Нравственное воспитание на классных часах
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Находясь во множестве общественных и личных связей, человек должен определенным образом организовывать и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчиняться определенным нормам, правилам и требованиям.
Если правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность, то нравственные нормы и правила такого обязательного характера не имеют, и практически их соблюдение зависит от самой личности. Таким образом, соблюдение моральных норм и правил базируется не на принуждении, а, главным образом, на сознательности самой личности, на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения.
В связи с этим огромное значение приобретает нравственное воспитание в школе, и во главе этой работы оказывается классный руководитель. «Воспитательная работа, — писал А. С. Макаренко, — есть прежде всего работа организатора». В то же время следует помнить, что процесс нравственного воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие воспитателей, с другой — организованная и целенаправленная деятельность воспитанников. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.
Задачи по нравственному формированию учащихся в системе организации внеурочной воспитательной работы, которые призван решать классный руководитель, достаточно точно раскрыл М.И. Рожков:
• обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств;
• вооружение учащихся знаниями о морали, раскрытие её сущности, социальной и психологической целесообразности моральных норм; формирование культуры и организации повседневного быта, навыков и привычек нравственного поведения;
• систематическое накопление и обогащение опыта нравственного поведения учащихся путем организации их практической деятельности;
• организация нравственного самовоспитания детей.
В сущности, любая область поведения и жизни учащихся затрагивает сферу нравственности, поэтому все разнообразные виды педагогической деятельности классного руководителя так или иначе связаны и направлены на моральное воспитание, на стимулирование нравственного развития учащихся. Однако наиболее распространенной формой организации воспитательной работы классного руководителя остается классный час.
Формы работы на классном часе многообразны, причем в рамках одного классного часа они могут варьироваться. Как правило, большое место в работе занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. В деятельности классных руководителей особенно большое место занимает разъяснение «Правил для учащихся» как главных критериев поведения школьников.
Большое влияние на сознание и поведение учащихся оказывает пример других людей. Воспитательная сила примера основана на склонности и способности к подражанию. Пример поведения других людей оказывает прямое и косвенное воздействие на воспитанников, стимулирует их стремление к совершенствованию, самовоспитанию и изменению их жизненной позиции. Разумеется, жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание школьников на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы также необходимо.
У младших школьников жизненный опыт еще очень небогат. Для них воспроизведением общественной жизни является игра. Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно усваивать на практике правила поведения. «Игра, — говорил А.С. Макаренко, — имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игра, равно как и другие деятельностные формы работы, способствует приучению воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработке и закреплению у них устойчивых привычек поведения.
Также большую роль в нравственном воспитании младших школьников играет обсуждение на классном часе литературных произведений, прочитанных или инсценированных самими детьми. Такая работа помогает расширить кругозор школьников, усвоить нормы и принципы нравственности и одновременно развить у них художественный вкус.
Разработки классных часов, представленные в этом разделе, посвящены формированию поведенческой культуры и общепринятых моральных норм. Все предлагаемые занятия можно разделить на три направления: личностная культура, культура взаимоотношений и правила хорошего тона.
Классные часы в начальной школе можно разделить на разделы
Раздел «Воспитание личностной культуры» включает ряд занятий, которые формируют личностные качества человека: доброту, честность, бережливость, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Раздел «Формирование культуры взаимоотношений» на конкретных примерах, доступных детскому восприятию, раскрывает сущность нравственных отношений между людьми.
Уже в начальной школе необходимо дать детям представление о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими их людьми, раскрыть их нравственную сущность. Нравственная сущность взаимоотношений заключается в умении через призму собственного восприятия постичь внутренний мир другого человека. Самый благодатный материал — литературные образы, поэтому на каждом занятии используется много произведений детской художественной литературы. Благодаря художественному образу ребенок постепенно начинает оценивать себя — свои мысли, поступки, отношения с другими людьми, продвигаясь к пониманию, что рядом существует человек со своим внутренним миром. Анализируя поступки литературных героев, учитель помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.
Раздел «Правила хорошего тона» помогает детям освоить нормы и правила поведения в школе, на улице, в общественном месте. Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношение ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязательности выполнения на основе внутреннего принятия. Внутренний мир ребенка формируется через анализ и оценку действия как своих, так и окружающих его людей.
Классный час — это час живого общения между детьми и взрослым, поэтому очень важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, чтобы они ощущали себя не объектами воспитательного воздействия, а полноправными участниками серьезного содержательного диалога.
Рекомендуем посмотреть:
Инсценировка в начальной школе на нравственную тему
Патриотическое воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Игровое театрализованное представление для детей начальной школы на тему: Вежливость
Игра викторина для учащихся начальной школы. Гигиена и гардероб младшего школьника
Внеклассное мероприятие на нравственное воспитание младших школьников