Конкурсы

Классный час в 4 классе. Символы московского государства

Конспект классного часа для 4 класса «Возвышение Москвы. Символы московского государства»

Цели: закрепить у учащихся знания, полученные на уроках окружающего мира; развивать познавательную активность детей, коммуникативность; прививать интерес к предмету.

Ход мероприятия

I. Сообщения учащихся: «Символы Москвы», «Московский Кремль», «Царь-пушка», «Царь-колокол», «Колокольня Иван Великий» (Альтернативой может быть «путешествие» по «Мультимедийной энциклопедии Кирилла и Мефодия»)

II. Игра-викторина «Возвышение Москвы».

Вопросы викторины:

1. Назовите год основания Москвы. (1147)

2. Кто был основателем Москвы? (Князь Юрий Долгорукий)

3. Какой святой считается покровителем Москвы? (Святой Георгий Победоносец. Он изображен на гербе Москвы)

4. Как город получил свое название? (Город расположен в болотистой местности, среди лесов. Там протекала река, которую называли «Мостка; «Мостков», «Москов». От названия реки и возникло - «Москва»)

5. Как назывался город-крепость, построенный на холме? Почему строили эту крепость? (Это Кремль. Его строили для защиты от врагов. Крепость укрепляли, обносили высокой стеной с заостренными кольями, окружали рвом с водой)

6. Назовите прозвище третьего московского князя Ивана Даниловича. В чем его заслуга? (Этого князя звали Иван Калита, то есть «кошель», «сумка с деньгами». Он вел хитрую политику - подкупал хана Золотой Орды, его приближенных, а собранные как дань деньги тратил на покупку земель и присоединял их к Москве. Таким образом Московское княжество крепло, что было нужно для свержения татаро-монгольского ига. Иван Калита объединил вокруг Москвы Рязанское, Можайское, Смоленское, Тверское, Дмитровское, Серпуховское, Калужское княжества. Иван Калита отстраивал Москву. Город стал центром культуры, ремесел, торговли)

7. Сколько лет господствовало на Руси татаро-монгольское иго? (200 лет)

8. Какой князь отважился на войну с Золотой Ордой и почему? (Это Дмитрий Донской, так как его княжество окрепло, его поддерживали многие удельные князья, бояре, церковь)

9. В каком году произошла Куликовская битва? (8 сентября 1380 г. В честь этой победы князя Дмитрия прозвали Донским)

10. Когда и при каком князе произошло освобождение от татаро-монгольского ига? (В 1480 году при Иване III Васильевиче)

III. Выполнение заданий.

Объясните русские имена

Древние русичи имели много имен, значение которых понятно нам и сейчас. Некоторые древние русские имена используются и поныне. Попробуйте объяснить значение следующих русских имен:

Владимир - «владеть миром»;

Вячеслав - «большая слава»;

Святослав - «святая слава»;

Добрыня - «добрый»;

Забава - «забавная, дающая радость»;

Лада - «красивая, ладная»;

Гостята - «гостеприимный»;

Всеволод - «владеющий всеми»;

Любава - «дающая любовь»;

Ярослав - «грозный, гневный, добывший славу мечом».

Разгадайте кроссворд

По горизонтали:

1. Великий русский полководец. (Невский)

2. Основатель Москвы. (Долгорукий)

3. Главная площадь России. (Красная)

4. Большое озеро. (Байкал)

10. Изображение на гербе России. (Орел)

По вертикали:

3. Есть Московский, Новгородский ... (Кремль)

5. Самый жестокий царь - прозвище. (Грозный)

6. Великая русская река. (Волга)

7. Столица России. (Москва)

8. Денежная единица России. (Рубль)

9. Один из символов государства. (Герб)

IV. Подведение итогов.

Историческая справка

Царь-пушка - самая крупная из пушек-бомбард.

Пушки-бомбарды появились в Германии с середины 1340-х годов.

Это новое огнестрельное оружие становилось главным средством борьбы с рыцарями, засевшими в неприступных замках.

Со второй половины XIV века европейцы начинают изготавливать очень крупные орудия. Некоторые из них до сих пор украшают площади европейских городов и крепостей. Их колоссальные размеры поражают.

Стволы огромных орудий отливались из бронзы в земляной яме. Название «бомбарды» образовалось от латинского «бомба» - «грохот» и «адере» - «гореть». Действительно, бомбарды издавали при выстреле грохот, от которого, по свидетельству очевидцев, «лошади падали замертво». Бомбарды метали огромные камни.

Московская Царь-пушка - самая крупная из бомбард: вес ствола 38,4 тонны, длина 5,34 метра, масса ядра 750 кг, диаметр канала ствола 89 сантиметров.

Заряжали ее несколькими мешками пороха общим весом 34 килограмма. Для бомбардировки каких городов делали Царь-пушку? Это теперь никто не скажет. Она была отлита знаменитым мастером Андреем Чоховым в 1586 году по заказу царя Федора Ивановича, возможно, для войн с Польшей или Литвой. Однако ко времени завершения ее создания русская бомбарда устарела и никуда из Москвы не вывозилась. В Европе от огромных бомбард отказались еще раньше. Время артиллерийских динозавров прошло. Царь- пушка осталась в Кремле как памятник литейного мастерства.

Колокольня «Иван Великий».

Колокольня «Иван Великий» занимает главенствующее место в архитектурном ансамбле Кремля и прозвана так за высоту - 81 метр. В течение нескольких веков она господствовала над столицей, определяя ее силуэт (по царскому указу в Москве запрещалось строить здания, превосходящие ее высотой) и, помимо прямого назначения, служа еще и дозорной вышкой. Возвел ее в 1505-1508 годах итальянский зодчий Бон Фрязин, а столетие спустя колокольня была еще надстроена по приказу Бориса Годунова. В 1812 году уходящие из Москвы войска Наполеона пытались ее взорвать, но «Иван Великий» выстоял.

У подножия колокольни находится самый большой колокол в мире - Царь-колокол, отлитый около 1735 года Иваном и Михайлой Моториными. Царь-колокол имеет в диаметре 6,6 метра и весит 200 тонн.

Колокольня «Иван Великий», Царь-пушка, Царь-колокол являются уникальными историческими памятниками Московского Кремля, а сам Московский Кремль был издревле окружен ореолом неприступности, как «восьмое чудо света».

Рекомендуем посмотреть:

Стихи и песни о Москве для школьников

Классный час 4 класс. Символы государства

Викторина о Москве для младших школьников с ответами

Рассказы о Москве для школьников

Классный час в 4 классе. Познай себя

Оксана Николаевна Шевелева # 15 августа 2016 в 16:40 0
Отличный материал. Познавательный и интересный.