Как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
К. Д. Ушинский
Предлагаем обсудить несколько проблем:
Проблема 1.
Почему одни младшие школьники всегда активны и с удовольствием выполняют любое задание учителя, а другие - скованны и равнодушны к учению? Можно ли так организовать процесс обучения, чтобы у всех детей была высокая познавательная активность и интерес?
Проблема 2.
Всем известна детская любознательность. Нужно ли специально развивать познавательный интерес младших школьников?
1. Актуальность проблемы активизации познавательной деятельности.
Системы образования, педагогическая наука во всём мире переживают период осмысления философских оснований образования, общих целевых установок, стратегических направлений систем образования, а также методов и средств их достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что на смену индустриальному обществу пришло общество информационных технологий, тем, что информация стала главным продуктом цивилизованного общества. Поэтому умение работать с информацией, находить нужную становится жизненно важным для любого специалиста.
Что значит работать с информацией? Это означает, прежде всего, уметь оценить её значимость для решения той или иной проблемы, уметь анализировать информацию, выявлять с её помощью всё новые проблемы в конкретной области знаний, выдвигать гипотезы их решения, определять наиболее рациональные методы и средства решения данных проблем. Другими словами, это означает владеть современными технологиями исследовательской деятельности, обладать навыками творческой деятельности. Отсюда важность интеллектуального творческого развития учащихся. Недаром многие учёные говорят о необходимости развития исследовательских творческих навыков у детей, начиная с дошкольного и младшего школьного возрастов, развитии сенсорной и двигательной сфер ребёнка, формирование нестандартного мышления, наблюдательности, воображения, комплексное развитие различных видов памяти, внимания.
Поэтому для современного образования становятся приоритетными следующие принципы педагогической деятельности: развивать способности и поддерживать стремление ученика, не учить его, а помогать ему учиться и развиваться. «Сделать ученика способным к саморазвитию - вот жизненный принцип педагогики», - писал К. Н. Вентцель.
Следовательно, способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.
Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
2. Опираясь на общую теорию деятельности, мы вправе считать, что деятельность - основа учебного процесса. Деятельность - главная характеристика человека, отличающая его от животного. Учебная деятельность необходима человечеству, без неё невозможна передача опыта от поколения к поколению.
Дифференциация деятельности внутри учебного процесса привела к необходимости отдифференцировать и такие понятия, как «учебная деятельность» и «познавательная деятельность», которая иначе выражена термином «учение».
С позиции общей теории деятельности психологами правомерно различаются эти понятия. Понятие «учебная деятельность» по отношению к «учению» рассматривается как более широкое, поскольку оно включает одновременно и деятельность обучающего, и деятельность обучаемого. Что касается понятия «учение», то психологи склонны рассматривать его как совокупность психических процессов, обусловленных нервными механизмами. В дидактике же этот термин применяется в связи с познавательной деятельностью ученика. Вот почему понятие «учебно-познавательная деятельность» наиболее полно характеризует процесс обучения: это специальная деятельность, необходимая обществу, совместная деятельность, форма сотрудничества взрослого и школьника, а главное - в ней совершаются как познавательные процессы, так и социализация подрастающих поколений.
Познавательная деятельность является важнейшей составляющей всех видов человеческой деятельности, которые определены в современной психологии (предметной, игровой, продуктивной, трудовой), так как человек в процессе любого занятия приобретает систему знаний о предметах окружающего мира и учится преобразовывать их. Учителю очень важно знать, что познавательная деятельность, как и всякая другая, всегда имеет цель, средства достижения, состоит из процесса преобразования предмета и результата.
Познавательная деятельность:
1) вооружает знаниями, умениями, навыками;
2) содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, идейно-политических, эстетических качеств учащихся;
3) развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес;
4) выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся;
5) приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Анализ литературы по проблемам развития познавательной активности свидетельствует, что термин этот ученые понимают по-разному. Одни отождествляют активность с деятельностью, другие считают активность результатом деятельности, третьи утверждают, что активность - более широкое понятие, чем деятельность.
Познавательная активность:
- ценное и сложное личностное образование школьника, интенсивно формирующееся в школьные годы. Проявление его в каждом последующем возрасте шире, богаче; оно оказывает влияние на продуктивность обучения и учения, на активизацию всей учебной деятельности. Ценность урока чаще всего определяют через активность учащихся. Познавательную активность можно считать подготовительной ступенью самостоятельности.
Проявления познавательной активности и самостоятельности многообразны, их трудно обособить. Они выражены:
- в целенаправленности познавательных действий, в их целесообразности, характеризуемой смыслообразующей мотивацией;
- в характере знаний, умений, способов деятельности, в мобильности их использования, в содержательности вопросов, обращённых к учителю;
- в желании расширить, углубить познавательную деятельность за счёт источников социальной коммуникации, через широкий круг чтения, телевидение, радио.
В современных условиях важную роль приобретают повышение качества каждого урока, создание на уроке таких условий, которые обеспечивали бы усвоение нового материала уже при первичном его изучении. В решении этой задачи помогает целенаправленное применение приёмов, активизирующих учебную деятельность учащихся.
Активизация - это такая организация познавательной деятельности учащихся, при которой учебный материал становится предметом активных мыслей и практических действий каждого ученика. Она должна обеспечить не только простое запоминание материала и формирование устойчивого внимания, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания.
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать» (Л. Толстой).
Активизация учения может быть решена полно при условии в реализации следующего:
1) в содержании предметов необходимо чётко выделить систему ведущих знаний и способов получения и переработки информации;
2) важное место отвести самостоятельным работам, в которых должна быть усилена поисковая деятельность;
3) сочетать информационно-репродуктивные и информационно-поисковые методы обучения, которые бы формировали познавательную потребность, обеспечивали овладение интеллектуальными умениями;
4) придавать значение межпредметным связям.
3. Организация познавательной деятельности.
1) Для реализации задач, стоящих перед современной школой, следует обеспечить каждому ученику возможность активной познавательной и творческой деятельности. Как это сделать? В первую очередь нельзя исключить богатый опыт дидактики и использовать возможности новых информационных технологий. На первое место в структуре школьных отношений следует выдвигать отношения не «учитель - ученик», а «ученик- ученик» (обучение в сотрудничестве). Это учебное сотрудничество «ученик - ученик» постепенно переходит в парадигму «ученик - учебник - учитель», где акцент делается на самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
«Только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания мира, формирует и совершенствует личностные качества» (Л. С. Выготский).
Пути создания атмосферы познавательной деятельности в школе можно представить следующим образом в обобщённой схеме:
Источником познания является информация, она может быть как внешняя, так и внутренняя. Информация интересна тогда, когда она заключает проблему. Древнегреческий учёный Демократ говорил: «Познание начинается с удивления». Промежуточной ступенькой к познанию становится восприятие. И если мы отталкиваемся от классического афоризма, то делаем вывод, что восприятие важнее чувственное. Взаимосвязь чувственного и интеллектуального познания несомненна.
Любое познание - это интеллектуальный труд, связанный с функциональным развитием разума. Организация этого труда ребёнка, его познавательной деятельности и является сферой деятельности учителя.
Всякое развитие познавательных способностей связано, прежде всего, с изучением и знанием индивидуальных психофизиологических особенностей ребёнка. Ведь трудности восприятия учебного материала напрямую связаны с неразвитостью внимания, логического мышления, с особенностью памяти.
Организация познавательной деятельности учащихся напрямую зависит от их здоровья, так как учебно-познавательные возможности каждого ученика определяются психологическими критериями. Следует учесть, что педагоги и психологи в понятие «возможности» вкладывают учебно-познавательные свойства личности, тогда как врачи и физиологи - тот уровень здоровья, который определяет и отражает «физиологическую стоимость» для детского организма реализации его учебно-познавательных возможностей. Не секрет, что при сниженном функциональном состоянии основных систем организма нерегламентируемая нагрузка на познавательные возможности ребёнка может стать фактором риска для его здоровья.
2) Связана ли активная познавательная деятельность младшего школьника с наличием у него познавательного интереса? Что такое познавательный интерес? Это - избирательная направленность на отдельные объекты окружающего мира, связанная с положительно эмоциональным отношением, познавательной активностью и волевым усилием субъекта. Как учитель может определить, имеется ли у его учеников устойчивый интерес к определённым урокам? Прежде всего педагог оценивает результаты своих наблюдений за эмоциональными проявлениями младших школьников (эмоциональная напряжённость, мимика, движения, жесты), сформированность речи (интонация, интенсивность тона голоса и так далее), а также анализирует вопросы, которые задают учащиеся.
Можно выделить несколько типов эмоциональных проявлений младших школьников:
1. Отчётливо отрицательное состояние: ребёнок всё время отвлечён, что-то делает, качается на стуле, на вопросы часто не может ответить, потому что не слышал их, не хочет отвечать. Дети этого типа почти не задают никаких вопросов познавательного характера, их интересы сосредоточены лишь на организации деятельности (что и как делать).
2. Нейтральное эмоциональное состояние: ребёнок безразличен к теме урока, на вопросы отвечает вяло, оживляется только при использовании учителем особенно ярких наглядных средств, а также при прямом обращении. Дети этого типа редко задают вопросы познавательного характера, хотя отдельные яркие моменты вызывают их любознательность.
3. Отчётливо положительное эмоциональное состояние: ребёнок внимательно следит за педагогом, интонационно выразительно отвечает на вопросы, часто поднимает руку, при особом желании ответить подпрыгивает, встаёт, эмоционально реагирует на любое высказывание педагога. Дети этого типа достаточно часто задают вопросы, не только касающиеся содержания учебного материала, но и проявляют любознательность независимо от него.
Тип эмоционального состояния младшего школьника определяется и уровнем интереса. Первый (низкий) уровень: интерес внешний, ситуативный, проявляющийся только в занимательных, ярких учебных ситуациях. В основном это интерес к процессу, а не к результату деятельности. Интерес неустойчивый, быстро пропадает. Высокая активность в течение 8-10 минут. Второй (средний) уровень: интерес более глубокий (к содержанию урока и отдельным способам работы), но не длителен, неустойчив, зависит от эмоциональности урока, используемых учителем методических приёмов, быстро гаснет при однообразной деятельности. Полная активность не более 15-20 минут. Третий (высокий) уровень: интерес глубокий, устойчивый, сохраняется в течение всего урока, гаснет редко, только при длительной однообразной работе. Дети проявляют интерес как к процессу, так и к результату деятельности.
Как видим, активность младшего школьника на уроке прямо связана с его познавательным интересом, поэтому можно утверждать, что развитие этого качества личности ученика положительно повлияет на его познавательную активность.
Какие же условия нужно учесть в педагогическом процессе, чтобы реализовать задачу обучения и развития младшего школьника?
1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребёнка: для того чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо всё время использовать «эмоциональную поддержку». Это особенно касается этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал.
2. Для появления живого познавательного интереса у младших школьников в процессе учебной деятельности необходимо использовать уже имеющийся у них опыт, те знания, которые они получили в процессе жизни стихийным путём (в семье, через средства массовой информации, книги и прочее).
3. Достаточно часто возникновение интереса у младших школьников связано не с наличием знания, а его отсутствием. Интерес возникает на основе ориентировочной реакции. Как только ребёнок приобретает некий запас знаний, удовлетворяет своё любопытство, интерес угасает. Это происходит, например, тогда, когда учитель злоупотребляет формальным повторением материала. Отсюда вытекает следующее условие организации познавательной деятельности в начальной школе: обязательное наличие элементов новизны, «неузнаваемость» содержания, невозможность решить учебную задачу «с ходу».
4. Важна сама подача учебного материала. Её структурированность для облегчения восприятия. Логичность изложения. Чередование различных умственных занятий.
5. Хорошо стимулирует познавательную деятельность ученика материал противоречивый. При возникновении сведений взаимно исключающих или взаимно противоречивых у ученика возникает желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
6. Благоприятно действуют на ребёнка его успехи. Ситуация успеха удовлетворяет потребность ребёнка в самоуважении и повышения престижа. Всегда можно найти какие-то успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие успехи, отмечая продвижение вперёд.
Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами.
Можно выделить 10 эффектов, влияющих на активизацию познавательной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Одними из них является занимательность, эффект увлекательности форм и методов изложения, эффект нестандартных заданий, использования ярких, художественных форм, средств, эффект парадоксальности и другие.
К. Д. Ушинский говорил: «В школе должна царствовать серьёзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность».
Создание воспитательной среды в начальных классах
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!