Цели: познакомить детей с Конституцией России; закреплять знания детей о государственной символике; формировать у ребят чувство патриотизма, любви к своей Родине.
Звучит песня «С чего начинается Родина?». Под музыку ребенок читает строчки из этой песни:
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
Ведущий. Сегодня мы, ребята, с вами будем говорить о Родине. У каждого из нас с детства формируется свое понятие о Родине. Для меня Родина - это Алтай, где я родилась. Гам холодные горные реки, высокие горы, где летом не тает снег, сосны и ели. А вы, когда вырастете, где бы ни были, при слове «Родина» вспомните нашу любимую ласковую Волгу, теплый песок, жаркое солнце, красивую набережную, разноцветный салют. Перед вами оживут картины детства, залитые солнцем и светом.
Тяжело жить человеку без Родины. И сейчас вы, послушав произведение известного русского композитора, попробуете определить, какое это произведение, какой композитор его написал и почему оно было написано.
Звучит фонограмма произведения С. Рахманинова «Вокализ».
Дети отвечают.
Ведущий. Да, ребята, видите, какое прекрасное произведение было создано в период эмиграции, в годы, проведенные вдали от Родины! Всю тоску по Родине композитор С. Рахманинов выразил в этой прекрасной мелодии: красоту и протяжность наших русских песен, их мелодичность. Даже в далекой Америке, тоскуя по Родине, С. Рахманинов воссоздал как бы уголок родной России, посадив там белоствольные березки.
А сейчас, ребята, мы с вами будем разгадывать кроссворд. В каждой строке кроссворда зашифровано слово, присущее всем отважным людям, героям, а может, даже и целой стране.
И вот вопросы:
1. Это качество приходит с годами. Чем человек старше, тем он становится рассудительнее, умнее и... мудрее. (Мудрость.)
2. Это качество присуще людям, которые не жадничают, готовы поделиться не только материальными благами, но и своими знаниями. (Щедрость.)
3. Когда человек изнутри и снаружи радует глаз, на него приятно смотреть, про такого человека говорят, что он... (Красивый.)
4. Настоящий мужчина должен обладать этим качеством, оно присуще сильным, волевым людям, когда совершается подвиг, то говорят, что герой проявил... (Мужество.)
5. Два последних слова кроссворда особенно близки, и состоят они из четырех букв. Карл Маркс сказал, что больше всего в женщине он ценит слабость, а в мужчине... (Силу.)
Это качество присуще спортсменам, особенно тяжелоатлетам.
6. Это качество особенно нужно, чтобы, например, проснуться рано утром, когда очень не хочется, но очень нужно, или чтобы отказаться от чего-то плохого, хотя и притягательного для вас. Про такого человека говорят, что он проявил силу... (Воли.)
У нас получилось слово «Россия». И все эти прекрасные качества присущи и нашей прекрасной Родине.
А сейчас мы с вами послушаем стихотворение прекрасного поэта А. Прокофьева о нашей Родине. Это стихотворение я помню со своего раннего детства, и мне бы хотелось, чтобы вы тоже услышали эти замечательные строки о нашей России.
Ученик.
Нет на свете Родины красивей,
Боевой страны богатырей.
Вот она, по имени Россия,
От морей простерлась до морей.
Прибавляет силы год от года,
Вся красуясь в славе молодой,
И живут в содружестве народы
Под ее державною звездой.
Ведущий. Велика и прекрасна наша Родина - Россия! Необъятные просторы, большие города, много разных народов и народностей, проживающих в разных уголках, великая культура - все это наша Россия.
Каждое государство - каким бы оно малым ни было, как, например, крошечные Бельгия или Люксембург, или таким большим, как Россия - живет по определенным законам, их граждане имеют определенные права и обязанности, которые регламентируют их жизнь.
Весь свод правил, выработанный на протяжении многих веков, собирается в определенном документе, и называется такой документ - Конституция. Наша конституция - Конституция России - собрала в себя все лучшие и необходимые для нормальной жизнедеятельности государства законы, которые были приняты еще в Конституции Советского Союза и теперь перенесены с необходимыми добавками и уточнениями в Конституцию России. Мы с вами уже говорили о правах, которыми обладают наши граждане, и вы в том числе. Кто вспомнит, какие это права? (Учащиеся отвечают: право на труд, образование, отдых.)
Помимо основных законов, Конституция России, как и любая другая, содержит также описания государственных символов России. На прошлом уроке мы познакомились с ними. Вспомните, что это за символы, и назовите их.
Ребята. Флаг, герб, гимн.
Ведущий. Правильно! И сейчас мы с вами еще раз поговорим о них. С каждым разом у вас будет формироваться все большее представление об этих символах, и вы уже сами сможете рассказать о них младшим товарищам или даже своим родителям.
Начнем рассмотрение символов с флага. Вспомним, какие цвета у нашего флага и чему соответствует каждый цвет?
Ребята. Белый, синий, красный.
Ведущий. Белый цвет - мир и чистота совести, синий - небо, верность и правда, красный - огонь и отвага. Этих цветов очень много в нашей национальной одежде, архитектуре (церкви, дома, дворцы).
Показ изображения Красной площади.
Ведущий. А вот изображение нашего герба. В нем тоже присутствуют три основных цвета. Посмотрите на герб.
Показ Государственного герба России.
Ведущий. На фоне щита красного цвета изображен золотой двуглавый орел. Правой лапой орел сжимает скипетр, в его левой лапе - держава. Над головами орла видны короны. Это все символы царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации. На груди орла изображен Святой Георгий Победоносец. Он побеждает черного змея - символ зла. Весь герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Ребята, а где мы можем видеть изображение герба и флага России?
Дети отвечают.
Ведущий. Правильно! На монетах, печатях, на границе, когда люди пересекают рубежи нашей Родины, на правительственных зданиях, да и в нашем классе на почетном месте мы тоже видим изображение нашего герба и флага.
Кроме герба и флага у каждого государства есть гимн. Есть он и у России. Вы уже знаете, в каких ситуациях он исполняется, кто его авторы и что нужно делать при исполнении гимна. Мы с вами решили выучить гимн наизусть и спеть его. И мне очень приятно, что вы все выучили слова гимна, отнеслись к этому делу не только ответственно, но и с душой, что вы ощущаете радость и гордость от его исполнения. Прошу вас встать!
Ребята встают и исполняют гимн в сопровождении фортепиано, или звучит запись гимна России.
Ведущий. Спасибо, ребята! На этом наш классный час закончен, но пе закончено наше знакомство с историей России, ее символикой, законами, традициями, которые мы будем продолжать и дальше.
Автор: Н. И. Усцова
Классный час для 3-4 класса по теме «Путешествие в страну прекрасного»
Классный час для 3-4 класса по теме «Россия – Родина моя»
Классный час в 4 классе на тему «Русский язык - мой родной язык»
Классный час в 4 классе по теме: «Глаза – зеркало души»
Классный час для 3-4 класса по теме «Огонь ошибок не прощает!»
Ирина Викторовна Карназина # 7 июня 2015 в 01:45 0 | |||
|