Практические исследования во внеклассной работе по экологии

Внеурочная работа по экологии. Практические исследования

Введение

Стремительное изменение природной среды в эпоху научно- технической революции связано с активным воздействием человека на природу. В результате значительно улучшается жизнь людей, лучше обеспечиваются их конкретные потребности. Однако ширится и число нежелательных изменений в окружающей среде. Причина здесь неоднозначна. Одна из них - экологическая неграмотность населения. Поэтому с детских лет нужно воспитывать чувство ответственности за окружающую природу.

Одним из методов учебно-воспитательного воздействия на школьников является внеклассная работа по экологии. Достаточно убедительным показателем экологической культуры является реальная деятельность учащихся: недопущение действий, наносящих ущерб природе, посильный вклад в преодоление негативных влияний на природу, разъяснение и пропаганда законов об охране природы. Сегодня экологическая культура становится важным проявлением социальной и гражданской зрелости выпускника школы.

Знакомство с экологией у школьников начинается уже с первых уроков биологии. Особенно экологическая направленность предмета просматривается в программе по биологии под редакцией Пономаревой И. Н., в курсе 5 класса в учебнике «Природа. Введение в биологию и экологию» (авторы Т. С. Сухова, В. И. Строганов); раздел «Основы экологии» включен в программы 9 и 11 классов. Но здесь рассматриваются только общие закономерности действия экологических факторов в природе. Поэтому, чтобы заинтересовать учащихся этой наукой, нужно проводить исследовательские работы практического характера. Изучив основы экологии, можно попытаться конкретизировать их в реальной жизни, учить школьников оценивать реальную экологическую ситуацию, понимать, для чего это нужно. Времени для исследовательской деятельности на уроках по программе недостаточно, поэтому ее можно выполнять как внеклассную работу.

Экологическое воспитание учащихся (как и взрослых людей) всегда является актуальным, недостаточность уровня знаний приводит к негативным результатам: это и взрыв на Чернобыльской АЭС в 1986 г., и взрыв атомных бомб в Северной Корее под землей в 2006 г., и многое другое.

Экологическое воспитание школьников должно быть целенаправленным. Для этого учащиеся могут принимать активное участие в экологических акциях: сотрудничать с Международным фондом защиты животных, собирать подписи в защиту животных, проводить разъяснительную работу среди учащихся, принимать участие в подготовке классных часов, конкурсах рисунков и плакатов. Также учащиеся школы могут составлять проекты озеленения школьного участка, разводить цветники, озеленять школьный двор.

Тема предлагаемой работы - «Практические исследования как одна из форм экологического воспитания школьников во внеклассной работе» - является важной для настоящего времени. Но прежде чем начать исследование, необходимо поставить цель.

Итак, целями данной работы являются:

1) Активизация внимания школьников к экологическому состоянию окружающей среды.

Для ее решения определены следующие задачи:

- обобщить и углубить их знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека;

- сформировать умения и навыки, необходимые для изучения и оценки экологического состояния окружающей среды;

- продолжить воспитание ответственного отношения к природе и здоровью человека.

2) Мотивировка учащихся к деятельности по благоустройству школьных помещений и пришкольной территории.

Для достижения этой цели определены следующие задачи:

- провести практическую (исследовательскую) работу по изучению экологического состояния школы, пришкольного участка, микрорайона;

- изучить методики проведения основных исследований, критерии и нормы оценок исследуемых объектов;

- по результатам работ составить план отчета.

Изучение экологического состояния школы и пришкольного участка

(практическая работа для учащихся 9-11 классов)

Экологическое воспитание школьников должно быть направлено на овладение высокой культурой труда и потребления, учить бережному и экономному потреблению как природных ресурсов, так и продовольствия и энергии. Экологическая культура предполагает нравственное здоровье и социальную зрелость, уверенность каждого молодого человека в завтрашнем дне, его активный труд по улучшению и оздоровлению природной среды. Одним из методов экологического воспитания является внеклассная работа, которая часто дополняет урок, так как ее содержание может быть развернуто на основе изучения жизни человека в единстве с экологическими системами.

Целенаправленное изучение во внеклассной работе экологической ситуации, которая сложилась на территории, например в микрорайоне, поможет учащимся освоить моральные нормы отношения к природе, нормы запретов (не причинять умышленного вреда живому, не загрязнять природу и т. п.). Исследование учащимися реальной жизни в процессе внеклассной работы дает материал для обсуждения разнообразных жизненных ситуаций, особенно поведения людей в природной среде, где результат часто не соответствует желаемому. Это позволит школьникам извлечь урок на будущее, изменить цели своей деятельности, научить принимать решения в соответствии с убеждениями. Школьник, как и каждый человек, имеет относительную свободу выбора, зависящего от уровня культуры, целей и мотивов его деятельности.

Внеклассная работа создает условия для приобретения опыта принятия экологических решений на основе полученных знаний: как и где проложить тропу, оборудовать стоянку; как относиться к живым обитателям леса, луга; стоит ли рвать дикорастущие растения; нужно ли экономить колодезную воду и т. д.

Велика роль внеклассной работы в приобщении учащихся к самостоятельной работе, которую они могут проводить индивидуально или группами. При этом учащиеся могут обратиться к эксперименту, практической деятельности, исследованию с фиксацией на фотопленке, в рисунках, схемах и других документах. Все это делает исследования привлекательными и интересными.

Наиболее интересным аспектом деятельности старших школьников в этом направлении может быть участие в работе по изучению и оценке экологического состояния школы и пришкольного участка. Подобную практическую работу целесообразно проводить с учащимися 9-11 классов как одну из форм внеклассной работы.

В содержание этой работы вошли задания по двум темам:

- «Изучение экологического состояния школьных помещений»;

- «Изучение экологического состояния пришкольного участка».

Исследования проводятся во внеурочное время, а отчитываются по результатам исследования на уроке экологии.

Учащиеся делятся на группы по три-четыре человека. Им вручаются инструктивные карточки по проведению работы. В содержание карточки входят тексты заданий, описание методики проведения исследования, критерии и нормы оценок исследуемых объектов, план составления отчета.

При выполнения заданий по первой теме каждая группа изучает экологическое состояние одного из школьных помещений - кабинета, мастерской, столовой и т. д. Учащиеся дают оценку эмоционального восприятия данного помещения; исследуют его санитарно-гигиеническое состояние; определяют площадь и кубатуру объекта, влажность воздуха, вентиляционный режим, освещенность помещения, уровень внешней и внутренней шумовой нагрузки; описывают качество и расстановку мебели и оборудования, окраску стен, пола, определяют их соответствие эстетическим требованиям; изучают озелененность помещения и описывают его эстетическое оформление.

Вот примеры некоторых заданий, предлагаемых учащимся для изучения экологического состояния школьных помещений.

Задание 1. Дайте оценку эмоционального восприятия всех школьный помещений и определите уровень их экологической комфортности. По результатам исследования выясните, какие из помещений получили наибольшее количество положительных и отрицательных оценок. Составьте подробное описание этих помещений, напишите отчет о работе.

Задание 2. При помощи рулетки измерьте длину, ширину и высоту учебного кабинета, определите его площадь и кубатуру. Рассчитайте, какая площадь приходится на одного учащегося (по количеству посадочных мест). Сопоставьте полученные результаты с санитарно-гигиеническими нормами.

Задание 3. Опишите расстановку оборудования и мебели в кабинете. Подумайте, рационально ли используется площадь помещения, что лишнее, загромождающее кабинет необходимо убрать, переставить. Выясните у учителя, все ли оборудование, необходимое для учебного процесса, есть в кабинете.

Задание 4. Определите и опишите: из какого материала сделаны и каким цветом окрашены полы, стены и потолки помещения, классная доска; как сочетается цветовая окраска мебели с окраской помещения и его оформлением. Обратите внимание на согласование цветовой гаммы с ориентацией помещения относительно сторон горизонта.

Задание 5. Подсчитайте количество декоративных растений в обследуемом помещении. Опишите их состояние, ухоженность, размещение.

Для изучения учащимися экологического состояния пришкольного участка начальным этапом является знакомство с его планированием. Выделяются зоны: спортивная, учебно-опытная, цветники, уголки отдыха. Определяется общая площадь, ее соответствие санитарно-гигиеническим нормам. Проводится описание географического положения участка. Изучается озеленение школьного двора, эстетическая комфортность и влияние зеленых насаждений на эмоциональное состояние человека.

Рекомендуются задания следующего содержания:

Задание 1. Опишите расположение школы в микрорайоне: окружение, на каком расстоянии от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострад находится школа.

Задание 2. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории: со стороны жилых — домов, со стороны предприятий, автомагистралей, в глубине зеленой зоны школы.

Задание 3. Изучите растительность пришкольной территории.

Задание 4. Определите, на каком расстоянии от здания школы расположены деревья и кустарники. Составьте полученные результаты с требованиями к озеленению школы.

Задание 5. Определите уровень шумовой нагрузки на пришкольную территорию со стороны жилого массива, промышленных предприятий, автострады.

Задание 6. Опишите участок пришкольной территории, понравившийся вам больше всего. Зарисуйте его, рисунок приложите к отчету. В отчете укажите, что вам нравится, а что не нравится на пришкольном участке. Предложите свой проект реконструкции пришкольной территории.

Задание 7. Определите зону на пришкольном участке, где больше всего сухих деревьев, отсутствуют лишайники на деревьях; зарегистрируйте повышенный уровень простудных заболеваний у школьников; сделайте предположение, отчего это происходит (за счет дымовых выбросов заводов, выхлопных газов автомобилей или других факторов).

Задание 8. Ответьте, какие деревья помогут вернуть человеку силы, если вы переутомились после уроков, наблюдается нервное истощение после инфекционных заболеваний? А какие - снять стресс, успокоиться, уменьшить воспаление и боль?

Задание 9. Нарисуйте эскиз розария или альпинария, экотропы и реализуйте его со своими экологистами на пришкольном участке.

Ко всем работам дается справочный материал, где указываются нормативы по определению температуры, влажности, освещенности, расстановки мебели, озеленения кабинетов и т. д.

После окончания всех исследований на основании полученных результатов учащиеся в своих группах составляют отчет и дают общую оценку экологического состояния школьных помещений и пришкольного участка. Основные методы исследования здесь - наблюдение, измерение, сопоставление, подсчеты ит. д.

Опыт проведения исследовательских работ по экологии как внеклассный вид деятельности имеет свои положительные результаты:

- вызывает у учащихся больший интерес к проблемам экологического характера;

- способствует формированию у них навыков исследовательской работы;

- способствует развитию познавательного интереса, выработке умений и навыков по изучению окружающей среды;

- позволяет применять теоретические знания на практике;

- способствует выработке активной жизненной позиции.

По итогам работы проводится конференция, где заслушиваются не только работы и доклады учащихся, но также демонстрируются фотографии, схемы, таблицы по результатам исследований, высказываются предложения по озеленению и оформлению кабинетов и рекреационных помещений.

Предложения учащихся по благоустройству школы и пришкольного участка всегда являются предметом дискуссии. Итоги этих обсуждений могут учитываться при оформлении кабинетов и пришкольного участка. Это облегчает и работу учителей- предметников по оформлению кабинетов.

Благодаря таким исследованиям многие школы могут стать более благоустроенными и красивыми. В этом будет и заслуга ребят, а это говорит о том, что экологическое воспитание является актуальным.

Заключение

Таким образом, во внеклассной работе учитель имеет большие возможности для экологического воспитания школьников. Это и создание проблемной ситуации, и поиск выхода из нее, это исследовательские работы практического характера, это дискуссии и обсуждение экологических проблем и многое другое.

Чтобы сопоставить и оценить различные точки зрения, увидеть противоречие и психологически «выдержать» его, воспринять как реальную действительность, требуется мобилизация знаний о разных сторонах взаимодействия общества и природы, личных впечатлений. Эти умения усиливают оценочные и мотивационные процессы, а значит, способствуют нравственному развитию личности.

Автор: В. В. Кочеткова

Рекомендуем посмотреть:

Экологическое лото. Сценарий

Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий

Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников

Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс

День земли. Сценарий для школьников

Нет комментариев. Ваш будет первым!