Вопросы для рассмотрения:
1. Предупреждение лени, неисполнительности, необязательности, невыполнения обещанного.
2. Воспитание у подростков сознания неприкосновенности общественной и личной собственности граждан, предупреждение правонарушений и детской преступности.
3. Антиалкогольная пропаганда и предупреждение курения.
4. Предупреждение наркомании.
5. Роль семьи в формировании у подростков чувства непримиримости и протеста против несправедливости, грубости, пошлости, аморальных и асоциальных явлений.
Часто родители жалуются на то, что их дети не помогают им по хозяйству, не убирают за собой, с ленцой учатся. Откуда берется у детей лень, ведь ребенку свойственно быть активным и деятельным?
Главная причина - неправильное воспитание. Многие родители не приучают детей к труду, оберегают их от каких бы то ни было обязанностей, всячески опекают, делают за них все сами. «Успеют, наработаются», - рассуждает сердобольная мать. Дети растут белоручками и барчуками. Лень может развиться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности. Убедившись в том, что с работой ему все равно не справиться, ребенок делает ее кое-как, лишь бы отвязаться. То же самое бывает тогда, когда дело ребенку не по силам, да и цель не ясна.
С малых лет надо приучать детей к труду. Сначала это можно делать в виде игры: поручение, несложное задание по самообслуживанию. Затем поручения постепенно усложняются.
У каждого члена семьи должны быть свои постоянные обязанности. Если детей несколько, то, например, Витя должен покупать хлеб, Саша моет всю обувь, Надя убирает в комнатах, Света моет посуду и т. д.
В режиме дня ребенка должно быть время на уроки, на помощь по дому, на занятия в кружке, на прогулки на воздухе. Все его время должно быть занято полезным делом, чтобы не оставалось времени на безделье и лень. Именно отсутствие настоящего дела толкает ребенка на антиобщественные поступки, на курение, пьянство и наркоманию.
Досуг детей - это время, свободное от учебных и других обязанностей, время отдыха. И тут родители не должны оставлять ребенка без контроля. Он располагает своим свободным временем по своему усмотрению. У младших школьников значительное место в жизни занимает игра. Игра доставляет детям радость, помогает познавать окружающий мир, развивать способности, формировать характер. Родители должны интересоваться тем, в какие игры играют их дети, могут и сами в них участвовать на равных. Например, это могут быть футбол, хоккей, волейбол и другие игры во дворе дома. Неправильно делают те родители, которые, выпустив ребенка на улицу, облегченно вздыхают и вспоминают о нем только поздно вечером, когда пора спать. За эти 3^4 часа их сын или дочь могут залезть на дерево и упасть или сломать ветки, побить камнями кошку или собаку, стрелять из рогатки по воробьям и голубям. Хуже того, они могут попасть в подвал и научиться курить, или попробовать наркотик, или выпить пива со старшими подростками. Да мало ли какие еще приключения их поджидают на улице? Хорошо, если их привлекут к полезным делам: благоустройству двора, улицы; помощи больным жильцам и соседям; сбору макулатуры, металлолома, лекарственных растений; устройству катка, стадиона и т. д.
Родители должны показывать детям, куда они могут приложить свои силы и энергию, поощрять их за хорошие дела.
В часы досуга дети не только играют; они должны читать книги, ходить на выставки и в музеи, в кино, в походы, смотреть телепередачи. Родители должны заботиться, чтобы ребенок был записан в библиотеку и своевременно сдавал книги, беседовать с ним о прочитанном, ходить с детьми в музеи, театры, зоопарк, на выставку, организовывать семейные походы на природу: в лес, на речку. Словом - учить детей умению отдыхать, с пользой проводить время, чтобы дети не шатались бесцельно по двору и не искали приключений на свою голову.
Если все же ребенок совершил плохой поступок, то родители ни в коем случае не должны пройти мимо этого факта, тем более потакать ему в этом.
Многие родители думают: не приготовил ребенок уроков, не накормил кролика, нагрубил соседу - ведь это всего лишь мелочи, стоит ли останавливать на них внимание? При этом они не замечают, что за одним плохим поступком следует другой, что снисходительное отношение к каждому такому поступку создает обстановку безнаказанности и всепрощения. Ребенок начинает считать, что ему все дозволено, все сойдет с рук.
Часто родители потворствуют капризам и прихотям подростка.
Здесь действует та же логика: почему не уступить ребенку, не купить ему игрушку и другую вещь, пусть даже ненужную, если ему хочется? Или почему не одеть его, как он просит? Но уступки следуют одна за другой, и ребенок уже знает, что отказа ему ни в чем не будет. Не отказывают иные родители своим детям- старшеклассникам в дорогих, модных туалетах, даже если они не соответствуют их возрасту и форме школьной одежды. Покупают золотые часы, не ограничивают в карманных деньгах, разрешают азартные игры или домашние пирушки.
Сын исцарапал классную доску, но смолчал, когда обвинили другого. А мать его успокаивает, чтобы не переживал. Дочка кое- как исполнила фортепьянную пьесу, ей бы надо больше заниматься, а родители ее нахваливают. Школьник плохо выполнил уборку класса, его поругал учитель, а мать недовольна: жалко сына! Он не обязан убирать класс! Спасибо, что хоть так убрал! Почему родители потакают детям? Ведь они же различают хорошие и плохие поступки, знают, что надо одобрить, а что осудить? Знают, но мешает неразумная любовь. Не в меру любящие родители полагают, что таким образом создают своим детям счастливое, безоблачное детство. Есть и другая причина - слабоволие родителей, боязнь конфликтов, стремление идти по линии наименьшего сопротивления.
Снисходительность, потакание капризам, заласкивание и захваливание делают ребенка безвольным и бесхарактерным, неорганизованным и не способным преодолевать трудности, черствым и эгоистичным.
Из семьи он идет в самостоятельную жизнь, которая не потакает и не балует, не прощает отрицательных поступков. Ребенку, которого родители неумеренно нежили и уводили от ответственности за свои поступки, плохо придется в жизни.
Как бы велика ни была любовь родителей к детям, она должна быть разумной. Необходимы также такт и чувство меры. Обоснованное желание ребенка заслуживает внимания. Не правы и те родители, которые, воспитывая детей в строгости, отказывают им во всем без разбору. Плохо одетый ребенок чувствует себя ущемленным, стесняется сверстников, в нем развивается комплекс неполноценности. Если в семье нет средств на необходимые вещи, книги и принадлежности, то ребенку надо это объяснить. Внушить ему, что главное в человеке - не внешний вид, а его внутреннее богатство, его успехи в учебе, в спорте, его эрудиция и всестороннее развитие. Старший школьник уже может зарабатывать себе на необходимые нужды, особенно в летние каникулы. Родители должны найти ему такую возможность, обратившись в Центр занятости, Центр семьи и молодежи и т. д. Он может участвовать в сельхозработах в коллективном или фермерском хозяйстве, убирать улицы и т. д.
Если капризничает маленький ребенок, его стараются отвлечь, переключить его внимание. Например, в магазине игрушек мальчик требует купить очень дорогую машинку, а у его родителей средний достаток. Тогда отец подводит его к другой машине - грузовику с большим кузовом. Он говорит сыну, что на этом грузовике можно возить песок во дворе, катать куклу; что эту машину можно мыть, так как она пластмассовая, и т. д. Мальчик соглашается и радостно прижимает к себе игрушку.
В школьном же возрасте надо уже откровенно говорить о поступке ребенка, о причинах неудачи, о невозможности того или иного намерения. Говорить уважительно, но требовательно. Нелегко бывает проявить строгость, осудить поступок, поговорить начистоту. Но в своих отношениях с ребенком нельзя забывать о его будущем, о том, каким человеком идет он в жизнь.
Курение - очень вредная привычка. Выделяемые при курении никотин и другие яды отравляют организм, разрушают нервную систему, затрудняют дыхание, нарушают кровообращение, ослабляют память, снижают умственную работоспособность.
Особенно тяжело сказывается курение на растущем детском организме, на его нервной системе. Ребенок делается раздражительным, рассеянным, забывчивым, жалуется на головные боли, плохо спит. У детей пропадает аппетит, появляется боль в желудке, может образоваться язва.
Виновниками того, что дети начинают курить, в большинстве случаев являются сами родители. Если отец курит, то и сын ему подражает, следует примеру старшего. Сын видит, где лежат у отца сигареты, и тайно начинает курить, тратит на сигареты свои карманные деньги, выданные на обед. А потом некоторые отцы сами покупают сыновьям сигареты и курят вместе с ними. Это пример неправильного поведения родителей, когда они идут по пути наименьшего сопротивления. «Пусть уж лучше на глазах, при мне курит, чем где-то в подвале», - рассуждают они.
Если интерес к курению у ребенка появился как подражание родителям, то ради здоровья детей, не говоря уже о своем собственном здоровье, следует перестать курить.
Тогда и разговор с сыном о вреде курения будет убедительным. Надо убедить подростка в том, что курение - не признак силы, а признак слабости, что сильная воля проявляется в умении отказаться от курения, в умении преодолевать дурные привычки.
Особые трудности возникают с детьми подросткового возраста. Стремясь к своему самоутверждению, они иногда намеренно приобретают дурные привычки, полагая, что таким путем они становятся взрослыми.
Надо учитывать особенности подросткового возраста, проявлять особый такт и терпение, не приказывать и не командовать. Когда приказывают, подросток упорствует и поступает вопреки указаниям родителей.
Если все же у ребенка сложилась плохая привычка, то для ее искоренения нужно длительное время, так как и формируется всякая привычка не сразу, а понемногу, путем частых повторений.
Верна пословица: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Если привычки полезные, хорошие, то и жизнь сложится удачно.
Алкоголизм. В последние десятилетия, как говорит мировая статистика, алкоголизм «молодеет». Человечество столкнулось с проблемой роста пьянства и алкоголизма среди подростков и молодежи.
Приобщение подростка к спиртному начинается с первой рюмки, увиденной в руке взрослого, чаще всего отца. В 60-80 % случаев подростки узнают вкус алкоголя при прямом содействии, присутствии или даже участии родителей: на домашних праздниках, днях рождения, на Новый год и т. п.
Подросток обычно подражает взрослым. Он ходит, как отец, покашливает, как отец, и держит стакан с соком так же, как отец держит рюмку с водкой, и даже «стукается», и «чокается», и крякает, как отец, и ставит под стол пустую бутылку из-под сока, как взрослые ставят пустые водочные бутылки. Отец, дед, дядя служат «примером» пития. А потом - «запретный плод сладок», и дети начинают пробовать алкоголь сами: дома тайком от взрослых или на улице со сверстниками. Особенно пагубно влияет на подростков реклама пива. Она проповедует некий якобы современный образ жизни молодежи: без пива - никуда. На отдыхе, на пляже, на танцах, на молодежных тусовках, на концертах, - везде молодые парни и девушки пьют прямо из бутылки, обмениваются остротами: «Кто пьет, тот самый продвинутый» (умный, смелый, неотразимый и т. д.).
Для подростка алкоголь представляет особую опасность, так как его нервная система, да и весь организм еще не достигли достаточной степени зрелости, он особенно раним и чувствителен. Подростки быстро становятся зависимыми от алкоголя, быстро скатываются по наклонной плоскости.
Употребление спиртного, и пива в частности, создает обманчивое чувство хорошего настроения, самодовольства, легкости, благополучия, дает иллюзию избавления от всех невзгод и бед. Это якобы облегчает контакт при общении молодежи в часы досуга.
Часто в компании подростков действуют такие критерии: если ты не выпил с нами, то ты «маменькин сынок», «тебе только молоко из соски пить», и чтобы стать «своим» в этой компании, парень пьет вместе со всеми, скрывая естественное отвращение к алкоголю.
Раз, второй, третий выпил через силу, а там уже и привычка появилась, и тяга к спиртному.
Особенно негативно влияет на подростка семейный климат. Если есть пьющие отец или мать или оба родителя, то тут уже некому наставить его на путь истинный, так как пример родителей заразителен. Родственники не только пьют сами, но и предлагают спиртное своим детям. И здесь требуется от подростка особое мужество сказать себе: «Нет, спиртного не пью!».
Трудные условия воспитания - еще не оправдание наших пороков. Каждый способен сам выковать свой характер, выбрать свой жизненный путь. Родителей не выбирают, но жизнь у человека одна, и ее надо прожить достойно. Подростку в такой семье требуется особое внимание со стороны школы, классного руководителя, детской комнаты милиции. Надо найти ему интересные занятия в спортивной секции, в каком-либо кружке, помочь заняться каким-либо творчеством, словом, заполнить свободное время полезным делом. В нормальной, непьющей семье это огород, дача, турпоездки, походы по родному краю, посильная работа, которую предоставляют центры занятости, особенно на длинных летних каникулах, где дети могут заработать себе на учебники, одежду, школьные принадлежности. А в «кризисных семьях» это должны делать школа и детская комната милиции. Нельзя выпускать таких детей из поля зрения, нельзя отдавать их в плен алкоголю.
Главное в этом плане - воспитание духовности, неприятия различных отклонений от норм поведения, воспитание самодисциплины, чувства ответственности перед своими близкими, перед товарищами в классе, перед обществом. Надо показывать подростку, что веселость подвыпившего человека нездорова и скоропреходяща. Пьяный обычно много и глупо говорит, цинично и плоско шутит. Его шутки вызывают только чувство досады и раздражения у трезвых людей. Пьяница с упоением рассказывает в сотый раз одну и ту же историю и сам же смеется, видя «юмор» там, где нет ничего смешного дня нормального человека. Интеллект его снижается, он смакует истории о том, как он и его друзья «погудели», как попали в вытрезвитель, сколько «приняли на грудь». В конечном итоге он падает у пивного ларька или забора, где и лежит мокрый и грязный в окружении бродячих собак. Другой «буянит» дома и на улице, попадает в милицию. Надо показать это подросткам, вызвать у них шок и неприятие такого поведения, осудить всю эту неприглядную картину. В беседах с подростками надо говорить о таких последствиях, о том, что алкоголизм превращает человека в слабоумную, психически больную личность, приносящую горе и беду не только самому больному, но и всем окружающим его людям, его семье в первую очередь.
Подросткам надо объяснять, что опасно пить не только крепкие спиртные напитки, но и вино, и пиво.
Реклама пива внушает, что в нем содержатся только белки и углеводы, которые легко усваиваются организмом, и всего 3-6 градусов крепости.
Но права русская старинная пословица: «Речка начинается с ручейка, а пьянство - с рюмочки». Какая разница, что привело к алкоголю: кружка пива или рюмка вина. Главное - рубеж пройден, над судьбой юноши или девушки нависла угроза «зеленого змия». Некоторые доходят до того, что в день выпивают до 5-10 л пива! Даже заключают пари, кто больше его выпьет. Они нагружают свое сердце, почки и сосуды непосильным бременем, мышечная ткань перерождается в жировую, сердце значительно увеличивается в размерах, начинается аритмия и другие его болезни. Никакого «умения пить» или «культуры застолья» не существует. Это оправдание для людей, уже находящихся на разных стадиях алкогольной зависимости, и рано или поздно они заканчивают одинаково: наступает психическая или физическая смерть.
Занятия спортом - одно из самых мощных средств профилактики пьянства. Если хочешь добиться выдающихся результатов в любом виде спорта - полностью откажись от хмельного.
Спорт - это здоровье, мужество, сила. Это выбор хорошей профессии, это успешная работа в будущем! Родители, бабушки и дедушки должны привести своих детей и внуков на стадионы и спортивные площадки, привить им с самого раннего детства интерес и любовь к спортивным занятиям, ходить с детьми на спортивные соревнования, смотреть по телевизору спортивные программы, футбольные матчи, олимпиады; поддерживать и поощрять даже маленькие спортивные успехи, учить гордиться успехами своих товарищей по команде, успехами спортсменов своей страны.
Застраховать подростка от развития пристрастия к алкоголю может ярко выраженный интерес к чему-либо: это стремление к творчеству, к собиранию марок, к рисованию, к моделированию, к работе с компьютером, к художественному творчеству и т. д. Если человек одержим страстью творчества, но в силу каких-то обстоятельств ступил на путь пьянства или даже алкоголизма, то у него больше шансов на спасение, чем у субъекта без ярко выраженных интересов.
Стремление к творчеству способно послужить той точкой опоры, благодаря которой человек может совершить чудо без вмешательства врачей, оно способно вырвать человека из засасывающего болота пьянства. Поэтому задача родителей и учителей - как можно раньше увидеть в ребенке искры интереса к какой-либо деятельности, задатки способностей к пению, рисованию, музыке, спорту и т. д., направить ребенка в нужную секцию, кружок, школу и всячески поддерживать его интерес к творчеству. Известно много случаев, когда чемпионов по спорту в ДЮСШ привели отец, мать, или бабушка. Например, в 2004 году в Англии престижный Уимблдонский турнир по теннису впервые выиграла девушка из России Мария Шарапова. Ради ее спортивной карьеры отец переехал с ней в США, работал и грузчиком, и чернорабочим, лишь бы дочь могла тренироваться в престижной спортшколе у хорошего тренера. И она оправдала все ожидания. Сейчас много спортивных школ, есть бесплатные и платные. Выбор есть, надо только направить туда детей. Примеры детских успехов часто освещаются на страницах газет. Это надо показывать детям, направлять их в дом детского творчества, в молодежный центр, где они найдут себе дело по душе.
Алкоголь - главный виновник и соучастник большинства преступлений. «Редкий вор, убийца совершает свое дело трезвым, - писал Л. Н. Толстой. - По записям в судах видно, что девять десятых преступлений совершаются в пьяном состоянии...»
Для пьяного нет границ между желаемым и возможным. Его поведение диктуется обострившимися под влиянием спиртного влечениями и побуждениями. Он способен на самые нелепые поступки, идущие вразрез с нормами поведения: украсть, подраться, оскорбить и даже убить человека. У пьяного ослабляются тормозящие, сдерживающие импульсы высших отделов центральной нервной системы, усиливается жестикуляция, растормаживаются влечения, настроение часто меняется, появляется то буйная радость, то дикая злость, что приводит к конфликтам с окружающими. Опьянение понижает способность к самоконтролю: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». Он «смелеет», становится неосторожным, безрассудным, забывает об опасности и решается на поступки, которые позже кажутся ему просто невероятными.
Обычно дети и подростки совершают свои «подвиги» в состоянии опьянения: угоняют чужие велосипеды и мопеды, крадут деньги и продукты в ларьках и палатках, нападают на прохожих, нанося им телесные повреждения. Материалы из зала суда, из заседаний Детской комнаты милиции говорят не только об отсутствии контроля со стороны родителей, но и об отсутствии должной профилактики со стороны школы и общественности.
Еще задолго до выводов ученых о фактах отрицательного влияния пьянства родителей на потомство народная мудрость говорила: «Отец пропил печень своих детей» или «Пьяницы рождают пьяниц». Если родители употребили спиртное перед зачатием, то дети или умирают, или растут хилыми, ослабленными.
Без вины виноватые болезненные дети расплачиваются за пороки пьяниц-родителей. Это «дети воскресного дня», «дети веселого ужина», «грудные алкоголики» и т. д. Было установлено, что примерная дата зачатия большинства таких детей совпадает с праздничными днями, которые нередко сопровождаются обильными возлияниями. Вот почему церковь запрещает давать спиртное жениху и невесте на их свадьбе.
В исследованиях немецкого врача К. Демме, проведенных еще в 1891 году, говорится, что из 77 детей из семей алкоголиков только 10 человек оказались вполне здоровыми; 25 детей умерли в раннем возрасте, у 6 была водянка головного мозга, у 6 отмечена идиотия, у 5 человек - эпилепсия (падучая болезнь), 5 детей значительно отставали в умственном и физическом развитии. Последующие исследования ученых оказались похожими. Особенно отмечено, что из-за пьющих родителей страдают и внуки, то есть через поколение синдром пьянства передается по наследству.
Для умственно отсталых детей создаются специальные школы-интернаты. Родители таких детей переживают настоящие нравственные и физические муки, когда их спрашивают: «Знали ли вы о последствиях пьяного зачатия?». И они отвечают:
- В первый раз слышу.
- Если бы мы с мужем знали, если бы знали!
- Помогите, доктор!
Но еще никто, ни один врач в мире не вылечил кого-либо от слабоумия. И никто не может отменить закон природы, подтвержденный выводами ученых: «Фамилия алкоголика в конце концов исчезнет с лица земли, то есть выродится, так как он не способен произвести полноценное потомство. В первом поколении это нравственная испорченность, алкогольные излишества, во втором - пьянство в полном смысле слова, в третьем - душевные и психические расстройства, ипохондрия, меланхолия, склонности к убийству и самоубийству, в четвертом - тупость, идиотизм и бесплодие...»
Из бесед с детьми выясняется, что в некоторых семьях:
- отец всегда возвращается домой выпившим;
- отец пьет каждый день;
- мать и отец часто пьют вместе с гостями по праздникам;
- родители по вечерам пьют пиво;
- дома всегда есть спиртное, хотя в этих семьях родители начисто отрицают пристрастие к спиртному.
Как же все-таки внедрить в сознание нынешней молодежи, будущих матерей и отцов, совершенно необходимые им знания о расплате за употребление спиртного? В школах введен курс «Семейное воспитание», но вопросу антиалкогольного просвещения там уделяется очень мало внимания.
Алкоголь держится в крови сутки и более. Поэтому весь период до зачатия о спиртном надо забыть вовсе. Но поражение зародыша может наступить и тогда, когда беременная женщина употребляет алкоголь. В крови плода его содержится 80 % по сравнению с кровью самой матери, то есть это прямое отравление зародыша. Через плаценту алкоголь попадает в околоплодную жидкость, где держится около 2 часов, и приводит к различным уродствам, особенно в первые три месяца беременности. Алкоголь проникает в головной мозг ребенка, и результаты этого трагичны: водянка головного мозга, мозговые грыжи, недоразвитие мозга и черепа (микроцефалия). Употребление спиртного обоими родителями еще более увеличивает шанс детского уродства: недоразвитие или полное отсутствие рук и ног, сращение пальцев, незаращение твердого нёба (заячья губа, волчья пасть), пороки развития половых органов или даже их отсутствие.
Плохо, когда в семье пьет отец, но вдвое хуже, если пьет мать. Алкоголизм среди женщин особенно сильно вырос в последнее время: если в XIX веке число пьющих женщин к числу пьющих мужчин составляло 1 : 10, то сегодня 1 : 5, то есть это число выросло в 2 раза.
И здесь много разных причин. Одна из них - это нежелательное и прискорбное побочное следствие эмансипации женщин, то есть их равноправия с мужчинами. Женщина теперь не привязана к семье и дому. Детей она может отдать в ясли и сад. Облегчилась и домашняя работа благодаря техническому прогрессу: стирка, уборка, приготовление пищи частично механизированы.
Женщина имеет право на брак по любви, на развод, может планировать количество детей. Может работать вне дома, распоряжаться своей частью семейного бюджета и дохода. Однако здесь есть и свои теневые стороны:
- аборт, узаконенный или подпольный, всегда несет угрозу для физического и психического здоровья женщины;
- включение женщины в производственный труд влечет за собой физические, психические и эмоциональные перегрузки, приводит к стрессам;
- многие женщины воспитывают детей без мужей, что также отрицательно влияет на их состояние и на воспитание детей;
- стараясь найти средство для ослабления повседневного напряжения, женщины прибегают к курению, к употреблению спиртных напитков, к наркотикам.
Среди девушек-подростков наметилась дурная мода бравировать курением, умением выпить наравне с парнями.
Бывает, что женщина начинает употреблять спиртные напитки по воле мужа-алкоголика. Но в семьях большинство женщин (85-90 %) борются с этим злом. Их ни при каких условиях не превратить в пьяниц.
Есть причины материального характера: не имея средств для достойного существования, женщина опускает руки и спивается. Есть причины наследственного характера, когда женщина является потомком родителей-алкоголиков в 1-м и 2-м поколениях. Но в настоящее время на молодежь отрицательно влияет, как уже говорилось выше, реклама пива, а также показ фильмов с пьющими героями, неустроенность в жизни, желание иметь все и сразу. И чтобы это получить, девочка-подросток может переступить нравственный порог и начать заниматься проституцией. А если этого порога нет ни в семье, ни в школе, если мораль и нравственность не воспитывались с детства, то девушка теряет контроль над собой и пускается в пьянство и разврат. Из таких девушек не получатся хорошие матери. А народная мудрость гласит: «Ребенок, потерявший отца, - полусирота, а ребенок, потерявший мать, - круглый сирота». И особенно горько, если мать потеряна из-за ее пьянства.
Некоторые родители считают, что ничего страшного не будет, если дать ребенку чайную ложечку водки для хорошего, крепкого сна. Как же глубоко они заблуждаются!
В медицинской литературе имеется множество трагических фактов такого легкомыслия. Младенец может погибнуть даже от смоченной алкоголем пеленки, в которую он был завернут с целью лечения простудного заболевания. Уже 50 граммов водки является смертельной дозой для ребенка весом 16 кг: у него начинаются судороги и наступает кома.
Родители часто оставляют дома детей одних, а в холодильнике - водка, вино или пиво. Из любопытства ребенок выпивает жидкость и может погибнуть, если вовремя не оказать ему помощь. В первые 24 часа с момента отравления ребенка надо срочно везти в больницу и делать промывание желудка. Первые признаки алкогольного отравления: возбудимость, психоз, галлюцинации, бред, повышение температуры тела до 41° С, повышение давления, потеря сознания, кома. Сильное привыкание к спиртному может развиться у ребенка, если ему с детства в малых дозах давать алкоголь. Есть случаи, когда даже грудным детям дают 1-2 ложки пива, чтобы они спали. Существует закон РФ, по которому родители или иные лица, доведшие ребенка до алкогольного опьянения, наказываются лишением свободы до 2 лет. Но много ли родителей осуждены за это?
Некоторые граждане считают, что винопитие извечно было в традициях Руси, а потому бороться с ним бесполезно. Но они забывают, что в далекие времена на Руси пили только по большим праздникам и исключительно слабые напитки: домашнее вино, пиво, медовуху. И только в XVI веке появились крепкие напитки и водка. Употребление спиртного осуждалось русским народом как самый низменный порок наряду с азартными играми. Не было большего позора, чем получить взамен пропитой одежды «гунку кабацкую», то есть старую, рваную одежду.
В XIV веке Иван III издал указ, запрещающий «гнусное пьянство». По этому указу низшие слои населения могли употреблять спиртное не чаще чем 4 раза в год. Петр I наказывал за пьянство сечением плетьми, битьем батогами. Пьяниц сажали в ямы, заставляли носить на шее тяжелую пластину с надписью «Питух», направляли на общественные работы. Слово «кабак» воспринималось на Руси как непристойное, постыдное, как матерщина. С развитием капитализма в России в конце XIX века в страну пришли пьянство и алкоголизм. 70 лет советская власть боролась с этим явлением: объявляла «сухой закон», применяла воспитательные меры на заводах и фабриках, принудительно лечила граждан с алкогольной зависимостью, вводила запрет на продажу спиртных напитков людям до 21 года, проводила антиалкогольную пропаганду; в стране отсутствовала реклама спиртных напитков, так же как и реклама табака, и т. д. Но запретительные меры имеют частичный успех. Главное - это предупреждение и профилактические меры. Они требуют настойчивости, последовательности и длительного времени. Надо сделать так, чтобы выпивка стала непрестижной, чтобы ее считали позором. Но для этого нужны усилия со стороны государства, школы, семьи, органов правопорядка.
Надо открывать для молодежи безалкогольные кафе, увольнять с работы пьяниц, оказывать помощь детям из пьющих семей, надо принудительно изолировать и лечить злостных пьяниц, развивать сеть молодежных досуговых центров, благоустраивать дворы и детские спортплощадки; необходимо создавать новые безалкогольные обряды и праздники, просвещать молодых супругов до вступления их в брак о последствиях невинной рюмки водки для будущего здоровья их детей. Для взрослых семейных пар надо создавать клубы по интересам, клубы «Мама, папа и я - вместе дружная семья!» и т. д.
Некоторые люди могут всю жизнь пить понемногу на торжествах и праздниках и не стать алкоголиками. А у других есть предрасположенность к пьянству. Для них первая рюмка повлечет за собой вторую и третью, а потом их уже не остановить. Поэтому на вопрос любого юноши или девушки, можно ли им умеренно выпивать, нужно отвечать только одно: «Нет!». Слишком велик риск. Слишком много поставлено на карту ради сомнительной радости одурманивания себя алкоголем. Для того чтобы стать полноценной личностью, прожить яркую и интересную жизнь, надо прежде всего не убить себя в себе.
Наркомания. Наша страна стоит сейчас перед лицом страшного и безжалостного врага. Имя ему - наркомания. На конец 2003 года в России насчитывалось около 4 млн потребителей наркотиков. И в основном это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни. Дети - будущее нашей страны, и сегодня долг всех взрослых - защитить их, спасти от заразы, которая может прийти в каждый дом и в каждую семью. Наркомания напрямую связана с преступностью, терроризмом, СПИДом.
Грязные деньги, вырученные от продажи наркотиков, идут на грязные цели: содержание бандформирований в Чечне, захваты заложников и взрывы домов. Это горе тысяч семей, чьи дети попали в сети страшной и жестокой болезни. Если раньше наркоманы употребляли в основном коноплю и маковую соломку, то теперь налажено производство синтетических, дешевых и дающих моментальную зависимость препаратов.
Наркомания значительно молодеет с каждым годом. «Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет. Победить наркоманию можно только совместными усилиями трех сил: политической воли всех россиян, эффективной работы государственных органов и целенаправленной воспитательной работы в семье и школе.
Все родители должны знать, чем страшны наркотики, как распознать, что ребенок начал их принимать, как помочь ребенку, как его лечить.
Прежде всего наркотики ведут к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Поражаются внутренние органы, особенно печень и почки. Самая распространенная болезнь среди наркоманов - гепатит и СПИД. Эти болезни передаются через кровь, а наркоманы, как известно, при внутривенных уколах зачастую пользуются одним и тем же шприцем. Продавцы наркотиков, как правило, подмешивают в товар стиральный порошок или сахарную пудру, что ведет к сахарному диабету. Если же наркотик более очищен, «доза» на один прием может привести к моментальной смерти, то есть происходит передозировка. Во время употребления наркотиков у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения, притупляется мораль. Появляется полное безразличие к окружающим, человек опускается до животного состояния и готов ради очередной дозы совершить любой самый грязный и отвратительный поступок. Отсутствие наркотика ведет к нервозности, раздражительности, появляются сильное беспокойство, мысли о самоубийстве. Начинается «ломка» — сильные мышечные боли, и человек соглашается на любые унижения, на любую мерзость, чтобы добыть очередную дозу. На героин в сутки уходит обычно до 50 долларов, а на кокаин - до 100 долларов. Заработать такие деньги наркоманы не могут и идут на преступления: кражи, грабежи, воровство, проституцию, убийства. Средняя «продолжительность жизни» наркомана составляет 7-10 лет, но некоторые погибают намного раньше, через 6—8 месяцев после начала употребления наркотиков.
Как распознать, принимает ли ваш ребенок наркотики?
1) Он (она) стал часто исчезать из дома. Причем не может внятно объяснить мотивы этих отлучек. Отвечает вам зло и раздражительно.
2) Он (она) начал очень часто врать: и по поводу своего отсутствия, и по поводу своих дел в школе. Причем врет как-то лениво, примитивно, однообразно или слишком уж непонятно.
3) За короткий промежуток времени у вашего сына (дочери) практически полностью поменялся круг друзей. Новых товарищей (подруг) вы либо не видите вообще, либо они забегают на секунду о чем-то пошептаться у двери. Начались таинственные звонки и переговоры по телефону. В разговоре появляются новые сленговые словечки.
4) Сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете о болезнях, неприятностях близких, то он (она) делает вид, что слушает, а на самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Он (она) изменился по отношению к вам: стал холодным, недоверчивым, «чужим».
5) У сына (дочери) стало внезапно резко меняться настроение: две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону и до вечера впал в мрачное настроение, стал резким, грубым, враждебным.
6) Он (она) потерял свои прежние интересы, не читает книг, не смотрит фильмы, часто просто тупо сидит с учебником, даже не пытаясь делать уроки.
7) У него (у нее) изменился режим сна: он или спит целыми днями не просыпаясь, или всю ночь ходит по свой комнате, спотыкаясь о предметы.
8) В доме стали пропадать деньги и вещи. Сначала крайне редко, а потом - все чаще.
9) Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. У него нарушена координация движений, отсутствующий взгляд, он прячет глаза и убегает в свою комнату, хотя спиртным от него не пахнет.
Если у вас возникли подозрения, то обратите внимание на внешний вид ребенка, его физическое состояние, проверьте содержимое его личных вещей и комнаты.
Предметы, связанные с употреблением наркотиков: шприцы, иглы, упаковки, пустые папиросные гильзы, фольга, закопченные столовые ложки.
Внешние признаки: следы уколов на теле, бледная кожа, узкие зрачки, замедленный пульс, тошнота, рвота, судороги, сухость во рту, сладковатый запах от одежды.
Эмоциональные признаки: излишняя общительность, частая смена настроения, рассеянность, вспыльчивость, агрессия, поиск причины уйти из дому.
Как дети достают деньги на наркотики?
1. Перепродажа. Кто-то покупает «дозу», затем разбавляет ее любым порошком и перепродает это кому-нибудь.
2. Воровство. Начинают воровать обычно у родителей, а потом и у всех подряд. Самое удивительное, что часто родители не замечают пропажи денег. Так, один подросток 3 года воровал у отца доллары, а пропажу заметили, лишь когда пропало 3 тысячи долларов.
3. Манипулирование. Под любыми предлогами подросток вымаливает деньги у родителей.
«Мне угрожают и просят денег; если вы не дадите, то меня убьют...».
«Если не дашь мне денег, я не буду тебе ничего рассказывать».
«Я сдам экзамен, но мне нужны 500 рублей».
«Я буду каждый день убирать квартиру, но мне сегодня нужны деньги!».
«Я поздравлю бабушку с днем рождения, но мне надо для этого 500 рублей».
А родители не контролируют эти расходы, им либо некогда, либо так спокойнее: дал денег - и проблема снята. Папы легче верят обещаниям дочек, а мамы - сыновей.
4. Проституция. Девочки в поисках денег выходят на улицу, ищут случайных прохожих, пока не попадают в руки сутенеров.
5. Вымогательство.
Очень часто родители впервые понимают, что ребенок «сел» на наркотики, когда у него уже началась «ломка». Паника их не поддается описанию, мать или отец теряют голову и начинают звонить всем подряд, прося помощи. Но слезами горю не поможешь. Надо прекратить панику. Да, в семье возникла проблема, она трудная, но разрешимая. Наркоманы от ломок не умирают.
Что надо делать при «ломке»?
Померьте подростку давление. Опасно, если оно ниже 90/60. Если так, то надо немедленно обратиться к врачу. Вы можете дать ребенку 2-3 таблетки любого анальгетика (баралгин, аспирин, спазмалгон и др.).
Вы можете один раз рискнуть и дать ему 2 таблетки любого успокоительного, но на следующий день вы обязательно поведете подростка к врачу и скажете ему, какие таблетки вы давали. Единственное, чего вы ни в коем случае не должны давать, - это спиртные напитки и лекарства на основе спирта (валокардин, корвалол и др.).
Вы можете использовать метод американского терапевта Маргарет Розен: разденьте ребенка до пояса, положите на жесткую кровать или кушетку и теплыми руками сделайте ему расслабляющий массаж. Медленно поглаживайте тело от плеч вдоль позвоночника к пояснице, стараясь расслабить мышцы. Вы будете чувствовать напряженные бугры под кожей; не давите на них сильно, а только слабо поглаживайте. Это как бы активная форма родительской ласки. Если все это происходит вечером, помните, что вы в состоянии спокойно пережить эту ночь. Но на другое утро надо идти к врачу.
Наркомания - это отдельное заболевание. Полный курс лечения проходит обычно в 4 этапа.
I этап – нейтрализация яда в организме.
II этап-устранение последствий отравления.
III этап - меры по преодолению привычки. Здесь главную роль играют психолог и психиатр.
IV этап - социальная реабилитация наркомана, возвращение его к нормальной общественной жизни.
Все четыре этапа очень важны, и если их не пройти полностью, то болезнь вернется.
Лечиться можно и в государственных, и в частных клиниках, но в последних надо требовать предъявления государственной лицензии на право лечения. В государственных клиниках лечат бесплатно, в частных - за большие деньги. Там лучше условия пребывания, но лекарства практически одинаковые. Существует большой перечень наркологических учреждений в крупных городах. Но и в каждом районе при больницах есть наркологические отделения, где врачи лечат и алкоголизм, и наркоманию. Не надо бояться «вынести сор из избы» и искать подпольного врача. Пусть поставят подростка на учет, тогда у вас появятся помощники в борьбе с вашей бедой: это гослечебница, комитет в МВД по контролю за оборотом наркотиков, это детская комната милиции, это школа. Одной семье с такой болезнью просто не справиться. Не бойтесь обращаться к школьному психологу, к классному руководителю, к врачу- психиатру. Их советы помогут вам вернуть ребенка в нормальную жизнь - жизнь без наркотиков.
Родительское собрание на тему «Предупреждение детского травматизма», 5-6 класс
Конспект родительского собрания в 5 классе на тему «Взаимопонимание в семье»
Родительское собрание «Закаливание, профилактика простудных заболеваний», 5-6 класс
Родительское собрание «Роль родителей в нравственном воспитании своих детей»
Нет комментариев. Ваш будет первым!