Учитель. Скульптура, как и живопись, древнейшее из искусств. До нашего времени сохранились произведения, которым насчитывается несколько тысяч лет. Слово «скульптура» произошло от латинского слова «вырезаю», «высекаю». Кто же был главным героем для произведений скульптуры? Человек. В древности небольшие фигурки людей вырезали из дерева и высекали из камня. Такие фигурки были нужны в основном для религиозных церемоний. Эти фигурки, конечно, не могли быть красивыми, так как тогда еще не было хороших инструментов для обработки этих материалов. Вырезались также фигурки богов, птиц и зверей. А в Древнем Египте уже вырезали фигуры в рост человека, а то и гораздо больших размеров. Такие фигуры уже лучше обрабатывались и стали похожи на настоящие скульптуры.
Один из наиболее великих периодов развития скульптуры наступил с развитием Древней Греции. Для жителей Древней Греции скульптурное изображение было одним из наиболее важных форм самовыражения. Главным объектом в искусстве скульптуры стала фигура человека. Скульпторы искали способы передать совершенство человеческого тела (показать иллюстрации скульптур). А вот этой скульптуре, которая называется «Мыслитель» (Родена), по сравнению со скульптурами Древней Греции совсем мало лет, чуть больше 100, но она является чуть ли не самой любимой скульптурой всего человечества, потому что автор вложил в нее идею, которая раскрывает саму суть человека: «Человек - это мыслящее существо». До этой скульптуры никому этого не удавалось сделать. Как развитие скульптуры, так и развитие всего человечества привело к выводу, что человек - это не только тело, это, прежде всего, ум и чувства человека. Как мы их называем одним словом?
Дети. Душа.
Учитель. Именно понимание того, что мысли человека гораздо важнее его телесной составляющей, заставляют художников всех видов искусств уделять этому все больше и больше внимания. Ведь когда мы смотрим на портрет человека, конечно, нам интересна его внешность, но гораздо интереснее понять, каким был этот человек. В нашем сознании незримо присутствует вопрос о качествах человека: какой? Хороший или плохой, нежный или жестокий, милосердный или грубый. Этот вопрос возникает, конечно, у тех, кто понимает, что бывает красота внешняя и красота внутренняя. В противном случае все не симпатичные люди вызывали бы у нас чувство неприятия. Но очень часто именно внутренняя сила человека, его внутренняя красота заставляют нас останавливать свое внимание на том или ином портрете. (Показать репродукции.) И здесь, конечно, очень важно мастерство художника: сумел ли он понять человека и выразить это на портрете. В скульптуре очень трудно выразить выражение лица, передать саму суть человека. Этого можно достичь скорее позой («Мыслитель») или какими-то символами (скульптура бога Аполлона с лирой - покровитель искусств). Наиболее древние и ценные скульптуры находятся в музеях, но есть скульптуры, которыми украшают парки. Их называют памятниками. Памятники отливают из бронзы или высекают из гранита и мрамора. Много памятников в Москве, столице нашей Родины, Санкт-Петербурге и других городах (показать иллюстрации). Памятники создают в память о великих людях своего Отечества, о тех, кто самоотверженно служил своей Родине. Есть памятники великим литераторам, полководцам, композиторам, правителям России. (Кратко рассказать о людях, которые стали прообразами некоторых памятников. Привести один-два примера.) А со скульптурами малых форм вы все хорошо знакомы, ведь у каждого из вас, наверное, есть дома вот такие небольшие статуэтки, изображающие людей и зверушек. Порой они забавны и очень трогательны. В скульптуре художник по-своему славит жизнь, открывая нам то, что мы часто не замечаем, и призывает любить все прекрасное в окружающем нас мире.
Кому из вас нравится лепить фигурки из пластилина? Что вам больше всего нравится лепить? (Ответы.) Одним из самых основных материалов для скульптура является глина (показать природную, пластичную и застывшую глину после обжига). Именно из нее делают сначала скульптуру, чтобы воочию увидеть, что же получится из замысла, из того образа, который скульптор носил в своей душе. Простая глина, которая лежит у нас под ногами, - и эта же глина как великий символ в понимании человеческой жизни. Вы слышали выражение, которое всегда применяют, когда хотят сказать о созидании, творении, творчестве, о создании образа? Аллегорическое (образное) выражение «Бог вылепил человека из глины» очень показательно в этом смысле, ибо означает, что человек - это божественное творение. Существует три состояния глины, которые соответствуют трем этапам в жизни человека. Нам нужен исследователь, который будет исследовать глину. При увлажнении глина становится пластичной, и из нее можно вылепить все что угодно. Так и человек: в молодости, когда он мало что знает и умеет, из него можно «вылепить» тоже все, что угодно, потому что он очень податлив в руках тех, кто его окружает. Именно об этом периоде жизни есть очень хорошие и правильные слова, которые мы сейчас с вами запишем в «тетрадь мудрости» (завести тетрадь, в которую дети будут записывать мудрые выражения и заучивать), а дома вы их выучите.
I этап: «Старайся быть мудрым скульптором в работе над самим собой и другими, и бойся быть рыхлой глиной в руках дурного товарищества» (Е. И. Рерих) Второй этап в жизни человека наступает, когда он приобрел знания и они стали его убеждениями. Этому этапу жизни соответствует состояние твердения глины, когда из пластичной глины вылепили фигурку, ее оставляют на воздухе твердеть, и она становится уже вот такой твердой. (Показать вылепленную твердую фигурку.) Если человек в чем-то уверен, то о нем так и говорят: «Он тверд в своих убеждениях». Именно в этот момент человек, по сути, и становится человеком, он как бы приобрел свою форму, выбрал путь, по которому ему предстоит пройти в жизни. Давайте запишем слова, которые помогут вам подготовиться к этому этапу.
II этап: «Вырабатывай в себе твердость и постоянство, и не развлекай себя во время работы».
И, наконец, III этап. Если человек овладел правильными убеждениями, научился трудиться, то все жизненные испытания для него как закалка в огне, после которой никто и ничто не может его сломить. Тогда он сам становится опорой близким. Этот этап соответствует обжигу глины в огне, в печах с большим жаром. Тогда глина становится вот такой (показать).
Пишем в тетради слова для третьего этапа.
III этап: «Каждую неудачу и горький опыт преврати в ценнейший урок, который послужит тебе руководством в дальнейшем».
Вы сейчас находитесь на первом этапе жизни. Он самый главный, ведь очень важно, что мы лепим: красоту или безобразие, любовь или ненависть, милосердие или жестокость в своей душе. Когда вы будете смотреть на скульптуры, памятники, статуэтки, всегда вспоминайте, что вы тоже скульптор своей души, своей жизни и своего счастья, а лучше об этом помнить всегда. А как вы думаете, можно ли сразу, как только вы этого захотели, стать хорошим? (Ответы.)
Портятся не сразу, а незаметно
У хорошего и доброго Сергея в новом дворе появилось двое новых приятелей. Он с ними подолгу играл, но единственное, что ему не нравилось, - это то, что они любили зло шутить с другими, а пошутив, злорадствовали и насмехались. Сначала Сергею это не нравилось, и во время таких шуток он отворачивался в сторону. Но за целый месяц он постепенно к этому привык и уже не отворачивался, а некоторые особо смешные, злые шутки вызывали в нем улыбку. Зло, причиняемое другим, уже не казалось ему таким страшным и некрасивым, что гут особенного, ведь это же шутка. Прошел еще месяц, и однажды он сам попробовал пошутить, насыпав песка за шиворот одной девочке. Теперь злые шутки стали казаться ему совсем обыкновенным делом, а когда кто-то плакал или его ругали, он любил говорить:
- Что тут такого особенного, я же только пошутил.
Так за два месяца зло приятелей и их плохой пример незаметно и постепенно напитали доброго Сергея. Он перестал испытывать отвращение к безобразному, и зло для него стало обыкновенным и даже немного приятным.
Вопросы к тексту:
1. Как вы думаете, было бы приятно Сергею, если бы злые шутки были обращены к нему самому?
2. Нравятся ли вам злые шутки?
3. Если люди перестанут обращать внимание на зло и оно станет обычным делом, будут ли люди счастливы?
4. Нужно ли бороться со злом?
5. Как вы думаете, почему Сергей уступил злу? (Он оказался слабым человеком, не имеющим своего мнения.)
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Классный час на тему «Музеи», 1 класс
Классный час в начальной школе на тему «Архитектура»
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Нет комментариев. Ваш будет первым!