куда вчерашний день ушел?
— Вчерашний день? — спрашивает строитель. — А зачем он тебе нужен?
— Уроки сделать не успел, — отвечает Сережа.
— Плохое твое дело, — говорят строители. — Мы вчерашний день еще вчера обогнали, а завтрашний нынче обгоним.
«Вот чудеса! — думает Сережа, — Как же это можно завтрашний день обогнать?»
И вдруг видит — мама идет.
— Мама, — говорит Сережа, — где бы мне вчерашний день найти?
— А зачем он тебе? — спрашивает мама.
— Понимаешь, я его как-то нечаянно потерял... Только ты не беспокойся, мамочка, я его найду.
— Вряд ли найдешь, — говорит мама. — Вчерашнего дня нет, а есть только его след.
И тут же на панели — прямо на снегу — развернулся серебристый ковер с красными цветами.
— Вот наш вчерашний день, — говорит мама. — Этот ковер мы вчера на фабрике соткали.
Хотел Сережа разглядеть цветок получше, как вдруг ковер зашевелился, концы его поднялись, и Сережа увидел перед собой не ковер, а настоящий самолет с серебряными крыльями.
Смотрит Сережа — и цветы уже не цветы, а красные пятиконечные звезды. Так и горят на крыльях!
И вот Сережа уже сидит в кабине самолета.
— Товарищ летчик, — говорит Сережа, — как хорошо, что вы меня на самолет взяли! Давайте вчерашний день догоним. Часы говорят, что время летит, а мы еще быстрей полетим.
— Как бы ты быстро ни летел, а вчерашний день никак не догонишь, — говорит летчик. — Его вчера ловить надо было.
Завел он мотор, самолет набрал высоту, и земля осталась далеко-далеко внизу...
Посмотрел Сережа в окошко, видит — плывет, догоняет их облачко, а на облачке стоит будильник.
— Динь-дилинь! — смеется будильник. — Куда летишь, мальчик?
— Вчерашний день ищу, — отвечает Сережа.
— Кто вчерашний день ищет, сегодняшний теряет, — говорит будильник.
— Как так? — спрашивает Сережа.
— Так-так, — отвечает будильник.
И вдруг Сережа видит — облако уже не облако, а календарь, и на нем уже не девятнадцатое декабря, а двадцатое, и не понедельник, а вторник.
— Вторник! — так и ахнул Сережа. — Я два дня потерял.
Тут в самолете что-то стукнуло, самолет завертелся, Сережа вскрикнул и открыл глаза.
Над ним стояла мама.
— Что с тобой, сынок? Ты чего испугался?
— А какой сегодня день? — спрашивает Сережа.
— Воскресенье.
— Вот хорошо! — говорит Сережа. — Значит, я еще не совсем потерял вчерашний день, то есть сегодняшний?
— Почти потерял, — говорит мама. — Ну, да уж ладно. Догоняй его, пока он и вправду не стал вчерашним.
— Тик-так, — сказали часы.
Календарь ничего не сказал, но думал то же самое. Это был очень умный отрывной календарь. Он много знал, да помалкивал».
Учитель обсуждает с учащимися, о чем прочитанный рассказ, затем читает стихотворение «Все для всех» Ю. Тувима.
Каменщик строит жилища,
Платье — работа портного.
Но ведь портному работать
Негде без теплого крова.
Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьет, натачает?
Стало быть, так и выходит:
Все, что мы делаем, — нужно.
Значит, давайте трудиться
Честно, усердно и дружно.
Подведение итогов классного часа
Учитель обращает внимание детей на то, почему для обсуждения были выбраны именно эти рассказы, стихотворения и сказки. В краткой беседе обсуждается, о чем они и о чем в целом шел разговор на классном часе.
Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы
Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка
Конспекты классных часов для 3 класса
Ирина Викторовна Власова # 23 июня 2018 в 18:29 0 | ||
|