Младший школьный возраст в отличие от дошкольного возраста, характеризуется тем, что у него ведущий вид деятельности — учение. В процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста. Новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия.
Произвольность — особое качество психических процессов. У ребенка она проявляется прежде всего в умении сознательно ставить цели деятельности и достигать их, что отличает его от дошкольника. Ребенок учится выбирать правильно цели деятельности не по их внешней привлекательности, а исходя из необходимости. Таким образом, он учится управлять своим поведением. Необходимо помнить о том, что управление и достижение целей сугубо индивидуально и зависит от многих факторов. У одного ребенка это можно наблюдать уже в 6-7 лет, а у другого только в 9. При выполнении различных заданий дети младшего школьного возраста уже умеют найти наиболее оптимальный путь решения. Они выбирают правильное решение, анализируют и сопоставляют результаты, планируют порядок проведения работ. Чем больше и тщательнее планов деятельности построит ребенок, тем более успешным будет результат его деятельности. Необходимость таких действий, а также развитие таких механизмов, как контроль и самоконтроль в деятельности, создают предпосылки для выполнению действий по внутреннему плану. Очень важным требованием в учебной деятельности является требование к ребенку уметь развернуто и обоснованно представлять свои решения. Для этого ребенок учится со стороны рассматривать, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Умения совершать подобные операции лежат в основе такого качества, как рефлексия. Механизмом смены периодов Д.Б. Эльконин считал изменения, которые происходят между уровнем развития отношений ребенка с окружающим миром и уровнем развития знаний и способов действия. Но нельзя забывать и о кризисных периодах, характеризующих этот возраст. У младшего школьника игра как вид деятельности неким образом «соревнуется» с учением. Этим можно объяснить многое в поведении на уроках первоклассников. Они продолжают играть, принося в школу свои любимые игрушки, с которыми не в силах расстаться на столь длительный срок. Да и основная задача учителя — формировать положительные мотивы обучения. Учитель с помощью игры подводит ребенка к ведущему виду деятельности для этого возраста — учению.
Контактируя с младшим школьным возрастом, нельзя забывать об особенностях их физиологии. Именно в этом возрасте происходит качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Особенно сильно развиваются большие полушария. Мозг достигает веса 1 кг 350 гр. Так же происходят изменения и в нервных процессах — возбуждения и торможения. Дошкольник характеризуется ситуативным поведением, и процесс торможения у него слабо развит. Младший школьник начинает овладевать процессами управления своим поведением, у него увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиняться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, увеличивает его самостоятельность. Изменения этого возрастного периода касаются и костно-мышечного аппарата. Он достаточно гибкий у младших школьников, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в костях и повышенной эластичностью клеток. Поэтому бичом младшего школьника является искривление позвоночника — сколиоз. Если не следить за осанкой, ребенка это может привести к разным заболеваниям. Такая банальная вещь, как физкультурные занятия, может во многом предотвратить эти явления, если уделять этому предмету должное внимание. У младшего школьника слабо развиты мелкие мышцы кистей, рук и пальцев. Поэтому ему трудно писать на начальных этапах обучения.
К познавательным процессам у младших школьников мы можем отнести восприятие, внимание, память, воображение и мышление.
Восприятие — познавательный психический процесс, состоящий в целостном отражении предметов, событий, ситуаций. Этот феномен лежит в основе познания мира. Основой познания младшего школьника является непосредственное восприятие окружающего мира. Для учебной деятельности важны все виды восприятия: формы предметов, времени, пространства. Восприятие связано с индивидуальными проявлениями человека. Есть люди, которые не придают значения деталям, они больше заняты целостным явлением, другие же, наоборот, ориентированы именно на детали. Такие особенности можно найти в характере принимаемой информации. Если мы посмотрим на отражение полученной информации, то можно выделить два типа восприятия: описательный и объяснительный. У некоторых детей описательный тип ориентирован на фактический материал. Такой ребенок может пересказать текст близко к оригиналу, но вникать в смысл особо не будет. Объяснительный же тип, наоборот, в поисках смысла произведения может не запомнить его сути. Индивидуальные особенности, присущие личности, тоже влияют на восприятие. Одни дети ориентированы на точность восприятия, они не обращаются к догадкам, не пытаются домыслить прочитанное или услышанное. Другой же индивидуальный тип, наоборот, стремится домыслить информацию, наполнить ее своим предвзятым индивидуальным мнением. Восприятие младшего школьника носит непроизвольный характер. Дети приходят в школу уже с достаточно развитым восприятием. Но это восприятие сводится к узнаванию формы и цвета предъявляемых предметов. При этом в предмете дети видят не главное, особенное, а яркое, т. е. то, что выделяется на фоне других предметов.
Мышление. В младшем школьном возрасте мышление ребенка переходит от наглядно-образного к словесно-логическому. Оно опирается на наглядные образы и представления. Мыслительная деятельность младших школьников во многом еще напоминает мышление дошкольников. Для понимания данного познавательного процесса надо разобраться в особенностях развития мыслительных операций у младших школьников. Они включают такие компоненты, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и конкретизация.
Анализ — мысленное расчленение предмета на отдельные части и выделение в нем свойств, качеств или черт. У младшего школьника преобладает практически действенный и чувственный анализ. Попробуем разобраться, что это такое. Детям легче решать задачи с использованием конкретных предметов (палочек, моделей предметов, кубиков и пр.) или находить части предметов, наблюдая за ними наглядно. Это может быть как макет предмета, так и естественные условия, в которых пребывает предмет. Детям этого возраста свойствен некий «односторонний» анализ. То есть они анализируют части предмета или отдельные свойства. Взрослея, младшие школьника уже начинают комплексно анализировать явления. Они рассматривают не только отдельные части анализируемого предмета, а пытаются уже устанавливать связи. Далее, дети, уже накапливая опыт анализа, располагают анализируемые части в определенной последовательности, находят главные части и устанавливают не только взаимосвязь между компонентами анализа, но и их взаимозависимость.
Развитие анализа у младших школьников происходит одновременно с развитием другого компонента — синтеза.
Синтез — умение логически выстраивать умственную цепочку от простого к сложному. Анализ и синтез тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем более глубоко владеет анализом ребенок, тем полнее синтез. Учителя в школе, занимаясь развитием речи ребенка, встречаются постоянно с комплексным развитием этих компонентов. Если мы покажем ребенку сюжетную картинку и не скажем ее названия, то описание этой картинки будет выглядеть как простое перечисление нарисованных предметов. Сообщение названия картинки повышает качество анализа, помогает ребенку понять смысл всей картины в целом.
Сравнение. Всем известны задания на сравнение картинок, представленные в периодических журналах «Панорама», «Телезритель» и других подобного рода изданиях. Известно также, что они полезны для развития такого компонента мышления, как сравнение. Это сопоставление предметов или явлений с целью нахождения у них общего или различного. Младшие школьники сравнивают предметы по ярким признакам, по тому, что бросается в глаза. Это может быть круглая форма предмета или яркая его окраска. Одним детям удается, сравнивая предметы, выделить наибольшее количество признаков, другим наименьшее. Эта операция индивидуально развита в каждом ребенке. В психолого-педагогической литературе бытует мнение, что младшим школьникам легче дается нахождение различий, а не сходства предметов. Младший школьник на практике сравнение часто подменяет другой операцией — рядоположением предметов. Ему легче рассказать по порядку то, что он знает о предложенных ему предметах.
Обобщение. Младшие школьники выделяют прежде всего броские, яркие признаки предметов. Большинство обобщений касается конкретных признаков. Если дать детям в виде задания ряд предметов, входящих в разные группы, и предложить объединить их по общим признакам, мы увидим, что младшему школьнику трудно самостоятельно обобщать. Без помощи взрослого он, выполняя задание, может объединить разные по смыслу слова в одну группу. Необходимо с помощью наводящих вопросов показывать ребенку, как правильно обобщать. Успешнее проходит обобщение, когда его значение более конкретно. Обобщения закрепляются в понятиях. Понятия — это совокупность существенных свойств и признаков предмета или явления.
Конкретизация. Этот компонент мышления тесно увязан с обобщением. Ребенку на протяжении жизни необходимо научиться усваивать понятия, правила, законы. Это можно сделать рассматривая отдельные предметы или их части, знаки, схемы, а главное, совершая с ними ряд операций. Если ребенок знает лишь часть общих свойств, то его конкретизация будет тоже частична. Поэтому взрослые, озабоченные развитием мышления у младшего школьника, ведут его к высшей стадии конкретизации, когда ребенок понимает смысл предложенной ему задачи и умеет конкретизировать новыми фактами, взятыми им из своего жизненного опыта.
Воображение. Это способность человека создавать новые образы, опираясь на уже имеющиеся у него в опыте. Основное направление в развитии воображения младшего школьника — это переход к более правильному и полному отражению действительности на основании уже имеющегося жизненного опыта и знаний, полученных в ходе освоения действительности. Воображение — чрезвычайно важный процесс. С помощью его человек может преобразовывать как свою личность, так и мир вокруг себя. Для младшего школьного возраста характерно вначале то, что воссоздаваемые образцы только приблизительно характеризуют реальный объект, они бедны деталями. Кто из нас не слышал, как младшие школьники передают содержание фильма, особенно, если это сказка или фентези. У них не хватает слов и «красок». Образы, о которых говорят дети, в основе своей статичны. Далее воображение развивается, и дети уже, строя образы, используют в них значительно большее количество признаков и свойств.
Особенностью воображения у младших школьников является его опора на конкретные предметы. Постепенно конкретные примеры заменяются словом, которое помогает ребенку создавать новые образы. По тому, насколько преднамеренным, осмысленным является создание образов, мы можем разделить воображение на произвольное и непроизвольное. Именно в младшем школьном возрасте наиболее ярко проявляется непроизвольность. Детям трудно отвлечься от образов, созданных ими ранее и обусловленных их жизненным опытом. Это затрудняет создание новых образов. Новые образы у младших школьников возникают под воздействием мало осознанных потребностей.
Непроизвольность воображения сродни неуправляемости. Если какое-то литературное произведение или красочный рассказ будит у ребенка сильное воображение, то, пересказывая услышанное или прочитанное, он помимо своей воли может придумать те детали, которых не было в произведении. Взрослые, часто не понимая природы непроизвольного воображения, обвиняют ребенка во вранье.
Произвольное же воображение — это специально созданный в соответствии с поставленными целями образ. Оно нуждается в развитии, и взрослым предстоит развивать воображение младшего школьника от образа неясного, расплывчатого, «мелкого», в котором отражаются только несколько признаков, до обобщенного, яркого образа. Развитие воображения как познавательного процесса личности младшего школьника велико. В процессе обучения и воспитания ребенок учится управлять своей умственной деятельностью, и с появлением этих умений воображение тоже становится управляемым жизненным опытом.
И, наконец, поговорим о внимании. Оно само по себе не является познавательным процессом, однако присуще всем вышеперечисленным процессам: восприятию, мышлению, памяти. Внимание — это сосредоточение на каком-либо процессе или явлении. Оно сопровождает все психические процессы и является необходимым условием выполнения практически любой деятельности. Современные исследования показывают, что данный процесс крайне важен для психологии и педагогики. Эта важность обусловлена тем, что взрослые обеспокоены отсутствием или слабой выраженностью внимания у своих детей. Вследствие этого вниманию уделяют большое значение как теоретики, так и практики, занимающиеся работой с детьми, признавая в нем едва ли не главную способность для творческой жизни индивида. Внимание может быть произвольным и непроизвольным. У младшего школьника преобладающий вид внимания — непроизвольное внимание.
Непроизвольное внимание достаточно «самостоятельно» и не зависит от приложенных усилий. Объекты и явления, привлекающие внимание, могут быть различны. Но всех объединяют яркость, неожиданность, новизна. Младшие школьники еще не научились управлять своим вниманием, и все эмоционально окрашенное привлекает их больше всего. Это объясняется наглядно-образным характером их мыслительной деятельности. Сильные эмоциональные переживания оказывают тормозящее влияние на мыслительную деятельность, и младший школьник не может сосредоточиться на неясном и непонятном для него материале. К примеру, если ребенок болел и пропустил новый материал, придя в школу, он не будет понимать объяснения учителя, так как они построены на усвоении предыдущего материала. Ребенок будет отвлекаться, заниматься другими делами. Для него объяснения учителя неясны и непонятны.
Произвольное внимание. Если ребенок ставит цель и прилагает усилия для ее выполнения, мы имеем дело с произвольным вниманием. Мы уже говорили ранее, что главным видом деятельности младшего школьника является учебная деятельность. Именно в процессе овладения знаниями, умениями и навыками у ребенка развивается произвольное внимание. Развитие произвольного внимания тесно связано с формированием у ребенка таких качеств, как ответственность, самостоятельность. Работа по развитию произвольного внимания идет от целей, которые ставят перед ребенком взрослые, к целям, которые младший школьник ставит уже самостоятельно. Организация учебной деятельности в значительной степени влияет на развитие произвольного внимания. Поэтому требования, предъявляемые школе, в этой части велики. От учителя зависит, в какой мере ребенок принимает цели обучения, насколько они ему интересны и созвучны с его жизненными установками. Если учителю удается развить интерес к конечному результату деятельности, то это значительно повышает внимание ребенка, в том числе и к ходу выполнения деятельности. Рассматривая произвольное внимание, мы не можем не рассмотреть его свойства. К ним относят сосредоточенность внимания, его объем, устойчивость, распределение и переключение.
Сосредоточенность внимания — способность удерживать внимание на одном каком-либо объекте. Именно в младшем школьном возрасте это свойство может быть выражено очень ярко, поскольку ребенку свойственно погружаться в свой собственный мир, не замечая на какое-то время мира реального.
Объем внимания — это количество предметов, явлений, которые охватываются одновременно. У младшего школьника объем колеблется от 2 до 4 предметов. Это меньше, чем у взрослого человека, но вполне достаточно для ребенка.
Устойчивость внимания еще слабо развита у младшего школьника. Он легко отвлекается, «перескакивает» с одного объекта на другой. Этому способствует тот факт, что у младшего школьника процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Ребенок не может долгое время уделять внимание одному предмету, он быстро устает.
Распределение внимания — это умение удерживать внимание на двух или более объектах или явлениях. У младшего школьника это свойство еще недостаточно развито. С возрастом распределение развивается, появляется опыт автоматических умений, когда одно хорошо знакомое явление или деятельность требует практически автоматического умения, и внимание ребенка переключается на другой предмет или явление.
Ну и, наконец, такое свойство, как переключение внимания. Это способность ребенка переходить от одного действия к другому. На успешность переключения влияют характеристика предыдущей деятельности и индивидуальные особенности ребенка. Одни дети легко переходят от одного вида деятельности к другому другие тяжело, им трудно перестроиться. Переключение внимания требует усилий со стороны ребенка, поэтому в младшем школьном возрасте, когда волевой потенциал еще недостаточно развит, это трудно. Но с возрастом, с приобретением нового опыта развивается и переключение. Большую роль в развитии внимания принадлежит учителю, родителю, воспитателю, любому взрослому, занимающемуся развитием познавательных процессов ребенка.
Мы познакомили вас с основными характеристиками познавательных процессов, присущих младшему школьному возрасту. Надеемся, что полученные данные помогут родителям адекватно реагировать на успехи и неудачи, которые ожидают ребенка в первом классе. Думаем, что им будет более понятно и поведение ребенка, и его отношение к школьной жизни. Семье предстоит трудная работа, которая заключается в помощи своему малышу в сложный период адаптации к новой жизни.
В родительский блокнот
❀ Не тратьте много усилий на поиск престижной школы. Для начальной школы главный козырь — хороший учитель.
❀ Никогда не сердитесь на ребенка, если он не запоминает стихи или сказки. У него еще недостаточно развита память.
❀ Делайте вместе упражнения для развития мышления, внимания, памяти, воображения.
❀ Стремитесь постоянно увеличивать объем своих психолого-педагогических знаний.
❀ Если ребенок посещает подготовительные курсы, старайтесь немного позаниматься с ним и дома, конечно, если у ребенка будет желание это делать.
На заметку бабушке и дедушке
❀ Учите вместе с ребенком ритмичные четверостишия — это очень развивает память.
❀ Собирайте друзей ребенка и вместе с ними в виде игры старайтесь готовить их к школе.
❀ Рассказывайте ребенку о том, что происходило в вашей душе, когда вы пошли в первый класс.
❀ Приводите в пример его родителей, когда они были первоклассниками.
❀ Формируйте у ребенка уверенность в том, что у него в школе все получится.
Профессиональные умения учителя начальных классов
Художественные произведения о природе для младших школьников
Применение новых педагогических технологий при обучении учащихся чтению
Нет комментариев. Ваш будет первым!