Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Основной целью работы классного руководителя является обеспечение гармонии взаимоотношений школы и семьи для создания максимально благоприятных условий развития учащегося, реализации им индивидуального потенциала в условиях ученической жизни и дома. Классный руководитель, являясь лицом профессионально компетентным и личностно заинтересованным в решении возникающих проблем воспитания, должен выступать для родителей мудрым советчиком, наставником, единомышленником. В основу его любого общения с родителями (будь то родительское собрание, индивидуальная или групповая консультация или встреча с родителями по поводу проступка учащегося) должны быть включены пять обязательных элементов. Причем, отсутствие какого бы то ни было из них недопустимо. Эти элементы таковы:
❀ Выражение позитивного отношения к учащемуся: «что хорошего я могу сказать...», т.е. перечень положительных черт характера, хороших тенденций в развитии ученика, позитивных явлений в группе, характеристика пусть еле заметного или незначительного продвижения в учебе, нравственных поступках, духовном развитии учащегося, преодоление негативных явлений прошлого.
Что дает этот элемент встречи с родителями? Прежде всего — взаимное расположение семьи и педагога: психотерапевтический настрой, самовнушение педагога по поводу того, что он имеет дело с нормальным ребенком, в котором много хорошего. И настрой родителей на педагога, внимательное восприятие его советов. В сознании родителей утверждается мысль: «Он (педагог) так же, как и я, любит моего ребенка, уважительно к нему относится, ему можно доверить мои заботы и тревоги; вот кто мне может помочь».
❀ Определение проблемы, которая может быть выражена в словах педагога: «Но меня беспокоит...». И дальше — суть того негативного, ради обсуждения чего встреча задумана. Причем важно выражать свое недовольство в форме беспокойства (ведь мы оба любим, уважаем, ценим вашего ребенка и в равной степени заинтересованы в решении его проблем). Такой подход обеспечивает атмосферу взаимоуважения, доброжелательности, заинтересованности в решении проблемы, принятие родителями информации о негативном в их сыне (дочери).
❀ Выявление и анализ причин неприемлемого поведения учащегося. Необходимо проанализировать те обстоятельства, в которых имел место поступок, следствием каких других явлений и процессов он является. Ведь процесс воспитания — процесс многофакторный. И для его него необходимо создать гармоничную воспитывающую среду — усилить позитивные факторы и устранить отрицательные. Здесь важен союз педагогов и родителей, их взаимная расположенность и доверительность, полная откровенность.
❀ Поиск возможных вариантов решения возникшей проблемы. Выбор наиболее эффективных мер воспитательного воздействия на учащегося, группу в целом. Здесь педагог проектирует целую систему воспитательных мероприятий: классных часов, диспутов, встреч, походов и др. — для формирования устойчивого адекватного отношения учащегося к явлениям и проблемам, волнующих и учащихся, и родителей.
❀ Выработка единого стиля и тона, педагогического такта, общих критериев оценки поступков и личности учащегося или группы. Например: «Давайте не будем унижать его (ее) подозрением (недоверием, мелочной опекой)»; «Надо дать ему (ей) больше самостоятельности»; «К вашему сыну нужно повышать требования и в учебном заведении, и дома»; «Нужно переменить тактику строгости и уличения в мелочных проступках на доверие и незаметный для учащегося контроль» и т.д.
Эти пять элементов взаимодействия педагога и родителей постепенно меняют отношения, делают их более продуктивными, приводят к гармонии сторон в рамках педагогического треугольника (педагог — родители — учащиеся).
Классному руководителю организовать работу с родителями учащихся помогают:
1. Заместитель директора по воспитательной работе составляет школьный план, помогает в составлении планов работы классных руководителей по конкретному направлению, осуществляет контроль их выполнения; проводит тематические педагогические советы, целью которых является повышение педагогического мастерства и культуры классных руководителей.
2. Педагог-психолог помогает в исследовании социального фона семьи, определении ее типа, дает рекомендации в составлении плана работы с каждой семьей индивидуально; осуществляет профориентационную работу.
3. Социальный педагог берет на контроль и осуществляет коррекционную работу с неблагополучными семьями; взаимодействует с районными организациями, работающими в этом направлении: органами опеки и попечительства, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних.
4. Школьный библиотекарь подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по конкретному направлению в помощь классному руководителю.
К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:
— формирование активной педагогической позиции родителей;
— вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;
— активное участие родителей в воспитании детей.
Организация взаимодействия классного руководителя и семьи предполагает:
■ изучение семьи с целью выявления ее возможностей по воспитанию своих детей и детей класса;
■ группировку семей по принципу наличия в них нравственного потенциала и возможности оказывать воспитательное воздействие на своего ребенка и детей класса;
■ анализ промежуточных и конечных результатов их совместной воспитательной деятельности.
Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры, — которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребенка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
В диагностике взаимоотношений родителей и учащихся можно использовать и проективные методики. Эффективность их использования состоит в том, что методики неоконченных предложений можно использовать как для учащихся, так и для их родителей. Суть их заключается в том, что учащиеся и их родители дают ответ на одни и те же вопросы, что позволяет определить причины конфликтов в их взаимоотношениях. Ни для кого не секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.
Например, для изучения традиций и обычаев, нравственных ценностей семей учащихся можно использовать следующие вопросы проективной методики, на основании результатов которой можно проводить индивидуальные и тематические консультации.
Вопросы для учащихся:
■ Я радуюсь, когда...
■ Я огорчаюсь, когда...
■ Я плачу, когда...
■ Я злюсь, когда...
■ Мне нравится, когда...
■ Мне не нравится, когда...
■ Я верю, когда...
■ Если у меня хорошие новости, то я...
■ Если у меня плохие новости, то я...
■ Если у меня что-то не получается, то я...
И соответствующие вопросы для родителей:
■ Я радуюсь, когда мой ребенок...
■ Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
■ Я плачу, когда мой ребенок...
■ Я злюсь, когда мой ребенок...
■ Мне нравится, когда мой ребенок...
■ Мне не нравится, когда мой ребенок...
■ Я не верю, когда говорят, что мой ребенок...
■ Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
■ Если у моего ребенка хорошие новости, то...
■ Если у моего ребенка плохие новости, то...
■ Если у моего ребенка что-то не получается, то...
Интересные результаты дают рисуночные диагностики, которые можно предлагать выполнить как детям, так и родителям на одну и ту же тему. Например, выбираются следующие темы: «Выходной день в моей семье», «Наша семья», «День рождения в моей семье». Детям и родителям раздаются листы бумаги, на которых нарисованы круги, куда нужно поместить предметы или занятия всех членов семьи в соответствии с темой. После выполнения задания классный руководитель проводит сравнительный анализ рисунков. Это позволяет ему обратить внимание родителей на те моменты в воспитании их ребенка, которым они в повседневной жизни не придавали должного значения.
Хороший результат в работе с семьей дает такая форма изучения, как сочинение-размышление. Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители — единомышленники, объединенные единой целью: сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, радостнее, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными: «Быть отцом взрослой дочери — это...», «Моя будущая семья... Какой ей быть?», «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома», «Самый печальный день в жизни моей семьи», «Праздники и будни моей семьи» и т.д. Главное — родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.
Подобные сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.
Конечно же, классный руководитель сам должен решить, какую методику он будет использовать для выявления и развития воспитательного потенциала конкретной семьи, единственное, о чем он не должен забывать при этом, — так это о соблюдении правил общения с родителями.
■ Классный руководитель в общении с каждой семьей должен быть искренен, уважителен и дружелюбен. Это поможет в установлении доверительных отношений с родителями.
■ Общение с родителями ученика должно идти не во вред, а во благо ребенку.
■ Изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным.
■ Изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу. При этом:
1. Родители и дети не должны чувствовать себя объектами изучения;
2. Работа с родителями должна быть целенаправленной, планомерной и систематической;
3. Методы этой работы должны быть взаимосвязаны с методами воспитания детей;
4. Психолого-педагогические методы должны быть разнообразны, применяться в комплексе.
Одной из главных задач классных руководителей и образовательного учреждения является активное сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В школах сложились разнообразные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Условно их можно разделить на три большие группы:
■ формы совместной познавательной деятельности;
■ формы совместной трудовой деятельности;
■ формы досуга с участием родителей.
К формам совместной познавательной деятельности детей и родителей относятся:
1. Общественные форумы знаний. Предмет, тему, методику проведения классные руководители, родители и дети определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, корректируя отношения между детьми. Родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
2. Дни открытых уроков. Проводятся в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.
3. Праздники знаний и творчества, турниры знатоков. Проводятся либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами.
4 Совместные олимпиады.
5. Выпуск предметных газет.
6. Заседания, отчеты научных обществ учащихся.
Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, поддерживая своих детей, становясь ближе к ним в процессе совместной деятельности.
7. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Они могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся.
8. Не менее интересными могут быть информационные часы, которые при желании могут проводить родители — профессиональные врачи, журналисты и представители других профессий.
9. Родители-профессионалы могут организовать в классе работу различных кружков, спортивных секций, клубов, театральных и музыкальных студий.
К формам совместной трудовой деятельности относятся:
1) оформление кабинетов;
2} благоустройство и озеленение школьного двора;
3) посадка аллей;
4) создание классной библиотеки;
5) сбор макулатуры;
6) ярмарки-распродажи семейных поделок;
7) организация родительского патрулирования (родительский патруль участвует в проведении в школе дискотек, наблюдая во время дежурства за поведением учащихся класса, и делится впечатлением на очередном родительском собрании).
К формам досуга относятся:
■ совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов;
■ соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Широкое распространение получают семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы «Спортивная семья», «Музыкальная семья» и др. Все зависит от того, насколько классный руководитель сумел привлечь родителей к сотрудничеству в классе.
Поскольку родители являются социальными заказчиками школы, они должны активно участвовать в учебно-воспитательном процессе в школе и в своих классах. Иногда можно слышать от педагогов, что родители не хотят и слышать о том, чтобы что-то сделать в классе, в лучшем случае — предлагают материальную помощь. Однако родители должны и могут активно участвовать в управлении школьной жизнью.
Одной из форм участия родителей является деятельность школьного и классного родительского комитета. Родительский комитет — представительский орган родительской общественности. Это особая оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса.
В родительский комитет входят самые инициативные, интересующиеся и опытные родители. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.
По рекомендации родительского комитета некоторые родители могут участвовать в шефской работе над неблагополучными семьями и подростками. Шефскую работу родители осуществляют только по желанию, так как она требует огромных моральных усилий и нервного напряжения. Но, как правило, если родители ведут шефскую деятельность добросовестно и с душой, она приносит очень хорошие результаты. Многие подростки и спустя годы вспоминают родителей своих одноклассников, которые изменили их жизнь, наполнили их существование новым содержанием.
Главное в работе родительского комитета — желание и умение привлечь как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием и жить дружно, весело, увлеченно.
Родительский комитет осуществляет свою деятельность на основе Положения о родительском комитете класса, Устава учебного заведения (см. приложение 3). Выборы родительского комитета сроком на один учебный год, проходят общим голосованием родителей класса. В ряде классов, где большая часть родителей активна и заинтересованна, функцию родительского комитета поочередно выполняют они все, распределившись в группы по желанию. В поле зрения комитета входят вопросы организации родительских собраний, установление контактов с родителями или людьми, их заменяющими (т.е помощь классному руководителю), привлечение родителей к организации и проведению в классе мероприятий учебного и внеучебного плана, а также финансовые сборы на подарки детям, нужды класса. Заседания комитета проходят по мере необходимости, но не реже 2 раз в месяц. Родительский комитет — это опора классного руководителя, при умелом взаимодействии он становится проводником его идей.
Классный руководитель, привлекая родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей. И эта традиция должна сохраняться в течение всего времени обучения в школе. Формы поощрения могут быть самыми разнообразными: грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и многое другое. Главное — поощрение должно быть. Это огромный стимул для дальнейшего продуктивного сотрудничества родителей и школы.
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Нет комментариев. Ваш будет первым!