Автор: Бондаренко Надежда Ивановна, учитель начальных классов МОУ ООШ№8 г. Сыктывкара Республики Коми
Описание материала: Предлагаю вам конспект классного часа, который был проведен в 4 классе по теме «Глаза – зеркало души». Данный материал будет полезен для учителей начальных классов, воспитателей группы продленного дня, студентов педагогических вузов. Материал носит познавательный характер, расширяет представления учащихся о глазах не только как об органе зрения, о который надо беречь с детства, но и как об органе чувств, который помогает раскрыть внутренний мир человека, понять его душевное состояние.
Цели: раскрыть значение глаз не только как органа зрения, но и как органа чувств, выражающего душевное состояние человека его внутренний мир;
формировать понимание необходимости бережного отношения к глазам, правильного ухода за ними;
развивать умение у учащихся вести рассуждение, высказывать свою точку зрения;
воспитывать культуру общения через групповую и коллективную работу, коммуникативные умения, чувство взаимопомощи.
Форма проведения: час общения
Оборудование: зеркальца для каждого учащегося, карточки с пословицами и фразеологизмами, лист ватмана, альбомные листы, фломастеры, краски.
1. Мобилизирующий этап.
(Учащиеся сидят в кругу на стульях)
Как много мы встречаем в жизни глаз.
Они глядят внимательно на нас.
Они ласкают нас, порой бранят,
Они без слов о многом говорят.
2. Сообщение темы и целей занятия.
-Как думаете, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе? (О глазах)
-Совершенно верно. Мы будем сегодня говорить о глазах. Тема нашего сегодняшнего классного часа «Глаза – зеркало души».
3. Раскрытие темы.
- Задумывались вы над тем, что могут рассказать ваши глаза окружающим?
- Одинаковы ли глаза у всех людей?
- Чем они отличаются? (Цветом, формой, расположением)
У людей глаза бывают разные,
Гордые, зовущие и властные,
Карие, зеленые и синие
Нежные, бездонные и сильные,
Серые и, словно ночи, черные,
Добрые, упрямые, покорные.
(Автор стихов Зубарева )
Посмотрите в глаза друг другу? Что увидели в глазах одноклассника?
- А вы сами в свои глаза смотрели?
- Посмотрите в свои глаза.
(У каждого ученика в руках зеркальце. Ребята смотрят в зеркальце ).
- Что вы увидели в своих глазах?
- Какого цвета у вас глаза?
- Понаблюдайте за своими глазами и скажите, долго ли они у вас могут находиться без движения?
- Когда зрачки сужаются? Расширяются?
- Глаза без движения долго не бывают. А знаете ли вы, что человек ежедневно моргает около 11 500 раз.
- Что же такое глаза?
(Орган зрения).
- Да, глаза - орган зрения - наши «окна» в окружающий мир. Но глаза не только орган зрения. Глаза – орган еще и чувств.
- Что же можно узнать почувствовать по глазам о человеке? Что могут рассказать нам глаза?
(Глаза могут рассказать о характере человека, здоров человек или болен, о его настроении, о его переживаниях ).
- Действительно, иногда от чужого взгляда «мороз по коже»… иногда весело и тепло. Глаза - это душа и сердце. Они могут рассказать о многом.
- А как вы думаете, что такое душа?
- По словарю Ожегова душа - это внутренний, психический мир человека, его сознание.
- По словарю Ушакова – это внутренний, психическимй мир человека.
- Значение слова душа по Ефремовой – это внутренний мир человека.
- Внутреннее состояние человека, его переживания можно увидеть по глазам.
Когда плачут глаза, видят все,
Когда плачет душа, это тайна…
Только слезы душевные те,
Кто – то все же заметил случайно.
Отражаются болью в глазах,
На лице белым мрамором стынут
Горьким вкусом на сжатых губах
Затаятся, души не покинув…
(Автор стихов Димитрий Жутэн)
- Да, действительно, часто человек свою боль, свои переживания старается не показывать окружающим. «На душе кошки скребут», «душа болит», говорится в народных изречениях. Кажется, человек внешне спокоен, но всмотритесь в его глаза и вы увидите, что в них отражается эта боль, переживания, душевное состояние. Не зря народная мудрость гласит: «Глаза – зеркало души».
Глаза одних сверкают солнцем,
Глаза других наполнены слезой,
Глаза способны отражать любое чувство,
Они всегда честны с тобой.
Глаза откроют множество секретов,
Ты только по внимательней смотри.
И если на вопросы ищешь ты ответы,
Взгляни в глаза, - в них зеркало души.
(Автор стихов Сычева Вера)
«Чужая душа - потемки», - гласит народная мудрость. Так ли это на самом деле? Состояние души отражается как в зеркале в наших глазах. В них отражаются все душевные переживания: испуг, досада, радость, горе, злость и далее. Таким образом, можно сказать, глаза умеют говорить. Часто можно слышать высказывания «все понятно без слов», «прочитать по глазам», «понять по глазам». Но говорят они не звуками, не словами, а своим выражением. Когда так говорят: «потухший взгляд», «колючий взгляд», «пристальный взгляд», «блеск в глазах»?
Когда узнать захочешь человека,
Смотри в глаза – в них зеркало души.
Они не станут врать, ведь не дано им это.
Глаза не врут – они всегда чисты.
(Автор Сычева Вера).
- Согласны ли вы с высказыванием «Словами можно обмануть, глазами – это невозможно».
- Почему человеку, который обманывает, говорят: «Посмотри мне в глаза»?
- Да, действительно, человек может обманывать, но только не глаза. Глаза выдают обманывающего человека. Говорят, что у такого человека «бегающий взгляд».
Глаза… не лгут…они как голоса...
Наружу прорываются сквозь веки.
И если хочешь правду знать о человеке…
Не слушай слов…смотри ему в глаза!!!
(Автор стихов Александр Николаевский)
- Почему же говорят, что глаза – зеркало души?
(Глаза очень заметно реагируют на изменения состояния души, если на душе плохо – глаза плачут, если весело – искрятся. Силой взгляда мы способны передать свои мысли, во взгляде отражается ум, внимание и ясность мысли. По взгляду можно понять, что происходит в данный момент с человеком. Ему действительно весело или он притворяется).
- Ребята, давайте чаще смотреть друг другу в глаза и, чтобы при этом, наши глаза светились радостью, теплотой, лаской.
- О глазах существует много пословиц, фразеологизмов. Объясните значение фразеологизмов.
4. Объяснить фразеологизмы. Работа в группах.
(Дети делятся на группы, вытаскивая жетончики 1,2, 3, 4, 5).
1 группа - глаза на лоб лезут
2 группа - глаза разбежались
3 группа – с глазу на глаз
4 группа – глаза бы не смотрели
5 группа – говори в глаза
5. Объясни смысл пословиц. Работа в группах.
1 группа – Честные глаза вбок не глядят
2 группа – Правда, как оса, лезет в глаза.
3 группа – Наглеца узнаешь по глазам, как осла по ушам.
4 группа – Глаза карие – люди бравые, глаза серые – люди смелые.
5 группа – Глаза не видят, так и душа не ведает.
- Глаза - наши помощники. Они помогают нам видеть окружающий мир. Глаза – наши труженики. У них есть защитники: брови, веки, ресницы, слезы, которые защищают их от пыли, грязи, механических повреждений. При отсутствии слез, произошло бы обезвоживание глаз и тогда очень быстро наступила слепота. Несмотря на то, что у глаз есть защитники, они все равно нуждаются в защите, в отдыхе и постоянном уходе. Для снятия утомляемости, для глаз разработаны специальные упражнения. Давайте сделаем физминутку для глаз.
6. Физминутка для глаз.
1. Посмотрите вдаль в окно.
2. Зажмурить глаза, а потом открыть ( 5 раз).
3. Не поворачивая головы, посмотреть налево, направо, вверх, вниз (5 раз).
4. В центре доски поставлена точка. Посмотреть на точку, на верхний правый угол доски, на точку на нижний правый угол доски, на точку на верхний левый угол доски, на точку на нижний левый угол доски
- От формы глазного яблока зависит зрение человека. Когда человек плохо видит далеко, у него развита близорукость и наоборот, если он видит плохо близко, то у него развита дальнозоркость. В таких случаях врач окулист приписывает очки. Но многие школьники стесняются носить очки. Этим они причиняют вред своему зрению, так как зрение будет еще больше ухудшаться. Чтобы сохранить зрение, надо стараться придерживаться правил при работе с книгой, просмотре телевизора, при работе на компьютере и т.д.
5.Творческая работа в группах.
- Сейчас мы разделимся на группы и попробуем составить правила – рекомендации. (Даны карточки, на которых написаны слова: книга, телевизор, компьютер, очки, витамины. Дети берут по одной карточке. Согласно карточек формируются группы).
1 группа - составить правила – рекомендации при выполнении домашних заданий.
2 группа - составить правила – рекомендации при работе на компьютере.
3 группа – составить правила – рекомендации при просмотре телевизора.
4 группа – пользуясь справочной литературой, составить список овощей и фруктов, употребление которых способствует укреплению зрения.
6. Оформление коллективного плаката «Береги зрение!»
Итог: - Какая тема нашего классного часа?
- Какой вывод можно сделать?
1. Глаза - зеркало души. Они передают душевное состояние человека.
2. Глаза никогда не врут.
3. Глаза помогают человеку созерцать окружающий мир.
4. Глаза надо беречь с детства.
5. Не стесняться носить очки тем ребятам, кому это необходимо.
6. Делать ежедневно физминутки для глаз. Давать глазам отдых.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час для 3-4 класса по теме «Россия – Родина моя»
Классный час 4 класс. Символы государства
Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»