Конкурсы

Лекторий для родителей «Особенности подросткового возраста»

Лекторий для родителей 5-8 класса «Возрастные особенности подростков и семья ученика»

Тематические родительские собрания в форме лектория могут быть организованы школьным психологом в содружестве с классным руководителем.

Целями данного направления работы являются повышение педагогической компетентности родителей школьников, а также обеспечение благополучия как родителей, так и подростков.

Темы

1. «Подростковый возраст: что должны знать родители».

2. «Самоуважение и успехи подростка».

3. «Общение в семье и стереотипы поведения подростка».

4. «Отношения в семье и характер подростка».

Материалы для лекции на тему «Подростковый возраст: что должны знать родители»

Подростковый возраст — это период онтогенеза (развития) от 10—11 до 14—15 лет. Он является критическим, так как связан с трудностями роста: половым созреванием, ростом мышечной и костной ткани, диспропорцией в формировании анатомии, общей диспропорцией в физиологии и психике.

Девочки растут быстрее мальчиков. Именно поэтому они в 5—8 классах обычно выше и крупнее мальчиков.

Длинноногость обусловлена тем, что происходит рост трубчатых костей конечностей, а «угловатость» и «неуклюжесть» обусловлены диспропорцией в нарастании костной и мышечной ткани не в пользу последней. Следствием переживаний по поводу своей внешности может стать снижение самооценки, неуверенность в себе.

Именно поэтому родителям следует заранее готовить своего ребенка к «возможным проблемам». Рассказывайте о том, что вы чувствовали и какие ситуации возникали с ровесниками у вас. Подросток обязательно станет делиться с вами своими проблемами. Важно задавать вектор развития: «Если ты будешь плавать, то станешь менее напряженным и быстрее превратишься в прекрасного лебедя...» Ни в коем случае не говорить: «Ты разбил чашку — такой неповоротливый!», «Я тебе уже сто раз объясняла — такой бестолковый, ты до сих пор не понял решение задачи!», «Что ты пишешь как курица лапой?»

Всегда нужно помнить, что физиология тесно связана с психологией. Если у ребенка наблюдается гипертония, то это может быть связано с ростом сердца и пока еще небольшими кровеносными сосудами. Именно поэтому важно соблюдать режим дня дозировать как физическую, так и психоэмоциональную нагрузку’ Правильное построение режима дня и его соблюдение — залог здоровья, успехов в учении.

Так, сон должен составить для младших подростков 10—11 часов, для средних и старших подростков — 8—9 часов.

Выполнять уроки следует с 18:00 до 19:30, начиная с более легких заданий.

Кроме этого, распорядок дня — это способ развития произвольности. В центральной нервной системе (ЦНС) наблюдается усиление подкорковой активности, т. е. процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. В поведении подростка прослеживается эмоциональная неустойчивость, связанная с резкими перепадами настроения, а также гиперактивность, вследствие чего падает внимательность, ухудшаются поведение и успеваемость. Рост ЦНС отражается на тонкой моторике, ухудшаются почерк и речь, зачастую ответы подростка превращаются в вытягивание из него того или иного учебного материала.

В целом же в результате физиологической перестройки у учеников 5—6 классов наблюдается временное снижение успеваемости, часто это является причиной плохого поведения.

Именно на этом этапе развития ребенку жизненно необходимы понимание и поддержка взрослого. Это время закрепления ценностей и усвоения позитивного опыта в разрешении проблемных ситуаций.

Возраст 13—15 лет — это второй этап полового созревания. Подростки становятся менее раздражительными и более независимыми от взрослых. Под влиянием гормонов растет мышечная масса, повышается работоспособность. Значительно усиливается интерес к противоположному полу. Для этого возрастного этапа мерилом успеха является внешность. Отставание от своих сверстников в росте и весе особенно болезненно воспринимается ребятами.

Эти «недостатки» бросаются в глаза. Общение со сверстниками становится ведущим, заставляет подростков по-своему решать проблемы комплекса неполноценности. Одни заявляют о себе тем, что начинают курить, а другие находятся в перманентном конфликте со взрослыми и некоторыми сверстниками, хамят, грубят, веселят окружающих, используя тактику «сердитого внимания».

Часто взрослые приписывают недостатки окружению, на самом же деле речь идет о потребности подростка в овладении конструктивными способами взаимодействия. Отсутствие позитивного опыта приводит к дезадаптации, в основе которой лежит конфликт, а под его влиянием неадекватное реагирование на условия и требования социума в форме тех или иных отклонений в поведении (послушание или бунтарство).

Если родители подростка непостоянны в своих реакциях на его поведение и учение: то хвалят и жалеют, то, наоборот, бранят и сурово наказывают, не обращая на него внимания, тогда он становится тревожным, озлобленным, не знает, что делать.

Проблема в том, что подростку необходим взрослый, для того чтобы научиться быть взрослым. Развитие ответственности за действия и поступки, осознанности начинается в семье. Основой является четкое распределение обязанностей (уборка, мытье посуды и др.). Это необходимо решить на семейном совете. Обязанности должны иметь все. Введите санкции за нарушение или невыполнение и, главное, выработайте единое требование — это единственный способ повышения ответственности, а также ухода от манипуляции. И не вздумайте перекладывать воспитание на плечи бабушек, лучше продленка!

Плохое поведение — это первый признак того, что потребность в принятии и уважении, самовыражении не удовлетворяется.

Слабая успеваемость — это низкая школьная мотивация, которая обусловлена неумением делать выбор и брать на себя ответственность за решения.

С чего начать?

Для начала задайте себе вопрос: кто для моего ребенка является идеалом (кумир помогает подростку стать лучше); какие качества ему нравятся в кумире, почему внешние, а не внутренние или наоборот; кому еще из одноклассников нравятся «он» или «она». Тогда, возможно, вы поделитесь своими воспоминаниями о своем подростковом кумире и найдете способ, как найти свое «я» и достичь успеха.

Материалы для лекции на тему «Самоуважение и успехи подростка»

Самооценка выступает важнейшим регулятором поведения подростка. Она определяет восприятие окружающих, себя, дела.

Положительная самооценка обеспечивает человеку уверенность в своих силах, а главное, самоуважение. Отрицательная, наоборот, приводит к неприятию себя, способствует закреплению комплекса вины или неполноценности, толкает в асоциальные компании, формирует зависимость от стимуляторов и сильных личностей.

В подростковом возрасте роль самооценки в становлении личности возрастает пропорционально уровню притязаний. Нередко подростки объясняют свои неуспехи не зависящими от них причинами, впрочем, как и мы, взрослые, например: «Я гиперактивный от природы», «У меня плохая память, поэтому я не выучил стихотворение», «Я упрямый, так как Овен по гороскопу» и т. д. Все это не имеет ничего общего с самоуважением, а лишь способ сохранить лицо.

А теперь ответьте на вопрос: у кого дети учатся не признавать свою несостоятельность? Понимание скрытых мотивов тех или иных поступков, которые отражаются и на дисциплине, и на успеваемости, — ключ к самоуважению.

Способы повышения самооценки подростка:

• чаще хвалить подростка за любые достижения и успехи;

• подчеркивать достоинства его внешности;

• подчеркивать его положительные черты характера;

• помогать подростку выглядеть современно (покупать по мере возможностей модную одежду и молодежные атрибуты);

• поручать сложные и ответственные дела;

• доверять;

• помогать наладить общение со сверстниками.

Материалы для лекции на тему «Общение в семье и стереотипы поведения подростка»

Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности. Последователем Адлера был Рудольф Дрейкус, который считал, что мотивы поступков, а следовательно, и поведенческие реакции зависят от того, в какой степени удовлетворяется базовая человеческая потребность в принятии и уважении, а также в чувстве значительности.

Рассмотрим основные законы, на которых строится поведение наших детей:

1. Подросток выбирает определенное поведение в определенных обстоятельствах.

2. Любое поведение ребенка подчинено общей цели — чувствовать себя востребованным в семье, а также:

• ощущать свою состоятельность в интеллектуальной сфере;

• строить и поддерживать приемлемые отношения со взрослыми и сверстниками (коммуникативная состоятельность);

• вносить свой особый вклад в жизнь семьи и класса (реализация творческого потенциала).

3. Нарушая дисциплину (нормы), подросток осознает, что ведет себя неправильно, но может не осознавать, что за этим нарушением — скрытый мотив, следствие нереализованных потребностей.

I. Поведение подростка, построенное на способах привлечения внимания («Ну посмотрите же, какой я!»):

• активная форма — дразнит, смеется по поводу и без повода, импульсивные реакции проходят, как только его заметили;

• пассивная форма — делает все медленно (в час по чайной ложке).

Причины такого поведения:

1. Взрослые больше уделяют внимания сердитому поведению.

2. Дети не приучены просить внимания в приемлемой форме, а это психологический голод.

3. Дети часто испытывают дефицит личного внимания к себе, чувствуют себя пустым местом в семье.

4. Сверхлюбовь (кумир семьи), отсюда безграничное желание получать максимум внимания.

Родители могут предотвратить такое поведение:

• отмечать и хвалить за адекватность и социально приемлемое поведение;

• учить просить внимания конструктивно (личный пример);

• минимизировать внимание (парадокс — своим вниманием мы закрепляем плохое поведение);

• игнорировать выходку;

• удивлять; на выходку ответить выходкой;

• отвлекать подростка, задавая вопросы на другие темы;

• обращать внимание на примеры хорошего поведения, конструктивного взаимодействия;

• использовать разрешающее поведение (роняет вилку — устройте соревнование по ронянию вилок).

II. Поведение подростка, построенное на проявлении своей власти:

• активная форма — словесное негодование (синдром хама и синдром адвоката);

• пассивная форма — тихое непослушание.

Причины такого поведения:

1. Утвердиться через власть: добиться для себя минимума обязанностей и максимума прав.

2. Мода на силу учит утверждению «я» посредством агрессии, а не конструктивному подчинению.

3. Семейное воспитание.

Такие подростки, как правило, сильные и незаурядные личности, имеют свое мнение, честолюбивы — можно строить отношения на равных.

Родители могут предотвратить такое поведение:

• уходить от конфронтации;

• не переходить на личности;

• не усиливать напряжения (недопустимы сарказм, повышенный тон, демонстрация чувства превосходства, не читайте нотации, не передразнивайте, не сравнивайте с другими, не настаивайте на собственной правоте);

• позвольте подростку сохранить лицо: пусть он выразит негатив, но сделает по-вашему;

• обсуждайте поступки ребенка без свидетелей;

• демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

III. Поведение подростка, построенное на проявлении мести

Дети, которые демонстрируют поведение-власть, чаще обаятельные и симпатичные. Как правило, имеют лидерские качества, а мстители выглядят злыми, угрюмыми, даже когда бездействуют.

Активная форма поведения-мести — акты физического насилия против окружения, порчи имущества; психические акты - оскорбления и хамство, невыполнение требований.

Пассивная форма поведения-мести — игнорируются все попытки установления контакта.

Сильная сторона: подростки демонстрируют высокую жизнеспособность, умение защитить себя.

Причины:

• отражение роста насилия в обществе;

• детское властолюбие, на которое взрослый отвечает силой;

• минимум эмоционального тепла в семье.

Родители могут предотвратить такое поведение:

• строить отношения по принципу искренней заботы и интереса к подростку;

• учить конструктивному выражению душевной боли.

IV. Поведение подростка, построенное на избегании неудач:

• активная форма — вспышки негодования: не может справиться с чем-либо — выходка;

• пассивная форма — откладывание на потом, недоведение до конца — пусть лучше мои действия не оценят, но сохраню лицо, временная неспособность — уход в болезнь.

Сильная сторона: подростки хотят успеха и готовы к сотрудничеству.

Причины:

• завышенные требования со стороны родителей (они бывшие медалисты или хотели быть таковыми);

• стереотипы семейного воспитания (ум — главное: я не тупой, а просто ленюсь);

• перфекционизм — требования от себя и других совершенства — избежать ошибок любой ценой;

• отношения по типу «красного карандаша», т. е. работа не над достоинствами, а над недостатками.

Родители могут предотвратить такое поведение:

• поддерживать ребенка — «ты можешь»;

• помогать в установлении контактов;

• развивать навыки, формировать временную перспективу — будешь ходить в бассейн — будешь сильным;

• в семье обозначить круг прав и обязанностей каждого члена семьи;

• санкции за нарушение правил придумывают сами подростки;

• объяснить, что ошибки — нормальное явление;

• формировать веру в успех (давайте задания и поручения, с которыми ребенок сможет справиться);

• концентрировать внимание на достигнутых в прошлом успехах;

• отмечать достижения (экран успехов, звезды и др.).

Материалы для лекции на тему «Отношения в семье и характер подростка»

Характер — слово древнегреческого происхождения и в переводе на русский язык означает «печать», «чеканка».

В толковом словаре С.И. Ожегова свыше полутора тысяч слов для обозначения черт характера. Их можно разделить на три группы: отношение человека к себе, к окружающим, к делу.

Характер обнаруживает себя в поступках, поведенческих реакциях людей. До сих пор проблема соотношения врожденного и приобретенного остается открытой, но очевидно одно — именно характер отношений в семье определяет динамику личностного развития подростка.

Что родителям не нравится в их замечательных детях? Вот несколько типичных жалоб:

• поздно ложится спать;

• лжет;

• неаккуратен на кухне;

• берет без спроса одежду родителей;

• одевается без вкуса;

• злоупотребляет косметикой;

• гуляет допоздна;

• часами занимает телефон;

• постоянно угрюм и замкнут;

• имеет плохих друзей;

• слишком много времени проводит за ПК или ТВ;

• валяется целыми днями и ничего не хочет делать;

• уроки оставляет на потом;

• прогуливает уроки;

• приводит друзей домой, когда нас нет;

• не помогает по хозяйству;

• закатывает истерики или угрожает, огрызается, когда ему перечат;

• не убирает в своей комнате;

• дерется с братьями и сестрами;

• то раздражительный, то в хорошем расположении духа;

• не интересуется семейными проблемами;

• часто просит денег;

• курит;

• апатичный, безынициативный.

Таким образом, выделяются следующие сферы жизни подростков, которые являются наиболее конфликтогенными:

• Социальная сфера жизни: выбор друзей и партнеров, проведение досуга, планирование будущего, инфантильное или апатичное поведение.

• Внешний вид и манеры поведения: сленг, манера одеваться, вредные привычки; асоциальное поведение: курение, алкоголь, наркотики, нецензурные выражения, лживость.

• Школа: успеваемость, посещаемость, общее отношение к учебе и учителям, поведение в школе.

• Поведение в семье: выполнение хозяйственных работ по дому, расходование денег, отношение к личным вещам, одежде, к семейной собственности — жилью, мебели, бытовым приборам, демонстративное поведение по отношению к родителям, ссоры с братьями и сестрами, взаимоотношения с престарелыми родственниками и т. п.

Как правило, наибольшие проблемы у подростков возникают с родителями. Что лежит в основе конфликтов отцов и детей? Попробуем разобраться.

Принято считать, что потребность в общении с родителями в подростковом возрасте снижается, уступая место потребности в общении со сверстниками. Однако, как показывают некоторые данные, необходимо различать общение формальное, регламентированное, посвященное вопросам дисциплины и успеваемости, и неформальное, т. е. нерегламентированное общение с родителями.

Если первое вызывает у подростков острую неудовлетворенность, то потребность во втором не меньше, чем в общении со сверстниками, но удовлетворяется лишь на 30%. При этом выявлено, что общением с матерью удовлетворены только 31,7% подростков, а общением с отцом — 12%. Причиной такого психологического барьера, возникающего между подростками и родителями, психологи называют неумение и нежелание родителей выслушать, понять, принять ценность другого, а также уверенность в собственной непогрешимости.

«Они меня не слушают!» — самая распространенная (и совершенно справедливая) жалоба юношей и девушек на родителей. По оценке подростков, уровень понимания со стороны родителей, легкость общения и собственная откровенность с ними резко снижаются от 7 к 9 классу, и по всем параметрам родители значительно уступают друзьям.

Отношения к семье в ходе взросления меняются. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями.

Непонимание часто вызвано нарушением роли подростка в семье. Он может играть роль:

• любимчика;

• бэби, маленького ребенка;

• хулигана, неисправимого, трудного;

• вундеркинда, надежды семьи;

• козла отпущения;

• судьи, примирителя.

Эмоциональные отношения в семье играют важную интегрирующую роль, благодаря которой ее члены ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга. Отношения любви и симпатии способствуют уменьшению переживаний, без которых не обходятся жизнь и воспитание детей.

Нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование личности подростка. Психологи выделяют два вида наиболее часто встречающихся нарушений эмоционального отношения к подростку.

Неразвитость родительских чувств выражается в нежелании иметь дело с подростком, поверхностном интересе к его делам. Родители часто жалуются, насколько утомительны родительские обязанности, что они отрываются от чего-то более важного и интересного. Причиной неразвитости родительских чувств могут быть, в частности, особенности семейного воспитания, например, то, что сам родитель в детстве был отвергнут своими родителями, не испытывал родительского тепла.

Сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами подростка, а теми, которые приписываются его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие подростка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается подростками и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.

Исходя из всего вышесказанного, родителям для успешного воспитания своего ребенка-подростка необходимо быть:

адекватными, т. е. уметь видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, представлять особенности его личности, эмоциональной, мотивационной сферы, характерологических проявлений, способность замечать происходящие в его душевном мире изменения;

гибкими, т. е. способными к изменению методов воздействия на ребенка по ходу его взросления или в связи с различными изменениями условий жизни семьи. Негибкая родительская позиция характеризуется склонностью к одной и той же модели поведения, нежеланием менять свои взгляды или обсуждать разные точки зрения;

прогностичными, т. е. способными предвосхищать, прогнозировать появление новых психических и личностных качеств детей, в том числе и качеств, обусловленных семейным воспитанием. Непрогностичная, или «близорукая», модель взаимоотношений с подростками характеризуется склонностью учитывать только особенности сиюминутной ситуации или непосредственные последствия своих поступков и не задумываться над более отдаленными.

Важнейшей, еще недостаточно изученной характеристикой родителей как субъектов воспитания являются мотивация отношения к ребенку и ее субъективное осознание. Воспитательная позиция родителей обусловлена сложным взаимодействием осознаваемых и неосознаваемых мотивов. Реально действующие мотивы, которые определяют отношения с детьми, могут вытесняться или быть поставлены в сознании родителей замещающими, социально одобряемыми мотивами.

Рекомендуем посмотреть:

Работа с родителями в начальной школе. Из опыта работы

Сотрудничество классного руководителя с родителями старшеклассников

Сотрудничество семьи и школы в воспитании детей. Доклад

Деловые игры в работе с родителями

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями старшеклассников в школе

Нет комментариев. Ваш будет первым!