Как физическое, так и психическое развитие ребенка проходит ряд стадий. Периоды роста сменяются периодами развития. И сами эти периоды неравномерны и неодинаковы по содержанию. Их можно представить как ряд волн активизации.
В отдельные моменты мы удивляемся, как быстро ребенок подрос, в другие - сокрушаемся, отчего же он не растет. Но это закономерное явление. После роста и образования новых структур должны установиться и новые связи между этими структурами, вызреть новые механизмы управления ими. И трудно сказать, какой из периодов важнее для ребенка, ясно одно: каждый из возрастных этапов требует соответствующих условий, чтобы все наследственно заложенные предпосылки к росту и развитию имели возможность реализоваться.
Существует немало примеров, как упущенное время для развития каких-либо отдельных способностей трудно было восполнить. И напротив, сформированные в удачное для этого развития время неправильные установки поведения, вредные привычки впоследствии было трудно искоренить.
Для каждого этапа развития ребенка характерна своя восприимчивость к различным формам педагогического воздействия. Значит, и формы, и методы работы по воспитанию навыков безопасного поведения должны соответствовать возрастным периодам.
В процессе развития ребенка существуют временные промежутки, которые выделяют особо. Их называют критическими (или кризисными) периодами. Определенные критические моменты в развитии человека возникают у всех, но время их наступления может несколько варьироваться для разных людей в пределах одного года и трех лет (у девочек - в большей степени). Это объясняется индивидуальными различиями, обусловленными наследственностью, экологией, условиями ухода и воспитания ребенка.
Для младших школьников критическими периодами является возраст в 6-7 лет и в 10-11 лет. Оба эти возраста попадают на время обучения в начальной школе.
Шести-, семилетний возраст выделяется как кризисный не только потому, что ребенок идет в школу. В организме ребенка в это время происходят действительно кардинальные изменения в физическом и психическом развитии. Изменяется фигура, происходит смена молочных зубов на постоянные, удлиняются руки, ноги, переходят на новый уровень мышление, внимание, эмоциональная сфера личности ребенка.
Так, механизмы восприятия, внимания 5- и 7-летнего ребенка существенно отличаются. Восприятие у дошкольников непосредственно, внимание непроизвольно. Они воспринимают окружающие предметы, которые находятся в непосредственной близости. Поэтому дошкольник плохо ориентируется в дорожной обстановке. Внимание маленького ребенка легко отвлекается на предметы, которые несут эмоциональную нагрузку.
В 7 лет роль эмоционального восприятия сохраняется. Если мы хотим привлечь внимание ребенка к дорожным знакам, плакатам, играм, то должны сделать их яркими, способными оживить образное мышление ребенка, к тому же 7-летние дети обладают абсолютной чувствительностью к цвету. Интересно отметить, что в последующие годы эта чувствительность снижается (со 100 % до 55 % к 12 годам). В то же время с возрастом улучшается так называемая различительная чувствительность к оттенкам цветов, что обуславливается подключением ряда психических функций к анализу цветовых ощущений.
Прогрессивной чертой 7-летнего возраста является способность к самоорганизации, к проявлению самостоятельности в мыслях, в действиях. Наличие этих способностей играет немаловажную роль при переходе ребенком проезжей части улицы.
Благодаря совершенствованию функций коры головного мозга у детей появляется избирательность внимания, способность дифференцированно воспринимать поступающую информацию. Несмотря на несомненную значимость для эффективного восприятия именно эмоциональных стимулов, 7-летнему ребенку доступно восприятие и более отвлеченных свойств предметов. Кроме того, возрастает восприимчивость к слову. Ребенку можно внушить необходимые правила поведения на улице, настроить на соблюдение правил дорожного движения.
Однако бывает и так, что, требуя от ребенка исполнения определенных правил поведения, мы не достигаем цели. Это происходит потому, что ребенок не может как следует усвоить словесную или так называемую вербальную информацию в силу индивидуальных особенностей восприятия и познавательного процесса. Одни дети следуют в развитии возрастным закономерностям, и у них равномерно формируются способности воспринимать и зрительную, и двигательную, и слуховую информацию. У других детей выделяется ведущая модельность, или система восприятия, например, зрительная. В этом случае ребенок лучше усваивает информацию, поступающую через зрительное восприятие. Но зато у него может быть отключен канал поступления информации через осязание, движение, у него нет чувства тела, движения нескладные. Или, бывает, ребенок на слух воспринимает информацию хорошо, внимательно слушает учителя, схватывает на лету, а дома его трудно заставить взяться за учебник. Но он с удовольствием будет слушать, если кто-то вызовется почитать. Значит, в этом случае ведущей является слуховая модельность. Если ведущим является двигательное восприятие, то ребенку трудно вникнуть в инструкцию, правила и другую отвлеченную информацию. Он воспринимает только те слова, которые легко оживают у него в образах. Чтобы осмыслить, ребенок должен потрогать, пощупать, эмоционально и двигательно пережить ощущения, связанные с данной словесной информацией. Стандартный подход в этом случае вызывает самоустранение ребенка, такой школьник легко попадает в разряд трудновоспитуемых.
Если ребенок обладает обостренной зрительной или слуховой восприимчивостью, а мышечная у него слаба, то он хорошо будет ориентироваться в спокойной обстановке; в случае же резкого ее изменения может потерять равновесие, упасть или замереть на месте как парализованный. При неполноценном зрительном восприятии ребенку трудно ориентироваться и в спокойной ситуации. Родители должны знать особенности восприятия своего ребенка и не оставлять его на дороге без контроля со своей стороны. В то же время, зная эти особенности, их можно рационально использовать для развития ребенка. Так, при освоении новых знаний, умений, при налаживании контакта с ребенком следует опираться на ведущую модельность и вместе с тем стараться повысить восприятие других каналов с помощью физических упражнений, игр, прогулок, чтения, рисования.
Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод, что при работе с детьми необходимо как можно больше разнообразить приемы, формы, методы. На занятиях следует использовать и рассказ учителя, и таблицу, и макеты, и игрушечные автомобили, и рассказы самих учащихся, только в этом случае можно предполагать, что необходимая информация дошла до всех детей (до детей всех типов восприятия информации).
Для того чтобы сориентироваться на дороге, заметить важные для безопасности объекты, ребенок должен быть внимателен. К сожалению, внимание 7-летнего ребенка неустойчиво, он легко отвлекается. Это связано с тем, что многие функции организма находятся на стадии становления.
В ответ на звуковой или световой сигнал 7-летние реагируют довольно медленно. По сравнению с более старшими детьми процесс переработки информации в центральной нервной системе у них происходит более длительно. Резкие сигналы или неожиданное появление машины вызывают смятение, спонтанную эмоциональную двигательную реакцию, которая не анализируется, и, следовательно, выбор оптимального направления движения не производится. Ребенок легко теряет самоконтроль. Заметив источник опасности, ребенок еще не может сразу сориентироваться, как далеко от него машина и как быстро она приблизится. Сигнал опасности воспринимается им как сигнал к действию: быстрее убежать. Но сконцентрировав внимание на объекте опасности, ребенок может не заметить другую машину, для которой он сам может стать источником опасности. Период младшего школьного возраста - это время только формирования внимания.
Кроме того, дети этого возраста часто и легко падают. Это происходит из-за несовершенства физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие тела или его восстановление. Сопротивляемость падению развивается вплоть до 12-14 лет.
На возраст от 7 до 10 лет выпадает период развития способности к формированию пространственной программы движений. Это даст школьнику гораздо большие возможности для управления своим телом и организации поведения, адекватной ситуации. Следовательно, необходимо большое количество игр, других упражнений и занятий, которые бы развивали координацию и давали большую свободу владения своим телом.
Вместе с тем у 7-летнего ребенка согласованность и точность действий обеспечивается только благодаря зрительному контролю. Он не способен в этом возрасте отвлеченно программировать действия, не поверяя их на суд зрения.
Возможно, все дело в том, что существенную роль в этом явлении играет зрительное восприятие. Мир эмоций хорошо питается информацией, полученной от органов чувств. А поскольку львиную долю информации, причем самую привлекательную и красочную, ребенок получает от органов зрения, то и зрительно контролируемые действия становятся для него значимы. В связи с этим объект становится для него как бы путеводным. Если что-то заинтересовало ребенка (воздушный змей в небе, птица на обочине дороги или мотоцикл, киоск и т. д.), то все внимание поглощается этим объектом, и он действует в соответствии с тем, что он видит.
Таким образом, как внимание, так и двигательная реакция ребенка во многом определяются уровнем развития у него центральных регуляторных механизмов. У 7-летнего ребенка имеются предпосылки для организации правильного поведения на дороге, но наличествует ряд особенностей нервной системы, которые ограничивают степень вероятности именно такого поведения.
При утомлении функциональное состояние многих систем организма снижается. После занятий в школе младшие школьники проявляют меньшую бдительность при переходе проезжей части улицы, чем до уроков, за время пребывания в школе у них появляются новые впечатления, заботы, в результате чего увеличивается рассеянность, отвлекаемость внимания.
Подвижные, возбудимые дети труднее переносят школьные занятия, сдерживающие их повышенную потребность в двигательной активности. Оказываясь после школы на улице, они стараются компенсировать дефицит двигательной активности резкими движениями, скачками, потасовками. Причем действия их имеют импульсивный, непроизвольный характер.
Взрослому человеку, сопровождающему подвижного ребенка, при переходе через дорогу надо проявить бдительность, чтобы ребенок ни с того ни с сего не метнулся в сторону, отвлекаясь на товарища, собаку или другое, что его заинтересовало.
Недисциплинированность возбудимого ребенка в данном случае непреднамеренная, и бесполезно упрекать его за непослушание. Взрослый поступит дальновиднее, если сразу после школы, прежде чем отправиться в путь-дорогу, позволит ребенку минут десять потолкаться со сверстниками, разрядиться на «паутинке», «черепахе» или других играх.
В противоположность подвижным, медлительные дети более дисциплинированны. Но в случае непредвиденной ситуации их реакция более замедленная.
Есть дети, которых нужно выделять особо из основной массы учеников. Несмотря на достижение 7-летнего возраста, они могут отставать в развитии произвольного внимания, организованности. Одной из причин может быть несформированность соответствующих этому возрасту нейрофизиологических механизмов высшей нервной деятельности. С другой стороны, некоторые дети плохо приспосабливаются к темпу работы в школе.
От 5 до 20 % младших школьников не способны приспосабливаться к условиям обучения в школе. В результате этого у них повышается тревожность, рассеянность, неспособность к произвольному регулированию своего поведения, эти дети нуждаются в особенном внимании со стороны взрослых как при переходе через дорогу, так и в школьной обстановке. Необходимо выяснить причины, приводящие к школьной дезадаптации, и сделать все возможное для ее устранения. Таких детей необходимо встречать после окончания уроков не только в период обучения в первом классе, но и значительно дольше.
Следует учитывать и такой фактор, как левшество. Выявлено, что левши-пешеходы чаще становятся жертвами различных несчастных случаев и увечий, левши-водители вдвое чаще оказываются жертвами автомобильных катастроф. Левшами рождается 10 % людей (в среднем). С возрастом эта цифра уменьшается за счет того, что большая часть левшей переучивается, а также в связи с меньшей их продолжительностью жизни (по среднестатистическим данным). В то же время дети-левши нередко отличаются незаурядными способностями к искусству, математике.
Процесс переучивания левшей (особенно насильственный переход с лево- на праворукость) сопровождается значительными неблагоприятными изменениями в центральной нервной системе и обменных процессах. Возможно, именно переучивающиеся левши чаще находятся в том состоянии, которое способствует уменьшению бдительности на дороге, рассеянности, замедленности реакции, снижению двигательно-координационных способностей. Учителю практически невозможно предусмотреть в своей работе все нюансы поведения таких детей на дороге. Он должен обязательно обеспокоить возможными последствиями родителей этих детей, и тогда несчастный случай с ребенком можно предотвратить.
Ребенок-левша живет в несколько менее комфортных условиях, так как, во-первых, чувствует себя отличающимся от других сверстников, во-вторых, все бытовые инструменты, как правило, приспособлены для правой руки. Учителю не следует переучивать левшу в правшу. Целесообразно создать такие условия, при которых ребенок не чувствовал бы себя ущербным от своей леворукости, а использовал ее в той же мере, как правши праворукость. Однако это невозможно на дороге, и поэтому левши должны быть более тренированными, дисциплинированными, внимательными.
Таким образом, в 7 лет происходят очень важные изменения в организме школьника, позволяющие ему на новом уровне (более высоком, чем у дошкольника) участвовать в дорожном движении. Однако в этом возрасте возможности в ориентировке ограниченны.
Отдельные семилетние дети могут сами переходить улицу. Следует развивать и поддерживать их самостоятельность в этом плане, то есть необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям. Надо учитывать индивидуальные особенности детей, степень сложности и опасности пути. Вряд ли можно позволить 7-летнему ребенку одному пересекать проезжую часть дороги, если этот ребенок или возбудим, или заторможен, или физически ослаблен, или переученный левша, или имеет отклонения в состоянии здоровья, или отставание в развитии, или налицо проблемы школьной адаптации. К сожалению, большинство учащихся данного возраста попадает хотя бы в одну из этих категорий.
Предоставление самостоятельности любому семилетнему ребенку в преодолении проезжей части дороги можно допустить, во-первых, только как исключение и прежде всего при условии, что дорога не очень опасна, во-вторых, родители должны быть уверены в ребенке, его организованности, ответственности, дисциплинированности. Кроме того, родители должны предварительно убедиться в том, что их ребенок серьезно относится к правилам дорожного движения и усердно их выполняет. При этом важно не только наблюдать за его поведением при совместных переходах, но и, отпустив его одного, проследить это поведение. Однако, будучи исключительным явлением, такие случаи предоставления самостоятельности первокласснику должны быть известны учителю, как и причины, побуждающие родителей не сопровождать ребенка по дороге в школу или домой. Общее правило, которого следует придерживаться и родителям, и педагогам, следующее: первоклассник не должен выходить на проезжую часть дороги без присмотра взрослых или старших детей.
Восьмилетний возраст примечателен тем, что удален от кризисных периодов: 6-7 лет и 10-11 лет. Функциональное состояние организма этих детей отличается наибольшей устойчивостью и адаптивностью к воздействиям окружающей среды по сравнению с младшими и более старшими школьниками.
Также нужно отметить повышение устойчивости внимания восьмилетних детей. В 50 % случаев характеристики внимания данного возраста соответствуют таковым у взрослых. Такой уровень внимания очень близок к уровню внимания более старших детей (от 8 до 15 лет).
Период от 7 до 8 лет характеризуется наиболее интенсивным развитием двигательной функции и различных анализаторных систем, обеспечивающих восприятие внешних сигналов. Значительные сдвиги происходят в совершенствовании зрительного восприятия. Увеличивается поле зрения: по сравнению с 6-летним ребенком границы поля зрения расширяются более чем в 10 раз. Как правило, расширение поля зрения с возрастом происходит за счет увеличения наружной границы, определяющей возможность обозрения справа и слева. Для 8-летнего ребенка характерно расширение поля зрения за счет увеличения верхних границ. Это имеет немаловажное значение для ориентировки детей на дорожные знаки, машины и т. д. Ранее им из-за малого роста и ограниченного поля зрения далеко не все дорожные объекты (попадающие в поле зрения взрослого человека) в равной мере были доступны для восприятия. К 8 годам в этом отношении происходят значительные перемены, способствующие улучшению ориентировки на дороге. Кроме того, в этом возрасте становится точнее глазомер: на 1/3 - для близкого расстояния и на 1/10 - для дальнего (10 м) расстояния (по сравнению с предыдущим возрастом). Следовательно, восемь лет - это средний нижний предельный возраст, когда ребенок может делать первые, полностью самостоятельные шаги как участник дорожного движения. К этим шагам его надо готовить. Отсюда видно то значение, которое приобретает год обучения в первом классе. Это год максимального приобретения знаний и формирования физиологии.
Одновременно совершенствуется функция вестибулярного аппарата. Устойчивость двигательных координаций на раздражения вестибулярного аппарата начинает активно проявляться, начиная с 8-летнего возраста. Следовательно, с этого возраста дети становятся более устойчивыми к падению.
Благодаря активному развитию функций мозга совершенствуется восприятие формы объектов или изображение. Это дает 8-летнему ребенку по сравнению с 7-летним больше шансов заметить опасность. Для увеличения этих шансов так важен тренинг ребенка.
Таким образом, к 8 годам уровень развития зрительной, двигательной функции, внимания позволяет ребенку хорошо ориентироваться на дороге. Однако в случае возникновения неожиданной опасности от ребенка требуется быстрый анализ ситуации и выбор одного из вариантов ответных действий, быстрота в принятии решения и реагирования на ситуацию. Этими качествами 8-летние дети еще не обладают в должной мере. Они сформируются позднее.
Вместе с тем в этот возрастной период дети очень чувствительны к воздействию целенаправленных тренировок двигательных и психических функций. В этом плане к нему близок и 9-летний возраст. После 8 лет жизни в организме ребенка происходят изменения, которые существенным образом отражаются на его поведении на дороге.
С девятилетнего возраста в управление анализаторными системами активно включаются лобные доли коры головного мозга. В организации поведения начинает действовать механизм центральных команд. Что это значит? Благодаря активизации лобных долей головного мозга, ответственных за регуляцию высших форм поведения человека, появляется способность принимать решения на основе анализа разного рода информации: и конкретной, поступающей от органов чувств, и абстрактной, например, от словесной инструкции. Это значит, что наступает период, когда авторитету взрослого ребенок начинает активно противопоставлять свое собственное мнение. При этом совершенствуется процесс восприятия зрительной, слуховой и другой информации. Из ряда одновременно воспринимаемых сигналов школьник может выделить наиболее важные для данного момента. Более того, у него появляется способность прогнозировать возможность того или иного действия. При переходе дороги в опасном месте он уже может рассчитать вероятность сближения с машиной. Таким образом, ребенок вступает в возраст, когда он, с одной стороны, уже может сам принимать какие-то решения, с другой - требуется постоянный контроль, осуществляемый взрослыми.
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:01 0 | ||
|