Методическая разработка на тему: Здоровый образ жизни в начальной школе, 3 класс
Классный час в 3 классе по программе «Здоровье»: раздел «Питание и здоровье»
Цель: формировать отношение к правильному питанию как составной части здорового образа жизни.
Оборудование: рисунки с изображением овощей и фруктов; мяч.
Уровень усвоения:
- представления: познакомить детей с разнообразием фруктов, ягод и овощей - основными источниками витаминов и минеральных веществ; их значением для организма;
- отношение: формировать отношение детей к витаминам, как жизненно необходимым веществам, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания;
- способы поведения-, формировать привычку иметь овощи и фрукты обязательным компонентом ежедневного рациона питания.
Ход занятия
I. Вводная часть.
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит, в путь - на огород.
С грядки мы возьмем микстуру,
За таблеткой сходим в сад,
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Эти стихи не шутка, а правда. Если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужна аптека. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни. Здоровый образ жизни - это не только зарядка, закаливание, занятия спортом, а еще питание, потому что «мы - это то, что мы едим». Так говорится в поговорке.
Недостаток в пище витаминов и минеральных веществ восполнить могут только овощи и фрукты.
Правильно ли вы питаетесь? Попробуем узнать о себе побольше.
(С детьми проводится анкетирование. Свое мнение они пишут на листочках, потом зачитываются правильные ответы на вопросы. Можно анкетирование провести заранее, а на занятии зачитать только его результаты.)
Итак, чтобы вы были здоровы, надо употреблять больше в пищу... (Витамины, фрукты и овощи.)
Вы уже догадались, что беседовать мы будем сегодня о витаминах, которые содержатся в ягодах и фруктах; о том, как правильно питаться, чтобы не болеть.
Реклама (овощей).
II. Основная часть.
1. Игра «Овощи и фрукты».
Учитель передает мяч ученику, а он должен назвать овощ. При этом ребята могут говорить: «Положи в корзину... (название овоща)», «Кладу... (повернувшись к соседу)», «Положи в корзину...» и т. д.
За время игры помощник учителя крепит к доске рисунки с изображением овощей и фруктов (с загадками или стихотворениями).
- Молодцы! Вы знаете много овощей и фруктов. А вот какие витамины содержат те или иные фрукты и овощи и от каких болезней можно их употреблять, мы сейчас узнаем!
2. Викторина.
1) Какие овощи и фрукты рекомендуется употреблять людям с пониженным уровнем зрения и почему? (Морковь содержит витамин А, а черника - органические кислоты, влияющие на Улучшение зрения.)
2) Чем полезна облепиха? (Витаминное и противовоспалительное средство, используется сок плодов, отвар, а облепиховое масло используется для лечения незаживающих ран.)
3) Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы. (Лук.)
4) От каких болезней вы лечитесь соком лука? (От насморка - сок с сахаром и маслом, от кашля - сок с медом и сахаром.)
5) Почему при эпидемиях чумы и оспы перед дверью и внутри дома развешивают гирлянды «связки из лука, чеснока»? (Запах (фитонциды) лука и чеснока убивает бактерии.)
6) Эти разные листочки
Лечат сердце, лечат почки,
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит. (Петрушка.)
7) Этот плод - аптека наша,
Из него полезна каша.
Семечки - деликатес,
Диетическое блюдо -
От болезней всех! Ну, чудо! (Тыква.)
8) Листья - будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И все от воспаления. (Укроп.)
9) Эти листья и плоды
Содержат фитонциды.
Для кулинарии и врача
Они незаменимы.
Источник витамина С –
От кашля избавленье.
Те разноцветные плоды –
Леченье с наслажденьем. (Смородина.)
10) Эти вкусные плоды
Всем знакомы с древности.
Все, кто ели, не болели,
Зубы белые блестели,
Малокровие, ожирение
Побеждают они, без сомнения.
Вкусны варенье, сок, пюре.
А дерево растет у нас во дворе. (Плоды яблони.)
- После нашей викторины очень хочется, ребята, чтобы вы заинтересовались полезными свойствами тех продуктов, которые едите, и знали, какие витамины в них содержатся.
Физкультминутка
Если мы едим подземные части растений - надо присесть, если едим надземные части растений - встать во весь рост и вытянуть руки вверх.
III. Заключительная часть.
1. Игра «Экскурсия в поликлинику».
Дети - «врачи», а учитель - «больной», обращается с жалобами к ним, а дети отвечают. Можно использовать мяч.
а) Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Есть лук, чеснок.)
б) Помогите вылечить насморк. (Сок свеклы, моркови, лука закапывать в нос.)
в) Сколько раз в день надо есть, чтобы режим питания был правильным? (5 раз.)
г) Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? (Овощи и фрукты.)
д) Что надо есть на ночь? (Кефир.) Почему?
2. Стихотворение.
Овощи и фрукты любят все на свете.
Бабушки и дети секреты знают эти.
Виноград и вишня лечит все сосуды,
Абрикос - от сердца, груша от простуды.
Апельсин, как витамин, знают все, незаменим.
Ешьте фрукты, здоровейте, пейте сок и не болейте!
3. Анкета.
1. Употребляете ли вы в пищу свеклу, морковь, капусту?
а) всегда - 5 баллов;
б) иногда - 2 балла;
в) никогда - 0 баллов.
2. Сколько раз в день вы едите?
а) 4-6 раз - 5 баллов;
б) 3 раза - 3 балла;
в) 2 раза - 0 баллов;
г) сколько захочу - 0 баллов.
3. Вы употребляете в пищу овощи и фрукты?
а) ежедневно - 5 баллов;
б) 2 раза в неделю - 3 балла;
в) очень редко - 1 балл;
г) никогда - 0 баллов.
4. Когда и что вы едите на ночь?
а) мясо в 9 ч - 1 балл;
б) кашу в 9 ч - 2 балла;
в) стакан кефира или молока в 9 ч - 5 баллов;
г) ем когда захочу и что захочу до 11 ч - 0 баллов.
5. Употребляете ли вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?
а) иногда в супе - 1 балл;
б) никогда - 0 баллов;
в) ежедневно - 5 баллов;
г) иногда - 2 балла.
Дети на листочках пишут номер вопроса и букву правильного ответа: 1а, 26, Зв и т. д.
Потом зачитывается количество правильных ответов на каждый вопрос.
Если вы набрали 13-15 баллов, то вы достаточно употребляете в пищу овощей и фруктов, у вас правильный режим питания.
Если вы набрали 9-12 баллов, это означает, что вы не занимаетесь своим здоровьем, едите, когда и что придется. Но у вас дома об этом заботится кто-то другой, так что вы достаточно правильно питаетесь.
Если вы набрали 0-9 баллов, то вам нужно задуматься о своем питании, как о режиме, так и о рационе. Чем быстрее вы этим займетесь, тем лучше будет ваше здоровье.
4. Рефлексия.
- Что для вас оказалось интересным и полезным на занятии?
- Что нового узнали?
- Что вы хотели бы рассказать родителям?
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 3-4 классов
Сценарий сказки для учащихся начальных классов «Приключения Пети»
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Секреты здоровья
Классный час: Гигиена труда и отдыха, 3 класс
Классный час «Ослепительная улыбка на всю жизнь», 2 класс