Этот вид классных часов — самый популярный среди школьников. Но их подготовка наиболее сложна и трудоемка. Между тем праздники очень удобно использовать для воспитательной работы — учить, развлекая. Праздники помогают школьникам расслабиться, встряхнуться, отдохнуть от учебы и домашних обязанностей.
Праздники способствуют развитию творческого потенциала, умению выражать себя, духовно обогащают, расширяют кругозор, учат нравственным принципам и вечным ценностям, воспитывают эстетически.
Праздники представляют собой веселье, торжество, посвященное какому-нибудь событию. Особенностью школьных праздников является наличие в них назидательного момента. Наряду с развлечениями школьники должны участвовать в познавательном процессе.
Для проведения праздника можно использовать различные формы: игры, сценки, пение, конкурсы, театральные постановки и т. д. Желательно, чтобы в подготовку праздника были вовлечены все ученики класса. Подобное сотрудничество способствует объединению школьников, их сплочению, взаимодействию друг с другом, общению, дружбе.
В условиях духовного кризиса общества и нравственного падения молодежи праздники приобретают особо важное значение. Умение организовывать праздники, создавая веселье без использования алкоголя и наркотических веществ, воспитывает хорошие моральные устои. Умение радостно общаться со сверстниками и получать при этом удовольствие оказывает сильное воздействие на развитие личности подростка. Приобщение учеников к искусству и творческой деятельности оказывает положительное влияние на их душевное и духовное состояние.
Все праздники можно условно разделить по содержанию на следующие подвиды: 1) национальные праздники: День независимости России (12 июня), 8 Марта и др.;
2) школьные праздники: День знаний (1 сентября), День учителя, Осенний бал, Последний звонок, Выпускной бал, дни рождения учеников и т. д.;
3) военные праздники: День Победы (9 мая), День защитника Отечества (23 февраля) и т. д.;
4) народные праздники: Новый год, Масленица, Встреча весны, День юмора (1 апреля) и т. д.;
5) православные праздники: Рождество, Святки, Вербное воскресенье, Пасха, Праздник Троицы и др.
Самой важной частью организации праздника в школе является его подготовка. Должна быть идея, в соответствии с которой разрабатывается ее художественное выражение. Желательно составить план мероприятия, а еще лучше — сценарий. Каждый отдельный эпизод должен логически вписываться в общий сюжет праздника. Соответственно подбираются оформление, декорации, костюмы, музыка и т. п.
В подготовку праздника следует вовлекать учеников класса. Можно вместе с ними обсудить детали проведения мероприятия, дать возможность ребятам внести свои предложения и идеи, допустить к участию в создании сценария праздника.
Преподаватель, в свою очередь, продумывает воспитательные цели и пути их осуществления с помощью устраиваемого праздника. Необходимо также решить материальный вопрос (затраты на костюмы, реквизит, украшения, призы, чаепитие и т. п.), технический (музыка, проектор, сцена и т. д.). Место и время проведения праздника тоже тщательно продумываются.
При участии в подготовке праздника школьников необходимо четко распределить роли и ответственность. Желательно вовлечь в подготовительный процесс всех учеников класса. Распределение деятельности необходимо осуществлять в соответствии с индивидуальными особенностями и способностями школьников. Если необходимо, назначаются репетиции. Но все предпраздничные заботы не должны слишком загружать учеников, чтобы не погасить в них радостных чувств ожидания праздника.
Непосредственно перед праздником классный руководитель проверяет уровень подготовки каждого участника. Прорабатываются отдельные фрагменты вечера. Можно провести генеральную репетицию, если есть необходимость.
Начать праздник нужно с воодушевления школьников, чтобы настроить их на веселье, непринужденное общение, творческое самовыражение. Для этого можно использовать песню, торжественное вступительное слово, сценку, интригу и т. д. После этого можно смело воплощать все творческие задумки по составленному сценарию.
Кульминацией должна стать самая торжественная и яркая часть праздника, доносящая до школьников основную мысль, идею происходящего веселья. Подводя праздник к финалу, необходимо еще раз закрепить его главную мысль. Закончить праздник тоже надо правильно. Главное, чтобы все участники остались довольны, не разочаровались, получили заряд бодрости и хорошего настроения.
Поскольку в организации праздника участвуют сами ученики, впоследствии обязательно надо обсудить с ними прошедшее мероприятие, его результаты, удачные моменты и недочеты. Все это учитывается в будущем при организации следующих праздничных вечеров.
Методы обучения, используемые при проведении тематических классных часов
Что такое тематический классный час
Тематический классный час. Основные составляющие тематического классного часа
Структура тематического классного часа. Методика проведения тематического классного часа
Тематический классный час. Формы проведения тематических классных часов
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:46 0 | ||
|