К познавательным процессам относят восприятие, воображение, мышление, память, внимание.
Начнем с характеристики восприятия. Что это такое? Восприятие — это чувственное отражение действительности каждым человеком. Оно обусловлено устройством органов чувств, сенсорными способностями человека. Если мы воспринимаем различия в органах чувств у каждого ребенка, соответственно отражение действительных предметов тоже будет различным. Каждый ребенок осваивает зрительный и слуховой образ предмета индивидуально. Это зависит от многих причин и, прежде всего, от связи ребенка с предметным миром. Какие конкретно образы входят в его «ареал» чувственного отражения мира.
Восприятие тесно связано с мышлением, так как мышление — это совокупность умственных процессов, которые лежат в основе познания. Мышление тесно связано с функционированием человеческого мозга, с его способностью оперировать возникающими абстракциями отражения реального мира. С помощью восприятия ребенок отражает действительность, а мышление как вид умственной деятельности помогает ему выявить связи между явлениями мира. Выявление связей «принуждает» ребенка к суждениям, анализу увиденных новых предметов, явлений. Рассуждая о них, ребенок синтезирует полученные знания. Совокупность этих процессов осуществляется в знакомой всем образно-знаковой форме, которая в свою очередь отражается в продуктах деятельности ребенка. С помощью какого же механизма ребенок накапливает полученные знания? Делает он это при помощи памяти. Именно память как вид умственной деятельности призвана накапливать, сохранять и воспроизводить полученную человеком в ходе жизнедеятельности информацию. Существуют различные виды памяти. Их выделение происходит в зависимости от критериев. К примеру, в психологической литературе выделены следующие критерии: цель, содержание, сенсорная модальность, организация запоминания, время на запоминание. По постановке цели выделяется произвольная и непроизвольная память. По содержанию выделены такие виды памяти, как: образная, словесно-логическая, моторная, эмоциональная. По организации запоминания информации можно выделить эпизодическую память, семантическую и процедурную. По временным характеристикам память делится на следующие виды: долговременная и кратковременная. Если говорить об объеме информации, то следует отметить, что память имеет ограниченный ее объем. И мышление, и память обусловливают индивидуальную возможность ребенка строить все новые и новые образы, «опредметчивая» действительность. В этом ему помогает такая познавательная особенность, как воображение. Для ребенка характерно вначале то, что воссоздаваемые образцы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Далее воображение развивается и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на такие виды, как произвольное и непроизвольное.
Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности.
И наконец, поговорим о внимании. Внимание само по себе не является познавательным процессом. Оно присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение, на каком либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. От рождения внимание проходит несколько стадий развития в направлении от непроизвольного к произвольному. Внимание ребенка направляется двумя путями: предметами и явлениями, которые окружают ребенка, с одной стороны, а с другой — словами, которыми обозначаются эти предметы. С возрастом ребенок, овладевая речью, начинает учиться сосредотачиваться на определенном деле, вместе с ним развивается и его внимание.
Характеристика ребёнка младшего школьного возраста
Активизация познавательной деятельности младших школьников
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Оксана Константиновна Бородяева # 7 июня 2020 в 21:10 0 |
Юлия Сергеевна Щепина # 7 октября 2021 в 19:02 0 | ||
|