Цели мероприятия
1. Познакомить учащихся с историей Пскова.
2. Воспитывать у учащихся патриотизм, интерес к истории родного края.
3. Учить детей видеть прекрасное в музыке, живописи, скульптуре.
4. Учить детей самостоятельно искать материал для занятий.
Подготовка
1. Классный руководитель готовит оборудование: книги о Пскове, книгу «Ледовое побоище», рисунки памятников, кассеты с музыкальным сопровождением, макеты башен и крепостной стены, костюм княгини Ольги, иллюстрацию с Александром Невским, разрезные картинки, ключ — сувенир от Пскова, вопросы на карточках для групп, листы с заданиями.
2. Оформляется газета со стихами детей.
Участвуют учащиеся 3-го класса, классный руководитель. Оформляется доска.
|
Эти храмы молились за Русь, Эти стены ее защищали... Я в историю Пскова гляжусь. В ее самые дальние дали. Е. Самуйлов |
|
|||
Памятник княгине Ольге |
Памятник А. Невскому |
Памятник «300 лет обороны от войск Стефана Батория» |
Памятник танку Т-34 |
||
Освобождение Защита Оборона |
|||||
|
|||||
|
Классный руководитель. Сегодня мы с вами поведем разговор о нашей Псковской земле, вспомним историю нашей Родины. У нас появится возможность поговорить с историческими личностями, задать им вопросы. Диалог через века помогут провести ваши группы, получившие задания, связанные с историческими памятниками нашего города. Мы будем путешествовать из века в век, от одного памятника к другому. Как вы думаете, к какому памятнику мы отправимся сейчас и в какой век перенесемся?
Ученики. Это памятник княгине Ольге (X в.).
На фоне музыки дети читают стихотворение Валерия Мухина «Святая Ольга».
1-й ученик
Ольга, Ольга, могучие силы
Ты впитала от псковской земли,
Чтоб великую силу России
Все народы увидеть смогли.
2-й ученик
Только раз ты — за Игоря — мстила.
После — правила твердой рукой.
Русь Великая силы копила,
Обрела тишину и покой.
3-й ученик
Ольга, Ольга, своею судьбою
Ты хранила Руси доброту;
Ты недаром зовешься святою —
За святую души красоту.
4-й ученик
Ольга, Ольга, во славу народа
Ты Россию сумела поднять,
Ты училась добру у природы
И учила Россию, как мать.
Появляется ученица, исполняющая роль княгини Ольги.
Княгиня Ольга. Я — княгиня Ольга. Моя родина Выбуты. Родители внушили мне правила честной и разумной жизни. Однажды случилось мне перевезти на лодке князя Игоря, который охотился в наших краях. Когда пришло время князю жениться, он вспомнил обо мне, и мы стали супругами. У нас родился сын Святослав. Но смерть настигла моего мужа. Игоря убили древляне. Я отомстила за смерть мужа Я управляла землей русской. Злым внушала страх, добрых награждала. Я помогала нищим и убогим, исполняла справедливые просьбы. Я первой приняла крещение на Руси, создала первую церковь. Однажды, когда я стояла на берегу реки Великой, увидела три луча, сходящихся в одном месте, и повелела построить в этом месте церковь во имя святой Троицы. Я прожила долгую жизнь и всю жизнь заботилась о людях.
Классный руководитель. Какие вопросы вы хотите задать Ольге?
Дети задают разные вопросы.
Княгиня Ольга. Какие места в Пскове связаны с моим именем?
Дети отвечают.
Классный руководитель. Посмотрите на рисунки. Такой, ребята, вы увидели Ольгу. Какие слова благодарности мы могли бы сказать Ольге?
Дети высказывают свои мнения.
А теперь посмотрите на следующий рисунок. В какой век уведет нас этот памятник? Памятник Александру Невскому и его дружине был создан в XIII в.
На фоне музыки дети читают стихотворение Ивана Иванова «На горе Соколихе».
1-й ученик
Плечом к плечу дружина боевая.
Неколебим и мощен славный князь.
Себя в далеких предках узнавая.
Я буду жить, как русичи, борясь
2-й ученик
А не бороться — значит жить в неволе
И в толще лет без времени пропасть...
Не лучше ли каре поставить в поле,
Отбить пришельиам пагубную страсть?
3-й ученик
Здесь на горе, где дует буйный ветер,
Где лишь цветы, да пожня, да трава.
Открою я, что есть на белом свете
Однажды прозвучавшие слова.
4-й ученик
Пусть враг умрет, коль он с мечом прибудет.
Пусть сдастся враг иль будет побежден,
Пусть на носу зарубят злые люди:
Скобарь для чести матерью рожден!
Классный руководитель. Одна из групп подготовила для вас игру «Кто хочет стать знатоком истории?».
Учащиеся задают вопросы.
Ученики
1. Почему Александра Невского назвали «Невским»? (Он одержал победу над шведами на реке Неве.)
2. В каком году было Ледовое побоище? (В 1242 г.)
3. От кого защищала дружина Александра Невского русскую землю? (От немцев-крестоносцев.)
4. Где произошла битва? (На Чудском озере.)
5. Что помогало воинам дружины Александра Невского и мешало немецким рыцарям? (Немецкая конница имела тяжелые доспехи.)
6. Какие слова, ставшие крылатыми, произнес Александр Невский в тот день? («Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет».)
Классный руководитель. А теперь сложите картинки и вы увидите воинов войска Александра Невского.
Ученики работают с разрезными картинками.
Выберите на доске слово, наиболее подходящее для роли Александра Невского в истории русской земли, и скажите, кем он был для русских людей.
Ученики. Защитником земли русской.
Классный руководитель. Рассмотрите этот рисунок. В честь какого события поставлен данный памятник?
Ученики. В честь 300-летнего юбилея обороны Пскова от войск Стефана Батория.
Классный руководитель. Перед вами следующий рисунок. В какой век мы отправляемся?
Ученики. B XVI в.
На фоне музыки дети читают стихи Владимира Боровикова «Покровская башня».
1 -й ученик
Ни тучки от грозы вчерашней
На небе и в помине нет.
Зажегся над Покровской башней
Омытый ливнями рассвет
2-й ученик
В те времена, когда Баторий
Стоял здесь, требуя ключи,
Помножив гнев святой на горе
Взошли на стены псковичи.
3-й ученик
Воспоминания доныне
Хранит стославная земля, —
Как здесь о русскую твердыню
Разбилось войско короля.
4-й ученик
Как шли на клич набатных звонов
В бессмертье русские сыны..
Молчу у тихих бастионов.
Повитых былью старины.
5-й ученик
Иду, и лестница крутая
Уводит в давнее меня,
И льются, путь мой озаряя.
Лучи безоблачного дня.
Художник Карл Брюллов посвятил осаде Пскова картину «Осада Пскова Стефаном Баторием». Правда, картина незакончена. Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на картину? Какие краски преобладают и почему? Какие качества проявили псковичи во время осады Пскова?
Ученики. Стойкость, мужество, отвагу, героизм, самоотверженность.
Классный руководитель. Какое слово характеризует события тех дней? Ученики. Оборона.
Классный руководитель. На постаменте танк. Как вы думаете, в каком веке мы окажемся?
Ученики. В ХХ в.
Классный руководитель. Какое событие вспоминается при взгляде на этот памятник?
Ученики. Освобождение Пскова от немецко-фашистских захватчиков.
На фоне музыки дети читают стихотворение Степана Щипачева «Псков».
1-й ученик
Был немец так же лют и брав, на каблуках — подковы.
Шли в восемнадцатом, поправ седую землю Пскова.
И это им в февральской мгле победою казалось.
Лишь каски ржавые в земле — все, что от них осталось.
2-й ученик
И в сорок первом шли, пыля, сжимая город с флангов.
Дрожала псковская земля от серых низких танков.
И это немцам в дымной мгле победою казалось.
Лишь прах железный на земле — все, что от них осталось.
Классный руководитель. Ребята одной из групп подготовили устный журнал о первых героях Советского Союза в Великой Отечественной войне и об освобождении Пскова от захватчиков.
Рассказ учащихся
Ученики
Летчики 158 истребительного авиационного полка, который с 1940 г. базировался в Пскове на аэродроме «Кресты», 28 июня 1941 г. в небе над Псковщиной таранили фашистские самолеты. Это были Петр Харитонов и Степан Здоровцев. А Михаил Жуков на следующий день, израсходовав боезапас, устрашающими маневрами загнал немецкую машину в Псковское озеро. Все трое получили звание Героев Советского Союза. Это были самые первые герои в истории Великой Отечественной войны.
Чтобы задержать продвижение немецких войск к Пскову, был отдан приказ взорвать все 8 мостов через реку Великую. Оставался только один мост — железнодорожный. Семен Григорьевич Банков принял решение пропустить артиллерию и взорвать мост. На мост успели ворваться вражеские танки. Саперы бросились поджигать бикфордовы шнуры. Мост с вражескими танками рухнул. При взрыве Семен Григорьевич погиб. Он первым среди инженерных войск был посмертно удостоин звания Героя Советского Союза.
Псков очень пострадал во время Великой Отечественной войны. Отступая, немцы заминировали дома, столбы и даже деревья. Саперы шли впереди, расчищая дорогу стрелкам. Бой на рубеже реки Великой с неослабевающим напряжением длился всю ночь с 22 на 23 июля. К 6 ч утра 23 июля 1944 г. Псков и его западные окраины были полностью очищены от немецко- фашистских захватчиков. Город лежал в руинах. Оккупанты разрушили 93% жилых помещений. Уничтожили все промышленные предприятия, 15 школ, электростанцию, многие исторические памятники. Фашисты пытались вывезти псковичей в рабство в Германию. В первый день после освобождения в городе было зарегистрировано 143 человека.
Классный руководитель. Вы замечательно работали. Насколько вы были внимательны, мы проверим с помощью задания. Нужно соединить стрелками события с датами и героями тех событий (выполнение задания в группах). Покажите во сколько баллов оценивает каждый свою работу.
Мы с вами тоже внесли свой маленький вклад в летопись Пскова — это ваши рисунки, творческие работы, ваши стихи. Я хочу отметить вашу хорошую работу и знания, и сказать, что вы уже можете получить ключ от Пскова. Вы только приоткрыли дверь, а теперь ваша задача и дальше знакомиться с историей Пскова. Я отдаю этот ключ первой группе со словами: «Мне в их работе понравилось то, что...».
Ключ передается от группы к группе, и каждая группа говорит о своей работе и о работе других групп.
Литература
Вальнер Н.А. Ольгин град: Кн. для детей младшего школьного возраста. Псков, 2001.
Иванов А. В. Псков. Старинный русский город: Путеводитель. Псков, 2003.
Конспекты классных часов для 3 класса
Конспект классного часа для 3 класса: Права ребёнка
Классный час, 3 класс. Маленькие тайны большой природы
Нет комментариев. Ваш будет первым!